Болт

 

Использование: для крепления деталей, работающих при циклических нагрузках. Сущность изобретения: болт содержит стержень с головкой. В головке выполнено осевое отверстие. В отверстии с натягом установлена сплошная заглушка. Угол при вершине конического дна отверстия равен 60 - 70o. Разность углов при вершине конического дна и конического участка заглушки находится в пределах - = 0-0,025, где - угол при вершине конического дна отверстия; b - угол при вершине конического участка заглушки. Болт обеспечивает снижение коэффициента концентрации напряжений и увеличивает долговечность. 2 ил.

Изобретение относится к машиностроению, может быть использовано в соединениях, работающих при циклических нагрузках.

Известен болт, содержащий головку и стержень с резьбой [1] При затяжке возникают растягивающие напряжения, резкое увеличение которых отмечается в районе концентратора под головкой болта. При циклическом характере нагружения в районе концентратора зарождается усталостная трещина, приводящая к преждевременному разрушению детали и сокращению срока службы всего узла, включающего данное резьбовое соединение.

Изобретение решает задачу увеличения долговечности резьбового соединения путем снижения концентрации напряжений в опасной зоне под головкой болта с помощью снижения жесткости головки.

Снизить жесткость головки можно, например, с помощью выточки специального профиля, выполняемой под головкой болта. Выточка имеет плавные очертания и выполняется в месте перехода стержня болта в головку [2] Этой же цели можно достичь с помощью более простой выточки, имеющей трапециевидную форму, выполненной на опорной поверхности под головкой болта [3] Однако в этих конструкциях при выполнении выточки происходит повреждение опасной зоны болта, нарушение чистоты поверхности, возникают остаточные напряжения, что вызывает необходимость дополнительных технологических мероприятий.

Наиболее близким к предлагаемому является болт, имеющий отверстие в головке. Ось отверстия совпадает с осью болта. В данное отверстие запрессована с натягом вставка с отверстием "под ключ". Выполненные на поверхности вставки продольные зубья предназначены для скрепления вставки с болтом и передачи усилия с ключа на болт [4] Таким образом решается задача увеличения прочности головки болта при статическом нагружении, возникающем при завинчивании болта с помощью ключа, имеющего головку шестигранной формы, помещаемую в соответствующее отверстие вставки. При этом отверстие в головке болта ослабляет ее, так как продольные зубья и коническое дно, образованное при обычном сверлении отверстия, в месте контакта с нижним опорным торцом вставки являются концентраторами напряжения и снижают усталостную прочность головки болта и всего соединения в целом.

Чтобы избежать конструктивных и технологических недостатков элементов, перечисленных выше, предлагается снизить напряжения путем создания напряжений сжатия в зоне концентратора напряжений, не ослабляя при этом головку болта.

Это достигается тем, что болте, содержащем стержень и головку с высверленным в ней отверстием, ось которого совпадает с осью болта, запрессована с натягом вставка, выполненная в виде сплошной заглушки. Дно отверстия, полученного с помощью обычного сверления, имеет угол при вершине 60-70о. Чтобы вставка наиболее плотно заполняла образованную после сверления полость в головке болта, эта вставка имеет конический участок со стороны опорного торца, а разность участок при вершине конического дна и конического участка вставки находится в пределах 0025 где угол при вершине конического дна отверстия; угол при вершине конического участка вставки.

При этом в зоне контакта вставки и болта возникают сжимающие контактные напряжения, вследствие чего уменьшаются растягивающие напряжения в опасной зоне и долговечность болта увеличивается.

На фиг. 1 изображен болт с одинаковым углом наклона конического дна и конического участка вставки; на фиг. 2 то же с разным углом наклона конического дна и конического участка вставки.

Болт содержит стержень 1, головку 2 болта и запрессованную в нее вставку 3. Зона повышенных растягивающих напряжений, величина которых определяется коэффициентом концентрации, зависящей от формы переходного участка между стержнем 1 болта и головкой 2, располагается вблизи от поверхности головки, причем по мере удаления от концентратора максимальные растягивающие напряжения меняют свое направление от осевого z на направление, близкое к радиальному r Напряженное состояние по элементарным площадкам при переходе стержня в головку болта показано на фиг. 1. Возникающие между вставкой и болтом радиальные напряжения сжатия rI приводят к снижению суммарных растягивающих напряжений в головке болта r r rI и снижают опасное напряжение в концентраторе z под головкой болта. При этом дно отверстия под вставку выполняется коническим с углом при вершине, близким к стандартному углу заточки сверла или немного больше его (60-70о).

Абсолютно плотное прилегание конического участка вставки к дну отверстия необязательно. Разность угла конуса при вершине вставки и угла при вершине конического дна отверстия должна быть в пределах 0-1,7о (фиг. 2), но не более 0,025 от минимального значения угла Диаметр головки болта Dб должен быть в два раза больше диаметра вставки, а натяг должен составлять (0001-0,003)Dб. Глубина сверления по образующей должна быть не менее половины высоты болта. Такие геометрические параметры болта обеспечивают снижение теоретического коэффициента концентрации напряжения на 15-20% что позволяет получить увеличение долговечности болта не менее чем в 2 раза. При этом конструкция болта в зоне концентратора остается неизменной.

Формула изобретения

БОЛТ, содержащий стержень с головкой, в осевом отверстии которой запрессована с натягом вставка, при этом отверстие в головке выполнено цилиндрическим с коническим дном, а вставка имеет конический участок со стороны опорного торца, отличающийся тем, что вставка выполнена в виде сплошной заглушки, угол при вершине конического дна отверстия равен 60 - 70o, а разность углов при вершине конического дна и конического участка вставки находится в пределах a- = 0-0,025, где - угол при вершине конического участка вставки.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2



 

Похожие патенты:

Болт // 2019734
Изобретение относится к элементам разъемных соединений, применяющихся для резьбовых соединений, например, деталей машин в машиностроении, судостроении, судоремонте и т.д

Изобретение относится к общему машиностроению и может быть использовано для соединения деталей с помощью откидных болтов Цель изобретения - обеспечение удобства монтажа-демонтажа и повышение надежности соединения Разъемное соединение деталей содержит базовую и присоединяемую детали, соединенные откидным болтом

Изобретение относится к машиностроению , в частности к самолетостроению, и может быть использовано при изготовлении болтовых соединений типа ухо-вилка

Изобретение относится к машиностроению , в частности к средствам для крепления оборудования на стенах промышленных зданий

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при изготовлении болтовых соединений с натягом

Изобретение относится к машиностроению , в частности к средствам для анкерного крепления Цель изобретения -расширение эксплуатационных возможностей и снижение трудозатрат при монтаже Анкерный болт содержит стержень 1

Изобретение относится к области машиностроения , а именно к самостопорящлмсч 27,-2Л крепежным резьбовым элементам

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для стопорения соединений, работающих в условиях сильной и долговременной вибрации

Изобретение относится к машиностроению, к объектам, используемым в разъемных соединениях замковых или фиксирующих устройств

Изобретение относится к области машиностроения и может использоваться при автоматической сборке резьбовых соединений

Изобретение относится к области машиностроения и может использоваться при автоматической сборке резьбовых соединений

Изобретение относится к машиностроению и может использоваться при автоматической сборке резьбовых соединений
Крепеж // 2192568
Изобретение относится к области машиностроения, а именно к крепежным средствам, например болтам, шпилькам, винтам и другим стержневым крепежным элементам, которые используются для соединения и крепления различных деталей

Изобретение относится к средству крепления карнизного водосточного желоба

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к устройствам для соединения и крепления конструктивных элементов
Наверх