Способ контроля остойчивости и скорости судна

 

Использование: оперативный контроль остойчивости и скорости при эксплуатации судна. Сущность: измеряют период бортовой качки, осадки носом и кормой, курсовой угол, скорость судна на нерегулярном волнении, скорость ветра, координаты места судна и расстояние до ближайшего порта-убежища, определяют дисперсию волнового процесса, высоту волны 3%-ной обеспеченности, фактические показатели остойчивости, потерю скорости на волнении и время хода судна в порт-убежище. 1 ил.

Изобретение относится к судостроению, в частности к способам контроля остойчивости и скорости судна в условиях эксплуатации, и может быть использовано при создании навигационных экспертных систем.

Известен способ контроля остойчивости, основанный на измерении периода бортовой качки и определении расчетом метацентрической высоты.

Изобретение направлено на повышение достоверности оценки безопасности эксплуатации судна за счет контроля остойчивости и скорости судна в условиях усиливающегося шторма.

Технический результат достигается тем, что дополнительно измеряют осадки носом и кормой, курсовой угол, скорость судна на нерегулярном волнении, скорость ветра, координаты места судна и расстояние до ближайшего порта-убежища.

На чертеже представлена обобщенная функциональная структурная схема устройства, реализующая предлагаемый способ.

Способ контроля остойчивости и скорости судна осуществляется следующим образом.

Измеряют период бортовой качки, осадки носом и кормой, курсовой угол, скорость судна на нерегулярном волнении, скорость ветра, координаты места судна и расстояние до ближайшего порта-убежища.

По данным измерений устанавливают: 1. Дисперсию волнового процесса D S (, )d где S ( ) спектральная плотность волнения.

2. Высоту волны 3%-ной обеспеченности в условиях усиливающегося шторма hw* hw + 0,0032 W2 ( gt / W )0,5 м (1) где hw 5,28 D 0,5 измеренная по известному способу высота волны 3%-ной обеспеченности, м; w скорость ветра, м/с; g ускорение свободного падения, м/с2; t время развития волнения, ч.

3. Фактические показатели остойчивости на волнении с высотой волны h* h j, м, где h метацентрическая высота, полученная по известному способу при оценке остойчивости судна для высоты волны hw в зависимости от глубины акватории Hw; при Hw 0,5 используют математические модели остойчивости судна на глубокой воде; при Hw < 0,5 на мелководье; длина волны, м; h поправка, обусловленная влиянием изменения высоты волны на величину hw hw* hw 4. Потерю скорости судна на волнении
( V / V )* [ ( Vo V ) / Vo 102 +
+ d0 + d1 + d2 2 (2) где Vo скорость судна на тихой воде; V измеренная скорость судна на волнении высотой hw; do 1,35 hw;d1=1,10; hw;d2 0,36 hw; курсовой угол волны ( = 0 на попутном волнении).

5. Время хода судна в порт-убежище
t 2 S / V [ 2 ( V / V )* 10-2 ч где S расстояние от места нахождения судна до порта-убежища, км (решение ведется методом итерация с учетом формул (1) и (2).

Устройство для осуществления способа содержит датчик 1 бортовой качки, датчики 2 и 3 для измерения осадок судна носом и кормой, датчик 4 скорости ветра, сигналы от которых через коммутатор 5, аналого-цифровой преобразователь 6, и интерфейс 7 поступают для дальнейшей обработки в ЭВМ 8, где осуществляются операции по анализу исходной информации, математическому моделированию исследуемой ситуации и прогнозированию остойчивости и скорости судна в условиях усиливающегося шторма, на основании которого с помощью экспертной системы 9, включающей базу данных 10, базу знаний 11, механизм вывода 12 и интерфайс с пользователем 13, производится оценка опасности ситуации и даются практические рекомендации по обеспечению остойчивости, которые совместно с данными моделирования демонстрируются на экране цветной графической станции 14 и выводятся на печать с помощью принтера 15. Данные о координатах места судна 16 и расстоянии до ближайшего порта-убежища 17 вводятся пользователем через клавиатуру ЭВМ.


Формула изобретения

СПОСОБ КОНТРОЛЯ ОСТОЙЧИВОСТИ И СКОРОСТИ СУДНА, включающий измерение периода бортовой качки и определение расчетом метацентрической высоты, отличающийся тем, что при определении метацентрической высоты дополнительно измеряют осадки носом и кормой, курсовой угол, скорость судна на нерегулярном волнении, скорость ветра, координаты места судна и расстояние до ближайшего порта-убежища.

РИСУНКИ

Рисунок 1



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области судостроения, в частности к средствам измерения крена или дифферента плавучих средств, как в условиях качки, так и на спокойной воде

Изобретение относится к области судостроения, в частности к способам контроля остойчивости судна в условиях эксплуатации, и может быть использовано при создании навигационных экспертных систем

Изобретение относится к способам контроля остойчивости судна в условиях эксплуатации

Изобретение относится к инструментальным средствам судоходства, в частности к устройствам обеспечения безопасности судна

Изобретение относится к судостроению, в частности к системам контроля параметров качки судна, и может быть использовано для контроля остойчивости судна при качке в условиях волнения

Изобретение относится к системам для измерения гидродинамических характеристик судна, а именно ходкости, за счет измерения дифферента судна

Изобретение относится к судостроению, а именно к испытаниям судов путем их кренования

Изобретение относится к области судостроения, в частности к средствам измерения крена или дифферента плавучих средств как в условиях волнения и качки, так и на спокойной воде, включая аварийные ситуации

Изобретение относится к судостроению и касается технологии контроля остойчивости и скорости эксплуатирующихся судов

Изобретение относится к судостроению и касается создания устройств для измерения угла крена или дифферента плавучих средств при всех эксплуатационных ситуациях

Изобретение относится к области оперативного контроля остойчивости и скорости судна в условиях заливания палубы при движении судна на попутном волнении

Изобретение относится к области судостроения, в частности создания устройств для измерения угла крена или дифферента плавучих средств при всех эксплуатационных ситуациях

Изобретение относится к судостроению, в частности к способам контроля остойчивости судна на разрушающемся на мелководье волнении

Изобретение относится к водному транспорту и может быть использовано для безопасной швартовки швартующегося судна к объекту швартовки

Изобретение относится к точному приборостроению и может быть использовано в морском навигационном приборостроении для измерения углов качки судна

Изобретение относится к точному приборостроению и может быть использовано в морском приборостроении для измерения фактической остойчивости судна
Наверх