Узел соединения вала насоса с приводным валом

 

Сущность изобретения: ведущий и ведомый соединительные элементы типа шип-паз выполнены в виде насоса и детали, связанной с приводным валом. Вал насоса выполнен составным в виде резьбового соединения типа болт-гайка. Ведомый элемент образован головкой болта, имеющей форму двузубой вилки с диаметрально противоположно расположенными зубьями с сферическими наконечниками, ведущий - двумя пазами в детали, связанной с приводным валом. Поверхности пазов, имеющие возможность взаимодействия с наконечниками, смещены относительно оси симметрии детали, проходящей через зону расположения пазов, на величину, равную половине диаметра сферы, в сторону, противоположную вращению приводного вала. 2 ил.

Изобретение относится к машиностроению, в частности к устройствам для передачи вращения в приводах насосов, соединения вала насоса с приводным валом.

Известно устройство привода водяного насоса (см. Автомобили ИЖ-21251, ИЖ-2715-01, ИЖ-27151-01. Руководство по ремонту и техническому обслуживанию. "Внешторгиздат", с. 38, фиг. 48), содержащее два параллельных вала с расположенными на них шкивами, соединенными приводным ремнем. На ведомом вале расположены крыльчатка и элементы, стопорящие вал от продольных перемещений.

Описанное устройство сложное, вследствие наличия дополнительных деталей, стопорящих ведомый вал. Кроме того, при такой конструкции невозможно передать вращение при соосно расположенных валах.

Известен привод водяного насоса для системы охлаждения двигателей внутреннего сгорания по заявке Великобритании N 2160588 МКИ F 01 P 5/12, опубликованной 1985 г. взятый нами в качестве прототипа, в нем узел соединения вала насоса с приводным валом содержит ведомый и ведущий элементы типа шип-паз, выполненные в виде насоса и в ведущем вале и имеющие плоские контактирующие поверхности. Вал насоса выполнен цельным.

Недостатком описанного привода является возникновение больших радиальных нагрузок на ведомом валу при наличии допустимой погрешности по несоосности, возникающей при изготовлении.

Задачей заявляемого изобретения является возможность компенсации допустимой погрешности несоосности валов, возникающей при его изготовлении.

Поставленная задача решается за счет того, что в узле соединения вала насоса с приводным валом, содержащем ведомый и ведущий соединительные элементы типа шип-паз, выполненные в валу насоса, и в детали, связанной с приводным валом, вал насоса выполнен составным в виде резьбового соединения типа болт-гайка, при этом ведомый соединительный элемент образован головкой болта, имеющей форму двузубой вилки с диаметрально противоположно расположенными зубьями со сферическими наконечниками, а ведущий двумя пазами в детали, связанной с приводным валом, поверхности пазов, имеющие возможность взаимодействия со сферическими наконечниками, смещены относительно оси симметрии этой детали, проходящей через зону расположения пазов, на величину, равную половине диаметра сферы в сторону, противоположную вращению приводного вала.

Предложенная конструкция узла соединения позволяет компенсировать допустимые погрешности несоосности, возникающие при изготовлении благодаря возможности перемещения сферических наконечников внутри пазов на детали, связанной с приводным валом.

На фиг.1 представлен вид узла соединения вала насоса с приводным валом; на фиг.2 разрез А-А на фиг.1.

Узел соединения вала насоса с приводным валом содержит деталь 1, выполненную в виде "звездочки", связанную с приводным 2 (ведущим) валом.

Ведомый соединительный элемент выполнен в составном валу насоса и образован болтом 3 с головкой 4 и гайкой 5. Головка 4 представляет собой двузубую вилку с диаметрально противоположно расположенными зубьями со сферическими наконечниками 6, имеющими возможность взаимодействия с пазами 7, выполненными в детали 1, связанной с приводным (ведущим) валом, поверхности 8 пазов, имеющие возможность взаимодействия со сферическими наконечниками 6, смещены относительно оси симметрии детали, связанной с приводным валом, проходящей через зону расположения пазов, на величину, равную половине диаметра сферы в сторону, противоположную вращению приводного вала.

Работает узел соединения вала насоса с приводным валом следующим образом: при вращении приводного 2 (ведущего) вала через промежуточный элемент, например шпонку 9, вращение передается на деталь 1. С детали 1 через поверхности 8 пазов 7, имеющих возможность взаимодействия со сферическими наконечниками 6, вращение передается через головку 4 ведомого соединительного элемента на вал насоса.

Формула изобретения

Узел соединения вала насоса с приводным валом, содержащий ведомый и ведущий соединительные элементы типа шип паз, выполненные в валу насоса и детали, связанной с приводным валом, отличающийся тем, что вал насоса выполнен составным в виде резьбового соединения типа болт гайка, при этом ведомый соединительный элемент образован головкой болта, имеющей форму двузубой вилки с диаметрально противоположно расположенными зубьями со сферическими наконечниками, а ведущий двумя пазами в детали, связанной с приводным валом, при этом поверхности пазов, имеющие возможность взаимодействия со сферическими наконечниками, смещены относительно оси симметрии этой детали, проходящей через зону расположения пазов, на величину, равную половине диаметра сферы, в сторону, противоположную вращению приводного вала.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к центробежным насосам, которые приводятся во вращение с помощью электромагнитов

Изобретение относится к турбомашиностроению и может быть использовано в высокооборотных центробежных и осевых компрессорах, в паровых и газовых турбинах

Изобретение относится к энергетическому и транспортному машиностроению и может быть использовано в конструкциях авиационных газотурбинных двигателей

Изобретение относится к лопастным гидравлическим машинам, а более конкретно к центробежным одноступенчатым насосам с односторонним осевым входом, предназначенным для перекачивания жидкости в системах промышленного водоснабжения

Изобретение относится к энергомашиностроению, а именно к конструкциям упорных подшипников турбомашин и центробежных насосов, и может быть использовано на турбомеханизмах различных типов в качестве упорного подшипника или в качестве защитного упора для ротора, предохраняющего его от недопустимого осевого сдвига как в расчетных, так и в нерасчетных режимах

Изобретение относится к насосостроению и может быть использовано в центробежных насосах двустороннего входа

Изобретение относится к области разгрузки ротора насосных агрегатов от осевых сил и может быть использовано в турбонасосных агрегатах жидкостных ракетных двигателей для улучшения разгрузки ротора

Изобретение относится к области энергетики и может быть использовано в качестве одного из основных агрегатов в газотурбинных установках, в двигателях внутреннего сгорания с турбонаддувом и в турбодетандерных установках

Изобретение относится к производству центробежных машин, а именно к созданию опорных подшипниковых узлов валов центробежных машин, и может быть использовано в компрессорах и насосах, турбинах

Изобретение относится к оборудованию для добычи нефти и может быть использовано при изготовлении или ремонте погружных электроцентробежных насосов

Изобретение относится к насосостроению

Изобретение относится к компрессоростроению и может быть использовано при создании опорных подшипниковых узлов для валов центробежных машин в компрессорах, турбодетандерах, насосах, турбинах

Изобретение относится к области насосостроения, в частности, к многоступенчатым центробежным насосам высокого давления и найдет применение преимущественно при закачке воды в пласт на нефтяных промыслах

Изобретение относится к вентиляторостроению, преимущественно к газоотсасывающим вентиляторам, в частности к корпусам подшипников, и позволяет повысить надежность и безопасность работы газоотсасывающего вентилятора

Изобретение относится к гидромашиностроению, более конкретно к центробежным насосам, но может использоваться и в других устройствах, где требуется работа гидростатического упорного подшипника как в гидростатическом режиме, так и в режиме скольжения

Изобретение относится к насосостроению, в частности к многоступенчатым центробежным насосам для закачки воды в пласт на нефтяных промыслах, у которых рабочие колеса имеют лопатки треугольной формы
Наверх