Подшипник скольжения (варианты)

 

Использование: для станкостроительной, машиностроительной, автотранспортной и др. промышленности. Сущность изобретения: по первому варианту выполнения в подшипнике скольжения с бочкообразным шипом, размещенным во вкладышах, охватывающих шип с зазором, заполненным смазочной жидкостью, согласно изобретению, вкладыши выполнены с цилиндрической рабочей поверхностью, а величина бочкообразности шипа на заданной его длине определяется из неравенства 0 r 1,12C, при этом образующая поверхность шипа выполнена по дуге, например, окружности, радиус кривизны которой вычисляется по формуле (фиг. 2) =L2/8r+r/2,, где r - величина бочкообразности шипа, r=r2-r1; r1 и r2 - экстремальное значение радиуса шипа; с- величина радиального зазора в подшипнике; L - длина шипа. По второму варианту выполнения в подшипнике скольжения с бочкообразным шипом, размещенным во вкладышах, охватывающих шип с зазором, заполненным смазочной жидкостью, согласно изобретению, вкладыши выполнены рабочей поверхностью бочкообразной формы для одноопорного вала, не имеющего смещений в осевом направлении, при этом относительная величина радиального зазора в подшипнике сохраняется неизменной, т. е. 0 rmax-R 1,12C,, где R - величина бочкообразности вкладышей, R=R2-R1;; R1 и R2 - экстремальные значения радиуса вкладышей; rmax - величина радиальной бочкообразности шипа выбирается из условия технологической возможности. Образующие поверхностей шипа и вкладышей выполнены по дугам, радиусы кривизны которых вычисляются по формуле соответственно. 2 ил.

Изобретение относится к области деталей машин, а именно к подшипникам скольжения, и может быть использовано в станкостроительной, машиностроительной, автотранспортной и другой промышленности.

Прототипом изобретения является подшипник с бочкообразной формой шипа, являющейся естественной формой и цилиндрическими вкладышами (патент ФРГ N 815875, кл. НКИ 47В4, 1949 г.) (1).

Бочкообразная форма шипа в сравнении с цилиндрической образует дополнительно два несущих масляных клина в осевом направлении, два подшипника без кромочных контактов, уменьшает торцевую утечку масла и тем самым увеличивается грузоподъемность, виброустойчивость, надежность и долговечность подшипника скольжения. Однако неправильный выбор относительной величины радиального зазора в подшипниках снижает его грузоподъемность.

Задача состоит в том, чтобы установить естественную относительную величину радиального зазора в подшипнике скольжения и тем самым создать условия для решения его проблемы грузоподъемности, а следовательно, виброустойчивости, надежности и долговечности.

Планируемый технический эффект определение максимальной удельной грузоподъемности подшипника скольжения.

Планируемый технический эффект достигается следующим образом.

В первом варианте выполнения в подшипнике скольжения с бочкообразным шипом, размещенным во вкладышах, охватывающих шип с зазором, заполненным смазочной жидкостью, согласно изобретению вкладыши выполнены с цилиндрической рабочей поверхностью, а величина бочкообразности шипа на заданной его длине определяется из неравенства: 0 r 1,12C при этом образующая шипа выполнена на дуге, например, окружности, радиус кривизны которой вычисляется по формуле: где r величина бочкообразности шипа, r=r2-r1; r1 и r2 экстремальное значение радиуса шипа; c величина радиального зазора в подшипнике; L длина шипа.

Во втором варианте выполнения в подшипнике скольжения с бочкообразным шипом, размещенным во вкладышах, охватывающих шип с зазором, заполненным смазочной жидкостью, согласно изобретению, вкладыши выполнены бочкообразной формы для одноопорного вала, не имеющего смещений в осевом направлении, при этом относительная величина радиального зазора в подшипнике сохраняется неизменной, т.е.

0 rmax-R 1,12C, где R величина бочкообразности вкладышей; R1 и R2 экстремальные значения радиуса вкладышей;
Rmax величина радиальной бочкообразности шипа выбирается из условия технологической возможности.

Образующие поверхностей шипа и вкладышей выполнены по дугам, радиусы кривизны которых вычисляются по формуле соответственно (фиг.1 и 2)
и
В динамике подшипник скольжения работает следующим образом.

Поверхностные силы, т.е. силы трения на шипе 1, преодолевают силы трения в смазочной жидкости и посредством их сообщают массам частиц смазочной жидкости ускорение. Поверхностные силы вкладышей преодолевают только силы трения в смазочной жидкости. В результате образуется кинетическая энергия, которая посредством сил трения преобразуется в конфузоре в потенциальную энергию сжатого объема смазочной жидкости, которая в диффузоре переходит в кинетическую.

Таким образом, шип находится в несущем слое масла во взвешенном состоянии.

Конструкция подшипника скольжения увеличивает грузоподъемность и как следствие повышается виброустойчивость, надежность и долговечность.


Формула изобретения

1. Подшипник скольжения, содержащий бочкообразный шип, размещенный во вкладышах, охватывающих шип с зазором, заполненным смазочной жидкостью, отличающийся тем, что вкладыши выполнены с цилиндрической рабочей поверхностью, а величина бочкообразности шипа на заданной его длине определяется из неравенства
0r1,12c,
при этом образующая шипа выполнена на дуге, например, окружности, радиус кривизны вычисляется по формуле

где r величина бочкообразности шипа, r = r2-r1;
r1 и r2 экстремальные значения радиуса шипа;
с величина радиального зазора в подшипнике;
L длина шипа.

2. Подшипник, содержащий бочкообразный шип, размещенный во вкладышах, охватывающих шип с зазором, заполненным смазочной жидкостью, отличающийся тем, что вкладыши выполнены с рабочей поверхностью бочкообразной формы для одноопорного вала, не имеющего смещений в осевом направлении, при этом величина радиального зазора в подшипнике сохраняется неизменной, т.е.

0rmax-R1,12c
где R величина бочкообразности вкладышей, R = R2-R1
R1 и R2 экстремальные значения радиуса вкладышей;
rmax величина радиальной бочкообразности шипа, выбранная из условий технологических возможностей, rmax= r2-r1;
r1 и r2 экстремальные значения радиуса шипа;
с величина радиального зазора в подшипнике,
причем образующие поверхностей шипа и вкладышей выполнены по дугам радиуса, кривизны которых вычисляются по формулам соответственно

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для образования гидродинамического слоя смазки между ограничивающими его рабочими поверхностями подвижных и неподвижных деталей опорного или упорного подшипника

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в опорных подшипниках скольжения с односторонним подводом масла для турбоагрегатов тепловых и атомных электростанций

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в скоростных высоконагруженных устройствах, центробежных компрессорах, насосах, турбинах и других устройствах

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в высокоскоростных высоконагруженных устройствах: центробежных компрессорах, насосах, турбинах и других устройствах

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в опорах валов, эксплуатирующихся в условиях высоких радиальных нагрузок

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в конструкциях быстроходных компрессоров, газовых и паровых турбин насосов и других роторных машин

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к подшипниковым узлам

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в опорных подшипниках скольжения с разрезной конструкцией вкладыша для турбореагентов тепловых электростанций

Изобретение относится к области механики и может быть использовано в турбоагрегатах тепловых электростанций

Изобретение относится к машиностроению, преимущественно может использоваться в машинах и аппаратах с движущимися деталями, работающими в условиях газовой смазки

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в прокатных станах
Наверх