Железнодорожная цистерна для транспортировки жидких грузов

 

Использование: железнодорожные цистерны горизонтального расположения, в частности, для перевозки жидких грузов. Сущность изобретения: железнодорожная цистерна для перевозки жидких грузов включает установленный на ходовой части посредством рамы котел в виде горизонтальной емкости, состоящей из эллиптических днищ и цилиндрической оболочки, выполненной из трех царг, концевые из которых соединены с днищами и свободно размещены на раме, а средняя царга посредством фасонных лап жестко закреплена на раме и имеет люк и сливное устройство. Обечайка выполнена из верхних листов и нижних броневых листов так, что отношение толщин верхних листов к толщинам нижних броневых составляет 1:1,2, причем продольный сварной шов между верхним и нижним броневым листами концевых царг выполнен под углом не менее 95o от нижней образующей котла, каждый кольцевой сварной шов между средней и концевой царгой выполнен на расстоянии не менее 0,23-0,24 от общей длины обечайки, причем сварной шов между нижним и броневым и последующими листами средней царги выполнен под углом не менее 40o от нижней образующей котла. 1 з.п.ф-лы, 4 ил.

Изобретение относится к железнодорожным цистернам горизонтального расположения, в частности для перевозки жидких грузов.

Известны котлы железнодорожных цистерн, выполненные из низколегированных сталей, оборудованные сливными устройствами, помимо наружных имеется внутренняя лестница для спуска внутрь котла.

Слив и налив открытый самотеком. Налив верхний через горловину люка - лаза. Слив нижний через сливной прибор.

Цистерны снабжены предохранительно впускным клапаном для защиты от повышения давления и образования вакуума в котле, так же снабжены устройством для определения предельного уровня заполнения котла [1] Наиболее близким техническим решением к предлагаемой конструкции котла цистерны является железнодорожная цистерна для транспортировки жидких грузов, включающая установленный на ходовой части посредством рамы котел в виде горизонтальной емкости, состоящей из торцевых днищ и трех царг, крайние из которых соединены с днищами и свободно размещены на раме, а средняя царга посредством фасонных лап жестко закреплена на раме и имеет поддон и люк [2] Недостатком существующей конструкции является концентрация напряжений в крайних сечениях котла в опорных зонах; в средних сечениях котла высокий уровень напряжений имеет в зоне лап и размещения поддона.

Цель изобретения повышение надежности при транспортировке жидких грузов под давлением и увеличение грузоподъемности при сохранении габаритных размеров котла.

Поставленная цель достигается тем, что предлагаемая железнодорожная цистерна для транспортировки жидких грузов, включающая установленный на ходовой части посредством рамы котел в виде горизонтальной емкости, составляющей из эллиптических днищ и цилиндрической обечайки, выполненной из трех царг, из которых концевые соединены с днищами и свободно размещены на раме, а средняя царга посредством фасонных лап жестко закреплена на раме и имеет люк и сливное устройство. Обечайка выполнена таким образом, что отношение толщин верхних ее листов к нижним броневым составляет 1:1,2, при этом продольный сварной шов между верхним и нижним листами концевых царг выполнен под углом не менее 95 градусов от нижней образующей котла, а кольцевой сварной шов между средней и концевой царгой выполнен на расстоянии не менее 0,23 0,24 от общей длины обечайки, причем сварной шов между нижним броневым и последующими листами средней царги выполнен под углом не менее 40 градусов от нижней образующей котла.

Средняя царга выполнена из пяти продольных листов, четыре из которых имеют равную ширину, а пятый составляет не более 0,5 от ширины одного из них.

На фигуре 1 представлен общий вид предлагаемой железнодорожной цистерны для транспортировки жидких грузов, на фиг.2 сечение А А на фиг.1; на фиг.3 сечение Б Б на фиг.1; на фиг.4 изображен раскрой обечайки.

Железнодорожная цистерна для транспортировки жидких грузов (фиг.1) содержит ходовые части 1, раму вагона 2 и котел в виде горизонтально расположенной емкости, собранной из трех царг 3 и 4 и двух эллиптических днищ 5. С торца котла концевые царги 3, соединены с днищем 5.

Средняя царга 4 котла снабжена сверху люком 6 с ригельной крышкой, предназначенным для залива продуктов и обеспечения герметичности котла. Рядом с люком устанавливается предохранительно впускной клапан, отрегулиpованный на избыточное давление и вакуум. Котел имеет нижний слив и оборудован унивеpсальным сливным прибором 7, расположенным в середине котла. Для обеспечения полного слива продукта нижний лист котла имеет уклон к сливному прибору. Для предотвращения продольных смещений средняя часть котла связана с рамой фасонными лапами 8, приваренными к нижнему листу котла и соединенными призонными болтами к лапам рамы, которые приварены к хребтовой балке. Концевые царги котла свободно лежат на деревянных брусках, укрепленных болтами в металлических желобах опор, установленных на шкворневых балках рамы. Для обеспечения вертикальных и поперечных перемещений использованы стяжные хомуты 9, которыми котел крепится к крайним опорам.

Котел представляет собой сварную конструкцию, состоящую из трех царг, сваренную заранее в одну обечайку и двух днищ эллиптической формы с высотой выпуклой части равной 0,25 от внутреннего диаметра.

Заготовку днища котла изготавливают из двух половин со сварным швом посредине. Листы раскраивают, затем режут газовой резкой, правят и фрезеруют на строгальном станке для обработки кромок для автоматическую сварку. Стыковой шов выполняют с двух сторон автоматической сваркой на сварочном стенде под слоем флюса с флюсовой подушкой. Из заготовки плазменной резкой вырезают круг, из которого на прессе штампуют днище. После штамповки кромки обрезают и зачищают под сварку шлифовальной машинкой.

Обечайка (фиг.2) выполнена из двух концевых 3 и средней 4 царг, соотношение толщин верхних S1 листов обечайки к нижним бpоневым S составляет 1: 1,2. Заготовка концевых царг (фиг.2) выполнена из двух продольных листов, размер которых b2 и b3 выполнены с учетом того, что при сварке продольного сварного шва между ними образовался угол не менее 95 градусов от нижней образующей обечайки, а размер l2 выбран с учетом соотношения не менее 0,23 oC 0,24 к общей длине обечайки L.

Средняя царга, длина которой l1 выполнена из пяти продольных листов, ширина b четырех из которых равны между собой, а пятая b1 выполнена не менее 0,5b, причем при сборке обечайки продольный сварной шов между нижним броневым и последующими листами должен быть выполнен под углом не менее 40 градусов от нижней образующей котла.

Заготовки царг раскраиваются и режутся в размер на гильотинных ножницах, стыкуются между собой прихватками, затем кромки и околошовные зоны зачищаются и завариваются стыковыми швами под слоем флюса на флюсовой подушке. Собранные царги завальцовывают в вальцах с подгибкой кромок, которые затем прихватываются и завариваются встык автоматической сваркой с двух сторон.

Готовые царги собирают в обечайку, совмещая при этом осевые линии броневых листов встык на гидроскобе. Днища подгоняют к обечайке и прихватывают электросваркой. Затем размечают и вырезают разрезают отверстия под люк, сливной прибор, бобышку под клапан. Заваривают четыре кольцевых стыка с двух сторон автоматической сваркой под слоем флюса и собирают люк, сливной прибор, бобышку под предохранительный клапан с корпусом котла.

Исследование напряженного состояния котла цистерны под давлением при транспортировке жидких грузов позволяет выявить наиболее загруженные участки котла, определяющие в целом его прочность. На усталостную прочность сварных швов влияет напряженно-деформированное состояние при действии опорного давления от массы котла.

Максимальные напряжения в среднем сечении опоры котла концевых царг достигает 108 МПа, что меньше допустимо 263,5 МПа более, чем в два раза. Это свидетельствует, что продольный сварной шов в опорной концевой царге под углом не менее 95 градусов от нижней образующей котла расположен рационально. Кольцевой сварной шов между средней и концевой царгой выполненный на расстоянии не менее 0,23 oC 0,24 от общей длины обечайки (цилиндрической части котла) также в низконагруженной зоне 52,4 МПа (уровень напряжений в два раза ниже чем в опоре). Нижний продольный сварной шов в средней царге также расположен в зоне, где уровень напряжений от опорного давления невысок. Поэтому котел в целом обладает улучшенными прочностными характеристиками.

Обеспечение соотношений толщин верхних листов обечайки к нижним броневым как 1:1,2, а также выполнение продольного сварного шва концевых царг на расстоянии не менее 95 градусов от нижней образующей котла, выполнение кольцевого сварного шва между средней и концевой царгой на расстоянии не менее 0,23 oC 0,24 от обечайки длины обечайки, а выполнение сварного шва между нижним броневым и последующими листами средней царги под углом не менее 40 градусов от нижней образующей котла и увеличение высоты выпуклой части днища до 0,25 от внутреннего диаметра при сохранении габаритных размеров позволило: 1. Обеспечивать высокую прочность котла и надежность перевозки жидких грузов; 2. Увеличить грузоподъемность на 10% например при перевозке светлых нефтепродуктов; 3. Улучшить коммерческие качества цистерны за счет увеличения массы перевозимых грузов на 10% 4. Обеспечить экологическую безопасность за счет увеличения свободного объема котла.

Формула изобретения

1. Железнодорожная цистерна для транспортировки жидких грузов, включающая установленный на ходовой части посредством рамы котел в виде горизонтальной емкости, состоящей из эллиптических днищ и цилиндрической обечайки, выполненной из трех царг, концевые из которых соединены с днищами и свободно размещены на раме, а средняя царга посредством фасонных лап жестко закреплена на раме и имеет люк и сливное устройство, отличающаяся тем, что каждая царга цилиндрической обечайки выполнена из соединенных между собой верхних листов и нижних броневых листов таким образом, что отношение толщин верхних листов к нижним броневым составляет 1 1,2, при этом каждый продольный сварной шов между верхним и нижним броневым листами каждой концевой царги выполнен так, что угол между ним и нижней образующей котла составляет не менее 95o, а каждый кольцевой сварной шов между средней и концевой царгами выполнен на расстоянии от эллиптического днища, равном не менее 0,23 0,24 общей длины обечайки, причем сварной шов между нижним броневым и последующим листами средней царги выполнен под углом не менее 40o от нижней образующей котла.

2. Цистерна по п. 1, отличающаяся тем, что средняя царга выполнена из пяти листов, четыре из которых имеют равную ширину, а пятый составляет не менее 0,5 ширины одного из четырех.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области железнодорожного транспорта, в частности к конструкции крепления котла железнодорожной цистерны к раме ходовой части

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может использоваться во всех отраслях хозяйства для перевозки и хранения жидкостей с повышенным испарением и агрессивными свойствами в транспортных цистернах,установленных на железнодорожных платформах,трюмах судов и на других транспортах

Изобретение относится к области железнодорожного транспорта, а более конкретно к устройству вагона для перевозки вязких нефтепродуктов, и предназначено для использования на транспорте

Изобретение относится к подвижному составу железнодорожного транспорта, а именно к цистернам для перевозки опасных грузов

Изобретение относится к подвижному составу железнодорожного транспорта, а именно к цистернам для транспортировки жидких грузов

Изобретение относится к подвижному составу железнодорожного транспорта, а именно к цистернам для перевозки опасных грузов

Цистерна // 2116919
Изобретение относится к области транспортировки жидких сред

Цистерна // 2122955
Изобретение относится к железнодорожному транспорту, в частности к конструкциям цистерн горизонтального расположения для перевозки жидких грузов

Изобретение относится к области железнодорожного транспорта и может быть использовано при создании железнодорожных вагонов-цистерн для перевозки различных грузов

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, в частности, к конструкциям цистерн горизонтального расположения для перевозки жидких грузов

Изобретение относится к цистернам для транспортировки одновременно нескольких жидкостей и может быть использовано в транспортном и сельскохозяйственном машиностроении

Изобретение относится к железнодорожным цистернам для перевозки опасных грузов

Изобретение относится к железнодорожным цистернам для перевозки опасных грузов

Изобретение относится к железнодорожным цистернам для перевозки опасных грузов
Наверх