Могильник для затонувшей атомной подводной лодки

 

Изобретение относится к экологии и морской технике. Сущность изобретения: могильник для затонувшей атомной подводной лодки выполнен в виде водонепроницаемой оболочки, окружающей атомную подводную лодку с зазором между ними, заполненным твердеющей смесью, например, бетоном. Оболочка выполнена из наружной обшивки и части набора старого, предназначенного на металлолом судна, в виде сплошного замкнутого кольца, вытянутого по горизонтали, открытого сверху и снизу и подкрепленного ребрами. Внутренний объем оболочки в 1,5 - 3,5 раза больше объемного водоизмещения атомной подводной лодки. К кольцу сверху жестко прикреплена надстройка, открытая сверху и снизу, для помещения рубки атомной подводной лодки . 8 ил.

Изобретение относится к экологии и морской технике.

При создании его использованы материалы, опубликованные в книгах: Кондратьев А. М. "Загадки Великого океана", Гидрометеоиздат Л. 1974, с. 53-54 и Букамь С. П. "По следам подводных катастроф", М. Гильдия мастеров "Русь", 1992, с. 54-108, а также в газетах "Санкт-Петербургские ведомости" от 12.03.93, "Поднимем или захороним", от 03.04.93, "Сквозь толщу вод сквозь толщу фактов", от 10.08.93 "Погружение к "Комсомольцу" экспресс-анализ и первые результаты", а также статья "Атомоход "Комсомолец" ждет решения своей судьбы на дне моря "Независимая газета" от 15.05.92.

Из этих материалов следует, что в настоящее время на дне Мирового океана в разных географических точках и на разных глубинах лежат атомные подводные лодки, затопление которых произошло в мирное время в результате катастроф. Затонувшая АПЛ превышается в грозную экологическую бомбу замедленного действия с неопределенным сроком срабатывания, когда она в результате коррозии корпуса и корпусов реакторов или боеприпаса начнет заражать радиоактивными продуктами воды Мирового океана.

Известен случай удачного захоронения большого ядерного объекта это могильник четвертого блока Чернобольской АЭС, так называемый "Саркофаг", представляющий кольцевую стену из железобетонных плит, построенную вокруг блока с ядерным реактором, внутренний промежуток между которой и аварийным блоком АЭС заполнен бетонной массой. Создать такой "Саркофаг" по типу Чернобольской АЭС под водой на больших глубинах представляется невозможным или чрезвычайно дорогим.

Могильник для затонувшей АПЛ, предложенный в статье "Атомоход "Комсомолец", ждет решения своей судьбы на дне моря "Независимая газета" от 15.05.92, принят как наиболее близкий аналог. В данном источнике информации предложено выполнение могильника в виде монолитного саркофага. Предусмотрено погружение его с плавучего средства. Такое захоронение дорогостоящее и недостаточно надежное.

С целью снижения стоимости и повышения надежности действия саркофага - могильника для АПЛ, предлагаем наружную оболочку могильника выполнить из наружной обшивки и части набора корпуса старого, предназначенного на слом судна в виде сплошного замкнутого кольца, вытянутого по горизонтали, открытого сверху и снизу и подкрепленного ребрами. Внутренний об'ем оболочки в 1,5-3,5 раза больше об'емного водоизмещения затонувшей АПЛ. К кольцу сверху жестко прикреплена надстройка, открытая сверху и снизу для помещения рубки АПЛ. Замурованная в могильнике АПЛ оставляется на грунте на вечное хранение.

На фиг. 1 изображена АПЛ, лежащая на грунте; на фиг. 2, 3 и 4 оболочка могильника (три проекции), изготовленная в данном случае из корпуса судна, предназначенного на слом; на фиг.5 -буксировка оболочки к месту затопления АПЛ; на фиг.6 опускание оболочки на АПЛ; на фиг.7 заполнение оболочки затвердевающей смесью; на фиг.8 АПЛ, замурованная в оболочку.

Затонувшая АПЛ 1 с рубкой 2 лежит на грунте 3 (фиг.1) на ровном киле. Толщиной "а" на фиг.1 показана проекция ее корпуса на грунт 3. Оболочка могильника 4 выполнена в виде вытянутого по горизонтали сплошного замкнутого кольца, подкрепленного изнутри для жесткости ребрами (шпангоутами) 5, стрингерами 6, площадками 7 и поперечными перегородками 8. Последние служат и для фиксации АПЛ внутри оболочки с зазором "в". Оболочка выполнена открытой сверху и снизу, чтобы ее можно было бы надеть на АПЛ. Сверху оболочка имеет надстройку 9 для помещения рубки 2, а в днище 10 выполнено отверстие "c" по контуру 11, охватывающему проекцию АПЛ-1.

В верхней части оболочки вместо палубы могут быть оставлены площадки и дорожки 12 для крепления подъемных обухов 13 и 14 (фиг. 3 и 6) и прохода личного состава при приготовлении к постановке могильника.

Операции по захоронению АПЛ и изготовлению его оболочки из обшивки и части набора корпуса, предназначенного к разборке на металлолом судна, водоизмещение которого в 1,5-3,5 раза больше водоизмещения затонувшей АПЛ, производят следующим образом.

После установления факта гибели АПЛ, ее обнаружения гидроакустическими средствами и принятия решения о захоронении производятся работы в соответствии с изобретением.

Сначала с помощью гидроакустики, наблюдательных камер и глубоководных аппаратов обследуют положение затонувшей АПЛ на грунте, определяют целостность корпуса, курс, дифферент и крен, с учетом чертежей АПЛ определяют проекцию "a" ее корпуса на грунт. Выбирают из числа старых, предназначенных на металлолом судов, судно, водоизмещением в 1,5-3,5 раза большим водоизмещения затонувшей АПЛ. Разбирают его, удаляя мачты, стрелы, палубные механизмы и все надстройки, кроме средней. От верхней палубы могут быть оставлены для прохода только дорожки 12 по бортам и у средней надстройки 9, а саму надстройку, в случае необходимости, перемещают вперед или назад по длине обшивки 4, чтобы в ней разместить рубку 2 АПЛ. Оставляют для жесткости обшивки 4 шпангоуты 5, часть стрингеров 6, нижних палуб и площадок 7 и крайних частей поперечных переборок 8 для фиксации корпуса АПЛ в средней части оболочки с зазором "b" между корпусом АПЛ и обшивкой 4. Снимают главные машины, вспомогательные механизмы и их фундаменты. Очищают изнутри днище 10, не нарушая его геометричности.

В носовой и кормовой частях оболочки, на дорожке 12 устанавливают обухи 13 и 14 для подвешивания к спасательному судну 15. Прикрепляют к бортам оболочки 4 с'емные понтоны 16 для придания положительной плавучести. Оболочку с понтонами выводят на более глубокое место и вырезают в днище 10 отверстие "c" по контуру 11, охватывающему проекцию "a" АПЛ с возможностью прохода ее внутрь оболочки при опускании сверху на АПЛ.

После этого аварийно-спасательное судно 15 буксирует оболочку 4 к месту затопления АПЛ и останавливается над ней. Оболочку перестрапливают с буксира 17 на ходовые концы тросов 18 и 19 лебедок 20 и 21 судна 15. Концы троса 18 и 19 крепятся, соответственно, за обухи 13 и 14. Затем опускают оболочку 4 на АПЛ, чтобы рубка 2 вошла в надстройку 9 и укладывают оболочку 4 на грунт 3 и на корпус АПЛ. Отдают ходовые концы тросов 18 и 19 и составляют оболочку 4 на грунте 3. Отдачу тросов осуществляют акустическими разъединителями. После этого на судне 15 приготавливают соответствующую смесь, твердеющую со временем, и с помощью бадей 23 с открывающимся днищем 24 заполняют оболочку 4 и надстройку 9 этой смесью 25. АПЛ оказывается изолированной со всех сторон смесью 25, оболочкой 4 и стенками надстройки 9 от окружающей водной среды, смесь твердеет и АПЛ оказывается замурованной на грунте на вечные времена. Радиоактивного заражения окружающей водной среды произойти не может.

При выполнении описанных работ требуется стабилизация положения судна 15 над затонувшей АПЛ. Для обеспечения этого целесообразно применить гидроакустические и/или радиометрические средства измерения расстояния и пеленгов и механизмы динамического удержания судна 15 в заданной точке, а для наблюдения и корректировки при заполнении оболочки 4 бетонной смесью 25 - наблюдательные камеры и глубоководные подводные аппараты.

Примеры применения таких средств приведены в книгах, приведенных в начале описания заявки.

Предлагаемый нами простой по конструкции, надежный, изготавливаемый практически из металлолома могильник может быть изготовлен без больших по сравнению с другими проектами затрат. Так как затопленные АПЛ находятся в разных местах Мирового океана, в основном в международных водах, и создают экологическую угрозу для всего человечества, то разумным является быстрое устранение угрозы радиоактивного заражения океана именно с помощью предлагаемого могильника.

Формула изобретения

Могильник для затонувшей атомной подводной лодки, содержащий водонепроницаемую оболочку, окружающую атомную подводную лодку с зазором между ними, заполненным твердеющей смесью, например бетоном, отличающийся тем, что оболочка выполнена из наружной обшивки и части набора корпуса старого, предназначенного на металлолом судна, в виде сплошного замкнутого кольца, вытянутого по горизонтали, открытого сверху и снизу и подкрепленного ребрами, при этом внутренний объем оболочки в 1,5 3,5 раза больше объемного водоизмещения затонувшей атомной лодки, а к кольцу сверху жестко прикреплена надстройка, открытая сверху и снизу для помещения рубки атомной подводной лодки.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7, Рисунок 8



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области дезактивации почв, загрязненных радионуклидами
Изобретение относится к атомной технике, к способам дезактивации пористых поверхностей, в частности к способам дезактивации в аварийных ситуациях

Изобретение относится к способам обезвреживания радиоактивных и других высокотоксичных отходов производства путем захоронения их в геологических формациях земной коры и может быть использовано при сооружении подземных хранилищ для нефтепродуктов

Изобретение относится к отрасли захоронения и складирования токсичных отходов в выработках калийных рудников

Изобретение относится к дезактивации и может быть использовано при удалении радиоактивных загрязнений с внутренних и внешних поверхностей различных объектов, выполненных из металлов, пластиков, тканей

Изобретение относится к дезактивации и непосредственно касается средств технических моющих (СТМ) для отмывки прочнофиксированных загрязнений радиоактивными и токсичными металлами

Изобретение относится к технологии дезактивации почв, расположенных на радиоактивно зараженных территориях
Изобретение относится к ядерной технологии и может быть использовано для дезактивации твердых, преимущественно бетонных поверхностей

Изобретение относится к ядерной энергетике, в частности к емкостям для захоронения и транспортировки твердых радиоактивных отходов

Изобретение относится к атомной энергетике и может быть использовано для транспортировки и хранения отработавших тепловыделяющих сборок (ОТС)

Изобретение относится к защитным контейнерам для транспортировки отработавшего ядерного топлива (ОЯТ) атомных электростанций (АЭС) в виде тепловыделяющих сборок (ТВС) и предназначено для повышения радиационно- защитных свойств контейнера и снижения нагрузок при возможных аварийных ситуациях в процессе транспортировки, которые необходимо учитывать в соответствии с требованиями МАГАТЭ

Изобретение относится к ядерной технологии и может быть использовано для упаковки отработавшего ядерного топлива с целью его транспортировки и/или длительного хранения

Изобретение относится к ядерным технологиям, и может быть использовано при упаковке отработанного ядерного топлива (ОЯТ) при его транспортировке и/или длительном хранении
Наверх