Запальное устройство

 

Использование: в области энергетики и относится к устройствам для запуска установок, работающих на энергии сжигаемых высококалорийных несамовоспламеняющихся топлив. Сущность: рубашка охлаждения выполнена в виде каналов 13, образованных продольными ребрами 12 и наклоненных на выходе к продольной оси под углом равным 37o...52o, центральный электрод 4 свечи 3 зажигания расположен в магистрали 5 горючего, на внутренней поверхности коллектора 7 окислителя выполнены радиальные выступы 10, в которых установлены струйные форсунки 11 окислителя, направленные к электроду 4 свечи 3 зажигания. 4 ил.

Изобретение относится к области силовых установок, работающих на энергии сжигаемых несамовоспламеняющихся высококалорийных топлив, преимущественно кислородно-водородного, в частности, для запуска парогенераторов, газотурбинных установок, жидкостных реактивных двигателей, мартеновских печей и т. п.

Из патентной и технической литературы известны габаритные электрозапальные устройства смеси газов для создания факела, обеспечивающего воспламенение основных расходов топлива, содержащие охлаждаемую форкамеру с кольцевыми коллекторами магистралей подачи горючего и окислителя, аксиально которым установлен центральный электрод свечи зажигания (см. например, С.Д. Розенберг "Система зажигания." Acta Astronautica, серия 10, N 1, рис. 2, январь 1983). Корпус форкамеры имеет тракт внешнего охлаждения с продольными ребрами, образующими каналы, по которым подается основной расход горючего. На выходе форкамеры эти каналы наклонены к ее оси, образуя коническую поверхность.

Известные устройства характеризуются продолжительным сроком службы и предназначены для многократного использования в газогенераторах и камерах сгорания при запуске, например, кислородно-водородных жидкостных ракетных двигателях основной двигательной установки транспортного космического корабля "Спейс Шатл", США.

Техническим решением изобретения является устранение отмеченных недостатков, т.е. повышение функциональной надежности и безотказности запуска запального устройства.

Техническое решение достигается тем, что в известном запальном устройстве, в охлаждаемом корпусе которого посредством продольных ребер образованы каналы, наклоненные на выходе к оси, а на входе смонтирован кольцевой коллектор окислителя, в магистрали горючего помещен центральный электрод свечи зажигания, к которому направлены струйные форсунки окислителя, согласно изобретению, внутри кольцевого коллектора выполнены радиальные выступы, в которых размещены струйные форсунки окислителя, а каналы охлаждения на выходе из форкамеры наклонены под углом в диапазоне от 37o до 52o.

На радиальных выступах коллектора по минимальному искровому зазору локализируется разряд свечи зажигания в местах, где газодинамикой струйных форсунок обеспечивается благоприятное для зажигания смеси газов соотношение водорода к кислороду (1:5), причем, для воспламенения достаточно одиночного разряда с энергией в 2 мДж против 10 мДж в прототипе.

Диапазон угла наклона продольных каналов горючего к оси устройства на выходе форкамеры оптимизирован по максимально возможному равномерному заполнению объема камеры сгорания запальным факелом для всего практически известного разнообразия конструктивных и технологических особенностей выполнения и функционирования запальных устройств. При этом в 2,5-3 раза сократилась протяженность высокотемпературной зоны факела.

Экспериментально установлено, что при наклоне каналов на угол более 52o возрастает к периферии камеры сгорания градиент температуры и у стенок длина высокотемпературных потоков превышает длину запального факела прототипа, а при угле наклона каналов менее 37o формируется остронаправленный протяженный центральный факел горячих газов внутри потока горючего.

Отличительные признаки устройства в отдельности необходимы, а в совокупности достаточны для достижения изобретением существенно нового технического результата: повышения надежности запуска запального устройства, причем, вихревой характер принудительного струйного перемешивания компонентов на выходе из запального устройства обеспечивает снижение тепловой и динамической нагрузок на элементы конструкции силовой установки, что повышает срок службы изделий.

Сущность изобретения поясняется чертежом, где изображены: на фиг. 1 - общий вид устройства, на фиг. 2 вид по стрелке А на фиг. 1, на фиг. 3 - разрез по Б-Б на фиг. 1, на фиг. 4 профиль температур запального факела в камере сгорания (а профиль температур при оптимальном угле выходного корпуса форкамеры, б профиль температур при угле больше оптимального, в профиль температур при угле меньше оптимального, Tср заданная средняя температура факела).

Запальное устройство содержит головку 1 инициирования и форкамеру 2. В головке 1 укреплена свеча 3 зажигания, центральный электрод 4 которой размещен в осевом канале 5, сообщающимся посредством штуцера 6 с магистралью подачи водорода (горючего) и через центральное отверстие кольцевого коллектора 7 с форкамерой 2. Успокоительная полость 8 головки 1 сообщается через штуцер 9 с магистралью подачи кислорода (окислителя). Внутренняя поверхность коллектора 7, его центральное отверстие, снабжена радиальными выступами 10 (фиг. 2), в которых выполнены струйные форсунки 11, направленные к электроду 4. Коллектор 7 закреплен в корпусе форкамеры 2, который выполнен с двойной стенкой, причем, на внутренней стенке имеются продольные ребра 12, образующие каналы 13 (фиг. 3) тракта охлаждения, сообщающиеся посредством штуцера 14 с магистралью подачи горючего. Каналы 13 на выходе форкамеры 2 наклонены к ее оси под углом в диапазоне 37o.52o, образуя коническое выходное сопло 15.

Работает устройство следующим образом.

Водород подается в форкамеру 2 через штуцер 6 с расходом 1 г/сек, а в охлаждающие каналы 13 через штуцер 14 с расходом 19 г/сек. Кислород от магистрали через штуцер 9 с расходом 20 г/сек подается в полость 8, а затем распределяется коллектором 7 в форкамеру 2 и через форсунки 11 (5 г/сек) к электроду 4.

Электрический разряд между электродом 4 свечи 3 и коллектором 7 локализуется по минимальному искровому зазору выступов 10, где обеспечено оптимальное соотношение водорода и кислорода для воспламенения. При электрическом разряде водород ионизируется и воспламеняется в среде кислорода образуется факел, который при избытке кислорода, поступающего от коллектора 7, смешивается с водородом на выходе форкамеры 2. Дискретные струи подогретого водорода коническим соплом 15 направляются под углом к факелу горячего окислительного газа, активно перемешиваясь и сгорая. При этом формируется устойчивый факел с практически равномерным распределением температур в поперечном сечении для воспламенения основных расходов компонентов в камере сгорания силовой установки (фиг. 4а).

Предложенная компактная конструкция гарантированно обеспечивает формирование запального факела несамовоспламеняющихся топлив, имеет, сравнительно с известным уровнем техники, пониженные энергоемкость и массу.

После успешных опытных испытаний образца по изобретению, согласно договорам поставок, в 1994 году будут промышленно выпускаться запальные устройства по утвержденной технической документации для комплектования силовых установок, работающих на сжигании кислородно-водородного топлива.

Формула изобретения

Запальное устройство, содержащее корпус, рубашку охлаждения, кольцевой коллектор окислителя, расположенный на входе, магистраль горючего, центральный электрод свечи зажигания, отличающееся тем, что рубашка охлаждения выполнена в виде каналов, образованных продольными ребрами и наклоненных на выходе к продольной оси под углом, равным 37 52o, центральный электрод свечи зажигания расположен в магистрали горючего, на внутренней поверхности коллектора окислителя выполнены радиальные выступы, в которых установлены струйные форсунки окислителя, направленные к электроду свечи зажигания.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к основным элементам электрического оборудования, а именно к устройствам для зажигания с использованием электрической искры, а более конкретно к свечам зажигания, отличающимся по типу применяемых электродов или изоляционных материалов

Изобретение относится к электротехнике, и может быть использовано для воспламенения газообразных смесей, поступающих, например, от горелок газовых плит

Изобретение относится к системам зажигания газотурбинных двигателей, в частности к свечам для розжига топливовоздушной смеси, и может быть использовано для розжига топлива в паросиловых установках

Изобретение относится к устройствам зажигания и может быть использовано для воспламенения газа в бытовых и промышленных устройствах

Изобретение относится к энергетике, в частности к электрозапальникам

Изобретение относится к пьезоэлектрическому запальному механизму газовых зажигалок, горелок и т.п

Изобретение относится к технологии изготовления электрооборудования, эксплуатируемого на летательных аппаратах, в частности агрегатов зажигания авиационных газотурбинных двигателей и жидкостных ракетных двигателей, и может также быть использовано для изготовления изделий с применением пенопластов, к которым предъявляются повышенные требования к термостойкости и вибропрочности

Изобретение относится к искровому зажиганию поступающих из горелки газов для осаждения сажи на контактирующих со стеклом поверхностях формы для формирования стеклянной посулы

Изобретение относится к устройству зажигания газа, предназначенному для оснащения электробытовых приборов, например кухонных плит, и обеспечивает при своем использовании простоту сборки и высокую экономическую эффективность

Изобретение относится к горелке, используемой в газовой турбине

Изобретение относится к технике розжига топливовоздушной смеси в камерах сгорания авиационных газотурбинных двигателей и может быть использовано для запуска авиационных газотурбинных двигателей. Способ управления выходными параметрами системы зажигания, заключающийся в том, что в системе зажигания обеспечивают непрерывные циклы заряда-разряда накопительного конденсатора с генерацией искровых разрядов в искровом промежутке свечи в первый интервал времени с повышенной частотой, а в последующий интервал времени, до прекращения подачи энергии в систему зажигания, с пониженной частотой по сравнению с первым интервалом времени, причем в первый интервал времени одновременно с началом подкачки энергии в накопительный конденсатор уменьшают установленное заданное для второго интервала времени напряжение, дополнительно вводят третий интервал времени, в течение которого уменьшают мощность накачки энергии в накопительный конденсатор по сравнению со вторым интервалом времени. Изобретение позволяет уменьшить время восстановления выхода двигателя на нормальный режим, а также повысить надежность поддержания горения топливовоздушной смеси в камере сгорания при работе двигателя в сложных метеоусловиях. 1 ил.

Система электрического зажигания содержит источник высокого напряжения, соединенный с ним своим нижним концом токопровод и электрозапальник. Токопровод выполнен из состыкованных трубчатых секций, внутри которых между торцевыми изоляторами натянута металлическая токопроводящая струна. Электрозапальник пристыкован к верхнему концу токопровода. В его полом цилиндрическом корпусе с дренажным отверстием размещена внутренняя часть центрального составного электрода. Наружная часть центрального составного электрода в виде продуваемой трубки на торце образует искровой промежуток с дугой полой трубки защитной решетки. Центральный составной электрод полностью выполнен полым с продувочными отверстиями на внутренней его части. Концы полых трубок решетки, имеющие в наивысших частях дуг продувочные отверстия, направлены внутрь полости цилиндрического корпуса электрозапальника. Дренажные отверстия выполнены в торце цилиндрического корпуса и торцах трубных секций токопровода. Все внутренние полости сообщаются между собой через дренажные отверстия во фланцевых соединениях, кроме самого нижнего от кожуха источника высокого напряжения фланцевого соединения, выше которого выполнено наружное дренажное отверстие из полости трубчатой секции токопровода. Изобретение позволяет повысить надежность работы системы электрического зажигания. 4 з.п. ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к энергетике. Способ зажигания в камере сгорания турбомашины включает в себя фазу впуска текучей среды в камеру через впускное отверстие, в течение которой поршень сжимает упругие средства под давлением текучей среды так, что указанные упругие средства прикладывают к пьезоэлектрическому элементу усилие, достаточное для того, чтобы последний вызвал появление между электродами электрического напряжения, обеспечивающего возможность образования электрической дуги, до тех пор, пока поршень не достигнет заданного положения для закрытия клапана для герметизации указанного впускного отверстия, и фазу выпуска указанной текучей среды, в течение которой указанные упругие средства толкают поршень назад так, чтобы вызвать выталкивание текучей среды из указанной камеры через выпускное отверстие, и указанный клапан открывается. Изобретение позволяет повысить эффективность зажигания в камере сгорания турбомашины. 4 н. и 6 з.п. ф-лы, 4 ил.
Наверх