Путевой датчик

 

Использование: для счета осей железнодорожных подвижных составов. Сущность изобретения: путевой датчик содержит генератор электромагнитных колебаний, полосовой фильтр, к выходу которого подключен детектор, элемент защиты от перегрузки и две металлические перемычки, концы каждой из которых присоединены к одному и другому рельсам, а выход генератора - к входу полосового фильтра и через элемент защиты от перегрузки посредством двух соединительных проводов фиксированной длины - к одному и другому рельсам. 2 ил.

Изобретение относится к устройствам для счета железнодорожный (ЖД) подвижных составов, применяемых в системах свободного пути. Изобретение может быть использовано для получения электрических импульсов при прохождении колесных пар мимо датчика. Число импульсов с выхода датчика равно числу прошедших мимо него колесных пар (осей).

Известен путевой датчик, содержащий генератор, приемник сигналов, два рабочих магнитопровода и один компенсирующий, каждый из которых снабжен сигнальной обмоткой и обмоткой возбуждения, два диода и два транзистора (СССР, авт. св. N 844435, B 61 L 1/08, 1978). Этот датчик имеет сложную конструкцию и подвержен воздействию электромагнитных помех, в частности помех электромагнитных тормозов.

Также известно устройство генерирования импульсов счета осей для аппаратуры счета осей, снабженное двумя путевыми датчиками (ФРГ, пат N 3223126, B 61 L 1/16, 1983). Датчик этого устройства содержит генератор, передающий и приемный колебательные контуры, резистор, полосовой фильтр и детектор. Датчик этого устройства принят за прототип изобретения. Этот датчик имеет недостатки аналога.

Техническим результатом изобретения является упрощение конструкции датчика и уменьшение влияния электромагнитных помех.

Этот результат достигается благодаря тому, что путевой датчик содержит генератор электромагнитных колебаний, полосовой фильтр, детектор, элемент защиты генератора от перегрузки и две металлические перемычки. Генератор через элемент защиты от перегрузки подключен посредством двух соединительных проводов к одному и другому рельсам между перемычками в точках, находящихся на линии, перпендикулярной продольной оси железнодорожной колеи, а выход генератора подключен ко входу полосового фильтра, выход которого подключен ко входу детектора. Длины перемычек, концы каждой из которых присоединены к одному и другому рельсам, по разные стороны точек присоединения генератора к рельсам на расстояниях, равных четверти длины волны генератора, кратны длине волны генератора. Длина волны генератора должна быть равна электрической длине колесной пары, которая равна ширине колеи плюс два радиуса колес, деленной на целое число. Длина каждого соединительного провода кратна половине длины волны генератора.

Отличительными признаками изобретения являются элемент защиты генератора от перегрузки и две металлические перемычки, концы каждой из которых присоединены к одному и другому рельсам, упомянутый генератор через элемент защиты от перегрузки подключен посредством двух соединительных проводов к одному и другому рельсам между перемычками в точках, находящихся на линии, перпендикулярной продольной оси железнодорожной колеи, а выход генератора подключен ко входу полосового фильтра, при этом длины перемычек и соединительных проводов и расстояния между точками присоединения их к рельсам выбраны удовлетворяющими соотношениям: где lпрм длина каждой из перемычек; lг длина каждого из соединительных проводов; lр расстояние между точками присоединения к рельсу соединительного провода и конца перемычки; Lкп ширина железнодорожной колеи плюс два радиуса колес колесной пары или ее электрическая длина; к, m и n не равные между собой натуральные числа.

В отсутствии колесной пары в зоне действия датчика, которая равна расстоянию между точками присоединения перемычек к одному рельсу, генератор работает в режиме холостого хода (х.х.), так как нагружен на длинную линию, длина которой кратна нечетному числу четвертей его длин волн. При наличии колесной пары в зоне действия датчика над точками присоединения соединительных проводов к рельсам, генератор работает в режиме короткого замыкания (к. з. ), так как в этот момент он нагружен на длинную линию длина, которой кратна половине его длины волны.

Конструкция датчика упрощается и увеличивается его помехозащищенность за счет отсутствия в нем передающего и приемного колебательных контуров.

На фиг. 1 представлена структурная электрическая схема датчика. на фиг. 2 зависимость напряжения на выходе детектора Uвых в зависимости от положения колесной пары на ЖД пути, к которому подключен датчик.

На фигурах введены обозначения: 1 генератор электромагнитных колебаний (Г); 2 элемент защиты генератора от перегрузки (R); 3 соединительные провода генератора (СП); 4 колесная пара (КП); 5 перемычки рельсов (ПРМ); 6 ЖД рельсы; 7 полосовой фильтр (ПФ); 8 детектор; Генератор 1 может быть собран по схеме автогенератора на транзисторах метрового диапазона длин волн.

Элемент защиты 2 может быть выполнен в виде резистора.

Соединительные провода 3 могут быть выполнены в виде двух-проводной или коаксиальной линии.

Колесная пара 4 должна быть металлической.

Перемычки 5 рельсов должны быть металлическими (медными).

Полосовой фильтр 7 может быть собран на сосредоточенных индуктивностях и емкостях по известным схемам, при этом его частотная полоса должна быть шире нестабильности частоты генератора.

Детектор 8 может быть собран на диоде.

Пример реализации путевого датчика. Известно: 1. Ширина ЖД колеи в России 15200 мм.

2. Диаметр колес подвижного состава 950-1050 мм.

3. Средняя электрическая длина колесной пары равна 2500 мм.

4. Минимальное расстояние между осями одной тележки вагона равно 1500 мм.

Длину волны генератора выберем равную электрической длине колесной пары 2500 мм (120 мГЦ); 2,5 м.

Длину перемычек выберем равную 2,5 м. (lпрм 2,5 м.)
Длину соединительных проводов выберем равную 5 м. (lг 5 м.)
Расстояние между точками присоединения соединительных проводов к рельсу и концами перемычек выберем равным 0,625 м (lp= /4 = 0,625 м) Разрешающая способность такого датчика равна /2 или 1,25 м, поэтому оси одной тележки будут считываться отдельно.

Путевой датчик содержит генератор 1, элемент защиты 2, соединительные провода 3 генератора, перемычки рельсов 5, полосовой фильтр 7 и детектор 8.

Генератор 1 через элемент защиты 2 подключен посредством соединительных проводов 3 к одному и другому рельсам между перемычками в точках, находящихся на линии, перпендикулярной продольной оси железнодорожной колеи, а выход генератора подключен ко входу полосового фильтра 7, выход которого подключен ко входу детектора 8. Длины перемычек, концы каждой из которых присоединены к одному и другому рельсам по разные стороны точек присоединения генератора к рельсам на расстоянии равных /4 равны Длина каждого соединительного провода равна 2/2/4
Датчик работает следующим образом.

После установки датчика на рельсы включается генератор 1. При отсутствии в зоне действия датчика колесной пары на выходе генератора, работающего в режиме х. х. так как он включен на длинную линию, кратную нечетному числу четвертей длин волн генератора, наблюдается низкий уровень напряжения. На выходе детектора также низкий уровень напряжения (фиг. 2). При нахождении колесной пары в зоне действия датчика генератор переходит из режима х.х. в режим к.з. ток через элемент защиты 2 увеличивается, увеличивается и напряжение на выходе детектора 8 (фиг. 2). Режим к.з. создает колесная пара, электрическая длина которой кратна длине волны. При уходе колесной пары из зоны действия датчика напряжение на детекторе уменьшается до первоначального значения (в отсутствии колесной пары в зоне действия датчика).


Формула изобретения

Путевой датчик, содержащий генератор электромагнитных колебаний и полосовой фильтр, к выходу которого подключен детектор, отличающийся тем, что он снабжен элементом защиты от перегрузки и двумя металлическими перемычками, концы каждой из которых присоединены к одному и другому рельсам, а выход упомянутого генератора подключен к входу полосового фильтра и через элемент защиты от перегрузки посредством двух соединительных проводов фиксированной длины к одному и другому рельсам между перемычками в точках, находящихся на линии, перпендикулярной продольной оси железнодорожной колеи, при этом длины перемычек и соединительных проводов и расстояния между точками присоединения их к рельсам выбраны удовлетворяющими соотношениям
lпрм= k,
2lг+lкп=m,
2lг+2lр+lпрм=(2n-1)/2,
где lпрм длина каждой из перемычек;
lг длина каждого соединительного провода;
lр расстояние между точками присоединения к рельсу провода и конца перемычки;
lкп электрическая длина колесной пары используемого подвижного состава;
- длина волны сигнала, вырабатываемого генератором;
k, m и n не равные между собой натуральные числа.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к путевым датчикам и может быть использовано, в частности, для контроля прохождения колесной осью транспортного средства точки пути и счета его осей

Изобретение относится к устройствам для счета осей железнодорожных подвижных составов и может быть применено в качестве путевого датчика для таких устройств

Изобретение относится к железнодорожной автоматике и может быть использовано в автоматических системах технической диагностики подвижного состава на ходу поезда

Изобретение относится к техническим средствам регулирования движения и ограждения поездов, предназначено для использования в качестве средства интервального регулирования на малодеятельных участках железных дорог, в том числе на участках железных дорог, оборудованных устройствами полуавтоматической блокировки

Изобретение относится к техническим средствам регулирования движения и ограждения поездов и предназначено для использования в качестве средства интервального регулирования и ограждения поездов на станциях и перегонах железных дорог, преимущественно промышленного транспорта, а также в системах горочной автоматической централизации

Изобретение относится к технике радиолокационных измерений и может использоваться на железных дорогах для контроля целостности железнодорожного состава как в процессе его движения, так и в неподвижном состоянии

Изобретение относится к железнодорожной автоматике и телемеханике и может быть использовано для регистрации проследования подвижного состава по контролируемому участку пути

Изобретение относится к железнодорожной автоматике и телемеханике и может быть использовано для регистрации проследования транспортного средства через контролируемый участок

Изобретение относится к устройству ограничительной части пункта 1 формулы изобретения, используемому на транспорте

Изобретение относится к области управления движением на железных дорогах

Изобретение относится к железнодорожной автоматике и предназначено для регистрации колесных пар подвижного состава
Наверх