Летательный аппарат по схеме "утка" с флюгирующими рулями с приводом через зону нечувствительности

 

Использование: изобретение относится к летательным аппаратам по схеме "утка", в частности к малогабаритным летательным аппаратам. Сущность: летательный аппарат содержит фюзеляж, флюгирующий руль 2 с приводом 3 рулей через пружины, пружина привода соединена с качалкой муфты, которая входит в зацепление с осью руля с люфтом от -30o до +30o. Плечо качалки муфты меньше плеча качалки привода в 4-20 раз. 1 ил.

Изобретение относится к области авиационной техники и может быть использовано при создании пилотируемых и беспилотных летательных аппаратов, преимущественно для малоразмерных самолетов.

В качестве прототипа взято изобретение по патенту СССР N 1087067 кл. B 64 C 13/00, 1984 г. в котором описан летательный аппарат по схеме "утка" с флюгирующими рулями и приводами рулей через пружины.

Недостатком данного решения является то, что устройство для управления аэродинамическими поверхностями не может быть реализовано на малоразмерных аппаратах.

Техническим результатом изобретения является повышение статической устойчивости и управляемости малоразмерных аппаратов. Указанный технический результат достигается тем, что у летательного аппарата по схеме "утка", содержащего флюгирующие рули, приводы рулей через пружины: пружина привода соединена с качалкой муфты, муфта входит в зацепление с осью руля с люфтом от -30o до +30o, при этом плечо качалки муфты в 4-20 раз меньше плеча качалки привода. В пределах зоны нечувствительности на ручке управления отсутствует усилие, что также ослабляет запаздывание в передаче команды от ручки (привода) на руль.

На чертеже показана схема летательного аппарата по схеме "утка" с флюгирующими рулями с приводом через зону нечувствительности, где 1 - летательный аппарат, 2 флюгирующие рули, 3 рулевой привод, 4 качалка привода, 5 пружина, 6 качалка муфты, 7 муфта, 8 ось руля, 9 штифт.

Когда летательный аппарат находится в полете, на руль воздействует шарнирный момент от набегающего потока, который устанавливает руль по потоку (в случае отсутствия управляющего воздействия).

Действительно, зона нечувствительности между муфтой и штифтом не мешает рулю установиться по потоку. Статическая устойчивость при этом определяется только крылом и фюзеляжем и является в 2-3 раза выше, чем в случае жесткой связи руля и фюзеляжа через привод. Но и тогда, когда при управлении муфта выбрав люфт, будет соединена со штифтом, статическая устойчивость несколько снизится, но будет недостаточно высокой. Степень влияния руля на устойчивость будет определяться жесткостью пружины.

При малой жесткости пружины перемещение качалки муфты не вызывает заметного противодействия повороту руля. Иначе, на руле создается, практически, постоянный момент, не зависящий от поворота корпуса летательного аппарата, т.е. руль не определяет положения аэродинамического фокуса и летательный аппарат более устойчив и менее чувствителен к возмущающим воздействиям.

Эффективность предлагаемого технического решения будет реализована при создании малоразмерных пилотируемых и беспилотных аппаратов.

Для пилотируемого летательного аппарат очень важным является требование к квалификации летчика (чем ниже требования к квалификации, тем более массовым может быть летательный аппарат).

Высокая статическая устойчивость в предлагаемом летательном аппарате позволяет снизить требования к квалификации летчика. Более высокие динамические характеристики (собственная частота повышается в 1,5-1,7 раза) также снижают требования к навыку управления летательным аппаратом.

Получить эффект повышения безопасности полетов можно таким образом: увеличить устойчивость не в 2-3 раза, а только в 1,3-1,5 раза, но при этом угол атаки руля будет меньше; что исключает срыв потока на рулях при больших управляющих воздействиях.

Полет на таких аппаратах более безопасен.

Посадку можно производить на больших углах атаки крыла и небольших углах атаки руля (без срыва потока на рулях), что в свою очередь снижает посадочную скорость и повышает безопасность посадки на неподготовленную поверхность при вынужденной посадке.

Для беспилотных летательных аппаратов затруднительно применять сложный автопилот. Предлагаемое техническое решение существенно упрощает проектирование малоразмерных летательных аппаратов и делает возможным создание малоразмерных летательных аппаратов без автопилота. Свойства аппарат (статическая устойчивость, повышенная частота собственных колебаний) получается как бы с автопилотом и по своим аэродинамическим характеристикам не отличается от обычных летательных аппаратов с автопилотом.

Формула изобретения

Летательный аппарат по схеме "утка" с флюгирующими рулями, приводом рулей через пружины, отличающийся тем, что пружина привода соединена с качалкой муфты, муфта входит в зацепление с осью руля с люфтом от -30 до +30o, при этом плечо качалки муфты в 4 20 раз меньше плеча качалки привода.

РИСУНКИ

Рисунок 1



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к авиационной технике

Самолет // 2058912
Изобретение относится к авиационной технике и может быть использовано при проектировании и постройке различных типов летательных аппаратов

Изобретение относится к летательным аппаратам с передним горизонтальным оперением

Изобретение относится к авиационной технике, к системам транспортной механизации крыла самолета

Изобретение относится к авиационной технике и может быть использовано в проводках управления самолетом

Изобретение относится к аэродинамическим органам управления самолетом, предназначенным для непосредственного управления боковой силой

Изобретение относится к области авиационной техники, и может быть использовано в приводах отклоняемых поверхностей крыльев летательных аппаратов

Изобретение относится к авиационной технике

Изобретение относится к рулевым приводам аэродинамических поверхностей беспилотных летательных аппаратов

Изобретение относится к способу контроля эффективности работы электромеханического привода роторно-линейного типа

Изобретение относится к космической, ракетной и морской технике и касается раскрытия и автоматической установки в рабочее положение несущей управляющей плоскости летательного аппарата (ЛА). Привод несущей управляющей плоскости ЛА содержит неподвижно установленный корпус, силовой цилиндр, поршень со штоком, кинематически связанный с управляющей плоскостью. Силовой цилиндр установлен в корпусе на подшипниках с возможностью вращения относительно своей продольной оси. Надпоршневая полость камеры силового цилиндра выполнена в виде газовой герметичной и негерметичной полостей, а герметичная полость под поршнем заполнена жидкостью. В негерметичной газовой полости кинематическая связь штока поршня с управляющей плоскостью выполнена в виде качалки, рычага и соединяющих их осей. Оси качалки и рычага установлены на корпусе силового цилиндра. Рычаг жестко соединен с управляющей плоскостью. Отверстие в качалке для установки оси крепления качалки со штоком поршня выполнено в виде прорези. Достигается уменьшение массы и габаритов привода несущей управляющей плоскости ЛА при выполнении им продольного и вращательного движений. 2 ил.

Группа изобретений относится к устройствам управления системой механизации крыла и касается переключателей, корпусов, рычагов и гашеток. Переключатель основного управления механизацией крыла самолета включает связанные между собой командный и задающий блоки управления. Командный блок содержит двуплечий рычаг, который снабжен рукояткой с гашеткой. Рычаг выполнен с ломаной конфигурацией соединения плеч и установлен в силовом корпусе командного блока на шарнире с центром поворотов в точке пересечения центральных продольных осей плеч рычага. Плечи рычага соединены между собой под углом 120-150° в плоскости поворотов. Соединение командного блока с качалкой задающего блока выполнено посредством тандерной тяги, связывающей свободный конец нижнего плеча рычага со свободным концом качалки через два шарнира вращения. Гашетка содержит корпус, состоящий из двух частей, верхняя из которых выполнена уширенной, конгруэнтно вставляемой в гнездо в рукоятке рычага. Силовой корпус командного блока выполнен в виде сдвоенной коробчатой секторной рамы с клинообразно сужающимися к нижней части боковыми гранями и оснащен двумя криволинейными пластинами. Достигается повышение надежности, улучшение управления, а также повышение безопасности управления при снижении габаритов и веса конструкций. 5 н. и 2 з.п. ф-лы, 6 ил.

Изобретение относится к машиностроению и может быть применено в приводах автоматических систем управления летательных аппаратов. Силовой мини-привод петлеобразной формы состоит из одного или нескольких выходных редукторов (10), внутри которых размещены механические передачи, входные звенья которых объединены общим валом (1), соединенным с двигателем (13) через промежуточный редуктор (11). В качестве механической передачи выходных редукторов (10) использован набор параллельно соединенных волновых передач с телами качения (6), многорядного волнообразователя, сепараторов (5) и жестких колес (7). Жесткие колеса (7) выполнены в виде составных частей подвижных цилиндров, являющихся выходными звеньями выходных редукторов. Промежуточный редуктор (11) выполнен в виде волновой передачи с телами качения (20), жесткого колеса (21), которое является составной частью неподвижного цилиндра, а выходным звеном является сепаратор (19), соединенный с общим валом (1). Изобретение позволяет улучшить массогабаритные показатели, повысить КПД и надежность всей системы. 3 з.п. ф-лы, 4 ил.

Изобретение относится к области авиации. Система повышения управляемости для летательного аппарата с переставным стабилизатором (2) включает средства (16) передачи движения отклонения, которые для каждого положения стабилизатора (2) по углу его установки устанавливают элемент (8) механизации стабилизатора в определенное положение по углу отклонения. Средства (18, 20, 23) передачи движения отклонения состоят из передаточного механизма, включенного между элементом (8) механизации стабилизатора и конструкцией летательного аппарата (1). Изобретение направлено на уменьшение размера стабилизатора. 11 з.п. ф-лы, 9 ил.

Изобретение относится к авиастроению и может быть применено в приводах подвижных аэродинамических поверхностей самолета, в частности предкрылков, закрылков, элеронов. Электромеханический линейный привод состоит из корпуса, расположенного внутри него электродвигателя с ротором, соединенным через волновой редуктор с винтом винтового или шарико-винтового механизма. Внутри корпуса с возможностью поступательного движения размещен толкатель, а также стопор. Упомянутый ротор соединен с датчиком его углового положения. Волновой редуктор является одноступенчатым и имеет размещенный на валу ротора волнообразователь, состоящий из двух эксцентриков с противоположно направленными эксцентриситетами с установленными на них подшипниками и рабочими кольцами. В сепараторе, который соединен с корпусом и охватывает волнообразователь, размещены тела вращения, взаимодействующие с рабочими кольцами. Жесткое колесо с внутренней волновой поверхностью охватывает сепаратор и имеет установленный соосно с ротором электродвигателя вал, соединенный с винтом непосредственно или через одну или несколько промежуточных ступеней. Технический результат - уменьшение габаритов и повышение КПД привода. 3 з.п. ф-лы, 4 ил.

Изобретение относится к области управления летательным аппаратом (ЛА) и касается системы основного управления ЛА. Система управления полетом содержит рулевые поверхности и связанные с ними силовые приводы для управления летными функциями крена, рыскания, тангажа и аэродинамического торможения ЛА. Все силовые приводы являются электромеханическими. При этом часть рулевых поверхностей, связанных с электромеханическими силовыми приводами, представляет собой разделенные рулевые поверхности, каждая из которых состоит из независимых поверхностей. Достигается надежность, прочность, простота системы управления полетом. 10 з.п. ф-лы, 24 ил.
Наверх