Способ сохранения информации о режиме полета и переговорах экипажа в случае аварийного падения летательного аппарата и летательный аппарат

 

Использование: авиационная техника. Сущность изобретения: способ сохранения информации о режимах полета и переговорах экипажа заключается в том, что информацию записывают на основные и дублирующие магнитофоны, а в случае аварии дублирующие магнитофоны катапультируют. Летательный аппарат для этого кроме бортовой системы регистрации полета и переговоров экипажа, содержащей магнитофоны для записи, имеет дополнительные магнитофоны в фюзеляже летательного аппарата, аварийный люк с крышкой на разрывных болтах и соосно с ним внутри фюзеляжа жестко закреплен направляющий стакан открытой стороной торца. В стакане, начиная с закрытого торца, установлены стреляющий механизм с телескопической штангой-толкателем, катапультируемый контейнер, содержащий дополнительные магнитофоны, включенные параллельно стационарным, автономный источник электропитания, сигнализатор, спасательный парашют с пиросистемой задействования. 2 с.п. ф-лы, 5 ил.

Изобретение относится к авиационной технике, а именно к многоместным летательным аппаратам для перевозки пассажиров.

Широко известны способы регистрации и сохранения параметров полета и содержания переговоров членов экипажа летательного аппарата между собой и со станциями слежения с помощью бортовой магнитной системы (Яковлев А.С. Советские самолеты. М. Наука, 1992, с. 382-383; Резник Б. Раскроют ли тайну гибели Ту-154? "Известия", N 17(24624) от 27.01.96 г. с. 1).

Наиболее близким к заявляемому изобретению является способ сохранения информации о полете и переговорах экипажа в случае аварии или катастрофы самолета с помощью магнитной системы регистрации полета (МСРП), фиксирующей на магнитной ленте основные параметры полета, работу силовых установок и систем летательного аппарата, разовые команды и переговоры экипажа. Основной функциональный элемент этой системы записывающие магнитофоны размещены станционарно внутри фюзеляжа летательного аппарата (Бондарчук З.И. Харин В.И. Авиационное и радиоэлектронное оборудование самолета Як-40". -М. Транспорт, 1982, с. 254-257).

Недостаток известного способа и летательного аппарата заключается в том, что они не обеспечивают надежного сохранения информации в случае аварийного падения летательного аппарата на землю или водную поверхность, так как магнитофоны теряются или разрушаются вместе с летательным аппаратом. Кроме того, не обеспечивается возможность своевременного и экономически малозатратного обнаружения этой информации в случае катастрофы летательного аппарата в безлюдных областях земной поверхности.

В основу изобретения положена задача создания способа и летательного аппарата, которые позволили бы надежно сохранить информацию о режиме полета и переговорах экипажа в случае аварийного падения летательного аппарата на землю и тем самым ускорить получение и объективную расшифровку информации о возможной причине аварии.

Поставленная задача решается тем, что в способе сохранения информации о режиме полета и переговорах экипажа в случае аварийного падения летательного аппарата путем записи этой информации на стационарные магнитофоны бортовой системы регистрации полета согласно изобретению ведут дополнительную запись на магнитофоны, дублирующие стационарные, которые при падении летательного аппарата катапультируются из него.

Поставленная задача решается также тем, что в летательном аппарате для осуществления способа, содержащего бортовую систему регистрации полета и переговоров экипажа, включающую магнитофоны для записи, стационарно установленные в фюзеляжа летательного аппарата, согласно изобретению в фюзеляже выполнен аварийный люк с крышкой на разрывных болтах, изнутри фюзеляжа напротив аварийного люка и соосно с ним жестко прикреплен направляющий стакан стороной открытого торца, внутри направляющего стакана на закрытом торце последовательно помещен стреляющий механизм с телескопической штангой толкателем и катапультируемый контейнер, в который установлены дополнительные магнитофоны, дублирующие стационарные и включенные параллельно стационарным, автономный источник электропитания, сигнализатор и спасательный парашют с пиросистемой ввода его в действие.

Способ сохранения информации о режиме полета и переговорах экипажа в случае аварийного падения летательного аппарата реализуется летательным аппаратом.

На фиг. 1 дан продольный разрез фюзеляжа летательного аппарата; на фиг. 2 узел 1 на фиг. 1; на фиг. 3 сечение А-А на фиг. 1; на фиг. 4 и фиг. 5 - этапы катапультирования и приземления контейнера с дублирующими магнитофонами.

Летательный аппарат, преимущественно многоместный пассажирский самолет, содержит фюзеляж 1, в котором размещены стационарные магнитофоны 2 системы регистрации и сохранения режима полета и переговоров экипажа, а также выполнен аварийный люк 3, герметично закрытый крышкой 4 с помощью разрывных болтов 5, работающих на разрыв при определенном усилии. Возможно применение взрывных болтов. К внутренней стороне фюзеляжа 1, непосредственно напротив аварийного люка 3 и соосно с ним, жестко прикреплен стороной открытого торца направляющий стакан 6, на дне которого расположен стреляющий механизм 7, контактирующий своей телескопической штангой толкателем 8 с катапультируемым контейнером 9. Контейнер 9 содержит дублирующие магнитофоны 10, автономный источник электропитания 11, сигнализатор 12 и спасательный парашют 13 с пиросистемой ввода его в действие 14. Для удержания контейнера 9 в направляющем стакане 6 служат фиксаторы 15. Дублирующие магнитофоны 10 включены в бортовую магнитную систему регистрации полета (МСРП) летательного аппарата параллельно стационарным магнитофонам 2 через отрывные разъемы 16, расположенные в месте связи катапультирующего контейнера 9 и направляющего стакана 6. Электрозапал 17 стреляющего механизма 7 электрически связан с бортовой автоматической системой управления катапультированием контейнера 9, включающем в качестве первичного датчика радиовысотомер малых частот 18, а пиросистема 14 ввода в действие спасательного парашюта 13 и сигнализатор 12 электрически связаны с автономным источником электропитания 11.

Ось направляющего стакана 6 расположена с отклонением от вертикальной диаметральной плоскости сечения фюзеляжа 1 на угол 0 360o в зависимости от конструктивных особенностей хвостовой части летательного аппарата (например, a 45o при однокилевой хвостовой части и a 0o при двух разнесенных килях).

В случае пролегания трассы летательного аппарата над водной поверхностью контейнера 9 может быть дооснащен надувным спасательным плотиком.

Способ сохранения информации о режиме полета, переговорах экипажа в случае аварийного падения летательного аппарата и работе летательного аппарата осуществляется следующим образом.

В ходе полета летательного аппарата запись его режимных параметров и переговоров экипажа осуществляются на стационарные магнитофоны 2, размещенные в отсеках фюзеляжа 1, одновременно ведут дополнительную запись на дублирующие магнитофоны 10, находящиеся в катапультируемом контейнере 9. При возникновении аварийной ситуации падении летательного аппарата и достижении им заданной высоты срабатывания системы катапультирования (150 200 м от поверхности земли) по сигналу радиовысотомера 18 происходят подрыв электрозапала 17 и срабатывание стреляющего механизма 7, который своей телескопической штангой-толкателем 8 выталкивает контейнер 9 из направляющего стакана 6 наружу, преодолевая сопротивление фиксатора 15 и сопротивление разрывных болтов 5 крышки 4 аварийного люка 3. Вследствие начала движения контейнера 9 относительно направляющего стакана 6 срабатывают отрывные разъемы 16, тем самым дублирующие магнитофоны 10 отсоединяются от бортовой системы летательного аппарата. У катапультировавшего контейнера 9 принудительно с помощью пиросистемы 14 раскрывается спасательный парашют 13, контейнер 9 вместе с дублирующими магнитофонами 10, сигнализатором 12 и автономным источником электропитания 11 плавно опускается на землю, где сигнализатор 12 начинает испускать сигналы, что способствует своевременному обнаружению контейнера 9 с записью информации в неповрежденном виде.

Таким образом, использование предлагаемого способа сохранения информации о режиме полета и переговорах экипажа в случае аварийного падения и конструкции летательного аппарата позволяет по сравнению с существующим значительно повысить надежность ее сохранения за счет катапультирования носителя информации из летательного аппарата перед столкновением последнего с землей, а также ускорить процесс ее получения наземными службами, благодаря чему резко сокращаются затраты сил и средств по анализу возможных причин аварии летательного аппарата.

Формула изобретения

1. Способ сохранения информации о режиме полета и переговорах экипажа в случае аварийного падения летательного аппарата путем ее записи на стационарные магнитофоны бортовой системы регистрации полета, отличающийся тем, что ведут дополнительную запись на магнитофоны, дублирующие стационарные, которые при падении летательного аппарата катапультируют.

2. Летательный аппарат, содержащий бортовую систему регистрации полета и переговоров экипажа, включающую магнитофоны для записи, стационарно установленные в фюзеляже летательного аппарата, отличающийся тем, что в фюзеляже выполнен аварийный люк с крышкой на разрывных болтах, изнутри фюзеляжа напротив аварийного люка и соосно с ним жестко прикреплен направляющий стакан стороной открытого торца, внутри направляющего стакана на закрытом торце последовательно помещены стреляющий механизм с телескопической штангой-толкателем и катапультируемый контейнер, в который установлены дополнительные магнитофоны, дублирующие стационарные и включенные параллельно стационарным, автономный источник электропитания, сигнализатор и спасательный парашют с пиросистемой ввода его в действие.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5



 

Похожие патенты:
Изобретение относится к средствам для обеспечения поисково-спасательных операций при авариях летательных аппаратов, а именно к методам индикации местоположения летательного аппарата после его падения в результате аварии

Изобретение относится к оборудованию летательных аппаратов, а именно к аварийным средствам выбрасываемых сигнальных устройств, например, аварийных самописцев

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к системам поиска и спасения летательных аппаратов (ЛА) и их экипажей

Изобретение относится к морской технике и касается отстрела выбрасываемых сигнальных устройств, указывающих место аварии

Изобретение относится к средствам и способам обозначения места нахождения (падения, вынужденной посадки) потерпевшего бедствие воздушного судна, его экипажа и пассажиров, нуждающихся в экстренной помощи, обеспечивающим сокращение сроков их поиска и своевременное оказание необходимой помощи

Изобретение относится к области авиации и может быть использовано для поиска чёрного ящика после катастрофы самолета. Чёрный ящик (2) с сигнализацией содержит блок (5) генераторов звука и электромагнитных волн, блок (6) электропитания, рычаг-переключатель (7), камеру 8 сжатого воздуха, резиновую камеру (9), парашют (11), гибкую антенну (12), нишу (13), звукоизлучатель (14), кабель-трос (15), разъем (16), штепсель, розетку, строп, ручку крана и трубы воздухопровода. Предусмотрен приемник GPS-сигналов и пункт контроля. Приемник GPS-сигналов содержит приемопередающую антенну, дуплексер, удвоитель фазы, первый и второй узкополосные фильтры, делитель фазы на два, фазовый детектор и вычислительный блок. Генератор электромагнитных волн содержит формирователь модулирующего кода, линию задержки, генератор псевдослучайной последовательности, сумматор, фазовый манипулятор и усилитель мощности. Пункт контроля содержит приемную антенну, усилитель высокой частоты, блок поиска, гетеродин, смеситель, усилитель промежуточной частоты, обнаружитель сигналов, первый и второй анализаторы спектра, удвоитель фазы, блок сравнения, пороговый блок, линию задержки, ключ, делитель фазы на два, узкополосный фильтр, фазовый детектор и блок регистрации. Изобретение направлено на повышение оперативности поиска. 8 ил.
Изобретение относится к способу поиска приземлившегося беспилотного летательного аппарата (БЛА). При контакте БЛА с земной поверхностью автоматически активируется установленный на его борту маячковый передатчик, путем радиопеленгации которого определяют местоположение приземлившегося БЛА и осуществляют его розыск для последующей эвакуации. На борту БЛА дополнительно установлен блок светозвукового информирования, автоматически активирующийся в момент касания БЛА поверхности земли и выключающийся автоматически при подъеме БЛА на определенную высоту над поверхностью земли или вручную. Достигается сокращение времени поиска приземлившегося БЛА. 9 з.п. ф-лы.

Изобретение относится к сбрасывающему устройству для отделения сбрасываемого бортового самописца. Сбрасывающее устройство содержит разъединяющее устройство с герметичным корпусом, в который ввинчен выбрасывающий стержень. Выбрасывающий стержень посредством байонетного замка соединен с возможностью разъединения с бортовым самописцем. При этом байонетный замок может быть разъединен посредством приложения нагрузки с помощью выбрасывающего стержня. Разъединяющее устройство содержит генератор газового давления. Внутри разъединяющего устройства расположен клапан, который при ввинченном выбрасывающем стержне допускает гидродинамическое соединение между выходом генератора газового давления и выбрасывающим стержнем, а при вывинченном выбрасывающем стержне прерывает гидродинамическое соединение. Достигается создание устройства, безопасного при отгрузке, транспортировке, хранении и монтаже. 2 з.п. ф-лы, 4 ил.
Изобретение относится к области обеспечения поисково-спасательных операций при авариях летательных и подводных объектов. Способ определения места крушения движущегося объекта характеризуется использованием устройств, снабженных воздухо- и водоплавающими носителями, активируемыми после отделения устройств от объекта, радиомаяками, идентификатором и навигатором, накопителями информации о состоянии объекта, системой связи и демаскирующими элементами для уверенного поиска и определения координат цепочки устройств на поверхности, по которой локализуют трассу и место непосредственно крушения объекта. Изобретение направлено на повышение эффективности поисково-спасательных работ. 2 з.п. ф-лы.
Наверх