Устройство отделения спасаемого бортового накопителя информации

Изобретение относится к оборудованию летательных аппаратов, а именно к аварийным средствам выбрасываемых сигнальных устройств, например, аварийных самописцев. Предлагаемое устройство содержит пневмопривод (пиропатрон), контейнер, в котором размещен и подпружинен накопитель информации, и жестко связанную с контейнером крышку. Крышка установлена на оси ее поворота относительно оболочки летательного аппарата. На оболочке закреплен указанный пневмопривод, толкатель которого непосредственно связан с крышкой. Контейнер подпружинен к крышке, причем на его подпружиненном к крышке торце выполнен упор, примыкающий к упругой направляющей в виде пластинчатой пружины. Последняя закреплена на корпусе пневмопривода. Накопитель информации изнутри продольно нагружен другой пружиной и примыкает изнутри к торцу контейнера, на котором выполнен указанный упор. При срабатывании пневмопривода контейнер поворачивается вокруг оси крышки на ограниченный угол (например, 26°), а упор освобождает пружину, которая выталкивает накопитель из контейнера. Технический результат изобретения состоит в повышении надежности сохранения спасаемого накопителя информации в рабочем состоянии при автономном плавании на акватории падения. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.

 

Изобретение относится к оборудованию летательных аппаратов, а более конкретно, к аварийным средствам выбрасываемых сигнальных устройств, указывающих место аварии, в частности, представляет собой спасаемый аварийный самописец.

Уровень техники данной области характеризует выбранное в качестве наиболее близкого аналога предлагаемому устройству, по технической сущности и числу совпадающих признаков, устройство отделения спасаемого бортового накопители информации но патенту GB 2228458, В 64 D 25/00, 1990 г., в котором бортовой накопитель информации помещен в контейнер, жестко закрытый крышкой, сопряженной с оболочкой летательного аппарата, содержащее толкатель пневмопривода, связанного с коммутатором блока управления.

В аварийной ситуации, при падении летательного аппарата в водную среду, в частности, от импульса датчиков глубины или перегрузки, блок управления через коммутатор выдает команду на срабатывание пневмопривода, толкателем которого вдоль контейнера, который смонтирован радиально оболочке летательного аппарата, перемещается спасаемый бортовой накопитель информации. При атом размыкается коммутатор, связывающий накопитель с контролируемой аппаратурой на борту, и включается радиомаяк, а затем вышибается крышка контейнера при выбросе бортового накопителя информации для автономного плавания.

Недостатком известного устройства является неудовлетворительная функциональная надежность, так как возможны случаи повреждения антенны радиомаяка от динамических перегрузок удара непосредственно бортовым накопителем информации о закрепленную в оболочке крышку при ее вышибании из контейнера. Это обстоятельство практически исключает визуальное обнаружение в акватории падения летательного аппарата аварийного самописца - спасаемого бортового накопителя информации.

3адачей, на решение которой направлено настоящее изобретение, является устранение отмеченного недостатка, то есть конструктивными усовершенствованиями гарантированно обеспечить работоспособность спасаемого бортового накопителя информации при автономном плавании в акватории падения летательного аппарата.

Требуемый технический результат достигается тем, что в известном устройстве отделения спасаемого бортового накопителя информации, помещенного с возможностью относительного перемещения в контейнере, жестко закрытом крышкой, сопряженной с оболочкой летательного аппарата, на которой закреплен соединенный с коммутатором блока управления пневмопривод толкателя, согласно изобретению толкатель пневмопривода, выполненного предпочтительно в виде пиропатрона, связан с крышкой непосредственно, контейнер смонтирован на крышке, установленной на оболочке летательного аппарата с возможностью поворота, а бортовой накопитель информации, продольно нагруженный пружиной, через торцевой упор скольжения примыкает к упругой направляющей, закрепленной на корпусе пневмопривода, при этом крышка, несущая контейнер, установлена на оси поворота, а противоположный конец контейнера подпружинен к крышке, где на торце бортового накопителя информации выполнен упор скольжения радиусом, равным расстоянию от оси поворота до упругой направляющей, причем над осью поворота крышки закреплен ограничительный упор.

Отличительные признаки обеспечили решение поставленной технической задачи повышения функциональной надежности устройства отделения спасаемого бортового накопителя информации, исключив в динамике работы непосредственные механические воздействия на него и возможные при этом повреждения антенны радиомаяка, то есть конструктивная взаимосвязь новых элементов устройства, в совокупности с известными, позволили плавно автоматически выгружать спасаемый накопитель в акваторию падения летательного аппарата.

Взаимосвязь толкателя пневмопривода непосредственно с крышкой контейнера полностью исключает динамические воздействия ударной волны давления пороховых газов сработавшего пиропатрона на всесторонне демпфированный пружинами бортовой накопитель информации при его аварийном удалении из летательного аппарата в воду.

Выполнение пневмопривода в виде пиропатрона предпочтительно, так как он является самодостаточным, энергосодержащим и обеспечивает быстродействие отделения бортового накопителя информации в экстремальной ситуации аварийного его спасения при заданном заглублении летательного аппарата в воду, сохранив антенну радиомаяка в функциональной целостности.

Выполнение контейнера с возможностью принудительного автоматического поворота относительно оболочки летательного аппарата в работе обеспечивает формирование наклонного склиза, по которому спасаемый накопитель информации плавно выводится в акваторию.

Продольное нагружение бортового накопителя информации пружиной к упругой направляющей обеспечивает его фиксирование на полете и принудительное аварийное выталкивание по наклоненному контейнеру, когда торцевой упор скольжения при повороте выходит из зацепления с упругой направляющей, в крайнем положении открытой крышки, опирающейся на ограничительный упор.

Оснащение бортового накопителя информации торцевым упором скольжении, выполненным по радиусу от оси вращения до упругой направляющей, обеспечивает беспрепятственное принудительное угловое перемещение контейнера при повороте крышки под действием момента сил, создаваемого упругостью пружин, нагружающих контейнер со стороны взаимодействия торцевого упора контейнера с упругой направляющей.

Следовательно, каждый существенный признак необходим, а их совокупность в устойчивой взаимосвязи является достаточной для достижения новизны качества, не присущей признакам в разобщенности, то есть получен новый сверхэффект от суммы признаков, а не сумма эффектов.

Проведенный сопоставительный анализ предложенного технического решения с выявленными аналогами уровня техники, из которого изобретение явным образом не следует для специалиста отрасли, показал, что оно не известно, а с учетом возможности промышленного серийного производства устройств отделения спасаемого бортового накопителя информации можно сделать вывод о соответствии критериям патентоспособности.

Сущность изобретения поясняется чертежами, которые имеют чисто иллюстративные цели и не ограничивают объема прав формулы, где изображены:

- на фиг.1 - общий вид предложенного устройства в разрезе;

- на фиг.2 - то же, вид сверху;

- на фиг.3 - вид по стрелке А на фиг.1.

Бортовой накопитель 1 информации (спасаемый самописец), связанный разъемом 2 с коммутатором 3, установлен в поворотном контейнере 4, смонтированном на оси 5 поворота и винтами 6 закрепленном на крышке 7, которая тремя винтами 8 связана с корпусом 9 устройства, совмещенного с оболочкой 10 летательного аппарата и скрепленного с ней винтами 11 (фиг.3).

Торец контейнера 4 с противной стороны от оси 5 поворота оснащен упором 12, который посредством пружины 1 прижат к упругой направляющей 14 (пластинчатой пружины), закрепленной на корпусе 9.

Контактный профиль упора 12 выполнен по радиусу от оси 5 до направляющей 14, упругими силами которой накопитель 1 продольно зафиксирован в контейнере 4.

Со стороны упора 12 контейнер 4 нагружен моментом силы симметрично расположенных пружин 15 и прижат к крышке 7, здесь же, в корпусе 9, за направляющей 14 закреплен пиропатрон 16 (пневмопривод), толкатель 17 которого примыкает к крышке 7. Пиропатрон 16 электрически связан с коммутатором 3 блока управления (условно не показан).

В условиях полета устройство отделения находится в ждущем режиме, при этом накопитель 1 принимает и записывает информацию с борта летательного аппарата.

При аварийной ситуации по сигналу чувствительного элемента на установленный уровень перепада давления, перегрузки и т.п. коммутатор 3 выдает импульс тока напряжением 24 В и силой тока 2 А на включение радиомаяка и пиропатрон 16, при срабатывании последнего давлением пороховых газов толкатель 17 практически мгновенно воздействует на крышку 7 и посредством ее разрывает винты 8.

Под действием давления пороховых газов пиропатрона 16 и моментов сил пружин 15 крышки 7 совместно с контейнером 4 поворачиваются вокруг оси 5, при этом упор 12 скользит по направляющей 14 и выходит из зацепления, освобождая пружину 13. Поворот крышки 7 ограничен упором 18 (фиг.1), в частности, на угол 26 градусов, достаточный для самопроизвольного движения, преодолев трение покоя, спасаемого бортового накопителя 1 информации относительно наклоненного открытого контейнера 4.

Дополнительным усилием пружины 13 накопитель 1 принудительно выталкивается из контейнера 4, при этом вышибается упор 12 и разъединяется разъем 2, в результате чего накопитель 1 автономен.

В случае падения летательного аппарата в воду герметичный накопитель 1 всплывает на поверхность акватории и доступен для поисковых групп при обнаружении по выдаваемому в эфир радиосигналу.

1. Устройство отделения спасаемого бортового накопителя информации, содержащее контейнер, в котором размещен с возможностью относительного перемещения указанный накопитель информации, жестко связанную с контейнером крышку, сопряженную с оболочкой летательного аппарата, закрепленный на оболочке пневмопривод с толкателем, соединенный с коммутатором блока управления, отличающееся тем, что толкатель пневмопривода, выполненного предпочтительно в виде пиропатрона, непосредственно связан с указанной крышкой, которая установлена на оси ее поворота относительно оболочки летательного аппарата, контейнер подпружинен к крышке, причем на подпружиненном к крышке торце контейнера выполнен упор, примыкающий к упругой направляющей в виде пластинчатой пружины, закрепленной на корпусе пневмопривода, а накопитель информации изнутри продольно нагружен другой пружиной и примыкает изнутри к торцу контейнера, на котором выполнен указанный упор.

2. Устройство по п.1, отличающееся тем, что профиль упора на торце контейнера выполнен по радиусу от указанной оси до указанной упругой направляющей.



 

Похожие патенты:
Изобретение относится к средствам для обеспечения поисково-спасательных операций при авариях летательных аппаратов, а именно к методам индикации местоположения летательного аппарата после его падения в результате аварии.

Изобретение относится к авиационной технике, а именно к многоместным летательным аппаратам для перевозки пассажиров. .

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к системам поиска и спасения летательных аппаратов (ЛА) и их экипажей

Изобретение относится к морской технике и касается отстрела выбрасываемых сигнальных устройств, указывающих место аварии

Изобретение относится к средствам и способам обозначения места нахождения (падения, вынужденной посадки) потерпевшего бедствие воздушного судна, его экипажа и пассажиров, нуждающихся в экстренной помощи, обеспечивающим сокращение сроков их поиска и своевременное оказание необходимой помощи

Изобретение относится к области авиации и может быть использовано для поиска чёрного ящика после катастрофы самолета. Чёрный ящик (2) с сигнализацией содержит блок (5) генераторов звука и электромагнитных волн, блок (6) электропитания, рычаг-переключатель (7), камеру 8 сжатого воздуха, резиновую камеру (9), парашют (11), гибкую антенну (12), нишу (13), звукоизлучатель (14), кабель-трос (15), разъем (16), штепсель, розетку, строп, ручку крана и трубы воздухопровода. Предусмотрен приемник GPS-сигналов и пункт контроля. Приемник GPS-сигналов содержит приемопередающую антенну, дуплексер, удвоитель фазы, первый и второй узкополосные фильтры, делитель фазы на два, фазовый детектор и вычислительный блок. Генератор электромагнитных волн содержит формирователь модулирующего кода, линию задержки, генератор псевдослучайной последовательности, сумматор, фазовый манипулятор и усилитель мощности. Пункт контроля содержит приемную антенну, усилитель высокой частоты, блок поиска, гетеродин, смеситель, усилитель промежуточной частоты, обнаружитель сигналов, первый и второй анализаторы спектра, удвоитель фазы, блок сравнения, пороговый блок, линию задержки, ключ, делитель фазы на два, узкополосный фильтр, фазовый детектор и блок регистрации. Изобретение направлено на повышение оперативности поиска. 8 ил.
Изобретение относится к способу поиска приземлившегося беспилотного летательного аппарата (БЛА). При контакте БЛА с земной поверхностью автоматически активируется установленный на его борту маячковый передатчик, путем радиопеленгации которого определяют местоположение приземлившегося БЛА и осуществляют его розыск для последующей эвакуации. На борту БЛА дополнительно установлен блок светозвукового информирования, автоматически активирующийся в момент касания БЛА поверхности земли и выключающийся автоматически при подъеме БЛА на определенную высоту над поверхностью земли или вручную. Достигается сокращение времени поиска приземлившегося БЛА. 9 з.п. ф-лы.

Изобретение относится к сбрасывающему устройству для отделения сбрасываемого бортового самописца. Сбрасывающее устройство содержит разъединяющее устройство с герметичным корпусом, в который ввинчен выбрасывающий стержень. Выбрасывающий стержень посредством байонетного замка соединен с возможностью разъединения с бортовым самописцем. При этом байонетный замок может быть разъединен посредством приложения нагрузки с помощью выбрасывающего стержня. Разъединяющее устройство содержит генератор газового давления. Внутри разъединяющего устройства расположен клапан, который при ввинченном выбрасывающем стержне допускает гидродинамическое соединение между выходом генератора газового давления и выбрасывающим стержнем, а при вывинченном выбрасывающем стержне прерывает гидродинамическое соединение. Достигается создание устройства, безопасного при отгрузке, транспортировке, хранении и монтаже. 2 з.п. ф-лы, 4 ил.
Изобретение относится к области обеспечения поисково-спасательных операций при авариях летательных и подводных объектов. Способ определения места крушения движущегося объекта характеризуется использованием устройств, снабженных воздухо- и водоплавающими носителями, активируемыми после отделения устройств от объекта, радиомаяками, идентификатором и навигатором, накопителями информации о состоянии объекта, системой связи и демаскирующими элементами для уверенного поиска и определения координат цепочки устройств на поверхности, по которой локализуют трассу и место непосредственно крушения объекта. Изобретение направлено на повышение эффективности поисково-спасательных работ. 2 з.п. ф-лы.

Система для определения местоположения самолетов, потерпевших катастрофу, содержит «черный ящик» с сигнализацией, помещенный в хвосте самолета, приемник GPS-сигналов, генератор электромагнитных волн и пункт контроля. «Черный ящик» содержит блок генераторов звука и электромагнитных волн, блок питания, рычаг-переключатель, камеру сжатого воздуха, резиновую камеру типа тора, парашют, гибкую антенну, нишу, звукоизлучатель, кабель-трос, разъем. Приемник GPS-сигналов содержит дуплексер, приемопередающую антенну, удвоитель фазы, два узкополосных фильтра, делитель фазы на два, фазовый детектор, вычислительный блок, соединенные определенным образом. Генератор электромагнитных волн содержит формирователь модульного кода, линию задержки, сумматор, генератор псевдослучайной последовательности, фазовый манипулятор, усилитель мощности, соединенные определенным образом. Пункт контроля содержит измерительный канал и четыре пеленгационных канала. Измерительный канал содержит приемную антенну, усилитель высокой частоты, смеситель, гетеродин, блок поиска, усилитель промежуточной частоты, удвоитель фазы, два анализатора спектра, блок сравнения, пороговый блок, линию задержки, ключ, фазовый детектор, делитель фазы на два, узкополосный фильтр. Каждый пеленгационный канал содержит приемную антенну, усилитель высокой частоты, перемножитель, узкополосный фильтр, фазометр. Дополнительно пункт контроля содержит три вычитателя, три сумматора, два фазометра, блок регистрации, соединенные определенным образом. Обеспечивается точность определения местоположения «черного ящика». 9 ил.

Изобретение относится к устройствам информирования о месте аварии транспортного средства. Устройство информирования содержит независимые газонаполняемые оболочки, выполненные с возможностью отделения от транспортного средства при аварии. К каждой газонапоняемой оболочке прикреплен блок информации. Газонаполняемые оболочки выполнены с возможностью наполнения газом легче воздуха и отделения от контейнера в момент аварии транспортного средства. Блок информации выполнен в виде энергонезависимого устройства памяти, выполненного с возможностью хранения информации о состоянии систем транспортного средства и его координатах на момент отделения. Блок информации может быть выполнен в виде USB флэш-накопителя. Газонаполняемые оболочки могут быть выполнены в виде легких металлизированных оболочек, на которые нанесены резонансные структуры, обеспечивающие переотражение радиосигнала в сторону источника излучения; газонаполняемые оболочки могут быть выполнены с перфорацией; газонаполняемые оболочки могут иметь яркую окраску; на газонаполняемые оболочки может быть нанесена информация в виде текста и/или графических элементов. Изобретение направлено на повышение информационной способности. 5 з.п. ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к поисково-спасательным средствам индикации местоположения летательного аппарата. Сигнальное устройство обозначения места аварии летательного аппарата содержит шар (1), выполненный с возможностью наполнения газом легче воздуха. К шару прикреплено радиопередающее устройство (2) с электронной схемой управления, связанное с контейнером (3) посредством гибкой связи (4). Сигнальное устройство снабжено автономным источником (5) питания. Шар (1) выполнен в виде легкой металлизированной оболочки, на которой выполнены резонансные структуры (12) с возможностью переотражения радиосигнала в сторону источника излучения. Изобретение улучшает возможность обнаружения места аварии летательного аппарата. 10 з.п. ф-лы, 5 ил.
Наверх