Регулирующее устройство для опорного элемента, соединенного с сиденьем и поворачиваемого в вертикальной плоскости

 

Использование: в качестве регулирующего устройства для опорного элемента, соединенного с сиденьем и поворачиваемого в вертикальной плоскости. Сущность изобретения: устройство содержит крепежный элемент, установленный на сиденьи или на отдельной базовой детали и имеющий поперечное сквозное отверстие для опорной оси качения, облегчающей поворотное фиксирование опорного элемента6 и стопорную деталь в опорном элементе, имеющем сквозное отверстие для опорной оси качения. Отверстие в стопорной детали выполнено вытянутым, и его один конец снабжен втулкой для приема опорной оси качения и приспособленной для относительного перемещения в продольном направлении отверстия к другому концу этого отверстия. В отверстии установлена пружина, создающая импульсивное усилие между втулкой и стопорной деталью. Стопорная деталь имеет направляющие или стопорные элементы, которые взаимодействуют с соответствующими направляющими или стопорными элементами крепежного элемента и с втулкой, нагруженной пружиной. 5 з. п. ф-лы, 13 ил.

Изобретение касается регулирующего устройства для опорного элемента, содержащегося в сидении транспортного средства или подобного средства, который может поворачиваться в вертикальной плоскости, причем указанное устройство содержит крепежный элемент, установленный на сидении или отдельном базовом элементе и предусмотренный со сквозным отверстием для опорной оси качения, облегчающей фиксирование опорного элемента при его повороте, и стопорную деталь, содержащуюся в опорном элементе и предусмотренную со сквозным отверстием для опорной оси качения.

Целью изобретения является обеспечение усовершенствованного регулирующего устройства для осуществления поворота в вертикальной плоскости и для регулирования опорного элемента, такого, как, например, подлокотник, содержащийся в сидении автобуса, или опора для ноги, установленная сзади предшествующего сидения в его нижней части, до желаемого поворотного положения, причем указанное усовершенствование обеспечивает регулирование опорного элемента, которое проще и надежней используемого до сих пор.

Такой тип регулирующего устройства необходим для подгонки положения опоры ноги, содержащейся, например, в сидении автобуса, поезда или корабля, для нужд пассажиров разных размеров и для поворота подлокотника, содержащегося в сидении, в сторону для более легкого подхода к сидению и выхода из него.

Такой тип регулирующего устройства особенно подходит к сидениям с наклоняемой спинкой, позволяя регулировать положение подлокотника или опоры ноги в зависимости от наклона спинки сидения. Подобные сидения могут также содержать, например, кабинетные кресла и кресла в различных публичных сооружениях, например, в театре.

Для достижения цели устройство по изобретению отличается тем, что отверстие, содержащееся в стопорной детали, выполнено продолговатым, а его один конец предусмотрен с втулкой для приема опорной оси качения и приспособленной для относительного перемещения в продольном направлении отверстия к другому концу отверстия; причем отверстие выполнено с пружиной, прикладывающей импульсное усилие между втулкой и стопорной деталью; а стопорная деталь выполнена с направляющими и одновременно стопорными элементами, которые взаимодействуют с соответствующими направляющими/стопорными элементами, содержащимися в крепежном элементе с втулкой, расположенной у указанного конца, и нагруженной пружиной, причем поворот опорного элемента в желаемое положение осуществляется сдвигом опорного элемента в продольном направлении отверстия против действия пружины к опорной оси качения, остающейся неподвижной относительно крепежного элемента, при этом направляющие/стопорные элементы при выходе из взаимного зацепления облегчают поворот опорного элемента в желаемое фиксируемое положение, в котором пружина будет поджимать опорный элемент обратно в положение, в котором втулка снова окажется в конце отверстия, а направляющие/стопорные элементы в относительном зацеплении.

В соответствии с одним аспектом изобретения регулирующее устройство по изобретению отличается тем, что опорный элемент содержит подлокотник, содержащийся в сидении, а направляющие/стопорные элементы содержат направляющий паз, выполненный в стопорной детали подлокотника и предусмотренный с по меньшей мере одним стопорным уступом, расположенным между крайними концами паза, и направляющую/стопорную деталь, содержащуюся в крепежном элементе, которая может перемещаться в пазу и входить в зацепление со стопорным уступом для фиксирования подлокотника в желаемом поворотном положении.

В соответствии с другим аспектом изобретения регулирующее устройство по изобретению отличается тем, что опорный элемент содержит опору для ноги, установленную спереди сидения на нижней секции предшествующего сидения или на другой опорной конструкции, а крепежный элемент содержит базовую деталь, включающую две глухих приемных выемки, дно которых предусмотрено с по меньшей мере одним стопорным уступом, причем стопорная деталь ножной опоры содержит базовый элемент, который у одного конца предусмотрен с тяговым элементом ножной опоры, а с другого конца с вилкообразным элементом, каждая лапка которого предусмотрена с вытянутым отверстием, включающим пружину и втулку, при этом каждая лапка предназначена для установки в одной из указанных глухих приемных выемок, содержащихся в крепежном элементе, свободный конец каждой лапки предусмотрен далее со стопорным кулачком, который взаимодействует по меньшей мере с одним стопорным уступом, содержащимся в соответствующей глухой выемке.

На фиг. 1 дан схематичный вид одного воплощения регулирующего устройства по изобретению, применяемого в подлокотнике; на фиг. 2-4 виды сбоку, сзади и спереди на крепежный элемент, используемый в устройстве по фиг. 1; на фиг. 5 более подробное изображение стопорной детали подлокотника; на фиг. 6 вид сбоку с частичным разрезом на одну из деталей регулирующего устройства по изобретению, связанную с ножной опорой; на фиг. 7 разрез по I-I, взятый на фиг. 6; на фиг. 8 вид сверху на стопорную деталь, используемую с деталью по фиг. 6 и 7; на фиг. 9 вид сбоку на стопорную деталь по фиг. 8; на фиг. 10 - разрез по X-X стопорной детали по фиг. 8, взятый на фиг. 9; на фиг. 11 - разрез по XI-XI, взятый на фиг. 10; на фиг. 12 детали по фиг. 6-11 в сборе; на фиг. 13а вид сбоку на узел в сборе по фиг. 12, иллюстрирующий различные регулируемые положения ножной опоры, и на фиг. 13б разрез по А-А, взятый на фиг. 13а.

Как показано на фиг. 1-5, регулирующее устройство подлокотника по изобретению включает крепежный элемент 1, прикрепленный к сидению или к другим опорным конструкциям и предусмотренный с вилкообразным элементом, имеющим прорезь 1-1 между его параллельными лапками 15, 16.

Через лапки проходит поперечное отверстие 10, предназначенное для опорной оси качения (не показана). Лапки, далее, предусмотрены с другим отверстием или углублением 9 для установки направляющего элемента 9а, предназначенного для взаимодействия с направляющим пазом 4, выполненным в стопорной детали 3, устанавливаемой в прорези 11, содержащейся в крепежном элементе 1 подлокотника 2.

Как показано на фиг. 5, стопорная деталь 3 имеет, по существу, круглый краевой участок 17, предусмотренный в центре с вытянутым сквозным отверстием 8. В отверстии 8 установлена втулка 6, удерживаемая у одного конца отверстия 8 нажимной пружиной 7. В нормальных условиях указанная втулка 6 поджимается пружиной 7 к внутренней торцевой стенке отверстия 8 и приспособлена для перемещения относительно отверстия 8 в продольном направлении отверстия 8 против действия нажимной пружины 7.

Через втулку 6 проходит опорная ось качения (не показана). Стопорная деталь предусмотрена далее с направляющим пазом 4, который в этом примере осуществления изобретения образует, по существу, серповидную дорожку. Серповидный паз 4 образован, по существу, двумя участками участком 14, имеющим форму дуги круга, и прямым управляющим участком 13, причем в месте перехода одного участка в другой предусмотрен стопорный уступ 5 с направляющим элементом 9а, упирающимся в него при повороте подлокотника 2 в горизонтальное положение.

Направляющий элемент 9а может представлять собой шплинт, или винт, или какой-либо другой штырьковый элемент, проходящий через паз 4. Направляющий паз 4 может быть не обязательно сквозным, причем в этом случае направляющий элемент установлен только в одной из лапок 15, 16 крепежного элемента.

Отверстие 8 предпочтительно вытянуто наружу от центра 18 детали 3, в то время как направляющий паз 4 расположен предпочтительно на противоположной от центра стороне, смежной с краевым участком 17 таким образом, что, по существу, дуговой участок 14 имеет цент дуги, совпадающий с центром краевого участка 17.

Стопорный уступ 5 направляющего паза 4 расположен продольно вровень с продольным направлением отверстия 8, что позволяет сдвигать подлокотник вперед в продольном направлении, когда направляющий элемент 9а располагается у стопорного уступа 5. Таким образом, стопорный уступ 5 сдвигается относительно направляющего элемента 9а, а отверстие 8 смещается относительно втулки 6, удерживаемой неподвижно опорной осью качения.

При работе, когда подлокотник 2 поворачивают, например, вниз из верхнего положения по фиг. 1, стопорная деталь 3 будет поворачиваться вокруг опорной оси качения и дуговой участок 14 будет перемещаться мимо направляющего элемента 9а до тех пор, пока уступ 5 не упрется в направляющий элемент 9а. Поворот подлокотника застопорится в это время, и он займет горизонтальное положение.

Если необходимо продолжать поворот дальше вниз, подлокотник сдвигают вперед, благодаря чему стопорный элемент 3 вместе с отверстием 8 сдвигается относительно втулки 6, удерживаемой неподвижно опорной осью качения, против действия пружины 7, тем самым устанавливая прямой участок 13 направляющего паза 4 вровень с направляющим элементом 9а, после чего становится возможным дальнейший поворот подлокотника вниз. Прямой участок 13 направляющего паза 4 расположен предпочтительно ближе к центру стопорной детали 3, чем дуговой участок, благодаря чему, когда подлокотник займет нижнее положение, пружина 7 будет сжиматься более эффективно, предотвращая шатание подлокотника.

При повороте подлокотника 2 из нижнего положения обратно вверх прямой участок 13 направляющего паза 4 сместится относительно направляющего элемента 9а и по мере того, как стопорный уступ 5 будет достигать положения вровень с направляющим элементом 9а, пружина 7 будет побуждать стопорную деталь 3, и таким образом весь подлокотник смещается в направлении от втулки 6 (т. е. подлокотник сместится в направлении к крепежному элементу 1), благодаря чему направляющий элемент 9а сам установится против уступа 5, блокируя подлокотник в горизонтальном положении и предотвращая тем самым его поворот вниз. В этом положении поворот вверх подлокотника не ограничен.

Направляющий паз 4 также может быть предусмотрен с несколькими стопорными уступами для возможности блокирования подлокотника в нескольких различных промежуточных положениях. Это предпочтительно, например, в случае, когда подлокотник прикреплен к наклоняемой спинке сидения.

На фиг. 6-13 показано применение регулирующего устройства по изобретению для ножной опоры. В этом случае крепежный элемент содержит базовую деталь 21, предусмотренную с плоской деталью 22, включающую отверстия 27 для крепления ее к сидению или к отдельной опорной конструкции.

Базовая деталь 21 предусмотрена с двумя приемными выемками 23, дно 25 каждой из которых имеет по меньшей мере один стопорный уступ 26. Через базовую деталь 21 проходит поперечное отверстие 20 для опорной оси качения (не показана).

Ножная опора состоит из рычага 30, на конце которого предпочтительно шарнирно установлена педаль 31. В случае шарнирной конструкции один конец рычага 30 предусматривается с опорным отверстием 34 для шейки вала (не показан).

Другой конец 32 рычага 30 выполнен вилкообразным, причем лапки вилкообразного конца каждая предусмотрены с вытянутым отверстием 8, в котором расположены втулка 6 и пружина 7 (не показаны на фиг. 6-13). Каждая лапка вилкообразного конца 32 предназначена для установки в одной из выемок 23, содержащихся в базовой детали 21. Свободный конец каждой лапки предусмотрен со стопорным кулачком 33, взаимодействующим с по меньшей мере одним стопорным уступом 26, выполненным в дне 25 соответствующей выемки 23.

Предпочтительно для возможности занятия ножной опорой нескольких различных поротных положений, показанных на фиг. 13, выполнить в дне 25 каждой выемки 23 несколько стопорных уступов 26.

Функционирование ножной опоры соответствует функционированию подлокотника. Если стопорные кулачки 33 и стопорные уступы 26 выполнены так, как показано на фиг. 6 и 11, ножная опора может поворачиваться вверх без какого-либо предшествующего смещения в продольном направлении отверстия 8 к втулке 6. Такое смещение осуществляется при взаимодействии кулачка 33 с выступом 26 во время поворота.

Однако поворот вниз ножной опоры будет блокироваться при взаимодействии кулачка 33 и уступа 26 и для его выполнения необходимо осуществить смещение в продольном направлении отверстия 8. Такая конструкция делает работу ножной опоры простой и надежной. Если необходимо, выемки 26 и/или кулачки 33 могут быть выполненными так, чтобы верхний поворот ножной опоры требовал продольного смещения.

Регулирующее устройство для ножной опоры может быть также выполнено, например, таким образом, чтобы в конце каждого рычага 30 с педалью 31 было предусмотрено в соответствии с изобретением вытянутое отверстие 8, пружина 7 и втулка 6, как показано на фиг. 6-13 или, например, на фиг. 1-5, или выполнено другим очевидным для специалиста способом.

Формула изобретения

1. Регулирующее устройство для опорного элемента, соединенного с сиденьем и поворачиваемого в вертикальной плоскости, содержащее установленный на сиденье или другой опорной конструкции крепежный элемент с поперечным сквозным отверстием для опорной оси качения, облегчающей фиксацию опорного элемента, связанную с опорным элементом стопорную деталь, имеющую сквозное отверстие для опорной оси качения, и взаимодействующие между собой направляющие и стопорные элементы, отличающееся тем, что стопорная деталь снабжена подпружиненной втулкой, расположенной у одного конца поперечного сквозного отверстия, выполненного вытянутым, для размещения опорной оси качения с возможностью относительного перемещения в продольном направлении к другому концу отверстия, а пружина расположена в отверстии между втулкой и стопорной деталью, при этом связанная с опорным элементом стопорная деталь установлена с возможностью смещения против действия пружины в продольном направлении отверстия к неподвижной относительно крепежного элемента опорной оси качения, направляющие и стопорные элементы при выходе из относительного зацепления обеспечивают облегчение поворота опорного элемента в желаемое фиксирующее положение под действием пружины, поджимающей опорный элемент обратно в положение, при котором втулка с осью размещена у конца отверстия, а направляющие и стопорные элементы находятся в относительном зацеплении.

2. Устройство по п.1, отличающееся тем, что опорный элемент образован соединенным с сиденьем подлокотником, направляющие и стопорные элементы устройства образованы выполненным в стопорной детали подлокотника направляющим пазом с по меньшей мере одним стопорным уступом, расположенным между крайними концами паза и соединенной с крепежным элементом направляющей деталью, установленной в пазу с возможностью зацепления со стопорным уступом для фиксации подлокотника в желаемом повернутом положении.

3. Устройство по п.2, отличающееся тем, что направляющий паз образует серповидную дорожку, состоящую из, по существу, дугового участка, по существу, прямого управляющего участка и по крайней мере одного стопорного уступа, размещенного в месте сопряжения этих участков.

4. Устройство по п.1, отличающееся тем, что опорный элемент образован ножной опорой, установленной спереди сиденья, на нижней части предшествующего сиденья или на другой опорной конструкции, ее крепежный элемент включает базовую деталь, имеющую две приемные выемки, на дне каждой из которых расположены стопорные элементы, включающие по меньшей мере один стопорный уступ, а стопорная деталь включает рычаг с педалью на одном конце и с вилкообразным элементом на другом конце, каждая лапка которого расположена в одной из приемных выемок крепежного элемента, при этом вытянутое отверстие с подпружиненной втулкой для размещения опорной оси качения выполнено на каждой лапке вилкообразного элемента, а свободный конец каждой лапки снабжен стопорным кулачком, взаимодействующим с по меньшей мере одним стопорным уступом соответствующей приемной выемки.

5. Устройство по п.4, отличающееся тем, что стопорные уступы в дне приемных выемок расположены, по существу, по поперечному сечению дуги круга.

6. Устройство по п.4 или 5, отличающееся тем, что стопорные уступы и/или стопорные кулачки выполнены так, что поворот вверх педали осуществляется непосредственно без какого-либо предшествующего смещения в продольном направлении сквозного отверстия крепежного элемента, а поворот вниз требует предварительного смещения.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7, Рисунок 8, Рисунок 9, Рисунок 10, Рисунок 11, Рисунок 12, Рисунок 13



 

Похожие патенты:

Кресло // 2093059
Изобретение относится к предметам народного потребления

Изобретение относится к медицинской технике и может быть использовано в целях профилактики утомления и вибрационной болезни

Кресло // 1431728
Изобретение относится к мебели, в частности к кресла.м с убирающимися подлокотниками , используемым в транспорте, театрах и т.п

Изобретение относится к техническим средствам обеспечения оптимальных условий работы операторов

Изобретение относится к медицине и может быть использовано для уменьшения утомляемости человека при длительной работе на компьютере

Кресло // 2458613
Изобретение относится к креслу и относящимся к нему компонентам и направлено на обеспечение более широкого диапазона поддерживаемых положений для сидящего человека

Изобретение относится к направляющей скольжения, например, для подлокотника. Направляющая скольжения, содержащая первый и второй профиль, выполненный с возможностью скольжения относительно первого в продольном направлении, с опорными средствами и фрикционными средствами, расположенными между ними для фрикционной стойкости между первым профилем и вторым профилем во время скольжения, в которой профили оснащены крепежными средствами для крепления профилей к соответствующим поверхностям, расположенным напротив них, при этом первый и второй профили на обеих сторонах в продольном направлении содержат соответствующие соединительные продольные кромки, выполненные с возможностью взаимодействия для скольжения второго профиля относительно первого профиля, причем между профилями рядом с их соединительными продольными кромками расположены опорные средства и фрикционные средства для формирования внутреннего пространства между, по меньшей мере, одним первым профилем и одним вторым профилем, причем, по меньшей мере, одна соединительная продольная кромка второго профиля имеет, по существу, V-образное сечение. Технический результат - упрощение конструкции и ее монтажа. 6 н. и 21 з.п. ф-лы, 4 ил.

Поворотная фурнитура (1) содержит первый язычок (2) и второй язычок (3), установленные с возможностью поворота относительно друг друга вокруг стержня (6), и стопорный механизм, имеющий по меньшей мере одну собачку (5) и зубчатый венец (4), причем собачка (5) выполнена с возможностью зацепляться на зубчатом венце (4) во множестве положений, допуская поворотное перемещение первого язычка (2) относительно второго язычка (3) в первом направлении и блокируя перемещение в противоположном втором направлении, при этом имеется по меньшей мере один управляющий элемент (14) для вывода указанной по меньшей мере одной собачки (5) из зацепления с зубчатым венцом (4) и последующего поворота первого язычка (2) на угол относительно второго язычка (3) во втором направлении, причем указанная по меньшей мере одна собачка (5) удерживается пружинным элементом (9) в положении зацепления на зубчатом венце (4), при этом пружинный элемент (9) по меньшей мере частично изготовлен из эластомерного материала. Таким образом, поворотная фурнитура (1) может быть повернута с небольшим шумом. 2 н. и 9 з.п. ф-лы, 10 ил.

Изобретение относится к убирающемуся подлокотнику кресла транспортного средства при обнаружении нежелательного события (столкновения). Узел сиденья для транспортного средства содержит основание и спинку сиденья, соединенные вместе, подлокотник, поворотно соединенный со спинкой сиденья и/или основанием сиденья, а также устройство предварительного натяжения. Устройство предварительного натяжения включает в себя преднатяжитель и трос, соединенный с подлокотником таким образом, что подлокотник поворотно перемещается вперед и вниз в убранное положение в направлении основания сиденья при активации преднатяжителя. Достигается повышение безопасности. 2 н. и 5 з.п. ф-лы, 12 ил.
Наверх