Способ оценки стабильности защитных свойств трансмиссионных масел

 

Способ заключается в выдержке пробы масла при температуре 55 2oC и относительной влажности 95 3%, после температурно-влажностного старения влажность снижают до 70% и воспроизводят перепады температуры, характерные для условий хранения масла в агрегатах.

Изобретение относится к исследованиям смазочных материалов, в частности к оценке защитных свойств трансмиссионных масел.

Известен способ оценки стабильности защитных свойств консервационных масел, заключающийся в том, что объем масла выдерживают при температуре +120oC и подаче воздуха 1 л/мин в течение заданного времени и определяют защитную способность смазочного материала по ГОСТ 9.054-75 [1] Недостатком известного способа является то, что выбранные агрессивные факторы являются нехарактерными для условий содержания масла в герметизированных агрегатах, а завышенная температура приводит к изменению механизма старения.

Целью изобретения является приближение условий ускоренных испытаний к условиям натурного хранения.

Указанная цель достигается тем, что объем масла выдерживают при температуры 552oC и относительной влажности 953% после температурно-влажностного старения влажность снижают до 70% и воспроизводят перепады температур, характерные для условий хранения масел в агрегатах.

В отличие от известного способа в качестве агрессивных факторов, влияющих на изменение свойств масел, выбраны температурно-влажностное старение и обводнение смазочного материала в результате периодической конденсации влаги из воздуха.

Способ реализуется следующим образом.

Предварительно с помощью зависимостей теплопередачи способа определения конденсации влаги на изделиях [2] и на основе данных ГОСТ 16.350-80 определяют среднегодовое время конденсации влаги в течение суток и среднегодовое количество дней, благоприятных для конденсации влаги внутри агрегата, в зависимости от условий размещения и климатического района.

Цилиндрический сосуд из стали 10 без крышки с толщиной стенки 2-3 мм наполняют на 1/3 испытуемым маслом. На внутреннюю поверхность стенок сосуда, расположенную над уровнем масла, наносится пленка того же смазочного материала.

Испытания проводят циклами, каждый из которых эквивалентен одному году натурного хранения. Цикл состоит из двух частей. Емкость с испытуемым продуктом помещают в термовлагокамере, где поддерживается температура 552oC и относительная влажность 953% и выдерживают в течение расчетного времени. Расчет продолжительности температурно-влажного старения проводят по формуле: где ty, у, Ty соответственно продолжительность, ч, влажность, температура ускоренных испытаний, К; tэi, эi, Tэi соответственно продолжительность, влажность и температура i-го интервала температур; m- количество интервалов диапазона температур внутри агрегата в течение календарного года; -коэффициент, учитывающий влияние относительной влажности на процесс старения масла; Iср среднее значение энергии активации испытуемого материала, Дж/моль; k- универсальная газовая постоянная, Дж/(моль,К).

После температурно-влажного старения влажность в камере снижается до 70% (близкая к условиям натурного хранения), температуру снижают до значений, равных среднему значению температуры в период, благоприятный для конденсации влаги (для умеренного климатического района 20oC), выдерживают в течение времени, равного среднесуточному времени конденсации влаги внутри агрегата (для умеренного климатического района 4,2 ч), и затем повышают на 7-10oC, при которой выдерживаю в течение 1 ч.

Указанный перепад температур обеспечивает периодическую конденсацию влаги на стенках сосуда и обводнение масла, в результате стекания ее в объем. Нагрев и охлаждение повторяют n раз (для умеренного климатического района равно 51).

После каждого условного года хранения масла исследуют методами ГОСТ 9.054-75. Параметром защитных свойств испытуемого масла является комплексный показатель защитной способности. Продолжительность цикла испытаний климатического района составляет 462 ч. Общую продолжительность испытаний устанавливают от одного до нескольких циклов в зависимости от целей испытаний и в соответствии с требованиями и сроками хранения, установленными техническими условиями на смазочный материал.

Изобретение позволяет с высокой точностью и в сжатые сроки прогнозировать сроки смены масел в герметизированных агрегатах по уровню защитных свойств.

Формула изобретения

Способ оценки стабильности защитных свойств трансмиссионных масел, по которому пробу масла в объеме выдерживают при повышенной температуре, сравнивают защитную способность масла до и после старения и по результатам сравнения судят о стабильности защитных свойств, отличающийся тем, что в термовлагокамере поддерживают относительную влажность 95 3% после температурно-влажностного старения относительную влажность снижают до 70% и воспроизводят перепады температур, характерные для конкретных условий хранения масла в агрегатах, приводящие к периодической конденсации влаги на стенках емкости с испытуемым продуктом.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к способам контроля коррозионной агрессивности жидких природных и техногенных сред и может быть использовано в различных отраслях промышленности, в том числе в нефтяной

Изобретение относится к коррозийным испытаниям, a именно к способу измерения скорости коррозии металлов и сплавов, включающему размещение образца в коррозионной среде, измерение потенциала коррозии, изменение содержания деполяризатора в среде, наложение на образец постоянного потенциала, равного потенциалу коррозии, выдержку образца при этом потенциале до установившегося значения тока и определение величины этого тока, по которой судят o величине коррозии, причем выдержку образца при потенциале коррозии и изменение содержания деполяризатора производят одновременно, a содержание деполяризатора изменяют частично на требуемую величину, при этом изменение содержания деполяризатора производят в сторону уменьшения или увеличения. Изобретение относится к коррозионным испытаниям и может найти применение при измерении скорости коррозии металлов и сплавов

Изобретение относится к испытательной технике и может быть использовано для определения скорости коррекции материалов

Изобретение относится к исследованию защитной способности покрытий и может быть использовано при прогнозировании долговечности никелевых покрытий независимо от способа их получения и дополнительной обработки и предназначенных для защиты от коррозии деталей и конструкций в условиях воздействия морской и приморско- промышленной атмосферы

Изобретение относится к области машиностроения и может использоваться при оценке глубины коррозионностойкой части диффузионного слоя после твердостного азотирования или нитрозакалки (закалки после азотирования или нитроцементации)

Изобретение относится к коррозионным исследованиям материалов, а именно к определению скорости коррозии металлических конструкций в условиях подземной, атмосферной или морской коррозии, и может быть использовано в газовой промышленности при эксплуатации магистральных газопроводов

Изобретение относится к испытательной технике, а именно к испытаниям натурных образцов нарезных труб нефтяного сортамента и их соединений под напряжением

Изобретение относится к способам определения стойкости сталей и сплавов, в частности к способам защиты от коррозии аустеннитных сталей и сплавов

Изобретение относится к способам определения стойкости сталей и сплавов, в частности к способам защиты от коррозии аустеннитных сталей и сплавов

Изобретение относится к электрохимическим методам контроля коррозии и может применяться для определения коррозионного состояния нефтегазового и другого оборудования, в частности, для определения коррозионного состояния внутреннего защитного покрытия резервуара

Изобретение относится к области анализа материалов путем определения их физических свойств, конкретно к определению механического состояния нагруженного металла в агрессивной среде, и может использоваться, в частности, для определения реального запаса прочности и остаточного ресурса трубопроводов и резервуаров химической и нефтегазовой ромышленности, оборудования ТЭС, АЭС, морского, авиационного, железнодорожного и автомобильного транспорта, мостов и др
Наверх