Вариатор

 

Использование: в области машиностроения, в частности в устройствах бесступенчатого регулирования оборотов ведомого вала. Вариатор содержит ведущее и ведомое колеса с продольными пазами на конических поверхностях, продольные шлицы, установленные в этих пазах с возможностью радиального перемещения, и охватывающую колеса гибкую связь с зубьями. Шлицы выполнены с наклонными концами, имеющими скругленные боковые углы, зубья гибкой связи расположены на ее внутренней части, а ведущее и ведомое колеса снабжены свободно вращающимися упорами с коническими поверхностями, продолжающими поверхности колес. 4 з.п.ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в устройствах бесступенчатого регулирования оборотов ведомого вала.

Известен цепной вариатор по патенту РФ N 2029170, содержащий ведущее и ведомые колеса с продольными пазами на конических поверхностях, продольные шлицы, установленные в этих пазах с возможностью радиального перемещения, и охватывающую колеса гибкую связь с зубьями, который может быть принят за прототип.

Недостатком прототипа является конструктивная сложность и невозможность разрыва связи между ведущим и ведомым колесами.

Технический результат заявленного изобретения заключается в упрощении конструкции вариатора и расширении эксплуатационных характеристик посредством возможности соединения-разъединения ведущего и ведомого колес.

Указанный технический результат достигается тем, что в вариаторе, содержащем ведущее и ведомое колеса с продольными пазами на конических поверхностях, продольные шлицы, установленные в этих пазах с возможностью радиального перемещения, и охватывающую колеса гибкую связь с зубьями, шлицы выполнены с наклонными концами, имеющими скругленные боковые углы, зубья гибкой связи расположены на ее внутренней части, а ведущие и ведомые колеса снабжены свободно вращающимися упорами с коническими поверхностями, продолжающими поверхности колес.

На фиг. 1 показан продольный разрез вариатора; на фиг. 2 - разрез А-А на фиг. 1.

На ведущем валу 1 установлено ведущее коническое колесо 2 с продольными пазами 3, в которых имеются подвижные в радиальном направлении шлицы 4. Шлицы 4 могут быть выполнены как цельными, так и в виде пакетов упругих стальных (или из иного материала) пластин, получаемых штамповкой. Пазы 3 выполнены с глубиной, превышающей высоту шлица 4. Под шлицами 4 установлены пружины 5, выталкивающие шлицы 4 из пазов. От выпадания из пазов шлицы удерживаются закрепленными на колесе 2 кольцами 6 и 7. Концы шлиц 4 выполнены наклонными по высоте, причем боковые углы наклонных участков целесообразно выполнять скругленными. Кольцо 6 продолжает коническую поверхность колеса 2. На колесе 2 на подшипнике 8 установлен упор 9 с конической поверхностью, продолжающей поверхность кольца 6. На ведомом валу 10 со смещением по оси относительно колеса 2 и обратно ему установлено ведомое коническое колесо 11 в комплекте с деталями и с устройством, аналогичными колесу 2. Колеса 2 и 11 охвачены перпендикулярно к их поверхностям цепью 12 с внутренними зубьями 13. Поверхность зуба 13, обращенная к конусу, выполнена по наименьшему радиусу конуса. Длина зубьев 13 выбирается меньшей минимального расстояния между шлицами 4, а расстояние между зубьями превышает ширину шлиц 4. Зубья 13 соединены друг с другом пластинами 14 и пальцами 15. Высота выступающей из цепи части зуба 13 несколько превышает высоту выступающей части шлица 4. Цепь 12 прижимается к поверхностям конусов 2 и 11 и перемещается по ним продольно подпружиненными роликами с буртами 16. Привод продольного перемещения роликов может быть ручным или автоматическим и в составе заявки не рассматривается.

Рассмотрим вариант работы вариатора в качестве коробки передач транспортного средства, где между двигателем и КП установлен механизм сцепления. Двигатель работает, вал 1 с колесом 2 соединен с двигателем сцеплением и вращается. Цепь 12 находится в левом (фиг. 1) положении и лежит на конической поверхности упора 9, который, будучи установлен на подшипнике 8, не вращается. Вращение валу 10 не передается. Для включения передачи вал 1 сцеплением отключается от двигателя, цепь 12 роликами 16 перемещается в одно из положений (указано штриховой линией), обеспечивающих ее контакт со шлицами 4. При этом, если зуб 13 находит на шлиц 4, он его утапливает, но если какой-то из зубьев попадает между шлицами, происходят сцепление цепи 12 с колесом 2 и его замыкание на колесо 11. Сцепление включается, и вращение от двигателя передается ведомому валу 10. Изменение передаточного отношения производится перемещением цепи 12 вдоль колес 2 и 11. Поскольку на каждом отрезке по длине колес 2 и 11 расстояния между шлицами 4 будут различными, то при контакте цепи 12 с колесами некоторые зубья 13 будут набегать на шлицы 4 и утапливать их, а другие будут тянуть. Но даже если все зубья набегут на шлицы, то произойдет некоторое проскальзывание колеса 2 относительно цепи 12 или цепи 12 относительно колеса 11 до схода зубьев цепи с торцев шлицов 4, после этого шлицы под действием центробежных сил и пружин 5 выступят над поверхностью колес и сцепятся со следующими зубьями. Поскольку подобное будет происходить при вращающихся колесах, относительные скорости проскальзывания будут очень незначительны и возникновение контактов цепи со шлицами будет практически безударным. Передача обратима, т.е. может передавать вращение и от вала 10 валу 1. При необходимости разъединения валов на больших скоростях (накат, движение под уклон и т.п.) цепь 11 переводится в крайнее правое (фиг. 1) положение (показано двойной штриховой линией). При этом она выходит на коническую поверхность упора 9 на колесе 11, связь колеса 11 с колесом 2 разрывается. Замыкание колес производится в обратном порядке.

Источники информации: 1. Пронин Б.А. Клиноременные и фрикционные передачи и вариаторы. М.: Машгиз, 1960, с. 149, фиг. 84а.

2. Авторское свидетельство СССР N 1778398, кл. F 16 H 7/02.

3. Пронин Б.А. Клиноременные и фрикционные передачи и вариаторы. М.: Машгиз, 1960, с. 224, фиг. 127, 128; с. 226, табл. 41.

Формула изобретения

1. Вариатор, содержащий ведущее и ведомое колеса с продольными пазами на конических поверхностях, продольные шлицы, установленные в этих пазах с возможностью радиального перемещения, и охватывающую колеса гибкую связь с зубьями, отличающийся тем, что шлицы выполнены с наклонными концами, имеющими скругленные боковые углы, зубья гибкой связи расположены на ее внутренней части, а ведущее и ведомое колеса снабжены свободно вращающимися упорами с коническими поверхностями, продолжающими поверхности колес.

2. Вариатор по п.1, отличающийся тем, что шлицы выполнены цельными или в виде пакетов из упругих пластин.

3. Вариатор по п.1, отличающийся тем, что минимальные расстояния между шлицами превышают длину зубьев гибкой связи.

4. Вариатор по п.1, отличающийся тем, что расстояния между зубьями превышают ширину шлица.

5. Вариатор по п.1, отличающийся тем, что шлицы подпружинены.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в устройствах, трансформирующих или передающих крутящий момент или скорость

Изобретение относится к машиностроению и может быть применено в качестве регулируемого привода для различных машин и механизмов, в том числе и трансмиссий транспортных средств

Изобретение относится к механике и может найти применение в различных машинах для изменения скорости вращения ведомого вала

Изобретение относится к передачам с изменяемым передаточным отношением, устанавливаемым на транспортных средствах

Изобретение относится к машиностроению и м.б

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в механизмах для многоступенчатого регулирования скорости привода

Изобретение относится к машиностроению и используется для плавного изменения передаточного отношения между входным и выходным звеньями механизма

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к машиностроению, в частности к передачам с гибким тяговым органом, и может быть использовано в механических передачах с изменяемым передаточным числом

Изобретение относится к машиностроению, в частности к механизмам передач с бесступенчатым изменением передаточного числа, применяемым в транспортных средствах

Изобретение относится к коробкам передач для изменения крутящего момента по величине и направлению

Изобретение относится к тросовым приводам. Устройство для передачи вращающего момента содержит комплект из не менее трех ведущих эксцентриков и такой же комплект ведомых эксцентриков, и шатуны-тросы. Каждые соответствующие друг другу ведущие и ведомые эксцентрики соединяются кольцевыми шатунами-тросами, которые устанавливаются на диаметры ведущих и ведомых эксцентриков. Для увеличения пространства для конструктивных элементов, устанавливаемых на линии между осями ведущего и ведомого валов, диаметры эксцентриков ведущего вала или ведомого вала могут быть увеличенного размера при одинаковом эксцентриситете. Достигается компактность устройства. 1 з.п. ф-лы, 4 ил.

Изобретение относится к машиностроению, в частности к области бесступенчатых передач, и может быть использовано в механических приводах с плавным регулированием скорости. Цепной вариатор с автоматически изменяемым шагом вместе с механизмом реверса находится в общем корпусе (7) с крышкой (2) и содержит многозвенную замкнутую цепь (3), которая расположена между парами ведущих и ведомых конических колес (4) и (5) соответственно, а для второй ступени - между соответствующих колес (4′) и (5′). Цепь (3) составлена из наружных и внутренних плоских штампованных щек (8) и (9). Внутренние щеки (8) жестко соединены между собой с помощью центральных втулок (10), внутри которых поочередно расположены внешние и внутренние соединительные пальцы (11) и (12). Внешний и внутренний съемные пальцы (13) и (14) фиксируются при помощи упорных быстросъемных шайб (15). Цепь (3) снабжена роликами (16), которые установлены на консолях внутренних пальцев (12) и (14), а также имеются плоские шайбы (17). В состав конструкции также входят ограничители зигзагообразного складывания цепи (3) в виде внешнего стягивающего и внутреннего распорного центральных колец (20) и (21). Цепь (3) снабжена также роликами (22), установленными на цилиндрической поверхности центральных втулок (10) и контактирующими с кольцами (20) и (21). Достигается снижение динамических нагрузок при входе в контакт силовых элементов цепи и пазов конических колес вариатора при увеличении жесткости цепи на кручение. 2 з.п. ф-лы, 4 ил.

Изобретение относится к области машиностроения, а более конкретно к клиновым цепным передачам. Клиновая цепная передача состоит из клиновой цепи и шкивов с регулируемой или нерегулируемой шириной канавки. Сменные взаимозаменяемые полукольца на шкивах обеспечивают возможность беспрепятственной замены фрикционных накладок при их износе и полное восстановление работоспособности. Достигается повышение ремонтопригодности. 2 ил.

Изобретение относится к области машиностроения, а более конкретно к цепным передачам для транспортного средства с изменяемым передаточным отношением, зависящим от нагрузки. Цепная передача содержит ведущее колесо с установленными на эксцентричных осях секторами звездочек. Секторы звездочек охвачены цепью вместе со звездочкой ведомого колеса. Секторы звездочек имеют возможность синхронного поворота относительно эксцентричных осей при возникновении нагрузки на цепи. Смещение секторов звездочек относительно центра ведомого колеса увеличивает или уменьшает передаточное отношение. Достигается упрощение конструкции. 6 ил.

Изобретение относится к зубчатым передачам для сообщения вращательного движения. Передача с универсальной самоцентрирующейся системой с изменяемой геометрией, имеющая входной и выходной валы, содержит универсальную самоцентрирующуюся систему с изменяемой геометрией одного из оснований. Геометрические изменения основания осуществляются за счет смещения шестерней основания. Самоцентрирующаяся система содержит внешнее и внутреннее основания с закрепленными на них звездочками, роликами или шестернями, соединенными между собой цепью, ремнем или тросом. Ролики, шестерни или звездочки на одном из оснований имеют возможность смещения относительно центра вращения основания под воздействием нагрузки на передачу. Величина смещения обратно пропорциональна нагрузке на передачу. В результате расширяется диапазон плавного изменения передаточного отношения. 10 ил.
Наверх