Средство спасения летательного аппарата

 

Изобретение может быть использовано в авиационной технике и направлено на обеспечение безопасности посадки летательного аппарата при возникновении аварийной ситуации. Средство спасения летательного аппарата снабжено устройством стабилизации положения летательного аппарата в пространстве, позволяющим развернуть летательный аппарат до вертикального положения с носовой частью вверху, и устройством, создающим подъемную силу, выполненным в виде лопастей, поворачивающихся в аварийной ситуации из прилегающего к поверхности фюзеляжа положения до положения, преимущественно перпендикулярного оси летательного аппарата. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к средствам спасения летательного аппарата при возникновении аварийной ситуации.

Известно средство спасения летательного аппарата, включающего фюзеляж, крылья и хвостовое оперение, содержащее устройство стабилизации положения летательного аппарата в пространстве и снижающее скорость падения летательного аппарата, выполненное в виде парашюта, соединенного с вытяжкой ракетой, закрепленной тросами не менее, чем в трех точках [1].

Недостатками известного устройства можно считать обязательное наличие рывка при использовании средства, который может привести к разрушению аппарата или парашюта, а также затрудненность использования такого средства спасения для пассажирского лайнера, имеющего большую массу.

Задачей, на решение которой направлено изобретение, является обеспечение безопасной посадки летательного аппарата при возникновении аварийной ситуации.

Технический результат, достигаемый при осуществлении изобретения, заключается в развороте летательного аппарата до положения, наиболее безопасного для пассажиров при приземлении летательного аппарата и обеспечении его плавного спуска с автоматически регулируемой скоростью.

Технический результат достигается тем, что в средстве спасения летательного аппарата, включающего фюзеляж, крылья и хвостовое оперение, содержащем устройство стабилизации положения летательного аппарата в пространстве и устройство, создающее подъемную силу, устройство стабилизации положения летательного аппарата в пространстве выполнено в виде механизма, разворачивающего его до вертикального положения с носовой частью вверху, а устройство, создающее подъемную силу, выполнено в виде лопастей, оси которых установлены на поворотно соединенной с фюзеляжем обойме с упорами и защелками, удерживающими лопасти в преимущественно перпендикулярном оси летательного аппарата положении, при этом устройство, создающее подъемную силу, снабжено управляемыми защелками для удержания лопастей в прилегающем к поверхности фюзеляжа положении.

Устройство стабилизации положения летательного аппарата в пространстве может быть выполнено в виде груза на тросе, закрепленного в хвостовой части летательного аппарата с возможностью отсоединения.

На фиг. 1 схематично изображен летательный аппарат при наступлении аварийной ситуации; на фиг.2 - узел I на фиг.1; на фиг.3 - разрез A-A на фиг.2.

Летательный аппарат 1 содержит крылья 2, фюзеляж 3, хвостовое оперение 4. На фюзеляже 3 размещена обойма 5, которая подвижно в угловом направлении соединена с фюзеляжем. На обойме 4 закреплена ось 6 с лопастью 7. Конец лопасти 7 удерживается защелкой 8 с приводом 9 и козырьком 10 для снижения аэродинамического сопротивления. Конец лопасти 7 удерживается у защелки 8 пружиной 11. На ступице 12 лопасти 7 закреплена заслонка 13, а с осью 6 соединена вторая защелка 14 с пружиной 15. В хвостовой части летательного аппарата 1 размещен груз 16 на тросе 17, который намотан на катушке 18 с возможностью его отсоединения.

Стабилизирующее устройство летательного аппарата в пространстве образовано тросом 17 с грузом 16, а устройство, создающее подъемную силу, - лопастями 7.

Действует спасательное средство следующим образом.

При возникновении аварийной ситуации, когда летательный аппарат 1 теряет управление и начинает падать, как показано на фиг.1, включается привод 9 от аварийного источника сжатого газа и защелка 8 освобождает лопасти 7, которые под действием пружины 11 в начальный момент, а затем под воздействием воздушного набегающего потока поворачиваются до упора на обойме 5. При этом заслонка 13 удерживает защелку 14 до положения, когда лопасть 7 не займет перпендикулярного оси летательного аппарата 1 положения, при котором пружина 15 подает защелку за лопасть 1 и будет удерживать ее в этом положении. Лопасти 7 начинают вращаться, поглощая энергию падения, что приводит к снижению скорости падения летательного аппарата 1. При этом скорость вращения лопастей будет точно соответствовать скорости движения летательного аппарата. После набора скорости вращения лопастей 7 выбрасывают груз 16 на тросе 17, путем освобождения катушки 18. Груз 16 вылетает и начинает поворачиваться как маятник (показано пунктиром). В нижнем положении груз 16 создает вращающий момент на летательный аппарат 1, который поворачивает его до вертикального положения, после чего груз отсоединяется. Летательный аппарат 1 начинает спускаться, удерживаясь от падения вращающимися лопастями 7, которые приобрели скорость, соответствующую скорости движения летательного аппарата.

Возможно выполнение лопастей складными посередине с дополнительными защелками. Желательно, чтобы обойма 5 была размещена за центром тяжести летательного аппарата ближе к носовой части.

Если летательный аппарат не потерял управления, то вертикальное положение можно получить за счет отклонения закрылков и остальных элементов управления. Возможен случай, когда груз с тросом не понадобиться. Момент стабилизации летательного аппарата в пространстве (вертикальное положение) нужно осуществлять как можно ближе к поверхности приземления, чтобы приобретенная угловая скорость вращения лопастей оказалась достаточной для спуска. Если же приобретенная угловая скорость больше, то можно ожидать незначительного подъема летательного аппарата с последующим спуском.

Вертикальное положение летательного аппарата при приземлении позволяет ему войти в контакт с любой по профилю местностью. После контакта летательный аппарат будет падать в любом направлении, но более вероятно на шасси, так как наклон аппарата, хотя и незначительный, но будет сохраняться. Удар придется на хвостовую часть, где нет энергоносителей. Пассажиры, сидящие в креслах, воспримут нагрузку в удобном для них положении.

Формула изобретения

1. Средство спасения летательного аппарата, включающего фюзеляж, крылья и хвостовое оперенье, содержащее устройство стабилизации положения летательного аппарата в пространстве и устройство, создающее подъемную силу, отличающееся тем, что устройство стабилизации положения летательного аппарата в пространстве выполнено в виде механизма, разворачивающего его до вертикального положения с носовой частью вверху, а устройство, создающее подъемную силу, выполнено в виде лопастей, оси которых установлены на поворотно соединенной с фюзеляжем обойме с упорами и защелками, удерживающими лопасти в преимущественно перпендикулярном оси летательного аппарат положении, при этом устройство, создающее подъемную силу, снабжено управляемыми защелками для удержания лопастей в прилегающем к поверхности фюзеляжа положении.

2. Средство по п.1, отличающееся тем, что устройство стабилизации положения летательного аппарата в пространстве выполнено в виде груза на тросе, закрепленного в хвостовой части летательного аппарата с возможностью отсоединения.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к индивидуальным аварийным спасательным средствам, в частности, к спасательным средствам защиты, преимущественно, водителей транспортных средств, например, самолетов и автогонщиков

Изобретение относится к индивидуальным аварийным спасательным средствам, в частности, к спасательным средствам защиты, преимущественно, водителей транспортных средств, например, самолетов и автогонщиков

Изобретение относится к авиационной технике, в частности, к средствам аварийного покидания самолетов (САПС) и может быть использовано при разработке перспективных образцов САПС маневренных типов самолетов тактической авиации

Изобретение относится к авиационной технике, а именно к многоместным летательным аппаратам для перевозки пассажиров

Изобретение относится к оборудованию летательных аппаратов

Изобретение относится к области авиационной техники, а именно, к средствам аварийного покидания самолета

Изобретение относится к оборудованию летательных аппаратов, в частности к аварийным модификациям сидений пассажиров или членов экипажа летательного аппарата

Изобретение относится к оборудованию космических объектов

Изобретение относится к ракетно-космической технике и может быть использовано в других отраслях народного хозяйства, где необходимо соединение и затем разделение конструкций в малые промежутки времени, дистанционно и с высокой надежностью (сброс балластного груза, вскрытие люков и крышек и т.п
Изобретение относится к способам управления катапультированием летчика скоростного летательного аппарата в условиях ограниченной видимости при возникновении аварийной ситуации в виде препятствия по курсу движения, когда летчик уже не в состоянии произвести необходимые действия для покидания летательного аппарата по временным параметрам

Изобретение относится к авиастроению и касается конструирования скоростных летательных аппаратов, приспособленных к спасению пассажиров и экипажа в аварийных ситуациях

Изобретение относится к средствам спасения экипажа при аварии летательного аппарата

Изобретение относится к области авиационно-космической техники, в частности к средствам спасения экипажа самолета

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к средствам спасения экипажа при аварии летательного аппарата

Изобретение относится к авиации, а более конкретно - к контейнерам для десантирования аэрокосмических объектов

Изобретение относится к области транспорта и используется для размещения пассажиров в кабине (салоне) транспортного средства

Изобретение относится к оборудованию катапультируемых средств спасения экипажа
Наверх