Способ управления самолетом-носителем после пуска управляемого оружия класса воздух-поверхность с телевизионно-командным наведением на цель



 

Используется в военной авиации. После пуска управляемого оружия осуществляется набор высоты и отворот самолета от цели, при этом после перехода линии связи самолета от цели, при этом после перехода линии связи самолета-носителя с управляемым оружием с передней антенны на заднюю управление осуществляют только по крену со стабилизацией высоты, изменяя значение крена в зависимости от изменения угла пеленга на оружие задней антенны, что позволяет снять ограничения на возможности маневрирования самолета-носителя.

Изобретение относится к военной авиации.

Известен способ управления самолетом-носителем при применении управляемого оружия с телевизионно-командным наведением, по которому путем набора высоты носителя после пуска ракеты на начальном участке интенсивного отворота до углов 90-120o от направления на цель, обеспечивая условия дистанционного контакта по линии связи носитель-ракета-носитель и мешающего воздействия линии горизонта и рельефа местности, а затем снижением носителя с углами крена и тангажа, исключающими затенение линии связи элементами конструкции самолета, на участке отворота до 180o от направления на цель и удаления от зоны ПВО (см. "Новости зарубежной науки и техники", Информационный бюллетень N 5 (458) от 1975).

После перехода работы линии связи на заднюю антенну контейнера возникает реальная возможность затенения канала связи элементами конструкции самолета. В прототипе этот вопрос решен инструктивно. Разработана программа разворотов по курсу налево или направо на угол 90-110o и назад на угол 160-200o от направления пуска оружия. Однако этот способ сильно снижает область маневрирования самолета (особенно при учете положительных и отрицательных температур применения) и никак не информирует экипаж самолета о подходе к затененной зоне.

Технический результат, на достижение которого направлено изобретение, заключается в устранении указанного недостатка прототипа, т.е. предлагаемое изобретение позволяет расширить возможности самолета-носителя по маневру, учесть влияние внешней среды и повысить информируемость экипажа.

Указанный технический результат достигается за счет того, что в способе управления самолетом-носителем, по которому после пуска управляемого оружия осуществляют набор высоты и отворот самолета от цели, после перехода работы линии связи самолета-носителя с управляемым оружием с передней антенны на заднюю управление осуществляют только по крену со стабилизацией высоты, изменяя значение крена в зависимости от изменения угла пеленга на оружие задней антенны.

Описание сущности способа управления самолетом-носителем при применении управляемого оружия с телевизионно-командным наведением.

При применении управляемого оружия (ракеты, планирующие авиабомбы и т.п. ) с телевизионно-командным наведением возникает необходимость в обеспечении незатемнения телевизионно-командной линии связи самолет-оружие. Затенение может возникнуть как из-за влияния земной поверхности, так и за счет элементов конструкции самолета-носителя. Затенение земной поверхностью устраняется положением самолета-носителя по высоте полета. Должна быть задана высота (Н зад), обеспечивающая радиовидимость цели в конце наведения оружия на цель.

Затенение линии связи элементами конструкции самолета зависит от размещения аппаратуры телевизионно-командной линии связи. Как правило эта аппаратура размещается в подвесном контейнере на боевой или специализированной (аппаратурной) точке подвески.

Аппаратура имеет в своем составе передатчик командной линии связи с блоками кодирования, приемник телевизионной линии связи и две антенны (переднюю и заднюю), обслуживающими всю нижнюю полусферу с антенным переключателем работы с передней на заднюю антенну. Положение антенн телевизионно-командной аппаратуры по курсу и углу места измеряется и передается на носитель. Крен самолета-носителя отрабатывается антеннами, так как сигнал линии связи имеет вертикальную поляризацию и его "скручивание" по крену недопустимо. В момент переключения работы линии связи с передней на заднюю антенну на самолет-носитель из контейнера выдается сигнал ЗПС (задняя полусфера).

Точки подвески расположены на нижней поверхности крыла или фюзеляжа. Старт оружия осуществляется с аналогичной точки подвески, и на начальном этапе (вхождение в связь, работа на первом этапе полета оружия) затенение отсутствует. Такое положение можно сохранять до конца наведения оружия на цель, однако при этом самолет-носитель войдет в зону ПВО цели. По тактическим соображениям необходимо изменить курс полета самолета-носителя. При изменении курса происходит переход линии связи с передней антенны на заднюю. До перехода линии связи на заднюю антенну затенение канала связи исключается, так как курс самолета изменяется за счет крена и вся нижняя полусфера самолета-носителя обращена в сторону применяемого оружия.

Анализ диаграммы обзора для каждого конкретного случая из центра задней антенны контейнера с аппаратурой телевизионно-командного наведения позволяет наметить зоны наиболее благоприятного положения линии связи в конце наведения оружия на цель (с учетом ширины диаграмм направленности антенны).

Исходя из положения свободных для линии связи зон можно предложить следующий способ построения маневра самолета-носителя в процессе применения оружия с телевизионно-командным наведением.

Управление построить традиционным образом по крену зад и высоте Нзад. На начальном участке отворота (до перехода линии связи на заднюю антенну контейнера) выдавать на пилотажный индикатор Нзад (если необходимо) и зад в зависимости от заданного направления маневра (налево, направо, назад) с предельным значением по крену (максимальное значение крена - 60-70o). К моменту поступления из контейнера команды ЗПС необходимая высота уже будет набрана и дальнейшее управление самолетом-носителем будет только по крену со стабилизацией высоты. Сигнал зад формировать в зависимости от курсового положения антенны относительно оси самолета (контейнера) с учетом благоприятного углового положения линии связи, т.е. изменять зад в зависимости от угла пеленга на оружие задней антенной A.

Этот угол должен быть ограничен предельным значением.

Предложение основано на физической связи между допустимым креном самолета-носителя и углом пеленга на оружие антенны телевизионно-командной системы наведения: с приближением к затененной зоне угол пеленга антенны на оружие уменьшается, что соответствует необходимости уменьшения угла крена самолета-носителя.

Полет самолета-носителя в процессе применения оружия с телевизионно-командным наведением при таком способе управления никогда не будет прямолинейным (всегда по логарифмической кривой), однако он всегда учитывает реальное взаимное положение самолета-носителя и применяемого оружия и позволяет удерживать линию связи в наиболее благоприятной зоне. Кроме того, такое управление позволяет произвести энергичный отворот от зоны ПВО цели без ущерба для проведения сеанса связи с оружием.

Формула изобретения

Способ управления самолетом-носителем при применении управляемого оружия с телевизионно-командным наведением, по которому после пуска управляемого оружия осуществляют набор высоты и отворот самолета-носителя от цели, отличающийся тем, что после перехода работы линии связи самолета-носителя с управляемым оружием с передней антенны на заднюю управление осуществляют только по крену со стабилизацией высоты, изменяя значение крена в зависимости от изменения угла пеленга на оружие задней антенны.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к средствам управления, а более конкретно - к системам поиска, обнаружения, опознавания и слежения, получившим широкое распространение во многих областях народного хозяйства и в военной технике

Изобретение относится к устройствам управления и стабилизации измерительных устройств на качающемся основании и может быть использовано для управления лучом антенны мобильной РЛС обнаружения

Изобретение относится к средствам сигнализации и управления для широкого класса человеко-машинных систем, в т.ч

Изобретение относится к области управления подвижными объектами, в частности к области стабилизации судна

Изобретение относится к системам управления ракетами и может быть использовано в аппаратуре управления ракетой, вращающейся вокруг своей продольной оси

Изобретение относится к автоматике и может быть использовано в устройствах управления транспортными средствами

Изобретение относится к авиационным комплексам, обеспечивающим условия снижения аварийности при полетах по сложным маршрутам, в районах взлетно-посадочных полос (ВПП) и при посадке - наиболее ответственного этапа эксплуатации летательного аппарата (ЛА)

Изобретение относится к технике антенных измерений и может быть использовано для измерения положения измерительного элемента для дефектоскопии стен строительных сооружений, для определения ближнего поля антенн с большой апертурой защищенных обтекателем сложной формы, например в виде полусферы ил конусообразной формы

Изобретение относится к области авиационной техники и предназначено для повышения точности автоматического наведения управляемой планирующей системы /УППС/

Изобретение относится к системам управления ракет и может быть использовано в управляемых противотанковых ракетах, вращающихся вокруг своей продольной оси

Изобретение относится к оборонной технике и может быть использовано в ракетных комплексах

Изобретение относится к ракетной технике, в частности к оптическим координаторам систем телеуправления летательных аппаратов, стабилизируемых в полете вращением

Изобретение относится к области разработки системы наведения с телеориентированием ракеты в лазерном луче и может быть использовано в противотанковых ракетных комплексах, установленных на сухопутных и воздушных носителях

Изобретение относится к области разработки системы наведения с телеориентированием ракеты в лазерном луче и может быть использовано в противотанковых ракетных комплексах, установленных на сухопутных и воздушных носителях

Изобретение относится к способам целеуказания по направлению системам наведения (СН) управляемых объектов (УО) класса "воздух - поверхность"

Изобретение относится к области дистанционного управления объектами, в частности к элементам систем телеориентирования малогабаритных летательных аппаратов, а также может использоваться в различных информационно-измерительных системах

Изобретение относится к способам управления пространственным положением объекта, а точнее, к способам управления полетом летательного аппарата (ЛА), особенно при испытаниях, и может быть использовано при летных испытаниях таких объектов, как ракеты всех типов и некоторых других ЛА

Изобретение относится к управлению и регулированию, а более конкретно - к управляемому вооружению

Изобретение относится к оборонной технике и может быть использовано в комплексах танкового и противотанкового вооружения, а также в малогабаритных зенитных комплексах

Изобретение относится к оборонной технике и может быть использовано в комплексах танкового и противотанкового вооружения, а также в малогабаритных зенитных комплексах

Изобретение относится к механическим системам управления рулем высоты и элеронами летательного аппарата
Наверх