Червячный хомут

 

Изобретение применяется для крепления шлангов на трубах при монтаже гидравлических и пневматических систем. Червячный хомут содержит винт с резьбой, металлическую ленту, свернутую в кольцо, и корпус в монолитном исполнении. Корпус состоит из полуцилиндрического и плоского участков, контактирующих соответственно с винтом и лентой. Корпус выполнен в виде цельноштампованного стакана с дном, в котором предусмотрено фасонное отверстие, имеющее один выступ в центре или два выступа по краям плоского участка корпуса. Выступы заходят соответственно в паз или пазы, выполненные по середине ленты или по ее краям. Изобретение повышает надежность хомута. 6 з.п. ф-лы, 23 ил.

Изобретение относится к машиностроению и применяется для крепления шлангов на трубах при монтаже гидравлических и пневматических систем.

Известен червячный хомут, содержащий металлическую ленту в виде кольца с поперечными сквозными просечками, на одном конце которой выполнен сквозной паз и установлен кожух, имеющий лапки, охватывающие ленту по ее внутренней поверхности, и червячный винт, расположенный в кожухе и взаимодействующий с перемычками ленты. В этом червячном хомуте кожух свернут и между его лапками имеется зазор, а крепление ленты к кожуху происходит за счет того, что на боковых кромках лапок кожуха выполнены отгибы, контактирующие с боковыми стенками паза на одном из концов ленты (см. авт. св. СССР N 1638426, кл. F 16 L 33/08).

Недостатком известного хомута является то, что корпус свернут и имеет зазор между лапками и при достаточно больших нагрузках возможна деформация как боковых стенок корпуса, так и отгибов на лапках. Это приводит к тому, что отгибы перестают контактировать с боковыми стенками паза на ленте, в результате чего нарушается крепление корпуса к ленте.

Прототипом изобретения является хомут, содержащий ленту, на одном конце которой выполнены прорези, образующие винтовую резьбу, а на другом конце расположен корпус, в котором вращается винт. Корпус отформован из отрезка бесшовной металлической трубы и имеет полуцилиндрический участок для приема винта. Для крепления корпуса в ленте предусмотрено два продольных выступа, которые взаимодействуют с передней и задней кромками нижней стороны корпуса, т.е. корпус расположен между двумя продольными выступами на ленте и дополнительно никак не крепится к ленте (см. патент Великобритании N 2150205, кл. F 16 L 33/08).

Недостатком известного хомута является то, что при воздействии на хомут большой по величине силы стягивания возможен прогиб выступов. В результате этого передняя и задняя кромки нижней стороны корпуса перестанут взаимодействовать с выступами, что приводит к перемещению корпуса в осевом направлении относительно ленты т.е. ведет к ослаблению затяжки шланга хомутом.

Целью настоящего изобретения является повышение надежности конструкции хомута.

Указанная цель достигается тем, что в известном хомуте, содержащем винт с резьбой, металлическую ленту, свернутую в кольцо, и корпус в монтажном исполнении, состоящий из полуцилиндрического и плоского участков, контактирующих соответственно с винтом и лентой, корпус выполнен в виде цельноштампованного стакана с дном, в котором предусмотрено фасонное отверстие, имеющее один выступ в центре или два выступа по краям плоского участка корпуса, которые заходят соответственно в паз или пазы, выполненные по середине ленты или по ее краям.

Выступы выполнены по середине и/или на двух боковых сторонах ленты и имеют профиль и шаг, соответствующий профилю и шагу резьбы винта, и последовательно взаимодействуют с ним, причем расположенные по одну сторону ленты выступы размещены между собой через два шага резьбы, а с выступами на противоположной стороне они размещены на одном шаге или через шаг резьбы винта.

По боковым сторонам ленты предусмотрены освобождения, которые размещены между расположенными там же выступами.

Две боковые стороны ленты согнуты в направлении винта, и на их торцах предусмотрены впадины и выступы, соответствующие профилю и шагу резьбы винта и последовательно взаимодействующие с ним. На согнутой части ленты выполнены поперечные освобождения, причем расположенные по одну сторону ленты освобождения размещены между собой через один или более шагов, например, два шага резьбы винта, а с освобождениями на противоположной стороне ленты они размещены соответственно на одном шаге или через шаг и более.

Дополнительно к впадинам и выступам на боковых торцах ленты предусмотрены поперечные выступы, расположенные по середине ленты.

Участок резьбы имеет изогнутую в осевом направлении поверхность, и радиус ее кривизны соответствует радиусу изгиба ленты, причем профиль и шаг винта по всей длине резьбового участка соответствует профилю и шагу выступов и впадин на ленте.

Известных решений, содержащих сходные отличительные признаки, нами не обнаружено.

На фиг. 1 представлен общий вид предложенного хомута в разрезе; на фиг. 2 - разрез А-А на фиг. 1; на фиг. 3 - вид по стрелке Б на фиг. 1; на фиг. 4 - сечение В-В на фиг. 3; на фиг. 5 - разрез по Г-Г на фиг. 1; на фиг. 6 - разрез Г-Г (вариант) на фиг. 1 с двумя выступами по краям плоского корпуса и с выступами на двух боковых сторонах ленты; на фиг. 7 - участок ленты с пазом по середине; на фиг. 8 - участок ленты с пазами по ее краям; на фиг. 9 - общий вид варианта хомута с выступами по середине и на двух боковых сторонах ленты в разрезе; на фиг. 10 - разрез Д-Д на фиг. 9; на фиг. 11 - участок ленты, на котором выступы на двух боковых сторонах ее расположены на одном шаге резьбы винта; на фиг. 12 - участок ленты, на котором выступы на двух боковых сторонах ее расположены через шаг резьбы винта; на фиг. 13 - участок ленты, на котором между выступами по ее боковым сторонам предусмотрены освобождения; на фиг. 14 - сечение Е-Е на фиг. 12; на фиг. 15 - общий вид варианта хомута, в котором две боковые стороны ленты согнуты в направлении винта и на их торцах предусмотрены впадины и выступы, в разрезе; на фиг. 16 - разрез Ж-Ж на фиг. 15; на фиг. 17 - разрез Ж-Ж (вариант) на фиг. 15 с выступами; на фиг. 18 - 21 - участки ленты до гибки выступов с различными вариантами освобождений между ними; на фиг. 22 - общий вид варианта хомута, в котором участок резьбы винта имеет вогнутую в осевом направлении поверхность, в разрезе; на фиг. 23 - разрез З-З на фиг. 22.

Червячный хомут состоит из винта 1, металлической ленты 2 и корпуса 3. В винте 1 предусмотрены участок резьбы 4, шестигранная головка 5 и канавка 6. Лента 2 свернута в кольцо 7 и имеет с одного свободного конца 8 выступы, которые последовательно взаимодействуют с резьбой винта 1. С другого конца лента 2 закреплена в корпусе 3, который состоит из полуцилиндрического 9 и плоского 10 участков, контактирующих соответственно с винтом 1 и лентой 2. Корпус 3 выполнен в виде цельномасштабного стакана 11 с дном 12, в котором имеется фасонное отверстие 13. В нем предусмотрен один выступ 14 в центре или два выступа 15 по краям плоского участка 10 корпуса 3, которые заходят соответственно в паз 16 или пазы 17, выполненные по середине ленты 2 или по ее краям и обеспечивающие тем самым крепление ленты 2 к корпусу 3. Предусмотрен также в фасонном отверстии 13 на полуцилиндрическом участке 9 корпуса 3 выступ 18, который заходит в канавку 6 винта 1, фиксируя положение винта 1 в осевом направлении.

Выступы на ленте 2 выполнены по середине 19 или на двух ее боковых сторонах 20, а также могут быть выполнены в обоих местах. Они имеют профиль и шаг, соответствующий профилю и шагу резьбы 4 винта 1, и последовательно взаимодействуют с ним. Выступы 20, расположенные по одну сторону ленты 2, размещены между собой через два шага резьбы 4, а с выступами 20 на противоположной стороне они размещены на одном шаге или через шаг резьбы 4 винта 1.

Выступы 20 позволяют увеличить площадь контакта ленты 2 с поверхностью резьбы 4 винта 1, а их расположение между собой позволяет осуществить изгиб ленты 2 в виде кольца 7. Кроме этого, для облегчения изгиба ленты 2 по боковым сторонам ее предусмотрены освобождения 21, которые расположены между выступами 20 (фиг. 1-14).

В варианте две боковые стороны ленты 2 согнуты в направлении винта 1 и на их торцах 22 предусмотрены впадины 23 и выступы 24, соответствующие профилю и шагу резьбы 4 винта 1 и последовательно взаимодействующие с ним. Для облегчения изгиба ленты 2 в кольцо 7 на согнутой части ленты 2 выполнены поперечные освобождения 25. Расположенные по одну сторону ленты 2 освобождения 25 размещены между собой через один или более шагов, например, два шага резьбы 4 винта 1, а с освобождениями 25 на противоположной стороне ленты 2 они размещены соответственно на одном шаге или через шаг и более. Для предотвращения прогиба выступов 24 на ленте 2 предусмотрены упоры 26, в которые упираются выступы 24.

Дополнительно к впадинам 23 и выступам 24 на боковых торцах 22 ленты 2 могут быть выполнены поперечные выступы 19, расположенные по середине ленты 2 (фиг. 15-21).

Плоский участок 10 корпуса 3 выполнен вогнутым в осевом направлении, особенно для хомутов, предназначенных для крепления шлангов малых размеров. Поэтому для увеличения площади контакта ленты 2 с винтом 1 участок резьбы 4 имеет вогнутую в осевом направлении поверхность 27. Радиус ее кривизны соответствует радиусу изгиба ленты 2, а профиль и шаг винта 1 по всей длине резьбового участка 4 соответствует профилю и шагу выступов 19, 20 и 24 на ленте 2 (фиг. 22, 23).

Хомут работает следующим образом.

Хомут, в котором свободный конец 8 ленты 2 вставлен в зазор между винтом 1, находящимся в корпусе 3, и другим концом ленты 2, закрепленным на корпусе 3, одевают на шланг. При вращении с помощью шестигранной головки 5 винта 1 его участок резьбы 4 последовательно взаимодействует с выступами 19, перемещая свободный конец 8 ленты. В результате этого происходит уменьшение диаметра кольца 7 и тем самым обеспечивается зажим шланга на трубе.

Преимущество предлагаемого хомута по сравнению с аналогом заключается в повышении надежности конструкции за счет того, что закрепление ленты в корпусе осуществляется путем захода выступа или выступов, предусмотренных в фасонном отверстии дна цельноштампованного корпуса, в паз или пазы, выполненные в ленте.

Дополнительные выступы по краям ленты и выступы на торцах ее согнутых боковых сторон, а также наличие вогнутой в осевом направлении поверхности резьбового участка винта увеличивают площадь контакта ленты с винтом и тем самым повышают надежность конструкции.

Предлагаемый хомут может применяться для крепления шлангов на трубах при монтаже гидравлических и пневматических систем.

Формула изобретения

1. Червячный хомут, содержащий винт с резьбой, металлическую ленту, свернутую в кольцо, и корпус в монолитном исполнении, состоящий из полуцилиндрического и плоского участков, контактирующих соответственно с винтом и лентой, отличающийся тем, что корпус выполнен в виде цельноштампованного стакана с дном, в котором предусмотрено фасонное отверстие, имеющее один выступ в центре или два выступа по краям плоского участка корпуса, которые заходят соответственно в паз или пазы, выполненные по середине ленты или по краям.

2. Хомут по п. 1, отличающийся тем, что выступы выполнены по середине и/или на двух боковых сторонах ленты и имеют профиль и шаг, соответствующий профилю и шагу резьбы винта, и последовательно взаимодействуют с ним, причем расположенные по одну сторону ленты выступы размещены между собой через два шага резьбы, а с выступами на противоположной стороне они размещены на одном шаге или через шаг резьбы винта.

3. Хомут по пп.1 и 2, отличающийся тем, что по боковым сторонам ленты предусмотрены освобождения, которые размещены между расположенными там же выступами.

4. Хомут по п.1, отличающийся тем, что две боковые стороны ленты согнуты в направлении винта и на их торцах предусмотрены впадины и выступы, соответствующие профилю и шагу резьбы винта и последовательно взаимодействующие с ним.

5. Хомут по пп. 1 и 4, отличающийся тем, что на согнутой части ленты выполнены поперечные освобождения, причем расположенные по одну сторону ленты освобождения размещены между собой через один или более шагов, например, два шага резьбы винта, а с освобождениями на противоположной стороне ленты они размещены соответственно на одном шаге или через шаг и более.

6. Хомут по пп.1, 4 и 5, отличающийся тем, что дополнительно к впадинам и выступам на боковых торцах ленты предусмотрены поперечные выступы, расположенные по середине ленты.

7. Хомут по пп.1 - 6, отличающийся тем, что участок резьбы имеет вогнутую в осевом направлении поверхность и радиус ее кривизны соответствует радиусу изгиба ленты, причем профиль и шаг винта по всей длине резьбового участка соответствуют профилю и шагу выступов и впадин на ленте.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7, Рисунок 8, Рисунок 9, Рисунок 10, Рисунок 11, Рисунок 12, Рисунок 13, Рисунок 14, Рисунок 15, Рисунок 16, Рисунок 17, Рисунок 18, Рисунок 19, Рисунок 20, Рисунок 21, Рисунок 22, Рисунок 23



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано для соединения резиновых и резинотканиевых рукавов в гидравлических и пневматических системах, работающих под давлением до 3,0 МПа, в топливных, водяных, масляных, воздушных системах различных изделий автотранспортной, судостроительной, станкостроительной, авиационной, специальной и бытовой техники

Изобретение относится к машиностроению и применяется для крепления шлангов на трубах при монтаже гидравлических и пневматических систем

Изобретение относится к машиностроению и применяется при монтаже гидравлических и пневматических систем

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в магистралях для подачи среды по рукавам и трубам

Изобретение относится к машиностроению и применяется для крепления шлангов на трубах при монтаже гидравлических и пневматических систем, особенно в условиях вибрации

Изобретение относится к машиностроению, в частности к устройствам для закрепления рукавов на жестких штуцерах и патрубках

Изобретение относится к машиностроению, в частности к конструкциям червячных хомутов

Изобретение относится к механике, более конкретно, к деталям машин и может быть использовано в конструкции червячных хомутов для зажима гибких шлангов

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к устройствам для присоединения шлангов к жестким элементам, а именно к зажимам для шлангов

Изобретение относится к машиностроению, в частности к устройствам для соединения труб и шлангов, и может использоваться при монтаже гидравлических и пневматических систем

Изобретение относится к ленточным хомутам для соединения гибких труб

Изобретение относится к червячным резьбовым хомутам
Наверх