Осевой вентилятор

 

Изобретение относится к вентиляторным установкам, может быть использовано в автомобилестроении в системах охлаждения двигателей внутреннего сгорания и позволяет упростить технологию изготовления лопаток вентилятора с одновременным повышением его КПД. Осевой вентилятор содержит втулку, выполненную в виде цилиндрического стакана, листовые или профилированные лопатки, причем боковая поверхность каждой лопатки представляет собой фрагмент цилиндрической оболочки, образованный путем ее пересечения двумя вложенными одна в другую цилиндрическими поверхностями, оси которых параллельны и образуют перекрещивающиеся под прямым углом линии с осью оболочки, причем отношение радиусов цилиндрических поверхностей составляет 1,6...2,0, a расстояние между их осями, отнесенное к радиусу колеса вентилятора, составляет 0,15 . .. 0,4, при этом передняя и задняя кромки лопатки образованы пересечениями оболочки внешней и внутренней цилиндрическими поверхностями соответственно, лопатка устанавливается на втулку так, что прямая, проходящая через середины корневой и концевой хорд лопатки образует прямой угол с осью вентилятора, а на внутренней торцевой поверхности втулки и ее цилиндрической части в радиальных направлениях выполнены Г-образные ребра жесткости, величина отношения высоты которых к диаметру втулки составляет 0,03 ...0,1. 6 ил., 1 табл.

Изобретение относится к вентиляторным установкам и может быть использовано в автомобилестроении в системах охлаждения двигателей внутреннего сгорания.

Известен осевой вентилятор по а. с. 821753, МПК F 04 D 19/00, опубл. 1981, содержащий втулку, листовые или профилированные лопатки.

Данное устройство выбрано в качестве прототипа.

Прототип имеет переменный по высоте угол выхода лопаток и изменяющийся диаметр втулки, однако этих данных недостаточно для определения распределения по высоте лопатки таких параметров, как кривизна, ширина и угол входа лопатки, обеспечивающих высокий КПД. Это и является основным недостатком прототипа.

Задачей, решаемой настоящим изобретением, является упрощение технологии изготовления лопаток осевого вентилятора и повышение его КПД. Достигается это тем, что втулка выполнена в виде цилиндрического стакана, боковая поверхность каждой лопатки представляет собой фрагмент цилиндрической оболочки, образованный путем ее пересечения двумя вложенными одна в другую цилиндрическими поверхностями, оси которых параллельны и образуют перекрещивающиеся под прямым углом линии с осью оболочки, причем отношение радиусов цилиндрических поверхностей составляет 1,6...2,0, при этом передняя и задняя кромки лопатки образованы пересечениями оболочки внешней и внутренней цилиндрическими поверхностями соответственно; лопатка устанавливается на втулку так, что прямая, проходящая через середины корневой и концевой хорд лопатки, образует прямой угол с осью вентилятора; на внутренней торцевой поверхности втулки и ее цилиндрической части в радиальных направлениях выполнены Г-образные ребра жесткости, величина отношения высоты которых к диаметру втулки составляет 0,03...0,1.

Сущность изобретения поясняется чертежами, где показаны на фиг. 1 - общий вид колеса вентилятора, на фиг. 2 и фиг. 3 - принцип изготовления лопаток вентилятора, на фиг. 4 - втулка с ребрами жесткости, на фиг. 5 - общий вид колеса вентилятора в изометрии, на фиг. 6 - результаты испытаний опытного образца вентилятора.

Осевой вентилятор (фиг. 1) содержит лопатки 1, крепящиеся к втулке 2, выполненной в виде цилиндрического стакана. Концы лопаток 1 охватывает внешний обод 3. На внутренней торцовой поверхности втулки 2 и ее цилиндрической части в радиальных направлениях выполнены Г-образные ребра 4 жесткости (см. также фиг. 4, на которой изображена втулка 2 в плане). Пунктирной линией на фиг. 4 обозначена зона размещения электродвигателя 7, приводящего вентилятор в движение.

Каждая из лопаток 1 представляет собой фрагмент цилиндрической оболочки и изготавливается следующим образом (см. фиг. 2). Цилиндрическая оболочка 5 с осью и системой координат XYZ пересекается двумя цилиндрическими поверхностями, вложенными одна в другую, оси которых и параллельны и образуют с осью перекрещивающиеся под прямым углом линии. Отношение радиусов R/r цилиндрических поверхностей составляет величину 1,6...2,0, а расстояние между их осями , отнесенное к радиусу колеса вентилятора, составляет величину 0,15. ..0,4. Криволинейная поверхность ABCD, являющаяся фрагментом цилиндрической оболочки 5, образованным ее пересечением цилиндрическими поверхностями, вложенными одна в другую, и есть лопатка 1 колеса вентилятора. На фиг. 3а показан вид лопатки ABCD на цилиндрической поверхности 5 (вид со стороны оси Z), на фиг. 3б показано расположение точек A, B, C, D на цилиндрической оболочке 5 (вид со стороны оси Y). При этом передняя и задняя кромки лопатки 1 образованы пересечениями оболочки 5 внешней и внутренней цилиндрическими поверхностями соответственно. Изготовленная таким образом лопатка 1 устанавливается на втулку 2 так, что прямая, проходящая через середины корневой и концевой хорд (BD и АС соответственно), образует прямой угол с осью вентилятора.

На внутренней торцевой поверхности втулки 2 (см. фиг. 4 и фиг. 1) и ее цилиндрической части выполнены ребра 4 жесткости, расходящиеся от оси втулки 2 в радиальных направлениях и представляющие собой плоские пластины, отношение высоты которых к диаметру втулки 2 составляет 0,03...0,1. Пунктирной линией на фиг. 4 обозначен электродвигатель 7. Через отверстие 6 в центре втулки 2 проходит вал электродвигателя 7. Высота ребер 4 жесткости подобрана таким образом, что они являются своеобразными лопатками центробежного вентилятора для охлаждения электродвигателя 7. На виде C стрелками показана циркуляция потока, создаваемого ребрами 4 (поток проходит через двигатель через специальные отверстия). Этим достигается исключение потерь расхода и полного давления, создаваемого колесом вентилятора, что также приводит к повышению его КПД.

Изготовлен опытный образец шестилопастного вентилятора с диаметром колеса 345 мм, диаметром втулки 145 мм, при этом лопатки вырезаны из цилиндрической заготовки радиусом 90 мм путем ее сечения цилиндрическими поверхностями с радиусами 120 и 201 мм, расстояние между их осями = 48,3 мм. Координаты точек A, B, C, D лопатки на цилиндрической заготовке приведены в таблице на фиг. 3, там же приведены координаты (x, y) осей и цилиндрических поверхностей. Точки B и D расположены на втулке таким образом, что угол между хордой BD и плоскостью, перпендикулярной оси вентилятора, равен 42,5o. Общий вид изготовленного осевого вентилятора приведен на фиг. 5. На экспериментальной базе Горьковского автозавода проведены сравнительные испытания разработанного вентилятора и вентилятора фирмы BOSH, Германия (количество лопаток равно 7, диаметр колеса 348 мм).

Результаты испытаний приведены на фиг. 6, где приняты обозначения: Q - объемная производительность вентилятора, м3/ч или м3/с; PSV - статическое давление, Па; j - ток электродвигателя, A; n - частота вращения вентилятора, об/мин; N - мощность двигателя, кВт; s - КПД по статическому давлению.

Для удобства технические характеристики вентиляторов приведены в таблице для объемной производительности 2880 м3/ч (0,8 м3/с), потребной для охлаждения радиатора.

Из таблицы видно, что даже при меньшем количестве лопаток и меньшем числе оборотов опытный образец вентилятора по всем параметрам существенно превосходит вентилятор фирмы BOSH. Кроме того, при работе опытного образца его электродвигатель не нагревался выше 40oC, что является следствием удачно выбранной схемы его охлаждения. Ориентировочная цена предложенного вентилятора в 2-2,2 раза ниже существующего импортного.

Формула изобретения

Осевой вентилятор, содержащий втулку и листовые или профилированные лопатки, отличающийся тем, что втулка выполнена в виде цилиндрического стакана, боковая поверхность каждой лопатки представляет собой фрагмент цилиндрической оболочки, образованный путем ее пересечения двумя вложенными одна в другую цилиндрическими поверхностями, оси которых параллельны и образуют перекрещивающиеся под прямым углом линии с осью оболочки, причем отношение радиусов цилиндрических поверхностей составляет 1,6 ... 2,0, а расстояние между их осями, отнесенное к радиусу колеса вентилятора, составляет 0,15 ... 0,4, при этом передняя и задняя кромки лопатки образованы пересечениями оболочки внешней и внутренней цилиндрическими поверхностями соответственно, лопатка устанавливается на втулку так, что прямая, проходящая через середины корневой и концевой хорд лопатки, образует прямой угол с осью вентилятора, а на внутренней торцевой поверхности втулки и ее цилиндрической части в радиальных направлениях выполнены Г-образные ребра жесткости, величина отношения высоты которых к диаметру втулки составляет 0,03 ... 0,1.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к турбомашиностроению, найдет применение в осевых компрессорах газотурбинных двигателей и обеспечивает повышение ресурса работы, надежности

Изобретение относится к турбомашиностроению и может быть использовано в газотурбинных установках

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к конструкциям лопастей из композиционных материалов для рабочих колес осевых вентиляторов больших диаметров, которые могут быть использованы, в частности, в градирнях, и позволяет повысить надежность работы вентилятора при его длительной эксплуатации со знакопеременными нагрузками и уменьшение общего веса вентилятора

Изобретение относится к области вентиляторостроения, в частности к конструкции реверсивного осевого вентилятора, и может быть использовано при проектировании реверсивных осевых вентиляторов общехозяйственного и специального назначения

Изобретение относится к энергетическому машиностроению и может быть использовано в осевых вентиляторах

Изобретение относится к турбомашиностроению и может быть использовано в области компрессоро- и насосостроения, в частности в лопатках пластинчато-роторных компрессоров или насосов

Изобретение относится к вентиляторостроению и может быть использовано в системах терморегулирования изделий преимущественно космической техники, в которой предусмотрены жесткие нормы по уровню шума

Изобретение относится к методам монтажа мощных вентиляторов в ограниченных пространствах, например в шахтах метрополитена, которые не имеют путей для транспортировки громоздких узлов, и позволяет осуществить монтаж мощного вентилятора, отдельные узлы которого превышают размеры монтажных и технологических проемов закрытых вентиляционных шахт метрополитена, не имеющих транспортных путей ремонтного назначения, с сохранением и восстановлением рабочих характеристик

Изобретение относится к вентиляторостроению, в частности к осевым вентиляторам, и позволяет повысить вибропрочность при сохранении возможности регулировки соосности рабочего колеса и кожуха и надежность

Изобретение относится к вентиляторной технике для горячих газов, а именно к осевым вентиляторам дымоудаления

Изобретение относится к компрессоростроению, в частности к осевым многоступенчатым компрессорам и позволяет повысить создаваемое давление и КПД компрессора

Изобретение относится к вентиляторостроению, в частности к осевым вентиляторам, и может быть использовано в составе систем терморегулирования изделий, преимущественно космической техники, в которых предусмотрены жесткие нормы по уровню шума, и позволяет снизить шум путем уменьшения турбулентности потока воздуха внутри корпуса

Изобретение относится к области турбостроения, в частности к вентиляторам, и может быть использовано в двухконтурных турбореактивных двигателях

Изобретение относится к области вентиляторостроения, в частности к конструкции вентилятора, имеющего электропривод с внешним ротором, и может быть использовано при проектировании осевых вентиляторов общехозяйственного назначения
Наверх