Состав для безразборного улучшения триботехнических характеристик узлов трения "геомодификатор трения"

 

Использование: в качестве добавки, полученной на основе тонкодисперсных серпентинитов, к смазочным материалам двигателей внутреннего сгорания, механизмов и устройств, к дизельному топливу или и качестве твердосмазочных материалов. Состав представляет собой природный измельченный минерал с дисперсностью 0,01-5 мкм при следующем соотношении компонентов, мас.%: серпентин (лизардит и хризотил) Mg6{Si4O10}(OH)8 87,4-88,0; железо в изоморфной примеси 8,2-8,6; алюминий в изоморфной примеси 2,2-2,4; кремнезем 0,6-1,0; доломит CaMg(CO3)2 0,6-1,0. Технический результат - повышение износостойкости узлов трения при эксплуатации в штатных смазочных материалах, в дизельном топливе или в качестве твердосмазочных материалов. 2 табл.

Изобретение относится к составам смазочных материалов и может быть использовано в качестве добавки, полученной на основе тонкодисперсных серпентинитов, к смазочным материалам двигателей внутреннего сгорания, механизмов и устройств, к дизельному топливу или в качестве твердосмазочных материалов.

Известны металлоплакирующие смазочные материалы (1 - Избирательный перенос в тяжелонагруженных узлах трения, М, 1982, с. 59-61; 2 - "Трение и износ", 1980, т. 1, N 4, с. 163; 3 - "Трение и износ", 1981, т. 2, N 4, с. 625-629), основной принцип действия которых заключается в формировании на участках фактического контакта деталей трения защитных пленок на основе мягких металлов Cu, Sn, Pb, Zn, Mo, Ag. Эти пленки, локализуя в себе сдвиговые деформации при трении, уменьшают силовое воздействие и интенсивность изнашивания сопряженных поверхностей.

По фазовому признаку металлоплакирующие смазочные материалы делятся на гетерогенные и гомогенные. Первые в качестве присадок содержат металл или его окислы в виде порошков, вторые - растворимые в базовой смазочной среде соединения металлов (4 - Долговечность трущихся деталей машин, 1990, N 5, с. 70-85). Недостатками гетерогенных металлоплакирующих смазочных материалов являются низкая устойчивость дисперсий металлических порошков и зависимость эффективности формирования пленки от концентрации металлов в среде. Поэтому их применение ограничивается главным образом пластичными смазками. Недостатком гомогенных металлоплакирующих смазочных материалов является то, что для их практического применения требуется обеспечение необходимой для образования защитной пленки скорости восстановления соединений металла в зоне трения при соблюдении требований в отношении их коррозионной агрессивности [4] и, следовательно, реализовать такой процесс практически сложно.

Наиболее близким к заявленному техническому решению (прототип) является твердосмазочное покрытие (5 - патент РФ 2043393), активным началом которого является порошок из смеси природных минералов, с фазовым составом: Ni = 0,2-0,3%, Ti = 0,66-0,70%, Cu = 0,10-0,15%, Co = 0,01-0,05%, FeO (общ) = 10,5-14,5%, S = 1,2-1,6%, Si = 36-43%, CaO = 3-5%, MgO = 21-27%, Al2O3 = 3,8-4,4%.

В результате применения таких природных минералов со связующим в узлах трения в процессе работы поверхности узлов трения футеруются зеркалами скольжения, аналогами которых являются природные зеркала скольжения, встречающиеся на месторождениях полезных ископаемых [5].

Недостатком данного решения является опасность значительного абразивного изнашивания узлов трения после введения вышеуказанного твердосмазочного покрытия. Абразивное изнашивание связано с требуемой в патенте [5] достаточно высокой концентрацией активного начала твердосмазочного покрытия в связующем и наличием в нем большого количества магнетита (FeO (общ) = 10,5-14,5 мас. %), твердость которого превышает твердость остальных компонентов в 2-3 раза.

Задачей изобретения является повышение износостойкости узлов трения при эксплуатации в штатных смазочных материалах, в дизельном топливе или в качестве твердосмазочных материалов с использованием природных минералов на основе серпентина.

Технический результат достигается тем, что геомодификатор трения (ГМТ) с пониженным содержанием крупных твердых частиц магнетита, попадая в зону трения, структурно модифицирует поверхность и создает защитный квазисжиженный слой. Меньшее количество твердых крупных частиц магнетита получается за счет того, что после механоактивации (дробление и измельчение) минерала крупные частицы магнетита удаляются из порошка методом магнитной селекции в водной или масляной среде. В результате получается тонкодисперсный (0,01-5 мкм) порошок с фазовым составом, представленным в таблице 1.

Предлагаемый состав добавляется в штатное смазочное масло двигателей внутреннего сгорания, механизмов и устройств в количестве 0,1 - 0,5 мас.%, в пластичные смазки в количестве 2 - 3 мас.%, в дизельное топливо в количестве 0,01 -0,05 мас.% или используется в качестве твердосмазочного материала (без ГСМ).

Для оценки эффективности состава проведены сравнительные испытания.

Испытания пластичной смазки с различными составами проводились на машине трения ИИ5018 в режиме диск (Ст30,d = 50 мм, В = 12) по пластине (Ст45, В = 10 мм, Н = 8 мм, L = 20 мм).

Частота вращения образца (диска) составляла 600 мин-1.

Нагрузка на контробразец (пластину) составляла 40 Н.

В качестве базовой смазки использовался ЛИТОЛ-24.

Схема испытаний: - контробразец сверху; - образец опущен в ванночку со смазкой снизу на 5 мм.

Продолжительность испытаний одной присадки 30 тыс.циклов.

Коэффициент трения определялся по моменту сопротивления трения.

Износ определялся по потере веса, определенной взвешиванием до и после испытаний на весах ВЛР-200 с погрешностью 0,3 мг и площади контакта после испытаний, определенной измерением с погрешностью 1 мм2.

Результаты испытаний представлены в таблице 2.

Сравнительные испытания показывают преимущества предлагаемого состава (2,5% ГМТ) по сравнению с остальными вариантами по антифрикционным и противоизносным свойствам.

Использование предлагаемого состава в двигателях, механизмах и устройствах позволит снизить износ узлов трения в 2 - 3 раза, потери на трение в 2 - 3 раза и виброактивность на 50 - 100%.

Источники информации 1. Избирательный перенос в тяжелонагруженных узлах трения / Под ред.Д.Н. Гаркунова. М.: Машиностроение, 1982.

2. Мельниченко И.М., Грибайло А.П., Замятин В.О. О влиянии твердых наполнителей на эксплуатационные свойства пластичных смазок // Трение и износ. 1980. Т. 1. 4. С. 163.

3. Онишук Н. Ю., Кужаров А.С., Кутьков А.А. Улучшение триботехнических свойств металлоплакирующих пластичных смазок комплексообразующими соединениями // Трение и износ. 1981. Т. 2. 4. С. 625 - 629.

4. Комаров С.Н., Пичугин В.Ф., Комарова Н.Н. Металлоплакирующие смазочные материалы для пар трения сталь-сталь // Долговечность трущихся деталей машин 5. 1990. С. 70 - 85.

5. Патент РФ 2043393, МПК С 10 M 125/04 // C 10 N 30 : 06, Бюл. 25 от 10.09.95 - прототип.

Формула изобретения

Состав для безразборного улучшения триботехнических характеристик узлов трения, содержащий измельченный природный минерал, отличающийся тем, что содержит минерал с дисперсностью 0,01 - 5 мкм при следующем соотношении компонентов, мас.%: Серпентин (лизардит и хризотил) Mg6{Si4O10}(OH)8 - 87,4 - 88,0 Железо в изоморфной примеси Fe - 8,2 - 8,6 Алюминий в изоморфной примеси Al - 2,2 - 2,4 Кремнезем SiO2 - 0,6 - 1,0 Доломит CaMg(CO3)2 - 0,6 - 1,0

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к обработкe поверхностей трения узлов трения и может быть использовано как при обработке новых деталей и узлов трения, так и при ремонтно-восстановительных работах

Изобретение относится к области железнодорожного транспорта и конкретно касается смазывания рельсов на кривых участках пути

Изобретение относится к способам приготовления присадок к смазочным маслам, которые могут быть использованы, в частности, в системе смазки дизельных и карбюраторных двигателей

Изобретение относится к смазочным составам и может быть использовано в тяжелонагруженных зубчатых зацеплениях открытого типа, которые распространены на горнообогатительных комбинатах, в портах и грузоподъемных механизмах промышленных предприятий, например тихоходных ступенях редукторов с большим крутящим моментом

Изобретение относится к смазочным материалам, в частности к смазкам для резьбовых соединений, работающих в зоне действия высоких температур

Изобретение относится к смазочно-охлаждающим жидкостям, используемым в машиностроении при механической обработке металлов

Изобретение относится к технологии получения смазочных материалов, в частности к смазочным составам, обладающим эффектом избирательного переноса, которые используются в высоконагружаемых и изношенных узлах трения

Изобретение относится к металлоплакирующим составам, применяемым в качестве добавок к моторным, трансмиссионным и индустриальным маслам для снижения и устранения износа трущихся металлических поверхностей, преимущественно для герметичных пар трения, например деталей автомобильных двигателей, коробок передач и других пар трения
Изобретение относится к составам, формирующим защитно-восстановительную пленку на контактируемых и трущихся деталях

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к металлоплакирующим смазкам
Изобретение относится к машиностроению, в частности к триботехническим составам из смеси исключительно природных минералов с преимущественным содержанием гидросиликатов магния, и может найти применение для создания и восстановления износостойких трущихся поверхностей различных узлов и механизмов

Изобретение относится к нефтехимии, в частности к материалам, предназначенным для защиты от коррозии труднодоступных частей и полостей металлоконструкций и автомобилей

Изобретение относится к нефтехимическим, в частности к материалам, предназначенным для защиты от коррозии труднодоступных частей и полостей металлоконструкций и автомобилей

Изобретение относится к антикоррозионным смазочным составам и может быть использовано преимущественно для защиты от коррозии труднодоступных поверхностей и полостей металлоконструкций и кузовов автомобилей

Изобретение относится к антикоррозионным смазочным составам и может быть использовано преимущественно для защиты от коррозии труднодоступных поверхностей и полостей металлоконструкций и кузовов автомобилей

Изобретение относится к смазочным материалам, в частности к добавкам в моторные, трансмиссионные и гидравлические масла, и может быть использовано в двигателях внутреннего сгорания, редукторах, элементах трансмиссии и пр

Изобретение относится к порошковым добавкам для уплотнительных смазок резьбовых соединений и к уплотнительным смазкам, в частности, для конических и цилиндрических резьбовых соединений обсадных, насосно-компрессорных, бурильных труб и оборудования, применяемого в нефтяных скважинах
Наверх