Защитно-восстановительный состав

 

Изобретение относится к составам, формирующим защитно-восстановительную пленку на контактируемых и трущихся деталях. Сущность: состав содержит, мас. %: вольфрам 5-7; колумбит 5-7; шунгит 5-20; серпентинит 3-35; поверхностно-активное вещество 0,5; синтетическое масло до 100. Технический результат - защита материалов пар трения от воздействия коррозионной среды при повышенных температурах.

Изобретение относится к составам, формирующим защитную и/или восстанавливающую износ пленку на контактируемых и трущихся деталях.

Известны составы по патентам РФ, МКИ 6 С 10 М 125/18, 125/26; 169/04; 2132363, 2131451, 2131450, 2128686, 2120959, содержащие следующие общие ингредиенты: смазочный материал (дизельное топливо, солидол, масло); поверхностно-активное вещество; химические добавки; антифрикционные добавки; наполнители - порошки металлов и их химические соединения: меди, железа, никеля, титана, хлористого цинка, хлористой меди, армко-железа; а также порошки природных минералов: алмазно-графитный, из антигорита и серпентинита. Например, природный серпентинит может содержать: МgО, СаО; SiO, Al2О3 и другие примеси пород. Наиболее близким по технической сущности и решаемой задаче является техническое решение по патенту РФ 2131450, "Смазочная композиция", МКИ 6 С 10 М 125/26, 1999 год, выбранный в качестве ближайшего аналога. Указанная смазочная композиция содержит смазочный материал (солидол) и в качестве наполнителя порошок серпентинита при следующем соотношении ингредиентов, мас. %: порошок серпентинита 0,1-3,5; остальное солидол. Рассмотренная смазочная композиция за счет наличия природных соединений металлов позволяет получить защитную пленку на контактируемых и трущихся деталях, а также восстановить изношенные поверхности подобных деталей. Однако пленка, образуемая известной смазочной композицией, не является жаростойкой и жаропрочной при работе узлов и механизмов в условиях температуры свыше 750oС.

Задача изобретения - создание защитно-восстановительного состава, образующего жаропрочную и жаростойкую пленку на контактируемых и трущихся деталях.

Поставленная задача решается тем, что защитно-восстановительный состав, содержащий порошок серпентинита, дополнительно содержит поверхностно-активное вещество, синтетическое масло и порошки вольфрама, колумбита, шунгита при следующем соотношении ингредиентов, мас.%: Вольфрам - 5 - 7 Колумбит - 5 - 7 Шунгит - 5 - 20 Серпентинит - 3 - 35 Поверхностно-активное вещество - 0,5 Синтетическое масло - До 100 Для обеспечения химической активации состава можно использовать поверхностно-активные вещества, такие как ОП-7, этилендиаминтетрауксусной кислоты динатриевой соли дигидрат, триалкилфосфат, N-оксиметилциануровая кислота и др.

Защитно-восстановительный состав получают следующим образом. Приготовляют, тщательно перемешивая, состав порошков серпентинита, вольфрама, колумбита и шунгита. Полученный сухой состав порошков смешивают с поверхностно-активным веществом (ОП-7) и синтетическим маслом (диол, полилол, масло для вертолетов БЗВ). Полученный состав в виде геля с кристаллами жидких металлов вводится в двигатель внутреннего сгорания, например, автомобиля. В процессе приработки двигателя происходит образование защитной и/или восстановительной пленки на трущихся деталях. При этом оптимальными параметрами ингредиентов сухого состава являются следующие. Дисперсность порошков 0,001-1 мкм. Дисперсность менее 0,001 усложняет образование пленки, - более 1 мкм - снижает ее прочность. Количество порошков вольфрама и колумбита должно быть в пределах 5-7%. Количество порошка шунгита - 5-20%. Причем ингредиент шунгита кремний (Si) способствует прилипанию состава к поверхностям деталей, а - углерод (С) способствует восстановлению изношенных поверхностей деталей.

При введении вольфрама менее 5 мас.% формируемая пленка на поверхностях трения не достаточна жаропрочна и коррозионно-стойка, а при введении более 7 мас. % повышается стоимость состава без заметного повышения жаропрочности и коррозионно-стойкости.

При введении колумбита менее 5 мас.% формируемая пленка на поверхностях трения довольно хрупкая и при разрушении на поверхности возникают вырывы, а абразивные частицы снижают ресурс узла трения, а при введении более 7 мас.% повышается себестоимость без заметного улучшения механических свойств.

При введении шунгита менее 5 мас. % (даже при содержании углерода в шунгите 20-30 мас.%) не обеспечивается достаточного восстановления оксидов колумбита до металлических кластеров, что ведет к повышению хрупкости формируемой пленки, а при введении более 20% (даже при содержании углерода в шунгите 5-10 мас.%) понижается прочность и повышается ползучесть формируемой пленки.

Использование ассоциации порошков: вольфрама, колумбита и шунгита позволяет за счет ускорения хемосорбционных и химических процессов (реакций) окисления, восстановления, конденсирования и др., при непрерывной механо-химической активации в зоне трения, а также синтезе природных и искусственных координационных соединений достигать следующих показателей: а) обеспечивать мягкое окисление углеводородов (предокисление), т.е. на поверхностях трения синтезировать комплексы из вольфрама, колумбита, шунгита, углеводородов (синтетического масла) и материалов деструкции пары трения; б) обеспечивать протекание процесса синтеза из СО+Н2 до метанола и даже предельных углеводородов на сформированных покрытиях, обладающих каталитическими свойствами;
в) обеспечивать защиту материалов пар трения от воздействия коррозионной среды, усугубляемой повышенными температурами.


Формула изобретения

Защитно-восстановительный состав, содержащий порошок серпентинита, отличающийся тем, что дополнительно содержит поверхностно-активное вещество, синтетическое масло и порошки вольфрама, колумбита и шунгита при следующем соотношении ингредиентов, мас.%:
Вольфрам - 5-7
Колумбит - 5-7
Шунгит - 5-20
Серпентинит - 3-35
Поверхностно-активное вещество - 0,5
Синтетическое масло - До 100н



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к смазкам для шарошечных долот, а более конкретно к смазкам для герметизированных опор шарошечных долот, и используется для повышения долговечности подшипников скольжения

Изобретение относится к нефтепереработке и нефтехими и может использоваться в автомобильной технике

Изобретение относится к железнодорожному транспорту и конкретно касается уменьшения износа в паре трения колесо - рельс на кривых участках пути за счет использования смазочной композиции

Изобретение относится к присадкам к смазочным маслам, в частности, для улучшения эксплуатационных свойств трансмиссионных масел, используемых в автотракторной промышленности
Изобретение относится к уплотнительным смазкам для запорной трубопроводной арматуры, которые применяют для ликвидации утечек транспортируемого сырья через неплотности системы трубопроводов

Изобретение относится к составам тормозных жидкостей, используемых в гидроприводах тормозов и сцеплений автомобильной техники
Изобретение относится к уплотнительным смазкам для запорной трубопроводной арматуры, которые применяют для ликвидации утечек транспортируемого сырья через неплотности системы трубопроводов

Изобретение относится к смазочно-охлаждающим технологическим средам, применяемым при обработке металлов резанием на операциях точения, сверления, фрезерования и шлифования

Изобретение относится к составам для приготовления эмульсий смазочно-охлаждающих жидкостей, используемых при обработке металлов резанием

Изобретение относится к составам для приготовления эмульсий смазочно-охлаждающих жидкостей, используемых при обработке металлов резанием

Изобретение относится к обработкe поверхностей трения узлов трения и может быть использовано как при обработке новых деталей и узлов трения, так и при ремонтно-восстановительных работах

Изобретение относится к смазочным составам и может быть использовано для обработки узлов трения различных машин и механизмов в технологических процессах, ставящих своей целью модификацию поверхностей трения

Изобретение относится к производству водосмешиваемых смазочно-охлаждающих средств (СОТС) на основе гудронов от дистилляции жирных кислот, выделенных из соапстоков хлопкового масла, и может быть использовано в машиностроении, преимущественно при обработке металлов резанием
Изобретение относится к новой композиции смазочного средства для заготовок при горячей обработке металлов давлением, прежде всего при горячей прокатке болванок и профилей или при изготовлении полых заготовок в так называемых штоссбанках
Изобретение относится к смазочно-охлаждающим жидкостям, применяемым при механической обработке металлов резанием, при обработке металлов давлением: прокатке, штамповке и т.п
Изобретение относится к уплотнительным смазкам для запорной трубопроводной арматуры, которые применяют для ликвидации утечек транспортируемого сырья через неплотности системы трубопроводов
Наверх