Цилиндро-поршневая группа

 

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в поршневых машинах, например в ДВС. Цилиндро-поршневая группа состоит из поршня с размещенными на нем кольцами, которые контактируют с рабочей поверхностью гильзы. На внутренней поверхности гильзы выполнены канавки, состоящие из двух встречных винтовых линий с правой и левой резьбой соответственно. Винтовые линии канавки заполнены цветным металлом (сплавом), угол их подъема лежит в пределах 1560, а величина шага не превышает расстояния между верхним компрессионным и нижним маслосъемным кольцами Н<L. Благодаря такой конструкции повышается долговечность цилиндропоршневой группы за счет снижения коэффициента трения сопряженных деталей без внесения дорогостоящих антифрикционных присадок в смазочное масло. 2 ил.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в поршневых машинах.

Аналогом предлагаемого изобретения является устройство [1], на рабочей поверхности гильзы которого в виде нескольких непрерывных канавок, имеющих форму синусоиды, выполнен регулярный микрорельеф, удерживающий смазку. Микрорельеф выполнен с переменным углом наклона синусоиды, причем увеличение угла сопровождается уменьшением площади канавок. К недостаткам данного устройства следует отнести сравнительно небольшое время существования нанесенной сетки (как правило, период приработки) - в противном случае увеличение глубины канавок приведет к повышению расхода масла на угар.

Наиболее близким по технической сущности к заявляемому объекту является устройство [2], на рабочей поверхности гильзы которого имеется две встречно выполненные винтовые канавки, заполненные цветным металлом (сплавом). К недостаткам данного устройства следует отнести снижение надежности конструкции вследствие: 1. расположения канавок, заполненных цветным металлом (сплавом) в зоне верхней мертвой точки, что приведет из-за различного коэффициента объемного расширения основного металла и металла (сплава), заполняющего канавки, к разрушению неоднородного тела гильзы и скорее всего повлечет за собой разрушение поршневых колец; 2. повышения уровня вибраций и гильзы, и двигателя в целом вследствие прохождения поршневыми кольцами большого количества канавок либо малого угла наклона винтовых канавок (менее 15o к диаметральной плоскости гильзы); 3. увеличения расхода масла на угар вследствие большого угла наклона винтовых канавок (более 60o к диаметральной плоскости гильзы).

Технической задачей изобретения является повышение долговечности деталей ЦПГ путем расположения на внутренней поверхности гильзы двух встречно выполненных винтовых канавок с правой и левой резьбой, угол подъема которых лежит в пределах 1560, а величина шага не превышает расстояния между верхним компрессионным и нижним маслосъемным кольцом H<L.

60, а величина шага не превышает расстояния между верхним компрессионным и нижним маслосъемным кольцами H<L.

60, а величина шага Н не превышает расстояния между верхним компрессионным и нижним маслосъемным кольцами L. Винтовые канавки играют роль источника, пополняющего в процессе трения запасы цветного металла в масле и способствующего образованию на рабочей поверхности гильзы защитной пленки, снижающей коэффициент трения колец о стенку гильзы.

Изобретение поясняется чертежами, где на фиг.1 показана схема расположения канавок (в продольном сечении) на рабочей поверхности гильзы, а на фиг.2 - образование слоя цветного металла на поверхности гильзы.

Устройство состоит (фиг.1) из поршня 1 с расположенными на нем кольцами 2, контактирующими с рабочей поверхностью гильзы 3. На внутренней поверхности гильзы 3 выполнены канавки 4, расположенные между верхней и нижней мертвыми точками и состоящие из двух встречных винтовых линий А и Б с правой и левой резьбой соответственно. Винтовые линии А и Б канавок 4 заполнены цветным металлом (сплавом), их угол подъема лежит в пределах 1560, а величина шага не превышает расстояния между верхним компрессионным и нижним маслосъемным кольцами H<L. Угол подъема винтовых линий А и Б определен исходя из соображений контакта поршневых колец с рабочей поверхностью гильзы - при угле подъема менее 15o поршневые кольца будут проходить зону канавок, заполненных цветным металлом, с ударом, а при угле подъема более 60o увеличиться заброс масла в полость камеры сгорания. Кроме того, выполнение винтовых линий с таким углом наклона будет способствовать проворачиванию поршневых колец в процессе работы двигателя, предотвращая их закоксовывание.

Предлагаемое устройство работает следующим образом. На рабочей поверхности гильзы 3, например, на токарно-винторезном станке выполняются винтовые линии А и Б канавки 4 с правой и левой резьбой таким образом, чтобы их угол подъема лежал в пределах 1560, а величина шага Н не превышала бы расстояния между верхним компрессионным и нижним маслосъемным кольцами L. После этого канавка 4 заполняется цветным металлом (например, медью) или сплавом (например, латунью) любым из способов, обеспечивающих хорошее сцепление цветного металла с основным металлом гильзы 3 цилиндра. Кольца 2, двигаясь по поверхности гильзы 3 (фиг.2), пластической деформацией снимают часть цветного металла (сплава) с канавок 4 и "намазывают" его по всей рабочей поверхности гильзы 3 между н.м.т. и в.м.т. - этот процесс происходит непрерывно в течение всех, например четырех, тактов двигателя. Однако следует подчеркнуть, что интенсивный съем цветного металла продолжается короткое время - этот процесс замедляется после образования на поверхности гильзы 3 слоя цветного металла (сплава) с определенной толщиной. В результате коэффициент трения рабочих поверхностей колец 2 и гильзы 3 снижается, и кольца 2 перестают снимать слой металла (сплава) с канавок 4. При уменьшении толщины нанесенного слоя металла (сплава) на поверхности гильзы 3 коэффициент трения возрастает и интенсивность его снятия с поверхности канавки 4 кольцами 2 повышается - устройство имеет функцию саморегулирования. Слой металла (сплава), снятый с канавки 4 гильзы 3, перемешивается в процессе трения с маслом и поэтому требует поддержания постоянного уровня в нем, однако, имеющийся источник - канавки 4 - пополняют его запас в процессе трения. Процесс нанесения слоя металла (сплава) на рабочие поверхности колец 2 и гильзы 3 сопровождает весь период эксплуатации ЦПГ двигателя.

Проведенные экспериментальные исследования показали, что толщина слоя цветного металла, образующегося на поверхности гильзы, составляет величину порядка 2 мкм, а присутствие некоторых цветных металлов, например меди, непосредственно в камере сгорания приводит к уменьшению токсичности выхлопных газов двигателя.

Технико-экономическим преимуществом заявляемого изобретения является повышение долговечности цилиндропоршневой группы путем снижения коэффициента трения ее сопряженных деталей без использования, например, дорогостоящих антифрикционных присадок, которые необходимо вносить при каждой замене масла. Простота же конструкции устройства позволяет производить его на любом заводе даже в условиях неспециализированного производства.

Источники информации 1. А. с. 1048147. Цилиндропоршневая группа. И.И.Короткин. Бюл. 38 от 15.10.83.

2. Патент США 2292662, кл. F 02 F 1/20, опубл. 1942 г.

Формула изобретения

Цилиндропоршневая группа, содержащая поршень с размещенными на нем поршневыми кольцами, контактирующими с гильзой цилиндра, имеющей на рабочей поверхности две встречно выполненные винтовые канавки, заполненные цветным металлом, отличающаяся тем, что угол подъема винтовых канавок лежит в пределах 1560, а величина шага не превышает расстояния между верхним компрессионным и нижним маслосъемным кольцами Н<L, где Н - величина шага винтовой линии, L - расстояние между верхним компрессионным и нижним маслосъемным кольцами.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению, а именно к цилиндропоршневой группе (ЦПГ) двигателей внутреннего сгорания (ДВС) и поршневых компрессоров

Изобретение относится к области машиностроения , в частности к двигателестроению

Изобретение относится к гильзе цилиндра для двигателя внутреннего сгорания дизельного типа

Изобретение относится к машиностроению, точнее к двигателестроению

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в двигателях внутреннего сгорания (ДВС)

Изобретение относится к двигателестроению

Изобретение относится к блоку цилиндров двигателя

Изобретение относится к смазке двигателей. Большой дизельный двигатель, имеющий, по меньшей мере, один цилиндр (2), который имеет отверстие (В) и продольную ось (А), и отличающийся тем, что поршень (3) установлен с возможностью возвратно-поступательного движения по беговой поверхности (21), при этом система (5) смазки предназначена для смазки цилиндра, который включает в себя, по меньшей мере, две точки (6) смазки, через которые смазочный материал может наноситься на беговую поверхность (21), а также систему (8) подачи смазочного материала для передачи смазочного материала от накопителя (10) для смазочного материала к точкам (6) смазки. Система подачи (8) смазочного материала имеет, по меньшей мере, одно устройство (7) сопла насоса, которое расположено в точках (6) смазки, при этом каждое устройство (7) сопла насоса включает в себя насос (72), который соединен не более чем с двумя точками (6) смазки таким образом, что каждое устройство (7) сопла насоса снабжает смазочным материалом не более чем две точки (6) смазки. Изобретение обеспечивает повышение эффективности смазки цилиндров и поршней. 14 з.п. ф-лы, 5 ил.

Изобретение может быть использовано в двигателестроении. Цилиндропоршневая группа включает в себя поршень с компрессионными и маслосъемным кольцами, контактирующими с рабочей поверхностью гильзы (4) цилиндра. Гильза (4) цилиндра имеет канавки (6) и (7), заполненные цветным металлом. На рабочей поверхности гильзы (4) цилиндра двигателя в местах наибольшего износа выполнены канавки (6), имеющие форму встречных синусоид. В средней части гильзы 4 цилиндров, на расстоянии 13 мм от крайних точек верхней и нижней синусоид, выполнены две канавки (7) в виде встречных замкнутых колец, отдельных друг от друга с углом подъема 17 градусов к диаметральной плоскости гильзы (4). Расстояние от начала первых синусоидальных канавок (6) до верхнего торца гильзы равно 10±0,5 мм. В поперечном сечении канавки (6) и (7) имеют глубину и ширину 1,5 мм. Технический результат заключается в повышении износостойкости, уменьшении неравномерности износа гильз цилиндров по высоте. 3 ил.

Изобретение может быть использовано в двигателях внутреннего сгорания. Цилиндропоршневая группа включает в себя поршень и гильзу (8) цилиндров. Поршень с компрессионными и маслосъемными кольцами контактирует с рабочей поверхностью гильзы (8) цилиндра, имеющей канавки (9) и (10), заполненные цветным металлом. На днище поршня и на канавки компрессионных и маслосъемных колец наносят упрочняющее покрытие микродуговым оксидированием в виде сплошного оксидированного слоя. В местах наибольшего износа гильзы (8) цилиндра, соответствующего положениям поршня в верхней и нижней мертвых точках, выполнены канавки (9). Канавки (9) имеют форму встречных синусоид. В средней части гильзы (8) цилиндров на расстоянии 0,10…0,12 от высоты гильзы цилиндра крайних точек верхней и нижней синусоид выполнены две канавки (10) в виде встречных замкнутых колец, отдельных друг от друга. Расстояние от начала первых синусоидальных канавок (9) до верхнего торца гильзы равно 8…10% от высоты рабочей поверхности гильзы. В поперечном сечении канавки (9) и (10) имеют глубину и ширину, равные 0,25 от минимальной толщины гильзы. Максимальное расстояние между соседними канавками соответствует расстоянию между верхним компрессионным и нижним маслосъемным поршневыми кольцами. Технический результат заключается в повышении износостойкости и снижении неравномерности износа гильзы цилиндра. 5 ил.

Изобретение может быть использовано в поршневых двигателях. Цилиндр (1) поршневого двигателя предназначен для приема поршня (2), снабженного поршневым кольцом (3). Цилиндр (1) содержит щелевидный паз (5) для приема и распределения смазки и поверхность (7) скольжения для поршня (2). Поверхность (7) скольжения проходит от зоны (8) верхней мертвой точки к ряду очищающих пазов (6), расположенных на цилиндре. Щелевидный паз (5) расположен на поверхности (7) скольжения и содержит первую и вторую части. Первая часть содержит первый и второй концы. Первый конец содержит первый участок, открытый во внутреннее пространство цилиндра. Второй конец содержит второй участок, открытый во внутреннее пространство цилиндра. Вторая часть содержит второй и третий концы. Третий конец содержит третий участок, открытый во внутреннее пространство цилиндра. Первый открытый участок и третий открытый участок расположены ниже поршневого кольца (3), проходящего по щелевидному пазу (5). Второй открытый участок одновременно расположен выше поршневого кольца (3), проходящего по щелевидному пазу (5), с возможностью образования канала для смазки между внутренним пространством цилиндра, расположенным выше поршневого кольца (3), и внутренним пространством цилиндра, расположенным ниже поршневого кольца (3), при расположении поршневого кольца (3) в положении между одним из первого или третьего открытых участков и вторым открытым участком. Предусмотрено множество щелевидных пазов, концы которых соединены друг с другом таким образом, что образован непрерывный канал, который проходит вдоль поверхности (7) скольжения. Впускное отверстие (16) для подачи смазки расположено в непрерывном канале. Раскрыты применение цилиндра в качестве цилиндра для приема поршня большого двигателя и способ распределения смазки в цилиндре. Технический результат заключается в равномерном распределении смазки по всей длине цилиндра и в снижении потребления смазки. 3 н. и 12 з.п. ф-лы, 15 ил.
Наверх