Устройство балансировки ротора

 

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано при балансировке роторов малоразмерных авиадвигателей. Устройство балансировки ротора имеет балансировочные грузики, кольцевой бурт с кольцевой канавкой. В кольцевом бурте выполнены равномерно расположенные по окружности радиальные пазы, пересекающие кольцевую канавку, имеющие поверхности, соответствующие форме грузиков. Грузики выполнены в виде фигур простой геометрической формы (цилиндров, шаров, пластин и т.д.) с поперечным отверстием. Грузики расположены в радиальных пазах бурта и зафиксированы упругим проволочным кольцом, продетым через поперечное отверстие каждого грузика и расположенным в кольцевой канавке. В результате упрощается конструкция балансировочного устройства, снижается трудоемкость изготовления, облегчается процесс балансировки, появляется возможность многократного использования грузиков. 5 ил.

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано при балансировке роторов малоразмерных авиадвигателей.

Известно устройство балансировки ротора турбомашины (см. заявка Франции 2255589, кл. F 01 D 5/10, 1975 г.), содержащее кольцевой паз на торцевой поверхности диска, в который установлен балансировочный груз с возможностью перемещения вдоль паза в процессе балансировки, с последующим закреплением положения груза в пазу.

Известно устройство балансировки ротора машины (заявка ФРГ 2348629, кл. F 16 F 15/32, 1976 г.), имеющее П-образную канавку, в которую устанавливается балансировочный груз, фиксируемый в канавке путем обжатия (пластической деформации) стенок канавки.

Известно выбранное за прототип устройство балансировки ротора турбомашины (а.с. СССР 624130, кл. G 01 M 1/32, 1978 г.), содержащее кольцевой бурт с кольцевой канавкой, в которую установлен балансировочный груз в виде сегмента с тонкостенной кромкой, фиксируемый в канавке путем обжима кромки в выемке стенки канавки.

Недостатком прототипа является сложность балансировочного устройства, что делает невозможным применение подобной конструкции на малоразмерных роторах. Кроме того, балансировочный груз является деталью одноразовой постановки.

Задачей изобретения является упрощение конструкции балансировочного устройства для балансировки малоразмерных роторов, снижение трудоемкости изготовления, облегчение процесса балансировки, возможность многократного использования грузиков.

Поставленная цель достигается тем, что в устройстве балансировки ротора, имеющем балансировочные грузики и кольцевой бурт с кольцевой канавкой, в кольцевом бурте выполнены равномерно расположенные по окружности радиальные пазы, пересекающие кольцевую канавку, имеющие опорные поверхности, соответствующие форме грузиков. Балансировочные грузики выполнены в виде фигур простой геометрической формы, например цилиндров, шаров, пластин и т.д., каждый грузик имеет поперечное отверстие. Некоторое количество грузиков, необходимое для устранения дисбаланса ротора, размещено в соответствующих местам дисбаланса радиальных пазах бурта и зафиксировано упругим проволочным кольцом, продетым через поперечное отверстие каждого грузика, при этом проволочное кольцо расположено (установлено) в кольцевой канавке. Проволочное кольцо имеет загнутый конец, установленный в одном из свободных от грузика радиальных пазов, что не позволяет упругому кольцу проворачиваться в окружном направлении.

Простые формы грузиков, проволочного кольца и кольцевой канавки позволяют размещать балансировочное устройство на малоразмерных роторах и производить балансировку с малыми затратами и высокой точностью.

На фиг.1 изображен балансировочный грузик, на фиг.2 изображен вид сбоку на балансируемый диск ротора турбомашины, на фиг.3 показано размещение кольцевой канавки и упругого проволочного кольца по окружности бурта (разрез А-А), на фиг.4 показано расположение грузика в радиальном пазу (разрез Б-Б), на фиг.5 показана фиксация упругого кольца с загнутым концом (вид В).

Устройство балансировки ротора содержит диск 1 ротора турбомашины, имеющего кольцевой бурт 2, кольцевую канавку 3, радиальные пазы 4, выполненные в кольцевом бурте 2 и пересекающие кольцевую канавку 3. Дно 5 радиального паза 4 имеет форму, соответствующую форме балансировочного грузика 6, и является опорной поверхностью для грузика 6. Грузики 6 имеют поперечное отверстие 7, через которое пропущено упругое проволочное кольцо 8, и установлены в радиальные пазы 4. Один конец 9 проволочного кольца 8 загнут перпендикулярно плоскости кольца.

В процессе балансировки ротора на стенде определяется место и величина дисбаланса, в зависимости от этого определяется необходимое количество балансировочных грузиков. Грузики нанизываются на упругое кольцо 8 (в виде бус), после чего кольцо 8 заводится в канавку 3, а грузики 6 одновременно вставляются в соответствующие пазы 4 (определенные на балансировочном стенде). Кольцо 8 не позволяет грузикам перемещаться в осевом и радиальном направлениях, стенки пазов 4 фиксируют грузики от перемещения в окружном направлении. Загнутый конец 9 кольца 8, размещенный в любом из свободных пазов 4, не позволяет кольцу 8 проворачиваться в окружном направлении. При работе турбомашины центробежные силы прижимают каждый грузик 6 к опорной поверхности 5 радиального паза 4 и кольцо 8 к дну кольцевой канавки 3, надежно удерживая грузики 6 и кольцо 8 от выпадания.

Простота формы балансировочных грузов и конструкции балансировочного бурта ротора позволяет выполнить балансировку малоразмерного ротора при низкой себестоимости изготовления. Снижается трудоемкость процесса балансировки, т. к. упругое стопорное кольцо с грузиками легко ставится и снимается для корректировки дисбаланса.

Формула изобретения

Устройство балансировки ротора, имеющее балансировочные грузики, кольцевой бурт с кольцевой канавкой, отличающееся тем, что в кольцевом бурте выполнены равномерно расположенные по окружности радиальные пазы, пересекающие кольцевую канавку, имеющие поверхности, соответствующие форме грузиков, грузики выполнены в виде фигур простой геометрической формы (цилиндров, шаров, пластин и т. д. ) с поперечным отверстием, расположены в радиальных пазах бурта и зафиксированы упругим проволочным кольцом, продетым через поперечное отверстие каждого грузика и расположенным в кольцевой канавке.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области авиационной техники и касается способа определения дисбаланса несущих винтов вертолета

Изобретение относится к области измерительной техники и предназначено для диагностирования тормозных систем колесных транспортных средств

Изобретение относится к области турбомашиностроения, а его объектом является груз, выполняющий функцию корректирующей массы для балансировки роторов турбомашин, в частности паровых турбин

Изобретение относится к области машиностроения

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано для автоматической балансировки ротора

Изобретение относится к области динамической балансировки путем приведения во вращение испытуемых объектов с приложением внешних сил, компенсирующих силы, вызванные дисбалансом

Изобретение относится к области испытаний оборудования автомобилей

Изобретение относится к балансировочной технике и может быть использовано для балансировки роторов турбин энергосистем

Изобретение относится к области турбомашиностроения, а его объектом является груз, выполняющий функцию корректирующей массы для балансировки роторов турбомашин, в частности паровых турбин

Изобретение относится к балансировочной технике и может быть использовано для автоматической балансировки вращающихся изделий в процессе их работы

Изобретение относится к уравновешивающим структурным элементам и способу динамического уравновешивания вращающегося элемента, используемым в стиральной машине

Изобретение относится к уплотнительной технике и может быть использовано в арматуре химических и других производств

Изобретение относится к общему машиностроению а именно к деталям машин и может быть использовано в качестве уплотняющей манжеты для подвижных валов Целью изобретения является повышение надежности при уплотнении вала путем уменьшения усилия прижатия тонкостенного участка цилиндра внутреннего воротника 3 к валу

Изобретение относится к уплотнительной технике и может применяться для обеспечения уплотнения поршня при его возвратно-поступательном перемещении в цилиндре

Изобретение относится к уплотнительной технике и может быть использовано в устройствах с возвратно-поступательным движением, например в гидравлических цилиндрах

Изобретение относится к области уплотнительной техники и может быть использовано в уплотнениях валов, гидроцилиндров, прессов, поршневых машин

Изобретение относится к балансировочной технике и может быть использовано для самобалансировки вращающихся масс в динамическом режиме в диапазоне закритических оборотов

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано при балансировке роторов малоразмерных авиадвигателей

Наверх