Самовытаскиватель автомобиля
Самовытаскиватель автомобиля с грунтозацепом состоит из силового корпуса, имеющего возможность перемещаться по двум направляющим длиной до 3 м. На корпусе смонтированы штыковой зацеп, устройство расстыковки и опускания штыкового зацепа с рукояткой управления и Т-образные выступы для упора штыкового зацепа при вытаскивании. Корпус соединен с двух сторон роликовой цепью, охватывающей две звездочки, причем задняя звездочка является приводной и установлена на валу червячного редуктора с малооборотным реверсивным электродвигателем постоянного тока, а на концах направляющих установлены концевые выключатели. В результате увеличивается проходимость автомобиля. 2 з.п. ф-лы, 2 ил.
1. Область техники, к которой относится изобретение Изобретение относится к автомобилестроению, в частности к устройствам самовытаскивания автомобиля при попадании на грунт с малой несущей способностью.
2. Уровень техники Известны различные устройства по самовытаскиванию автомобиля, основанные на использовании колесных цепей, тросовых барабанов, закрепляемых на дисках колес, приводных лебедок, установленных рядом с моторным отсеком, и пр. Наиболее близким прототипом является заявка РФ на изобретение 97114378/28 с приоритетом 05.08.97 (Шлеппер Я.А.), в которой используется грунтозацеп с храповым механизмом и противооткатным приспособлением в виде лыжи. Главными недостатками многих известных устройств являются: - необходимость выхода из кабины для подготовки устройства к работе; - наличие в месте вынужденной остановки деревьев, пней и других опорных объектов. Задачей изобретения является создание такого автономного устройства, которое бы позволяло, не выходя из кабины автомобиля и не пользуясь опорными объектами, преодолевать болотистые, песчаные и заснеженные места на пути следования. 3. Сущность изобретения Принципиальная схема устройства показана на фиг.1. Оно состоит из силового корпуса 1, скользящего по направляющим 2, прикрепленным к кузову автомобиля, длина которых определяет расстояние вытаскивания за один проход силового корпуса. На корпусе смонтированы: штыковой зацеп 3, устройство 4 расстыковки и опускания штыкового зацепа, управляемое рукояткой 5 из кабины. Корпус имеет выступ 6 для упора штыкового зацепа при вытаскивании. Корпус соединен с двух сторон кольцевой роликовой цепью 7, охватывающей звездочки 8 и 9, причем звездочка 8 является приводной и установлена на валу червячного редуктора 10 с реверсивным электродвигателем постоянного тока 11. На концах направляющих 2 установлены концевые выключатели 12 Размещение самовытаскивателя на автомобиле показано на фиг.2. Он устанавливается в специальном горгроте, оборудованном в кузове автомобиля. Устройство работает следующим образом. При попадании на грунт с малой несущей способностью автомобиль погружается в грунт и нуждается в постороннем тяговом усилии для его вытаскивания для преодоления этой преграды или ухода в сторону. Не выходя из кабины, рукояткой 5 расстыковывают силовой корпус 1 от рукоятки и одновременно опускают штыковой зацеп 3 на грунт, включают прямой ход электродвигателя 11 и с помощью червячного редуктора и цепной передачи, состоящей из звездочек 8 и 9 и роликовой цепи 7, тянут силовой корпус 1 назад, при этом штыковой зацеп 3 врезается в грунт и автомобиль начинает медленно двигаться вперед до тех пор, пока силовой корпус 1 не упрется в задние концевые выключатели 12. Двигатель 11 переходит в режим реверса, и силовой корпус начинает движение вперед, при этом штыковой зацеп выталкивается из грунта и, скользя по нему, возвращается в исходное положение. За один силовой ход автомобиль продвигается на 3 м вперед и далее процедура повторяется до выхода автомобиля на грунт с высокой несущей способностью. Пример Берем внедорожник с общей массой 2,5 т. Принимаем коэффициент трения колес о грунт равным 0,5. Для самовытаскивания необходимо тяговое усилие, равное 1,25 т. Принимаем длину протаскивания за один ход штыкового зацепа равной 3 м и скорость продвижения в процессе самовытаскивания равной 1 м за 2 мин, т.е. 0,008 м/с. Потребная мощность электродвигателя будет составлять 100 Вт, т.е. используется мощность автомобильного генератора, работающего в буфере с аккумуляторной батареей. При диаметре звездочки 4 см за один ее оборот продвижение автомобиля будет составлять 12 см. Для преодоления расстояния в 3 м потребуется 25 оборотов. Так как время протаскивания за один ход составляет 6 мин, червячный редуктор должен обеспечить 4-5 оборотов звездочки в минуту, при этом его передаточное число при использовании малооборотного реверсивного электродвигателя постоянного тока должно быть равным 300-400. 4. Перечень фигур Фиг.1 - принципиальная схема конструкции устройства для самовытаскивания автомобиля. Фиг.2 - схема действия устройства для самовытаскивания автомобиля.Формула изобретения
1. Самовытаскиватель автомобиля с грунтозацепом, отличающийся тем, что он состоит из силового корпуса, имеющего возможность перемещаться по двум направляющим длиной до 3 м, при этом на корпусе смонтированы штыковой зацеп, устройство расстыковки и опускания штыкового зацепа с рукояткой управления и Т-образные выступы для упора штыкового зацепа при вытаскивании, корпус соединен с двух сторон роликовой цепью, охватывающей две звездочки, причем задняя звездочка является приводной и установлена на валу червячного редуктора с малооборотным реверсивным электродвигателем постоянного тока, а на концах направляющих установлены концевые выключатели. 2. Самовытаскиватель автомобиля по п.1, отличающийся тем, что в качестве источника питания приводного электродвигателя используется штатный автомобильный генератор мощностью до 100 Вт в буфере со штатной аккумуляторной батареей. 3. Самовытаскиватель автомобиля по п.1, отличающийся тем, что передаточное число червячного редуктора должно составлять 300-400.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2