Водометный движитель

 

Изобретение относится к судостроению, а именно к водометным движителям маломерных судов. Движитель содержит корпус, состоящий из водовода с защитной решеткой на входе потока, и смотровым лючком, спрямляющий аппарат и поворотное сопло, заслонку заднего хода, соединенные между собой и насаженные на гребной вал обтекатель и рабочее колесо, расположенные внутри корпуса. Причем защитная решетка выполнена с ножами прямоугольного сечения с закругленными короткими сторонами, а крышка лючка выполнена в виде ступенчатого цилиндра, внутренний торец которого является продолжением поверхности водовода. Изобретение позволяет снизить трудоемкость изготовления и снизить коэффициент потери мощности. 3 ил.

Изобретение относится к судостроению, а именно к водометным движителям маломерных судов.

Известен водометный движитель, содержащий водометную трубу, в которой размещен гребной винт, защитную решетку, прикрепленную к стенкам водометной трубы у входного отверстия последней, причем решетка прикреплена консольно. Ножи защитной решетки прямоугольной формы имеют большой коэффициент потерь мощности входного потока (1).

Наиболее близким по технической сущности является водометный движитель, содержащий водометную трубу с защитной решеткой, установленной на входе канала водометного движителя, и смотровым лючком; спрямляющий аппарат; рабочее колесо, соединенных между собой и посаженных на гребной вал; заслонку заднего хода. Однако в данном водометном движителе защитная решетка выполнена из ножей продольного сечения капли, а смотровой лючок - в виде отверстия, закрываемого сверху крышкой (2) (прототип).

Ножи с формой продольного сечения капли значительно увеличивают трудоемкость их изготовления и практически не влияют на коэффициент потери мощности, а смотровой лючок, представляющий собой сквозное отверстие в водоводе, имеющем в данном сечении прилив, прикрытый снаружи крышкой, представляет собой местный концентратор сопротивления, провоцирующий турбулентность потока и приводящий к значительной потере мощности.

Целью изобретения является устранение указанных недостатков.

Указанная цель достигается тем, что в водометном движителе, содержащем водовод с защитной решеткой и смотровым лючком, спрямляющий аппарат и поворотное сопло; соединенные последовательно и насаженные на гребной вал, расположенные внутри корпуса рабочее колесо и обтекатель, заслонку заднего хода, в отличие от известных защитная решетка выполнена с ножами прямоугольного сечения со скругленными короткими сторонами, а крышка смотрового лючка представляет собой ступенчатый цилиндр, внутренний торец которого является продолжением поверхности водовода, а наружный - фланцем для крепления. Такая конструкция крышки заполняет отверстие лючка и ликвидирует концентратор сопротивления, а ножи с сечением в виде прямоугольника с закругленными короткими сторонами более технологичны и прочны.

На фиг. 1 представлен общий вид водометного движителя, на фиг.2 - поперечное сечение ножа защитной решетки в двух вариантах: было - стало, на фиг. 3 - поперечное сечение по смотровому лючку также в двух вариантах.

Водометный движитель содержит корпус водовода 1, спрямляющий аппарат 2, рабочее колесо 3, которые соединены между собой последовательно и насажены на гребной вал 4. Входное отверстие водовода 1 закрывается защитной решеткой, представляющей собой ножи 5, имеющие прямоугольное поперечное сечение со скругленными короткими сторонами. Сверху водовод 1 имеет смотровой лючок с крышкой 6, представляющей собой ступенчатый цилиндр с внутренним торцом, являющимся продолжением водовода в зоне лючка. Лючок служит для очистки водовода 1 от посторонних предметов. На гребной вал 4 внутри водовода 1 насажены обтекатель 7 и рабочее колесо 3. Поворотное сопло 8 и регулируемая заслонка заднего хода 9 закреплены шарнирно во взаимно перпендикулярных плоскостях на обтекателе 7.

При работе водометного движителя забортная вода поступает в водовод 1 через входное отверстие с защитной решеткой из ножей 5 прямоугольного сечения с закругленными короткими сторонами. Поток воды поступает к рабочему колесу 3, лопасти которого способствуют созданию давления и увеличению скорости потока. Далее в спрямляющем аппарате 2 струя воды раскручивается и выбрасывается через поворотное сопло 8 в направлении, противоположном направлению движения судна, что создает тягу водометного движителя.

Источники информации 1. Авторское свидетельство СССР 968221, В 63 Н 5/16.

2. Авторское свидетельство СССР 2104211, В 63 Н 11/10; 5/16.

Формула изобретения

Водометный движитель, содержащий корпус, состоящий из водовода с защитной решеткой, установленной на входе потока, и смотровым лючком, спрямляющий аппарат и поворотное сопло, заслонку заднего хода, соединенные между собой и насаженные на гребной вал обтекатель и рабочее колесо, расположенные внутри корпуса, отличающийся тем, что защитная решетка выполнена с ножами прямоугольного сечения с закругленными короткими сторонами, а крышка лючка выполнена в виде ступенчатого цилиндра, внутренний торец которого является продолжением поверхности водовода.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к судостроению, а именно к устройствам для повышения скорости хода судов (или экономии топлива) за счет использования энергии воды, поступающей в каналы судна через носовые отверстия

Изобретение относится к судостроению, к движительным комплексам судов, предназначенных для эксплуатации во льдах

Изобретение относится к судостроению, к движительным комплексам судов, предназначенным для эксплуатации во льдах

Изобретение относится к судостроению, к движителям судов, размещенных в туннелях

Изобретение относится к судостроению, а именно к движительным комплексам с использованием эффекта Магнуса

Изобретение относится к судостроению, в частности к конструкциям стабилизаторов на корме одновинтовых судов

Изобретение относится к судостроению и касается конструирования самоходных судов

Изобретение относится к судостроению, а именно к водометным движителям судов и других плавсредств

Изобретение относится к судостроению и касается разработки водометных движителей с реверсивно-рулевым комплексом (ВДРК)

Изобретение относится к судостроению, в частности к водозаборникам водометных движителей судов

Изобретение относится к судостроению, а именно к водометным движителям судов и других плавсредств

Изобретение относится к судостроению, в частности к водометным движителям судов с осевыми насосами

Изобретение относится к судостроению, к водометным судовым установкам

Изобретение относится к движительным системам плавающих транспортных средств, а именно, к конструкции проточных трактов водометных движителей

Изобретение относится к судостроению, а именно к водозаборникам движительных установок судов с водометными и гидрореактивными движителями, гребными винтами

Изобретение относится к судостроению, а именно к водозаборникам судов с водометными и гидрореактивными движителями, преимущественно с глубопогруженной приемной частью

Движитель // 1400949
Изобретение относится к области транспортного машиностроения, а именно к плавающим машинам, оборудованным водометньгми движителями, и позволяет повысить надежность движителя в работе путем предотвращения поломки рабочего колеса при его заклинивании во внутреннем кольце водовода инородным предметом
Наверх