Способ варламова а.а. обучения воспроизведению визуальной и звуковой информации, учебное пособие для его осуществления

 

Способ обучения предназначен для обучения родному и иностранному языкам, музыкальному произведению, при изучении формул на визуальных, магнитных и электронных носителях информации для достижения четкости воспроизведения воспринимаемой информации и позволяет повысить эффективность обучения. Участки тем служат для записи эталонной информации, участки сообщений - для записи обучаемым воспроизведения эталонной информации. Участки чередуют преимущественно попарно. Воспринимают эталонную информацию, прекращают восприятие, записывают воспринятую информацию на участки сообщений. Для визуальной информации изготавливают листы-вкладыши с вырезами на участках сообщений и накладывают их на воспринятую информацию, в вырезах записывают сообщение, затем сравнивают эталонную информацию с записью на участках сообщений, отмечают ошибки и неточности. Для достижения минимальных различий перед указанным упражнением выполняют дополнительное упражнение, для чего изготавливают вырезы в визуальном носителе информации на участках сообщений. Участки тем на магнитный носитель информации записывают дважды. 2 с.п. ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к средствам обучения и может быть использовано при изучении родного и иностранного языка, музыкального произведения на визуальных, магнитных и электронных носителях информации.

Известны способ и устройство для обучения языку, в котором способ записи урока, например программы обучения языку, на видеоленте предусматривает запись в черезстрочном формате аудиосигналов и видеосигналов преподавателя на видеоленте. Другая звуковая дорожка на ленте может быть использована для перезаписи и редактирования в процессе урока, а также для попыток ответа студента на поставленный вопрос. Записанные ответ и урок могут контролироваться преподавателем. С помощью способа и устройства можно обучать игре на музыкальных инструментах, пению (патент Великобритании №9400302, G 09 B 5/06, реферат описания РЖ "Изобретения стран мира", №96-12-95, стр. 9).

Способ и устройство позволяют контролировать ответы студентов, но не дают четкости воспроизведения воспринятой информации. Недостатком указанного способа и устройства является отсутствие наглядного сравнения эталонной информации и ее воспроизведения студентом. Исправление ошибок и неточностей с помощью преподавателя делает процесс обучения длительным и громоздким. Студент самостоятельно может определить только явные ошибки и неточности воспроизведения воспринятой информации. И только наглядное сравнение воспринятой информации с ее воспроизведением - записью позволяет определить ошибки и неточности воспроизведения, ярко запомнить информацию и эффективно изучить учебный материал.

Известен способ обучения правильному написанию букв на корреспонденции, заключающийся в том, что используют шаблон в виде бланка, линией перфорации разделенного на два участка. Один участок предназначен для написания сообщения, на другом участке столбиком перечислены темы, которым может быть посвящено сообщение. Первый участок разлинован. Обучаемому предлагают выбрать из второго участка тему, а затем написать на первом участке сообщение на выбранную тему, копируя написание букв из перечня тем (патент США №5660548 А, кл. 6 G 09 В 19/00, 1996 г.).

Известен лингофонный комплект Т.Н.Игнатовой “Английский язык. Интенсивный курс" (Информационно-издательское агентство "Документы и анализ". - М., 1995 г.), который содержит учебник и набор аудиокассет. Учебник имеет три варианта размещения информации. Первый вариант содержит слова и фразы, расположенные столбиком, и свободные от информации места, указывающие на возможность проговаривания слов и фраз. Столбцы расположены на участках тем, свободные места - на участках сообщений. Первый вариант содержит две колонки: одну на русском языке, другую на английском, расположенные на участках тем и свободные от информации места, которые являются участками сообщений. Второй вариант содержит информацию построчно. На одной строке размещена информация на английском и русском языках - это участки тем и имеются строчки, свободные от информации, с возможностью проговаривания информации, записанной на участках тем - это участки сообщений. В третьем варианте участок темы - текст на английском языке - занимает всю страницу или половину страницы. Информация на аудиокассете размещена по схеме триаде: запись - пауза, с возможностью проговаривания - запись. Участки тем расположены в местах записи, участки сообщений - в местах паузы. Лингофонный комплект содержит нотные слова, нотные предложения, нотные тексты, песни, фонограмму песен, а также в качестве примеров приведены формулы.

Недостатком указанного способа является восприятие букв при написании сообщения и применение разлинованного участка при написании сообщения, что не позволяет без постоянного восприятия и использования разлинованного участка записать и запомнить тему информации. Копирование написания букв механическое, без усвоения написания. При повторении упражнения в дальнейшем необходимо восприятие букв для написания сообщения и только запись сообщения без восприятия темы и без разлинованного участка позволяет усвоить информацию, а выявление ошибок и неточностей при сравнении темы информации с записью ее сообщения позволит ярко запомнить написание информации.

Недостатком учебного пособия является проговаривание информации для усвоения и запоминания. Проговаривание позволяет лишь отработать произношение фраз, предложений, но не дает возможности четко запомнить написание слов и не дает четкости произношения, близкому к эталону. Восприятие и проговаривание не дают четкой картины достоверности восприятия информации. Достоверность восприятия достигается только при записи воспроизведения без восприятия информации. Не видя перед собой учебник и записывая воспринятую информацию, обучаемый мгновенно осознает, при дальнейшем сравнении, что он не запомнил. Это может быть неправильное произношение или неправильное написание слов. Запись слов, предложений без постоянного восприятия, а затем сравнение их с оригиналом позволяют выявить ошибки восприятия и ярко запомнить информацию. При прослушивании магнитной записи проговаривание позволяет тренировать произношение, но не дает истинной картины произношения. И лишь запись воспроизведения и затем сравнение с оригиналом позволяют слушателю как бы со стороны услышать свое произношение, определить ошибки и неточности, что, в свою очередь, приводит к яркому запоминанию, усвоению необходимой информации.

Задачей предлагаемого изобретения является создание способа обучения и учебного пособия, обеспечивающих качественное усвоение и запоминание информации при любой способности обучаемых к усвоению информации.

Указанная задача выполняется благодаря тому, что на носителе информации формируют два участка: один - для записи темы эталонной информации, другой - для записи сообщения; воспринимают и копируют тему эталонной информации.

Участки чередуют преимущественно друг за другом попарно, тему эталонной информации, при необходимости, разбивают на фрагменты. Изготавливают непрозрачный лист-вкладыш с прямоугольными вырезами, фигурными вырезами, вырезами для строк и без вырезов. Прекращают восприятие фрагмента темы для записи сообщения, в том числе наложением листа-вкладыша на участки тем визуального носителя информации. Записывают сообщение на участке сообщения, в том числе в вырезах накладываемого листа-вкладыша. Сравнивают запись фрагмента темы с записью фрагмента сообщения. Для достижения минимальных различий, при необходимости, перед указанным упражнением выполняют дополнительное упражнение или только дополнительное упражнение. Для этого фрагмент темы эталонной видео- и звуковой информации на магнитную ленту, дискеты и диски записывают дважды, в том числе и на участок сообщения. Включают воспроизведение участка темы. После восприятия фрагмента темы эталонной информации выключают аппаратуру по сигналам окончания фрагмента. Копируют воспроизведение фрагмента. Включают воспроизведение фрагмента темы на участке сообщения и сравнивают копирование воспроизведения фрагмента с записью темы эталонной информации на участке сообщения. Выявляют ошибки и неточности, повторяют упражнение, достигая минимальных различий. Окончательный вариант копирования фрагмента записывают на участке сообщения, стирая запись фрагмента темы эталонной информации, либо в промежутке между участками тем, записанными дважды. На участках сообщений непрозрачного и прозрачного визуального носителя информации делают вырезы, по контору соответствующие участку темы или больше. Подкладывают чистый лист, намечают контур участка сообщения. Воспринимают фрагмент темы эталонной информации, убирают чистый лист и в намеченном контуре записывают сообщение. Повторяют упражнение до достижения минимальных различий. При работе с компьютером участки темы и сообщения заносят поочередно или предварительно заносят темы эталонной информации. После восприятия фрагмента темы эталонной информации отключают свечение фрагмента или переключают компьютер на участок сообщения вне видимости темы, записывают сообщение. Объединяют рядом фрагмент темы и фрагмент сообщения, сравнивают, отмечают ошибки и неточности на экране, при необходимости, включают программное обеспечение компьютера для обнаружения ошибок компьютером и высвечивают их другим цветом. Повторяют упражнение до достижения минимальных различий. Продолжительность фрагментов увеличивают по мере усвоения информации. Запись на участке сообщения используют для контроля и самоконтроля.

Указанная задача выполняется благодаря также тому, что учебное пособие для обучения воспроизведению визуальной и звуковой информации, включающее учебник - визуальный носитель информации и/или магнитный носитель информации, и/или диск и/или дискету, имеющих участки тем и участки сообщений, учебник содержит, при необходимости, три варианта размещения темы информации: первый вариант - столбцами и колонками, и/или второй вариант - построчно, и/или третий вариант - текст, занимающий всю страницу или половину страницы, участок сообщений расположен на свободных от информации местах, на магнитном носителе информации диске и дискете участки тем расположены в местах записи, участки сообщений - в местах паузы.

Участки тем и сообщений расположены преимущественно попарно. Тема информации размещена, при необходимости, фрагментами. Первый вариант размещения информации содержит участок сообщений, по конфигурации соответствующий участку темы или больше. Второй вариант размещения информации содержит участок темы на одних строках и участок сообщения на других строках. Первый и второй варианты размещения информации содержат прозрачный и/или непрозрачный носитель информации и, при необходимости, два типа участков сообщения: первый тип с вырезами носителя информации (для первого варианта с прямоугольными или фигурными вырезами, для второго варианта с вырезами строк, с возможностью записи сообщения в вырезах на подкладываемый чистый лист) и/или второй тип участка сообщения без вырезов носителя информации с листом-вкладышем (для первого варианта непрозрачный лист с прямоугольными или фигурными вырезами, для второго варианта непрозрачный лист с вырезами для строк, с возможностью записи сообщения в вырезах листа-вкладыша). Для участков темы с одинаковыми фрагментами участок с первым типом участка сообщения размещен перед участком темы со вторым типом участка сообщения или отдельно. Третий вариант размещения информации содержит фрагмент темы, равный странице или половине страницы учебника с листом-вкладышем, по площади равным странице или половине странице учебника, и, при необходимости, два типа участка сообщения: третий тип - чистый лист между страницами учебника и/или четвертый тип - следующая страница разворота учебника, с возможностью записи сообщения на чистых листах. Для участков с одинаковыми фрагментами темы эталонной информации участок темы с третьим типом участка сообщения размещен перед участком темы с четвертым типом участка сообщения или отдельно. Магнитный носитель информации диски и дискеты содержат, при необходимости, два типа участков сообщения - первый без записи, с возможностью записи сообщения и/или второй с записью фрагмента темы, с возможностью стирания фрагмента темы и записи сообщения или записи сообщения между участками темы. Для участков темы с одинаковой информацией участок темы со вторым типом участка сообщения размещен перед участком темы с первым типом участка сообщения или отдельно.

Техническим результатом изобретения является четкость воспроизведения воспринятой информации, повышение эффективности учебного процесса усвоения и запоминания учебного материала.

На фиг.1 изображен разворот учебного пособия с листами 1 и 2. На листе 1 записаны английские слова, транскрипция и перевод, которые чередуют с вырезами строк 5 в носителе информации, для выполнения дополнительного упражнения. Лист 3 (чистый лист) подкладывают под лист 1 и в прорезях листа 1 намечают контуры строк на листе 3. Лист 3 убирают и в контурах записывают английские слова, транскрипцию и перевод. На листе 2 изображены английские слова, транскрипция и перевод через строку. Лист 4 - непрозрачный лист-вкладыш с вырезами для строк 6, накладывают на лист 2 так, чтобы строки с информацией были закрыты, а в вырезах листа 6 записывают воспринятую информацию. На фиг.2 изображен разворот учебного пособия с листами 1 и 2. На листе 1 записан английский текст, занимающий две строки, чередующийся с вырезами 5 в носителе информации, занимающими три строки, т.к. напечатанный текст занимает меньше места чем текст, записанный ручкой. Лист 1 служит для выполнения дополнительного упражнения. На подкладываемом листе 3 намечают контуры 5, убирают лист 3 и в намеченных контурах записывают воспринятую информацию. Лист 2 служит для выполнения основного упражнения. Лист 4 - непрозрачный лист-вкладыш с вырезами 6, при наложении на лист 2, закрывающий эталонную информацию. Вырезы 6 служат для записи воспринятой информации.

На фиг.3 изображены формулы и различные конфигурации вырезов, соответствующие этим формулам, а также обозначены формулы со штриховыми и сплошными контурами, соответствующие формулам; 2 - обозначен контур для выреза в носителе информации и контур 3, служащий для закрывания листом-вкладышем, имеющие несколько большие размеры для записи пишущим предметом чем контур 1; 3 - штриховыми линиями обозначено место участка сообщений, для выполнения основного упражнения, которое несколько больше контура 1 для записи пишущим предметом.

В результате применения заявленного способа появляется возможность удивительно легко и эффективно решать ряд задач.

1. Обучение родному и иностранному языкам. Для реализации способа изготавливают учебное пособие для визуального носителя информации. В учебное пособие типографским способом или другими методами наносят темы эталонной информации - буквы, символы, слова на родном языке обучаемого или иностранном языке. При необходимости, буквы, символы, слова делят на фрагменты - части букв, символов, слоги. В качестве темы используют эталонную информацию, т.е. информацию, являющуюся эталоном для воспроизведения. Близкое к эталону воспроизведение является итогом обучения. Фрагменты тем располагают по вертикали - буквы и/или символы или их части, слоги и/или слова. Каждое слово, слог, символ записывают в одной строке, образуя прямоугольники столбцов или колонок. Рядом располагают участки сообщений, по площади равные прямоугольникам тем либо больше, с учетом места для записи ручкой или другим пишущим предметом в прямоугольнике сообщений, участки сообщений могут быть на отдельном листе вне учебного пособия. Иногда применяют несколько прямоугольников сообщений для одного прямоугольника тем, в том случае, когда необходимо проделать несколько упражнений для записи сообщений. Изготавливают лист-вкладыш с вырезами в местах расположения участков сообщений, не доходящими до краев листа. Обозначим этот тип участков сообщений как второй тип.

Качество восприятия информации проверяют воспроизведением информации. Восприятие информации зависит от многих факторов и не обеспечивает правильного воспроизведения, так как после восприятия информации при воспроизведении выявляют ошибки и неточности восприятия информации. Воспринимают фрагмент темы эталонной информации, накладывают непрозрачный лист-вкладыш так, чтобы тема эталонной информации была закрыта, а вырезы попадали на места сообщений, и в вырезах записывают сообщения. Запись эталонной информации без восприятия необходима для яркого запоминания информации; либо просто закрывают учебное пособие и на отдельном листе записывают сообщение. Затем открывают учебное пособие и сравнивают воспринятую информацию с записью на листе. По такой же методике, при отсутствии специальных учебных пособий, выполняют дополнительное упражнение.

Убирают непрозрачный лист-вкладыш и сравнивают фрагмент темы эталонной информации с его копированием в прямоугольнике сообщений. Выявляют ошибки и неточности. Выявленные ошибки и неточности позволяют устранить погрешности восприятия, ярко запомнить и усвоить эталонную информацию для дальнейшего правильного воспроизведения эталонной информации. При объединении рядом участков тем и сообщений сравнение наиболее эффективно. При необходимости применяют дополнительное упражнение для достижения минимальных различий между фрагментом темы эталонной информации и копированием на участке сообщений. Особенно яркие результаты получают при обучении правильному воспроизведению и запоминанию китайских и японских букв, символов, слов.

Для дополнительного упражнения изготавливают учебное пособие с вырезами в визуальном носителе информации на участках сообщений. В этом случае прямоугольник для записи сообщений вырезают. Обозначим этот тип участков сообщений как первый тип. Под носитель с вырезом подкладывают чистый лист визуального носителя информации. Намечают контур точками, штрихами, линиями. Воспринимают фрагмент темы эталонной информации, убирают чистый лист визуального носителя информации и в контуре записывают сообщение, копируя фрагмент темы эталонной информации, но не глядя на фрагмент темы эталонной информации. Затем контур совмещают с вырезом участка сообщений и сравнивают фрагмент темы эталонной информации с его копированием в контуре. Отмечают ошибки и неточности, запоминая правильное воспроизведение. При необходимости повторяют упражнение, заменив заполненный контур на чистый лист или чистый участок, повторяя упражнение до достижения минимальных различий. При использовании в качестве носителя информации прозрачного листа с вырезами для записи сообщений на участок тем наносят фрагменты темы эталонной информации, подкладывают чистый лист, намечают контур. Воспринимают фрагмент темы эталонной информации, убирают лист с контуром и в контуре записывают сообщение, копируя фрагмент темы эталонной информации. В случае прозрачного носителя информации совмещают фрагмент темы эталонной информации с копированием на участке сообщений и выявляют ошибки и неточности, сравнивая фрагмент темы и его копирование на участках сообщений. Воспроизведение эталонной информации на участках сообщений используют для контроля и самоконтроля.

2. Обучение родному и иностранному языкам для обучаемых, прошедших начальный этап обучения, начинают с изготовления учебного пособия, в котором типографским способом или другими методами на визуальный носитель информации (это может быть классная доска или плакаты и т.д.) наносят разделенные на фрагменты предложения, тексты - тему эталонной информации, соответствующие второму и третьему вариантам размещения информации. Фрагменты темы эталонной информации наносят на одни строки, следующие за ними строки служат для записи сообщений. Причем количество строк сообщений для записи воспринятой информации ручкой или другим пишущим инструментом больше. Это - второй тип участков сообщений. Одни и другие строки чередуют попарно. Изготавливают непрозрачный лист-вкладыш с вырезами для строк на участках сообщений, не доходящими до краев листа-вкладыша. Воспринимают фрагмент темы эталонной информации, изучая, прочитывая его, накладывают лист с вырезами, закрывая строки тем, и в вырезах для участков сообщений записывают сообщение, копируя воспроизведение фрагмента темы эталонной информации. Убирают лист с вырезами и сравнивают фрагмент темы эталонной информации с его копированием на участках сообщений. Выявляют ошибки и неточности, запоминая правильное воспроизведение. Для достижения минимальных различий выполняют дополнительное упражнение, для чего изготавливают вырезы в визуальном носителе информации на участках сообщений. Определим эти участки как первый тип участков сообщений. Под носитель информации с вырезами подкладывают чистый лист. Намечают контур точками, штрихами, линиями. Воспринимают фрагмент темы эталонной информации. Убирают чистый лист и в контуре записывают сообщение, копируя фрагмент темы эталонной информации. Сравнивают, выявляют ошибки и неточности. В данном случае возможно большое количество повторений упражнения сменой места для записи сообщений чистого листа, для достижения минимальных различий между фрагментом темы эталонной информации и его копированием. Основное и дополнительное упражнение выполняют и с неспециализированными учебными пособиями, словарями, книгами. Для этого выбирают для эталонной информации несколько строк в качестве фрагмента темы, просматривают, убирают или закрывают учебник, словарь и на листе бумаги записывают сообщение, затем сравнивают запись эталонной информации и запись сообщения. Выявляют ошибки и неточности. При необходимости, повторяют несколько раз. При использовании словарика необходимых слов, например иностранных слов, читают - воспринимают слова, транскрипцию, перевод. Убирают из поля зрения слова, записывают воспринятые слова на листе бумаги или другом визуальном носителе информации, затем сравнивают запись обучаемого с эталонной записью. Выявляют отличия, при необходимости, повторяют упражнение. Выявленные ошибки и неточности позволяют ярко запомнить и правильно воспроизвести эталонную информацию. Применяя в качестве визуального носителя информации прозрачный лист с вырезами, совмещают фрагмент темы эталонной информации с его копированием для обнаружения ошибок и неточностей при сравнении. Копированием фрагмента темы на участках сообщений обеспечивают контроль за качеством усвоения материала. В первом и во втором вариантах дополнительное упражнение размещают впереди или отдельно, т.е. участок темы с первым типом участка сообщений расположен перед участком темы со вторым участком сообщений. В процессе обучения увеличивают продолжительность фрагментов темы эталонной информации. По мере усвоения материала в качестве фрагмента темы эталонной информации используют весь лист учебного пособия. В этом случае для участка сообщений используют следующий лист разворота учебного пособия (четвертый тип участка сообщений) или вставляют чистый лист между страницами учебного пособия - третий тип участка сообщений, тогда одна сторона чистого листа будет участком сообщения для одной страницы учебного пособия, вторая сторона чистого листа - для другой страницы учебного пособия - фрагмента темы эталонной информации. Изготавливают непрозрачный лист-вкладыш по размерам, равным странице учебного пособия. Изучают - воспринимают фрагмент темы эталонной информации. Накладывают лист-вкладыш на страницу учебного пособия и воспроизводят фрагмент темы эталонной информации, копируя его. Открывают лист-вкладыш и сравнивают фрагмент темы с фрагментом сообщения. При отсутствия листа-вкладыша просто убирают текст из поля зрения и записывают текст листа на визуальном носителе информации, затем сравнивают эталонную запись с записью на участке сообщения. Таким образом выполняют основное и дополнительное упражнения. Определяют ошибки и неточности. Этим упражнением достигают яркое запоминание и усвоение информации. В случае выявления ошибок повторяют упражнение, заменяя чистые листы между страницами учебного пособия. Таким образом изучают иностранные языки, записывая слова, фонетическую транскрипцию и перевод, затем предложения с переводом и без перевода, а также тексты. Изучают родной язык обучаемого и правильно воспроизводят и запоминают стихи. Изобретение служит идеальным инструментом для контроля и самоконтроля правильности воспроизведения эталонной информации. Ошибки и неточности, пропущенные обучаемым, будут легко выявлены преподавателем. Выполнение в письменной форме заданий и упражнений позволит качественно повысить уровень обучения и усвоения материала, особенно его запоминания при очной, очно-заочной и особенно при заочной и дистанционной формах обучения, когда успехи обучения и ошибки будут видны при выполнении очередного упражнения обучаемым. Для участков темы с одинаковой информацией - одинаковыми фрагментами темы участок темы с третьим типом участка сообщений размещен перед участком темы с четвертым типом участка сообщений или отдельно.

3. Для реализации способа в качестве носителя информации используют аудио- и/или видеомагнитную ленту, и/или диски, и/или дискеты. С помощью аудио- и видеоаппаратуры на магнитную ленту записывают тему эталонной информации. Информацию записывают фрагментами: в начале обучения буквы, слова, затем предложения и далее тексты на родном или иностранном языке. После записи фрагмента темы эталонной информации оставляют участок без записи - участок сообщения, равный по длительности фрагменту темы эталонной информации. Участки чередуют попарно - после записи очередного фрагмента темы эталонной информации оставляют промежуток для участка сообщений. Прослушивают или прослушивают и просматривают фрагмент темы эталонной информации. Перед окончанием фрагмента записывают сигнал - звуковой - для воспроизведения магнитной ленты на аудиоаппаратуре и звуковой и/или визуальный - для воспроизведения магнитной ленты на видеоаппаратуре. Отключают аппаратуру, устанавливают режим записи и копируют воспроизведение фрагмента, записывая его на участке сообщения. Это - первый тип участка сообщений.

Останавливают аппаратуру, перематывают магнитную ленту на начало фрагмента темы эталонной информации, предварительно, по счетчику, отметив начало фрагмента. Включают аппаратуру на воспроизведение и сравнивают фрагмент темы эталонной информации с его копированием, отмечают ошибки и неточности. После повторения упражнения записывают на участок сообщения лучший вариант копирования фрагмента темы эталонной информации. Для отработки воспроизведения при копировании перед вышеуказанным вариантом или отдельно используют второй тип участка сообщений. Фрагмент темы эталонной информации записывают дважды - на участок темы и на участок сообщения. Воспринимают фрагмент темы эталонной информации на участке темы, выключают аппаратуру по сигналу окончания фрагмента и копируют воспроизведение фрагмента без записи. Включают аппаратуру и воспроизводят фрагмент темы эталонной информации на участке сообщения. Сравнивают копирование воспроизведения с фрагментом темы эталонной информации. Повторяют упражнение несколько раз, добиваясь минимальных различий между копированием фрагмента и его воспроизведением на участке сообщения. Наилучший вариант копирования записывают на участке сообщения, стирая запись фрагмента темы эталонной информации. Эту модификацию способа используют также при применении носителя на дисках и дискетах. Использование видеоаппаратуры позволяет регулировать время восприятия информации. Для одинаковых фрагментов темы эталонной информации, но с разным типом участков сообщений участок темы со вторым типом участка сообщений размещен перед участком темы с первым типом участка сообщения или отдельно. Для более качественного выявления ошибок и неточностей участки тем эталонной информации записывают дважды, но с промежутком между ними для записи участка сообщения. В этом случае, прослушав первую эталонную запись, обучаемый воспроизводит фрагмент темы в промежутке между записями тем, не выключая аппаратуру, прослушав вторую эталонную запись, определяют ошибки и неточности. Наилучший вариант копирования записывают на участке сообщений.

4. Способ и учебное пособие используют для запоминания всевозможных формул - физических, математических и т.д., а также выводов формул, теорем. Изготавливают учебное пособие, в котором располагают формулы на участках тем и рядом располагают участки сообщений без информации. Участки тем и сообщений располагают попарно. Формулы имеют различные конфигурации по контуру. Формулы соответствуют первому варианту размещения информации и их располагают на прозрачном или непрозрачном носителе информации. Для воспроизведения формул используют вкладыши с фигурными вырезами по контуру, соответствующими формуле, нанесенной на участок темы. Сложные формулы разбивают на фрагменты. После восприятия фрагмента формулы ее закрывают вкладышем и в вырезах вкладыша на участке сообщений (второй тип участка сообщений) записывают формулу. Для достижения минимальных различий при воспроизведении выполняют дополнительное упражнение либо только дополнительное упражнение.

Для этого носитель участка сообщений вырезают по контуру, соответствующему участку темы (первый тип участка сообщений). Контур в зависимости от формулы может быть самый разный. Подкладывают чистый лист под участок сообщений. Намечают контур и после восприятия информации убирают чистый лист, а в намеченном контуре записывают формулу без восприятия участка темы, затем совмещают контур места с записанной формулой с контуром участка сообщения носителя. Сравнивают, отмечают ошибки, повторяют упражнение, помещая под контур чистое место листа.

Формулы с одинаковыми фрагментами тем, но с различным типом участков сообщений размещают в следующей последовательности: сначала дополнительное упражнение, т.е. фрагмент темы с первым типом участка сообщений, затем фрагмент темы со вторым типом участка сообщений. При отсутствии листа-вкладыша и вырезов в носителе информации убирают формулу из поля зрения и записывают ее на визуальном носителе информации, а затем сравнивают запись эталона с записью на участке сообщения.

5. Способ и учебное пособие используют для воспроизведения близкому к эталону графического изображения нотной записи и звучания музыкального произведения. Изготавливают учебное пособие, имеющее чередование графического изображения и промежутков между тактами, предложений и промежутками между предложениями, фраз и промежутков между фразами, нотных станов с записью нот и нотных станов без записи нот. При необходимости, нотную запись разбивают на фрагменты - такты разбивают на доли размера и аккорды, предложения - на такты, аккорды, периоды - на предложения и фразы. Изготавливают лист-вкладыш, имеющий вырезы в местах промежутков для долей такта, для тактов, для предложений, для фраз, нотных станов без записи нот. Воспринимают информацию, связанную с графическим изображением нот, закрывают воспринятую информацию непрозрачным листом-вкладышем и в вырезах листа-вкладыша записывают графическое изображение нот. Убирают лист-вкладыш и сравнивают эталонное написание нотной графики и ее воспроизведение. Отмечают ошибки и неточности, которые могут быть связаны с расположением нот на нотоносце и другими обозначениями. При необходимости, выполняют дополнительное упражнение или только дополнительное упражнение. Для этого изготавливают учебное пособие, где доли размера такта, такты, предложения, фразы чередуют с вырезами в носителе информации. Воспринимают эталонную информацию и в вырезы подкладывают носитель информации с нотным станом; намечают контур выреза и в контуре записывают эталонную информацию либо сначала намечают контур, убирают носитель информации и затем воспринимают эталонную информацию и в контуре записывают воспринятую информацию. Сравнивают эталонную запись с воспроизведением, отмечают ошибки и неточности. Затем повторяют упражнение до достижения минимальных различий.

После выполнения упражнений для долей такта, тактов, предложений выполняют упражнение для нотоносцев, объединенных скобкой. Воспринимают нотные обозначения на нотоносцах, закрывают нотоносцы непрозрачным листом и записывают воспринятую информацию на нотоносцы без нот. Проделав упражнения со всеми нотоносцами страницы, воспринимают содержание страницы, закрывают страницу непрозрачным листом и записывают воспринятую информацию на чистом листе с нотоносцами. Для этого используют также лист без нот с нотоносцами с обеих сторон и вкладывают лист между страницами с записью нот - таким образом выполняют дополнительное упражнение. Для основного упражнения изготавливают учебное пособие, где одна страница разворота учебника содержит графическую запись музыкального произведения, а вторая страница содержит нотоносцы без записи нот. На этой странице записывают, после восприятия, содержание страницы разворота с записью нот, закрыв их непрозрачным листом. Ошибки и неточности отмечают другим цветом для более яркого впечатления.

В качестве второго этапа правильного воспроизведения и запоминания музыкального произведения используют аудиоаппаратуру и видеоаппаратуру для записи на магнитную ленту. При использовании аудиоаппаратуры музыкальное произведение разбивают на фрагменты, такты, предложения, фразы. Записывают фрагмент музыкального произведения на магнитную ленту с помощью аудиоаппаратуры. Запись музыкального произведения является эталоном для воспроизведения обучаемым. После записи фрагмента оставляют промежуток без записи по длительности, равный длительности фрагмента или чуть больше, фрагменты и промежутки чередуют друг за другом попарно. Прослушивают звучание, если это песня или ария, то прослушивают мелодию и слова. Останавливают аудиоаппаратуру и записывают в промежуток воспроизведение фрагмента музыкального произведения. При изготовлении фрагмента записывают сигнал, извещающий об окончании звучания фрагмента. Останавливают аудиоаппаратуру и включают ее для прослушивания фрагмента и его воспроизведения. Сравнивают звучание, отмечают ошибки и неточности. При необходимости, повторяют упражнение несколько раз, добиваясь минимальных различий между звучанием фрагмента и его воспроизведением.

При использовании магнитной ленты для видеозаписи музыкального произведения музыкальное произведение делят на фрагменты. После записи фрагмента оставляют промежуток без записи или записывают фрагмент эталонной информации второй раз. При записи эталонной информации фиксируют артикуляцию губ и другие характерные моменты выступления. Воспринимают фрагмент эталонной информации. В конце фрагмента звучит сигнал об окончании фрагмента для своевременного отключения видеоаппаратуры и/или подается сигнал видеоизображения для своевременного выключения видеоаппаратуры либо отключение производится автоматически по программе, заложенной в аппаратуре. Воспринимают видеоинформацию и отключают аппаратуру. Включают видеозапись и воспроизводят воспринятый фрагмент эталонной информации. Переключают видеоаппаратуру и последовательно просматривают и прослушивают фрагмент эталонной информации и воспроизведение фрагмента обучаемым. Сравнивают обе видеозаписи. Отмечают ошибки и неточности, которые помогают ярко запомнить эталонную информацию и избежать повторения ошибок и неточностей при дальнейших воспроизведениях. При необходимости перед основным выполняют дополнительное упражнение или только дополнительное упражнение без основного. Для этого фрагмент темы эталонной звуковой информации на магнитную ленту, дискеты и диски записывают дважды - на участок темы и на участок сообщения, включают воспроизведение участка темы, воспринимают фрагмент темы эталонной информации, выключают аппаратуру по сигналам окончания фрагмента, копируют воспроизведение фрагмента с записью темы эталонной информации на участке сообщения, отмечают ошибки и неточности, повторяют упражнение, достигая минимальных различий, окончательный вариант копирования фрагмента записывают на участке сообщения, стирая запись фрагмента темы эталонной информации, либо в промежуток между участками тем, записанными дважды.

6. Для реализации способа используют электронные носители информации: диски, дискеты и компьютерное обеспечение. На первом этапе правильного воспроизведения и запоминания эталонной информации на электронных носителях эталонную информацию разбивают на фрагменты. Заносят эталонную информацию фрагментами в компьютер. Фрагменты эталонной информации чередуют с промежутками. Эталонная информация, которую заносят в компьютер, это визуальная информация и информация, воспринимаемая на слух. Визуальную эталонную информацию заносят построчно. На следующих строках заносят промежуток между записями. Воспринимают эталонную информацию. Отключают свечение визуальной информации и заносят воспроизведение эталонной информации в промежуток. Во втором варианте применения электронных носителей информации через строку заносят эталонную информацию, на другом месте заносят воспроизведение эталонной информации через строку. Визуально воспринимают эталонную информацию, убирают из зоны видимости воспринятую информацию и заносят воспроизведение эталонной информации. Объединяют эталонную информацию с ее воспроизведением, чередуя строки. Сравнивают фрагмент эталонной информации с его воспроизведением. Находят ошибки и неточности и отмечают их различным образом. При необходимости подключают программное обеспечение компьютера для сравнения фрагмента эталонной информации с его воспроизведением и высвечивают ошибки и неточности, найденные компьютером другим цветом. Сравнивают ошибки и неточности, найденные обучаемым и выявленные при использовании программного обеспечения компьютера.

Пример 1. На "Курсах эффективных знаний", преподаваемых автором, обучалась группа из 8 человек, изучающая Фен Шуи. На "Курсах эффективных знаний" отработка усвоения полученных знаний производится на материале, с которым связаны обучаемые. Было решено произвести отработку усвоения материала на китайских иероглифах. Обучаемые изготовили учебное пособие из тетради, в котором столбиком вклеили китайские иероглифы. Рядом с иероглифами был сделан прямоугольный вырез в листе-носителе информации тетради на площади чуть больше, чем прямоугольник с иероглифами для записи иероглифов ручкой. На второй половине листа наклеили иероглифы, расположив рядом свободное место для участка сообщений, имеющего форму прямоугольника, по ширине большого прямоугольника иероглифов, для записи ручкой. Некоторые из обучаемых наклеили один прямоугольник иероглифов посередине листа, расположив прямоугольный вырез и прямоугольник сообщений для записи ручкой по обе стороны прямоугольника наклеенных иероглифов. Изготовили лист-вкладыш, закрывающий иероглифы, с вырезами в местах сообщений для записи ручкой. Подкладывали чистый лист бумаги под вырез в листе тетради и наметили контур штрихами, точками. Убрали лист, запоминали как пишутся иероглифы и в намеченном контуре записали их написание. Совместили контур с вырезом и отмечали ошибки и неточности. Проделали упражнение несколько раз, добиваясь минимальных различий. Затем, посмотрев на иероглифы на второй половине листа, накрывали непрозрачным листом-вкладышем и в вырезах листа-вкладыша записывали иероглифы ручкой. После выполнения упражнений обучаемые могли без ошибок изобразить иероглифы, в то время как другая группа из 11 человек, также изучающая Фен Шуи, не смогла это проделать без ошибок.

Пример 2. Было проведено сравнение усвоения английского языка по методике Т.Н.Игнатовой, изложенной в учебнике "Английский язык. Интенсивный курс", и по методике, предложенной автором. Группа из 8 человек была разбита на 2 подгруппы по 4 человека. Первая подгруппа изучала английский язык по методике, предложенной автором. Вторая подгруппа изучала английский язык по методике, изложенной в учебнике Т.Н.Игнатовой. Обучаемые в обеих подгруппах ранее изучали английский язык, но основательно его забыли. Для проверки методик были взяты тексты и записи лингофонного курса Т.Н.Игнатовой. Обучение в первой подгруппе было начато с составления обучаемыми словарика употребляемых слов по каждой теме с эталонной записью английского слова, транскрипции и перевода в одну строчку. Таким образом были заполнены нечетные строки, четные строки словарика вырезали. Преподаватель записывал английские слова на магнитную ленту по два раза без перевода. Под страницу с вырезом словарика подкладывали чистый лист бумаги, намечали контур четкой строки в вырезе точками, штрихами, линиями, убирали лист с контуром. Просматривали нечетную строку и в намеченном контуре записывали написание английского слова, транскрипцию и перевод. Затем совмещали контур с вырезом и сравнивали запись в контуре с эталонной записью, отмечали ошибки и неточности. Повторяли упражнение до достижения минимальных различий. Прослушивали первую запись слова на магнитной ленте, повторяли слово, слушали вторую запись слова на магнитной ленте, отмечали ошибки и неточности, лучший вариант произношения записывали на магнитную ленту, стирая вторую запись слова, или в паузе между эталонными словами. Сравнивали произношение преподавателя, записанное на магнитную ленту, с произношением обучаемого. Еще раз прослушивали все слова словарика по теме и одновременно просматривали написание слов, транскрипцию и перевод, записанные на второй странице словарика в той же последовательности на нечетных строках, четные строки были предназначены для записи ручкой. Предварительно изготавливали лист-вкладыш с вырезами для четных строк и в вырезах листа-вкладыша записывали все английские слова и транскрипции, глядя на перевод слов, не закрытых листом-вкладышем. Нечетные строки закрывали в это время листом-вкладышем. Сравнивали написание на нечетных и четных строках, отмечали ошибки и неточности. Затем записывали произношение английских слов обучаемыми на магнитную ленту, глядя на перевод слов, сравнивали записи преподавателя и обучаемого, отмечали ошибки и неточности.

Изготавливали учебное пособие, где предложения по темам лингофонного курса Т.Н.Игнатовой сочетали на одной странице с вырезами, а на другой странице с промежутками для записей, причем места для записей должно было быть достаточно для записи ручкой. Расположение фраз на русском и английском языках на одной строке в учебнике Т.Н.Игнатовой было дополнено на 1 странице строкой между фразами с вырезом строки, на 2 странице - промежутком без выреза строки, таким образом, чтобы на нечетных строках находились фразы, а на нечетных строках - вырезы и промежутки. На третьей и четвертой страницах упражнения выполнялись с предложениями другой страницы текста учебника Т.Н.Игнатовой. Постепенно увеличивали количество предложений в упражнении для одной темы. Обучаемые читали предложение на русском и английском языках на странице с вырезами. В предварительно намеченном контуре записывали предложение на английском языке и транскрипцию слов предложения. При явных ошибках упражнение повторяли еще раз. Прослушивали эталонную запись на магнитной ленте - первую запись предложения, затем обучаемые произносили предложение, включали вторую запись предложения, отмечали ошибки и неточности. При необходимости упражнение повторяли несколько раз. Лучший вариант произношения записывали на магнитную ленту вместо второй записи предложения или в промежутке между записями. Сравнивали произношение. После выполнения упражнений на первой странице выполняли упражнения на второй странице. Изготавливали непрозрачный лист-вкладыш с вырезами для промежутков и не закрывающим русский текст. Накладывали лист-вкладыш на страницу учебника таким образом, чтобы были закрыты предложения на английском языке и по предложениям на русском языке записывали предложения на английском языке по несколько предложений или весь текст страницы. После проработки всего текста изготавливали непрозрачный лист, закрывающий предложения на английском языке и по тексту на русском языке, записывали текст на английском языке. Затем прослушивали весь текст и, глядя на текст на русском языке, записывали произношение обучаемым текста страниц на магнитную ленту. Сравнивали эталонную запись с записью обучаемого.

Во второй подгруппе обучение проводили по методике, изложенной в лингофонном курсе Т.Н.Игнатовой "Английский язык. Интенсивный курс". Во второй подгруппе были ошибки в произношении и явные ошибки в написании слов. В первой подгруппе таких ошибок не наблюдалось, обучаемые первой подгруппы произносили английские слова почти также, как произносились слова в эталонной записи.

Таким образом с помощью способа и учебного пособия появляется возможность не только великолепно знать написание и произношение иностранных слов, но и тренировать акцент.

Формула изобретения

1. Способ обучения воспроизведению визуальной и звуковой информации, заключающийся в том, что на носителе информации формируют два участка: один для записи темы эталонной информации, другой для записи сообщения, воспринимают и копируют тему эталонной информации, отличающийся тем, что участки чередуют преимущественно друг за другом попарно, тему эталонной информации, при необходимости, разбивают на фрагменты, изготавливают непрозрачный лист-вкладыш с прямоугольными вырезами, фигурными вырезами, вырезами для строк и без вырезов, прекращают восприятие фрагмента темы для записи сообщения, в том числе наложением листа-вкладыша на участки тем визуального носителя информации, записывают сообщение на участке сообщения, в том числе в вырезах накладываемого листа-вкладыша, сравнивают запись фрагмента темы с записью фрагмента сообщения, для достижения минимальных различий, при необходимости, перед указанным упражнением выполняют дополнительное упражнение или только дополнительное упражнение, для этого фрагмент темы эталонной видео и звуковой информации на магнитную ленту, дискеты и диски записывают дважды, в том числе и на участок сообщения, включают воспроизведение участка темы, после восприятия фрагмента темы эталонной информации, выключают аппаратуру по сигналам окончания фрагмента, копируют воспроизведение фрагмента, включают воспроизведение фрагмента темы на участке сообщения и сравнивают копирование воспроизведения фрагмента с записью темы эталонной информации на участке сообщения, выявляют ошибки и неточности, повторяют упражнение, достигая минимальных различий, окончательный вариант копирования фрагмента записывают на участке сообщения, стирая запись фрагмента темы эталонной информации, либо в промежутке между участками тем, записанными дважды, на участках сообщений непрозрачного и прозрачного визуального носителя информации делают вырезы, по контору соответствующие участку темы или больше, подкладывают чистый лист, намечают контур участка сообщения, воспринимают фрагмент темы эталонной информации, убирают чистый лист и в намеченном контуре записывают сообщение, повторяют упражнение до достижения минимальных различий, при работе с компьютером участки темы и сообщения заносят поочередно или предварительно заносят темы эталонной информации, после восприятия фрагмента темы эталонной информации отключают свечение фрагмента или переключают компьютер на участок сообщения вне видимости темы, записывают сообщение, объединяют рядом фрагмент темы и фрагмент сообщения, сравнивают, отмечают ошибки и неточности на экране, при необходимости включают программное обеспечение компьютера для обнаружения ошибок компьютером и высвечивают их другим цветом, повторяют упражнение до достижения минимальных различий, продолжительность фрагментов увеличивают по мере усвоения информации, запись на участке сообщения используют для контроля и самоконтроля.

2. Учебное пособие для обучения воспроизведению визуальной и звуковой информации, включающее учебник - визуальный носитель информации, имеющий участки тем и участки сообщений, содержащий, при необходимости, три варианта размещения темы информации: первый вариант - столбцами и колонками, и/или второй вариант - построчно, и/или третий вариант - текст, занимающий всю страницу или половину страницы, участок сообщений расположен на свободных от информации местах, отличающийся тем, что участки тем и сообщений расположены преимущественно попарно, тема информации размещена, при необходимости, фрагментами, первый вариант размещения информации содержит участок сообщений, по конфигурации соответствующий участку темы или больше, второй вариант размещения информации содержит участок темы на одних строках и участок сообщения на других строках и, при необходимости, два типа участков сообщения: первый тип с вырезами носителя информации: для первого варианта с прямоугольными или фигурными вырезами, для второго варианта с вырезами строк, с возможностью записи сообщения в вырезах на подкладываемый чистый лист и/или второй тип участка сообщения без вырезов носителя информации с листом-вкладышем: для первого варианта непрозрачный лист с прямоугольными или фигурными вырезами, для второго варианта непрозрачный лист с вырезами для строк, с возможностью записи сообщения в вырезах листа-вкладыша, для участков темы с одинаковыми фрагментами участок с первым типом участка сообщения размещен перед участком темы со вторым типом участка сообщения или отдельно, третий вариант размещения информации содержит фрагмент темы, равный странице или половине страницы учебника с листом-вкладышем, по площади равным странице или половине страницы учебника и, при необходимости, два типа участка сообщения: третий тип - чистый лист между страницами учебника и/или четвертый тип - следующая страница разворота учебника, с возможностью записи сообщения на чистых листах, для участков с одинаковыми фрагментами темы эталонной информации участок темы с третьим типом участка сообщения размещен перед участком темы с четвертым типом участка сообщения или отдельно.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3



 

Похожие патенты:
Изобретение относится к способам обучения иностранным языкам

Изобретение относится к техническим средствам обучения и позволяет при его использовании повысить эффективность обучения

Изобретение относится к средствам обучения и может найти применение при обучении в широком спектре тематик науки и техники, в частности предназначено для обучения учащихся и студентов

Изобретение относится к обучению, к используемым при этом приемам и средствам

Изобретение относится к области обучения и может быть использовано для творческого развития личности человека любого возраста, в т.ч

Изобретение относится к средствам и приспособлениям, применяемым при обучении детей письму

Изобретение относится к визуальным средствам обучения

Изобретение относится к логопедической технике и предназначено для использования при реабилитации заикания
Изобретение относится к области игр, в том числе и обучающих, и средствам обучения и может найти применение в игорных заведениях в качестве интеллектуальной игры на ставки, может быть реализовано в виде викторины или телевизионного шоу, компьютерной игры, а также при обучении родному и/или иностранному языку, имеющему строго определенный порядок слов в предложении (например, английскому), носителями любого языка
Изобретение относится к компьютерным средствам обучения операторов и эксплуатационного персонала технологических установок и контроля их знаний и навыков эффективного и безопасного ведения технологических процессов

Изобретение относится к области педагогики и может быть использовано при обучении грамматике английского языка носителями другого языка
Изобретение относится к компьютерным средствам обучения операторов и эксплуатационного персонала технологических установок и контроля их знаний и навыков эффективного и безопасного ведения технологических процессов
Изобретение относится к компьютерным средствам обучения операторов и производственного персонала технологических процессов планам локализации и ликвидации аварийных ситуаций
Изобретение относится к области медицины, психотерапии

Изобретение относится к средствам обучения и может быть использовано в качестве учебной установки, предназначенной для развития навыков конструирования при рабочем проектировании, в частности для обучения критериально-обоснованному выбору геометрических параметров деталей, грамотному и осмысленному оформлению рабочей документации

Изобретение относится к способам обучения изобразительному искусству, а точнее станковой графике в общеобразовательных школах, кружках, а также в среднеспециальных и высших учебных заведениях

Изобретение относится к средствам обучения и предназначено для повышения эффективности развития детей за счет упрощения приемов по использованию устройств обучения, обеспечивающих достижение синхронизации считываемой и звучащей тождественной информации

Изобретение относится к средствам обучения и контроля и может быть использовано как дидактическое средство обучения приемам опиливания на занятиях в образовательных учреждениях

Изобретение относится к обучению, к аппаратурному оснащению процесса обучения и может быть использовано для обучения чтению, для развития интеллекта детей, а также для коррекции имеющихся нарушений речи
Наверх