Способ обучения печатной графике

Изобретение относится к способам обучения изобразительному искусству, а точнее станковой графике в общеобразовательных школах, кружках, а также в среднеспециальных и высших учебных заведениях. Технической задачей заявляемого изобретения является разработка доступного, простого, безвредного способа обучения графике, способствующего развитию творческих способностей учащихся и студентов, ускоренному обучению их основам станковой графики. Для решения технической задачи предлагается способ обучения печатной графике, включающий изучение композиции, выполнение эскиза, перенесение его на плотную бумагу. Отметив детали, подлежащие удалению, вырезают их ножом. Полученная печатная форма с обратной стороны покрывается краской и прижимается к принимающей изображение поверхности. 4 з.п. ф-лы, 1 ил.

 

Изобретение относится к способам обучения изобразительному искусству, а точнее к станковой графике, в общеобразовательных школах, кружках, а также в среднеспециальных и высших учебных заведениях.

Известен способ изготовления офорта. Офорт - это углубленная гравюра на металле, выполненная способом травления. Материалом для создания печатной формы служит металл, главным образом цинк. Травление осуществляют азотной кислотой. Изображение, оттиснутое под сильным давлением из углубленной печатной формы, имеет возвышающийся над плоскостью бумаги рельеф. В зависимости от глубины штрихов и точек печатной формы, на бумагу переносится слой краски различной толщины, что создает большое тональное разнообразие (Звонцов В.М., Шистко В.И. Офорт. М.: Искусство. - 1971).

Работа по созданию офорта требует специального оборудования, из-за применения кислоты и специальных красок - вредная. Кроме того, требуется специальная (офортная или эстампная) бумага.

Возможно создание цветного офорта - для этого используется одна или несколько печатных форм, специально награвированных, для каждого цвета.

Путем последующего печатания и точного совмещения всех печатных форм получают многоцветный оттиск с чистыми и дополнительными цветами в местах наложения одной краски на другую (Звонцов В.М., Шистко В.И. Офорт. М.: Искусство. - 1971).

Создание офорта трудоемкий, сложный, вредный для здоровья процесс, предполагающий наличие специального оборудования и определенных специальных навыков в работе с кислотой, поэтому его не используют в обучении детей изобразительному искусству.

Известен способ изготовления выпуклой, высокой гравюры на дереве - ксилографии (Жуков А.П., Третьяков Е.М. Гравюра на дереве. М.: Искусство. - 1977). На доске продольного или торцевого распила твердых пород дерева гравируют зеркально переведенный рисунок, вырезая белые места специальными инструментами, затем на выпуклые элементы доски - печатной формы - наносят краску, которая может быть типографской иллюстрационной, литографской или живописно-масляной, применяемой в печати цветной гравюры. Печать осуществляют путем прижатия печатной формы под давлением к принимающей поверхности. После завершения работы краску смывают с печатной формы чистым авиационным бензином или ацетоном.

Способ получения гравюры трудоемкий, требует навыков, специальных приспособлений, небезопасен для здоровья, поэтому он не применяется в общеобразовательных школах, кружках.

Наиболее близким к заявляемому является способ обучения печатной графике, включающий изучение композиции, выполнение эскиза, изготовление печатной формы, нанесение на нее краски, получение оттиска (Журов А.П., Третьяков Е.М. Гравюра на дереве. М.: Искусство. - 1977, с.220-236). Печатную форму изготавливают из линолеума, являющегося доступным, легким и удобным для работы материалом. Он не нуждается в специальной, сложной подготовке, как металл или доска, не требует специально оборудованного рабочего места.

Важное качество линогравюры - оперативность. На линолеуме работать гораздо быстрее, чем на дереве, безопаснее, чем в офорте, можно гравировать, свободно рисуя с натуры инструментом по зачерненной поверхности. Такой способ требует особой продуманности, экономности и точности каждого штриха и лучше развивает связь между движением резца и пластичностью формы, художественным осмыслением при работе, чем в других видах гравюры.

Для гравирования лучше всего использовать линолеум толщиной 0,5 мм, который перед началом работы всегда шлифуется, протирается скипидаром для закрепления поверхности. Рисунок на бумаге или кальке обводится по контуру литографским карандашом или литографской тушью и кладется на линолеум, только что протертый скипидаром, и притирается косточкой. Переведенный рисунок прорисовывается тушью, потом линолеум тонируется слегка разведенной бензином печатной краской или разведенной тушью. Инструменты для гравирования те же самые угловые или полукруглые стамески, нож, что и в ксилографии. Печатать линогравюру можно вручную притиркой или на специальном станке для линогравюры.

Обучение гравюре трудоемкий, сложный процесс, требующий специальных, хотя и вполне доступных материалов и инструментов.

Технической задачей заявляемого изобретения является разработка доступного, простого, безвредного способа обучения графике, способствующего развитию творческих способностей учащихся и студентов, ускоренному обучению их основам станковой графики.

Для решения технической задачи предлагается в способе обучения печатной графике, включающем изучение композиции, выполнение эскиза, изготовление печатной формы, являющейся позитивным изображением, из плотной бумаги путем переноса с выполненного эскиза контура тех деталей изображения, которые подлежат удалению, затем удаляют их. Полученную печатную форму с обратной стороны покрывают краской и прижимают к принимающей изображение поверхности, получая оттиск.

Чтобы печатная форма равномернее “отдавала” нанесенную на нее краску, печатную форму обрабатывают с обеих сторон клеем, например поливинилацетатным (ПВА). Для печати применяют типографскую краску или обезжиренную масляную. Для получения цветной гравюры используют несколько печатных форм. При этом переносят с эскиза на каждую из печатных форм детали, которые подлежат удалению, оставляя детали, соответствующие данному цвету. Для каждой наносимой краски должна быть своя печатная форма. Печатные формы, с нанесенной с обратной стороны краской, поочередно прижимают к принимающей изображение поверхности.

По сравнению с прототипом, предлагаемый способ обучения проще, т.к. для изготовления печатной формы используется бумага, канцелярский нож, все то, что всегда доступно и имеется под рукой. Специального оборудования или специально оборудованного рабочего места не требуется. В связи с этим предлагаемый способ обучения печатной графике можно использовать на уроках в средней школе, кружках и т.п. Необходимо отметить, что применение в процессе обучения предложенным способом изготовления печатной формы из бумаги и выполнения гравюры, которую можно назвать “прорезной гравюрой”, способствует повышению творческой активности обучаемых различных возрастов, делает занятия разнообразными, увлекательными, создает положительную мотивацию для дальнейшего обучения и совершенствования навыков.

На фиг.1a изображена схема нанесения краски на печатную форму; на фиг.1б - печатная форма с нанесенной на нее краской в соприкосновении с принимающей изображение поверхностью; на фиг.1в - готовое произведение - оттиск.

Выполнив эскиз в карандаше, переносим изображение на плотную бумагу, отметив детали изображения, которые подлежат удалению. Для перевода эскиза можно использовать прозрачную гладкую поверхность с подсветкой, например оконное стекло. Взяв канцелярский нож, удаляем перенесенные с эскиза детали с изображения. Можно пользоваться ножницами. Когда обучающийся вырезает, то у него развивается моторика. Печатную форму обрабатываем разведенным клеем ПВА. Сначала проклеиваем одну сторону, высушиваем на весу, держа форму за торцы, потом аналогично проклеиваем другую сторону печатной формы. Печатную форму 1 кладем обратной стороной кверху на рабочую поверхность 2. Сформировав небольшую “горку” краски на стекле (не показано), добавляем несколько капель олифы, шпателем хорошенько размешиваем, раскатываем краску валиком, равномерно покрывая печатную форму 1 краской 3. Осторожно берем печатную форму 1 по диагонали за торцы внутренних и наружных краев, чтобы не появились отпечатки пальцев, и кладем на принимающую изображение поверхность 4 (фиг.1б) печатную форму 1 краской 3 вниз. Сверху накрываем бумагой 5, например газетной, затем картоном 6 и осуществляем давление, производя таким образом печать. Убираем все в обратном порядке. Подвинув принимающую изображение поверхность 4 на край и, слегка отогнув, отсоединяем ее от печатной формы 1 и аккуратно снимаем ее. На принимающей изображение поверхности 4 осталась краска 3 (фиг.1в). Получили оттиск.

Используя знания, полученные в работе с одним оттиском, можно усложнить задачу путем выполнения композиции с двумя, тремя и более формами. При этом края печатных форм должны совпадать, а внутреннее расположение элементов на последующих формах должно соответствовать эскизу и цвету краски. Нанесение каждой краски осуществляем отдельным валиком, на отдельном стекле. На принимающую поверхность наносятся последовательно краски с печатных форм, начиная от светлого к темному.

Подбор колорита, цветовосприятие, остроумное решение получения дополнительных цветов за счет наложения одного цвета на другой, так, желтый и синий - получается зеленый; желтый плюс красный - оранжевый; красный плюс синий - фиолетовый, смешение всех трех цветов дает темный цвет. Все это способствует развитию чувства цвета, взаимосвязи цветов, их различия. Возможность применить знания, полученные при работе в технике “прорезной гравюры”, помогут в дальнейшем изучении печатной графики и в творческих работах.

1. Способ обучения печатной графике, включающий изучение композиции, выполнение эскиза, изготовление печатной формы, нанесение на нее краски и получение оттиска, отличающийся тем, что печатную форму, являющуюся позитивным изображением, изготавливают из плотной бумаги, переносом на нее с выполненного эскиза контуров тех деталей изображения, которые подлежат удалению, удаляют их, равномерно покрывают полученную печатную форму с обратной стороны краской и прижимают ее к принимающей изображение поверхности.

2. Способ по п.1, отличающийся тем, что печатную форму обрабатывают с обеих сторон клеем.

3. Способ по п.2, отличающийся тем, что используют клей ПВА.

4. Способ по п.1 или 2, отличающийся тем, что используют типографскую или предварительно обезжиренную масляную краску.

5. Способ по п.1 или 2, отличающийся тем, что для каждого цвета изготавливают свою печатную форму удалением на ней всех деталей, не соответствующих наносимому согласно эскизу цвету краски, наносят краску с обратной стороны печатной формы и поочередно прижимают к принимающей изображение поверхности.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к средствам обучения и может быть использовано в качестве учебной установки, предназначенной для развития навыков конструирования при рабочем проектировании, в частности для обучения критериально-обоснованному выбору геометрических параметров деталей, грамотному и осмысленному оформлению рабочей документации.
Изобретение относится к области медицины, психотерапии. .
Изобретение относится к компьютерным средствам обучения операторов и производственного персонала технологических процессов планам локализации и ликвидации аварийных ситуаций.
Изобретение относится к компьютерным средствам обучения операторов и эксплуатационного персонала технологических установок и контроля их знаний и навыков эффективного и безопасного ведения технологических процессов.

Изобретение относится к области педагогики и может быть использовано при обучении грамматике английского языка носителями другого языка. .
Изобретение относится к компьютерным средствам обучения операторов и эксплуатационного персонала технологических установок и контроля их знаний и навыков эффективного и безопасного ведения технологических процессов.
Изобретение относится к способам обучения иностранным языкам. .

Изобретение относится к техническим средствам обучения и позволяет при его использовании повысить эффективность обучения. .

Изобретение относится к средствам обучения и предназначено для повышения эффективности развития детей за счет упрощения приемов по использованию устройств обучения, обеспечивающих достижение синхронизации считываемой и звучащей тождественной информации

Изобретение относится к средствам обучения и контроля и может быть использовано как дидактическое средство обучения приемам опиливания на занятиях в образовательных учреждениях

Изобретение относится к обучению, к аппаратурному оснащению процесса обучения и может быть использовано для обучения чтению, для развития интеллекта детей, а также для коррекции имеющихся нарушений речи

Изобретение относится к области дистанционного обучения
Изобретение относится к обучению и касается приемов по обучению чтению дошкольников, предупреждения и коррекции логопедических нарушений

Изобретение относится к области педагогики как дидактическое средство по предмету «Технология» в образовательных учреждениях для формирования начальных умений пользования инструментом, в нашем случае молотком

Изобретение относится к автоматизированным средствам обучения и может быть использовано при создании систем для комплексного группового и/или индивидуального обучения и подготовки персонала для эксплуатации и обслуживания различных сложных технических систем, предусматривающих включение в контур управления этими системами человека

Изобретение относится к вычислительной технике, информационно-поисковым и интеллектуальным системам

Изобретение относится к дидактическим средствам обучения начальным приемам и навыкам ручной электродуговой сварки
Наверх