Способ вибродиагностики передач зацеплением
Изобретение относится к способам вибродиагностики передач зацеплением. Предложенный способ заключается в том, что предварительно устанавливают требуемую частоту вращения каждого зубчатого колеса, по зубцовым и кратным им частотам настраивают узкополосные фильтры, снимают сигнал с вибродатчика, установленного на корпусе диагностируемой передачи, фильтруют его узкополосными фильтрами и полученные диагностические данные фиксируют в памяти вычислительного средства в реальном масштабе времени в виде числовых последовательностей, после чего из каждой числовой последовательности выбирают массивы данных, соответствующие целым числам оборотов диагностируемых колес и колебаниям, генерируемым отдельными зубьями при их повороте на угловой шаг, затем на выделенных участках определяют амплитудные значения колебаний и с их учетом оценивают техническое состояние диагностируемого зубчатого колеса. Один из узкополосных фильтров настраивают на частоту собственных колебаний диагностируемого зубчатого колеса и из зафиксированных, с его использованием, в памяти вычислительного средства числовых последовательностей, соответствующих взаимодействию отдельных пар зубьев при их повороте на угловой шаг, выделяют группы данных, соответствующих однопарному и двухпарному зацеплению, рассчитывают средние квадратические величины колебаний на каждом из упомянутых выделенных массивов данных и отношения к ним соответствующих максимальных амплитуд собственных колебаний, а в качестве диагностического параметра используют среднее значение логарифмического декремента затуханий собственных колебаний. Данное изобретение позволяет использовать критерии диагностирования, не связанные с эталонными значениями амплитуд колебаний, местом расположения вибродатчика и тарировкой измерительных трактов. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.
Изобретение относится к испытательной технике, а именно к способам вибродиагностики передач зацеплением, преимущественно зубчатых передач с коэффициентами торцевого перекрытия, меньшими двух.Известен способ вибродиагностики передач зацеплением при испытаниях (патент РБ №4261, кл. G 01 M 13/02, 2001 г.), в соответствии с которым перед съемом контролируемых параметров на зубе одного из зубчатых колес диагностируемой передачи, имеющем максимальную погрешность шага зацепления, устанавливают тензорезисторы, съем данных с вибродатчика, установленного на подшипниковом узле диагностируемой передачи, и тензорезисторов осуществляют одновременно в реальном масштабе времени по меньшей мере при двух оборотах зубчатого колеса с тензометрируемым зубом, из полученных данных о вибрациях выделяют соответствующие времени нахождения в зацеплении тензометрируемого зуба информативные составляющие, в качестве которых служат амплитуды снятых параметров вибраций, определяют их статистические характеристики и корреляционную зависимость между средним значением измеренных амплитуд параметров вибраций и динамической нагруженностью тензометрируемого зуба, а по аналогичным составляющим параметров вибраций нетензометрируемых зубьев судят о динамической нагруженности любого из них с использованием полученной корреляционной зависимости.К определенным недостатком известного способа можно отнести то, что его реализация требует использования достаточно технически сложного и дорогостоящего метода тензометрирования, что не всегда экономически целесообразно и технически возможно при вибродиагностике мобильных машин, что существенно ограничивает области применения данного способа.Из известных наиболее близким по технической сущности к предлагаемому является способ вибродиагностики передач зацеплением (патент SU №4872337, кл. G 01 M 13/02, 1989 г.), выбранный в качестве прототипа, в котором техническое состояние каждого зубчатого колеса передачи определяется отдельно, при этом предварительно устанавливают требуемую частоту его вращения, в соответствии с которой рассчитывают зубцовую и кратные ей частоты диагностируемой передачи, по ним настраивают узкополосные фильтры, затем при двух и более оборотах диагностируемого колеса снимают сигнал с вибродатчика, установленного на корпусе диагностируемой передачи, фильтруют его узкополосными фильтрами и фиксируют в памяти вычислительного средства в реальном масштабе времени в виде числовой последовательности, в графическом форме имеющей синусоидальный вид, после чего из нее выделяют участки, кратные целым числам оборотов диагностируемого колеса и колебаниям, генерируемым отдельными зубьями при их повороте на угловой шаг, на выделенных участках определяют амплитудные значения колебаний, рассчитывают их средние квадратические значения для отдельных зубьев и диагностируемого колеса в целом, которые сравнивают между собой и с эталонными значениями и по результатам сравнения судят о техническом состоянии диагностируемого зубчатого колеса и его зубьев.Реализация данного способа позволяет последовательно оценить техническое состояние каждого из зубчатых колес и их зубьев при наличии базы данных с эталонными значениями амплитуд колебаний при определенных частотах вращения входного вала и нагружающих моментах на выходном валу диагностируемой передачи.К существенным недостаткам данного способа вибродиагностики можно отнести необходимость наличия базы данных с эталонными значениями средних квадратических величин амплитуд колебаний. Кроме того, на точность диагностирования существенное влияние оказывают место расположения вибродатчика и тарировка измерительных трактов, что в целом существенно снижает точность и достоверность полученных результатов.Задача изобретения - повышение точности и достоверности вибродиагностики путем использования критериев диагностирования, не связанных с эталонными значениями средних квадратических величин амплитуд колебаний, местом расположения вибродатчика и тарировкой измерительных трактов.Решение поставленной задачи достигается тем, что в способе вибродиагностики передач зацеплением, в котором техническое состояние каждого зубчатого колеса передачи определяют отдельно, при этом предварительно устанавливают требуемую частоту его вращения, по зубцовым и кратным им частотам настраивают узкополосные фильтры, снимают сигнал с вибродатчика, установленного на корпусе диагностируемой передачи, фильтруют его узкополосными фильтрами и полученные диагностические данные фиксируют в памяти вычислительного средства в реальном масштабе времени в виде числовых последовательностей, после чего из каждой числовой последовательности выбирают массивы данных, соответствующие целым числам оборотов диагностируемых колес и колебаниям, генерируемым отдельными зубьями при их повороте на угловой шаг, затем на выделенных участках определяют амплитудные значения колебаний и с их учетом оценивают техническое состояние диагностируемого зубчатого колеса, согласно изобретению один из узкополосных фильтров настраивают на частоту собственных колебаний диагностируемого зубчатого колеса и из зафиксированных с его использованием в памяти вычислительного средства числовых последовательностей, соответствующих взаимодействию отдельных пар зубьев при их повороте на угловой шаг, выделяют группы данных, соответствующих однопарному и двухпарному зацеплению, рассчитывают средние квадратические величины колебаний на каждом из упомянутых выделенных массивов данных и отношения к ним соответствующих максимальных амплитуд собственных колебаний, а в качестве диагностического параметра используют среднее значение логарифмического декремента затуханий собственных колебаний, при этом предварительно устанавливаемую частоту вращения диагностируемого зубчатого колеса выбирают из соотношения:=2f0/(kZ),где - частота вращения диагностируемой зубчатого колеса, рад/с,f0 - собственная частота колебаний диагностируемого зубчатого колеса,=3,1415...,k - отношение частоты собственных колебаний к зубцовой частоте, принимаемое равным k=2; 3; 4 - для реализации только режима однопарного зацепления при повороте диагностируемого зубчатого колеса на угловой шаг и k=6; 8 при реализации режима однопарно-двухпарного зацепления диагностируемого зубчатого колеса при его повороте на угловой шаг;Z - число зубьев диагностируемого зубчатого колеса, а логарифмические декременты затухания собственных колебаний диагностируемого зубчатого колеса определяют из зависимости:u=1,3[(LAMAX/L)-1,46]/(n-1),где u - логарифмический декремент затухания;LAMAX - максимальная амплитуда собственных колебаний на рассматриваемом участке выделенной числовой последовательности;L - среднее квадратическое значение собственных колебаний в выделенных массивах данных,n - число полных периодов собственных колебаний диагностируемого колеса в выделенных массивах данных для однопарного или двухпарного зацепления.Целесообразно, чтобы в способе вибродиагностики передач зацеплением для соответствующих целым числам полных оборотов диагностируемого зубчатого колеса из выделенных массивов данных с зубцовыми и собственными колебаниями определялись средние квадратические значения колебаний, а в качестве дополнительного диагностического параметра использовалось их соотношение.Повышение точности и достоверности виброакустической диагностики передач зацеплением достигается в результате того, что в качестве диагностических параметров используются безразмерные величины - логарифмические декременты затухания собственных колебаний диагностируемого колеса и соотношение средних квадратических значений собственных колебаний и колебаний на зубцовой частоте, определенных для целого числа оборотов диагностируемого колеса.Это исключает необходимость наличия базы данных с эталонными значениями средних квадратических величин амплитуд колебаний, исключает влияние на диагностические параметры места расположения вибродатчика и точности тарировки измерительных трактов.Установка частоты вращения диагностируемого зубчатого колеса, равной:=2f0/(kZ)обеспечивает реализацию 2-х 4-х (n=24) полных периода затухающих собственных колебаний диагностируемого зубчатого колеса, зафиксированных в каждом выделенном массиве данных для однопарного или двухпарного зацепления.Выбор величины n определяется тем, что при n=1 возникают близкие к резонансным явления, при n5 резко снижается точность оценки величины u.На фиг.1 показана осциллограмма исходного сигнала 1, колебаний на зубцовой частоте 2 и собственные колебания 3 диагностируемого зубчатого колеса при его повороте на угловой шаг.На фиг.2 показаны изменения средних квадратических значений колебаний диагностируемого зубчатого колеса на зубцовой частоте 4 и собственных колебаний 5 при увеличении нагружающих моментов Т на его валу от 40 Нм до 200 Нм, определенных для числовых последовательностей, соответствующих целым числам оборотов диагностируемого зубчатого колеса.На фиг.3 показаны изменения отношений средних квадратических значений собственных и зубцовых колебаний диагностируемого зубчатого колеса, определенных при увеличении нагружающих моментов Т на его валу от 40 Нм до 200 Нм для числовых последовательностей, соответствующих целым числам оборотов диагностируемого зубчатого колеса.Пример осуществления способа.Предлагаемый способ был апробирован на стенде для испытаний зубчатых колес, включающем в себя двигатель с плавно регулируемой частотой вращения, коробку с установленной в ней диагностируемой зубчатой парой и электромагнитный порошковый тормоз.Испытуемая зубчатая пара включала прямозубые зубчатые колесо и шестерню с числами зубьев Z1=Z2=40, модулем m=3 мм, выполненные по 7-ой степени точности по ГОСТ 1643-81 с исходным контуром по ГОСТ 13755-68. При диагностировании зубчатое колесо нагружалось моментами Т=40; 60; 80; 100; 120; 140; 160; 180 и 200 Нм. Эмпирически определенная собственная частота колебаний составляла f0 3200 Гц.Принималась величина k=8, что позволяло получить числа полных периодов собственных колебаний, соответственно равных для зоны однопарного зацепления n=4 и для зоны двухпарного зацепления n=4 (фиг.1). Исходя из этого рассчитывалась и устанавливалась на стенде частота вращения диагностируемого зубчатого колеса, равная:=2f0/(kZ)=23,14153200/(840)=63 рад/с.На валу диагностируемого зубчатого колеса устанавливалась частота вращения, равная 63 рад/с.В процессе проведения диагностирования вибродатчиком фиксировались в реальном масштабе времени (с помощью микропроцессорной системой сбора и обработки измерительной информации) виброускорения, генерируемые диагностируемым зубчатым колесом на его подшипниковой опоре.Узкополосные фильтры настраивались на срединные зубцовую частоту fz=400 Гц и собственную частоту колебаний f0=3200 Гц. Полоса пропускания составляла 5% от срединной частоты.Съем сигнала с вибродатчика осуществлялся при трех полных оборотах диагностируемого колеса. Исходный сигнал 1 (фиг.1) с вибродатчика фильтровался в соответствии с зубцовой (осциллограмма 2 на фиг.1) и собственной (осциллограмма 3 на фиг.1) частотами, фиксировался в цифровом виде на ПЭВМ с привязкой к реальному масштабу времени.Из массивов данных, соответствующих собственным частотам f0, генерируемым отдельными зубьями при повороте на угловой шаг, выделялись массивы данных с различной парностью зацепления (фиг.1). Для каждого из выделенных массивов данных определялись максимальная амплитуда виброускорений LAMAX, средняя квадратическая величину виброускорений вибраций L, рассчитывалось их отношение LAMAX/l, логарифмические декременты затухания u, и их средние значения для рассматриваемого случая, равные:для зон однопарного зацепленияu=0,0470,063;для зоны двухпарного зацепленияu=0,120,18.Полученные значения сравнивались с результатами определения логарифмического декремента затухания, полученными с использованием известных методов. Погрешность практически не превышает погрешностей измерений.Для рассматриваемых скоростных и нагрузочных режимов для полных оборотов диагностируемого колеса определялись средние квадратические значения зубцовых и собственных колебаний (фиг.2) и их соотношения (фиг.3), которые использовались в качестве дополнительного диагностического параметров.Как показали проведенные исследования, использование в качестве диагностического параметра логарифмических декрементов затухания u и соотношений средних квадратических значений зубцовых и собственных колебаний позволяет:- исключить необходимость наличия базы данных с эталонными значениями абсолютных величин амплитуд колебаний;- исключить влияние на результаты диагностирования места расположения вибродатчика и точности тарировки измерительных трактов;- определить нагрузочные режимы, при которых реализуется только однопарное зацепление, переходную зону и зону реализации однопарного и двухпарного зацепления, что позволяет путем расчета соответствующих деформаций оценить реальную точность изготовления диагностируемой зубчатой передачи по шагу зацепления, степень износа диагностируемого зубчатого колеса по смещению переходной зоны;- определить в режиме динамического нагружения логарифмический декремент затухания колебаний, оказывающий существенное влияние на виброакустическую активность передачи;- установить по изменениям логарифмического декремента затухания момент возникновения изгибных трещин у ножек зубьев и осуществить мониторинг их развития.В целом, это позволяет существенно повысить точность и достоверность результатов диагностирования и на основе этого значительно увеличить его эффективность и информативность.Формула изобретения
1. Способ вибродиагностики передач зацеплением, при котором техническое состояние каждого зубчатого колеса передачи определяют отдельно, при этом предварительно устанавливают требуемую частоту его вращения, по зубцовым и кратным им частотам настраивают узкополосные фильтры, снимают сигнал с вибродатчика, установленного на корпусе диагностируемой передачи, фильтруют его узкополосными фильтрами и полученные диагностические данные фиксируют в памяти вычислительного средства в реальном масштабе времени в виде числовых последовательностей, после чего из каждой числовой последовательности выбирают массивы данных, соответствующие целым числам оборотов диагностируемых колес и колебаниям, генерируемым отдельными зубьями при их повороте на угловой шаг, затем на выделенных участках определяют амплитудные значения колебаний и с их учетом оценивают техническое состояние диагностируемого зубчатого колеса, отличающийся тем, что один из узкополосных фильтров настраивают на частоту собственных колебаний диагностируемого зубчатого колеса и из зафиксированных с его использованием в памяти вычислительного средства числовых последовательностей, соответствующих взаимодействию отдельных пар зубьев при их повороте на угловой шаг, выделяют группы данных, соответствующих однопарному и двухпарному зацеплению, рассчитывают средние квадратические величины колебаний на каждом из упомянутых выделенных массивов данных и отношения к ним соответствующих максимальных амплитуд собственных колебаний, а в качестве диагностического параметра используют среднее значение логарифмического декремента затуханий собственных колебаний, при этом предварительно устанавливаемую частоту вращения диагностируемого зубчатого колеса выбирают из соотношения=2f0/(kZ),где - частота вращения диагностируемого зубчатого колеса, рад/с;f0 - собственная частота колебаний диагностируемого зубчатого колеса;=3,1415...;k - отношение частоты собственных колебаний к зубцовой частоте, принимаемое равным k=2; 3; 4 - для реализации только режима однопарного зацепления при повороте диагностируемого зубчатого колеса на угловой шаг и k=6; 8 при реализации режима однопарно-двухпарного зацепления диагностируемого зубчатого колеса при его повороте на угловой шаг;Z - число зубьев диагностируемого зубчатого колеса,а логарифмические декременты затухания собственных колебаний диагностируемого зубчатого колеса определяют из зависимостиu=1,3[(LAMАХ/L)-1,46]/(n-1),где u - логарифмический декремент затухания;LAMAX - максимальная амплитуда собственных колебаний на рассматриваемом участке выделенной числовой последовательности;L - среднее квадратическое значение собственных колебаний в выделенных массивах данных;n - число полных периодов собственных колебаний диагностируемого колеса в выделенных массивах данных для однопарного или двухпарного зацепления.2. Способ вибродиагностики передач зацеплением по п.1, отличающийся тем, что для соответствующих целому числу полных оборотов диагностируемого зубчатого колеса из выделенных массивов данных с зубцовыми и собственными колебаниями определяют средние квадратические значения колебаний, а в качестве дополнительного диагностического параметра используют их соотношение.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3