Гаситель колебаний рельсового транспортного средства

 

Изобретение относится к гасителям колебаний рельсового транспортного средства, в частности к гасителям колебаний тележек грузовых вагонов. Фрикционная планка выполнена в форме омегообразного профиля с величиной прогиба, прямо пропорциональной толщине фрикционной планки. Горизонтальная поверхность профиля совпадает с рабочей поверхностью фрикционной планки, а полочки - с нерабочими поверхностями. Технический результат от использования изобретения заключается в снижении ударных нагрузок, увеличении срока службы и стабильности работы фрикционного гасителя колебаний. 1 ил.

Изобретение относится к гасителям колебаний рельсового транспортного средства, в частности к гасителям колебаний тележек грузовых вагонов.

Известен гаситель колебаний (Инструкция по сварке и наплавке при ремонте грузовых вагонов ЦВ-201-98. - М.: Транспорт, 1998, - с.114-115), содержащий клин и фрикционную планку, которая имеет рабочую и нерабочие поверхности, расположенные в одной плоскости. Причем клин взаимодействует с фрикционной планкой по рабочей поверхности. Планка крепится к боковой раме с помощью четырех заклепок. Недостатком данного гасителя колебаний является то, что при работе пар трения клин-планка рабочая поверхность быстро изнашивается и уменьшается по толщине. В результате по периметру рабочей поверхности на границе с нерабочей поверхностью образуются уступы, которые деструктивно влияют на дальнейшую работу гасителя колебаний. При ударении клина об уступы на фрикционной планке происходит мгновенное изменение скоростей относительного движения многотонных масс динамической системы, сопровождающееся ударными нагрузками большой силы, ведущими к снижению усталостной прочности и повреждению нагруженных деталей. Эти удары негативно влияют на боковую раму, колесные пары и буксовый узел тележки грузового вагона, создают повышенные боковые нагрузки на гребень колеса, что приводит к вкатыванию колеса на головку рельса, провалам его внутрь колеи и схода вагонов.

Известен также фрикционный гаситель колебаний - прототип (патент РФ №2144874, МПК В 61 F 5/12. Гаситель колебаний рельсового транспортного средства и способ восстановления его фрикционной планки /С.А.Сенаторов. - Опубл. 27.01.2000. Бюл. №3. - 318 с.), содержащий клин и фрикционную планку, имеющую рабочую и нерабочие поверхности, причем клин взаимодействует с фрикционной планкой по рабочей поверхности, которая выполнена выступающей над нерабочей поверхностью и они жестко связаны между собой, кроме того, по периметру рабочей поверхности на границе с нерабочей выполнены канавки.

Недостатками такого гасителя являются сложность и трудоемкость изготовления, применение специальной оснастки и приспособлений для изготовления канавки, повышение веса планки, увеличение эксплуатационных расходов.

Целью изобретения является снижение ударных нагрузок, увеличение срока службы и стабильность работы фрикционного гасителя колебаний.

Указанная цель достигается изменением формы фрикционной планки гасителя колебаний.

Сущность изобретения заключается в том, что фрикционная планка выполнена в форме омегообразного профиля, при этом горизонтальная поверхность профиля совпадает с рабочей поверхностью фрикционной планки, а полочки - с нерабочими поверхностями, причем величина прогиба омегообразного профиля прямо пропорциональна толщине фрикционной планки.

На чертеже представлена схема гасителя колебаний (общий вид), состоящего из клина 1 и фрикционной планки 2, расположенной между клином 1 и вертикальной колонкой боковой рамы тележки грузового вагона (не показана), а также - вид фрикционной планки по А.

Предлагаемое устройство работает следующим образом. Гаситель колебаний расположен в боковой раме тележки грузового вагона между клином 7 и вертикальной колонкой (не показана). При работе гасителя клин 1 взаимодействует с фрикционной планкой 2 по рабочей поверхности фрикционной планки. За счет изменения формы фрикционной планки 2, когда ее рабочая поверхность выступает над нерабочими поверхностями, ширина контактной поверхности фрикционной планки и ширина контактной поверхности клина могут быть выполнены соизмеримыми, что обеспечивает их равномерный износ по поверхностям трения пары трения клин - фрикционная планка, исключает образование уступов, возникновение боковых ударных нагрузок об уступы, что обеспечивает стабильную работу фрикционного гасителя в течение всего срока межремонтного периода. Кроме того, омегообразный профиль фрикционной планки 2 меняет способ опоры на колонку боковой рамы (не показана): при типовой форме планки она опирается практически всей обратной поверхностью, а в предлагаемом устройстве только полочками профиля, что создает упругую связь между фрикционной планкой и вертикальной колонкой, обеспечивает самоустановку клина гасителя по прилеганию в поверхностях трения, уменьшает время приработки пар трения.

Омегообразный профиль сохраняет общую высоту конструкции, фрикционной планки, уменьшает ее толщину и, следовательно, вес.

Таким образом, предлагаемое устройство позволяет снизить ударные нагрузки, увеличить срок службы и стабильность работы фрикционного гасителя колебаний.

Формула изобретения

Гаситель колебаний рельсового транспортного средства, включающий клин, фрикционную планку, имеющую передние рабочую и две нерабочие поверхности, отличающийся тем, что фрикционная планка выполнена в форме омегообразного профиля с величиной прогиба, прямо пропорциональной толщине фрикционной планки, при этом горизонтальная поверхность профиля совпадает с рабочей поверхностью фрикционной планки, а полочки совпадают с нерабочими поверхностями.

РИСУНКИРисунок 1



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, а именно к конструкциям гасителей колебаний, используемых в центральном рессорном подвешивании тележек грузовых вагонов

Изобретение относится к транспортному машиностроению

Изобретение относится к транспортному машиностроению

Изобретение относится к рельсовому транспорту и может быть использовано при проектировании тележек пассажирских вагонов

Изобретение относится к подвесным устройствам транспортных средств и может быть использовано в демпферах с фрикционным клином

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, а именно к разработке пружинного гасителя колебаний грузовых тележек

Изобретение относится к железнодорожному транспорту и может быть использовано в центральном или буксовом подвешивании тележек грузовых вагонов

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, в частности, к центральному рессорному подвешиванию тележки грузовых вагонов

Изобретение относится к устройствам транспортного машиностроения, а именно: к амортизирующим устройствам, уменьшающим амплитуду колебаний рельсового транспортного средства

Изобретение относится к рельсовым транспортным средствам, в частности к соединениям боковой рамы с надрессорной балкой трехэлементной тележки грузового вагона

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, а именно к конструкции пружин центрального подвешивания тележки пассажирского вагона с двухступенчатым рессорным подвешиванием

Изобретение относится к подвижному составу железных дорог и касается двухосных трехэлементных тележек грузовых вагонов

Изобретение относится к железнодорожному подвижному составу, в частности к амортизирующим устройствам с фрикционными гасителями колебаний тележек

Изобретение относится к подвижному составу железнодорожного транспорта и может быть использовано в конструкциях двухосных тележек для грузовых вагонов

Изобретение относится к рельсовым транспортным средствам и касается устройства продольной связи тележек с кузовом железнодорожного тягового транспортного средства (ТТС)

Изобретение относится к рельсовым транспортным средствам и касается конструкции гасителя колебаний тележки вагона

Изобретение относится к рельсовым транспортным средствам и касается конструкции двухосных тележек грузовых вагонов

Изобретение относится к железнодорожному транспорту и касается конструкции центрального рессорного подвешивания тележки грузового вагона

Изобретение относится к железнодорожному транспорту и предназначено для гашения колебаний обрессоренных частей грузовых вагонов
Наверх