Быстрозапираемое замковое устройство

 

Изобретение относится к области скобяных изделий и касается быстрозапираемого замкового устройства, содержащего два корпуса, каждый из которых закреплен на одной из запираемых деталей, в одном из которых размещена пара шариков с возможностью их перемещения запорным элементом в сторону увеличения расстояния между ними, в другом имеются проточки, в которые при этом перемещении помещаются шарики, в результате чего происходит блокировка корпусов и запирание деталей. Корпуса представляют собой стакан и входящий в него цилиндр, стакан имеет на внутренней цилиндрической поверхности проточку в форме сегмента радиусом, равным радиусу шарика, с допуском, обеспечивающим посадку с гарантированным зазором. В отверстии, выполненном в торцевой плоскости стакана, по оси размещен подпружиненный снаружи шток, выступающий от поперечной оси проточки. Внутри поперечного отверстия цилиндра размещены два шарика, ограниченные тонкостенным сепаратором, расположенным на цилиндре. Данное устройство имеет повышенное удобство в пользовании. 3 ил.

Изобретение относится к устройствам для запирания различных дверей, в основном раздвижных, может быть применено в системах гибких и жестких автосцепок, в висячих замках.

Известно устройство (1) замка двери пассажирских вагонов, содержащее основание со съемной боковой крышкой, штульф или облицовку передней стенки замка, фаль, нус фали, ригель, цухальту ригеля, нус ригеля или скважину под ключ с бородкой и, по меньшей мере, один упругий элемент, отличающийся тем, что упругий элемент выполнен в виде цилиндрической пружины сжатия, замок дополнительно содержит Г-образную тягу для изменения направления усилия цилиндрической пружины на фаль и передачи усилия на фаль через нус фали, при этом длинное плечо Г-образной тяги проходит через отверстие цилиндрической пружины, один торец которой упирается в упорную гайку, навинченную на резьбовой участок тяги, а второй -в лапку введенного в замок криволинейного рычага, служащего для передачи усилия на цухальту, фиксирующую ригель, лапка рычага оперта на закрепленную на основании опорную пятку, длинное плечо Г-образной тяги проходит через отверстия опорной пяты и лапки криволинейного рычага и через направляющую скобу, размещенную на основании замка и своими выступами входящую в отверстие передней стенки замка, служащую направляющим элементом для упорной гайки, и открытую со стороны штульфа, кроме того, в штульфе или облицовке передней стенки замка выполнено отверстие для замены упругого элемента, размещенное соосно с отверстием направляющей скобы.

Недостатком данного устройства является сложность конструкции и ненадежность работы. Сложность обусловлена большим количеством деталей, а ненадежность работы обусловлена большим количеством упругих элементов.

Известно устройство (2) - прототип, содержащий корпус с цилиндрическим углублением и гнездами под концы дужки, выполненной с выемками под запирающие элементы в виде пары шариков, и цилиндровый механизм с ключом, отличающийся тем, что в корпусе замка установлен штифт, а цилиндровый механизм снабжен запирающим кулачком, нижняя часть которого выполнена с возможностью ограниченного поворота относительно штифта, а верхняя часть - с лысками, и стаканом, в котором выполнены отверстия под штифт и под один из запирающих элементов.

2. Висячий замок по п.1, отличающийся тем, что один из концов дужки выполнен удлиненным с лыской и упором, а лыски запирающего кулачка выполнены ассиметрично относительно оси.

Недостатком данного устройства является невозможность быстрого запирания, что сужает область его применения.

Технический результат предполагаемого изобретения - повышение надежности устройства при простоте конструкции, расширение области применения. Это достигается тем, что корпуса замкового устройства представляют собой стакан и входящий в него цилиндр. Стакан имеет на внутренней цилиндрической поверхности проточку в форме сегмента радиусом, равным радиусу шарика R с допуском, обеспечивающим посадку с гарантированным зазором, проточка имеет максимальный диаметр Дmах, ее поперечная ось размещена на расстоянии L от свободного края цилиндрической поверхности, в отверстии, выполненном в торцевой плоскости стакана, по оси размещен подпружиненный снаружи шток, диаметром dш , выступающий на расстояние а от поперечной оси проточки, цилиндр имеет поперечное отверстие, диаметром 2R, с допуском, обеспечивающим посадку с гарантированным зазором и продольное осевое отверстие, диаметром большим, чем dш и меньшим, чем 2R, внутри поперечного отверстия размещены 2 шарика, ограниченные тонкостенным сепаратором, расположенном на цилиндре и имеющим внешний диаметр меньший, чем внутренний диаметр стакана, но больший, чем 4R, при этом должны соблюдаться следующие условия:

L>R+a;

a>R;

Дmах=4R+dш,

при этом допуски размеров Дmах - как отверстия и (4R+d ш) - как вала должны обеспечивать посадку с гарантированным зазором.

Предлагаемое устройство будет понятно из чертежа.

На фиг.1 изображен первый корпус замкового устройства в форме цилиндра;

На фиг.2 изображен второй корпус замкового устройства в форме стакана;

На фиг.3 изображено замковое соединение первого и второго корпуса.

Предлагаемое быстрозапираемое замковое устройство, предназначенное для блокировки деталей 1 и 2, представляет собой жестко закрепленные на них соответственно цилиндр 3 и стакан 4.

Цилиндр 3 имеет поперечное отверстие 5 с размещенными в нем двумя шариками 6 и продольное осевое отверстие 7. Сепаратор 8 удерживает шарики 6 в поперечном отверстии 5.

На внутренней цилиндрической поверхности стакана 4 имеется проточка 9 радиусом, равным радиусу шарика с допуском, обеспечивающим посадку с гарантированным зазором, в отверстии, выполненном в торцевой поверхности, расположен шток 10, подпружиненный при помощи пружины 11 и ручки 12 к цилиндру снаружи. Ручка 12 может свободно перемещаться в прорези 13 гайки 14.

При этом должно соблюдаться условие:

L>R+a,

где R - радиус шариков

а - расстояние от продольной оси проточки до конца штока

a>R,

Дmах=4R+dш,

где Дmах - максимальный диаметр проточки,

d ш - диаметр штока.

Предлагаемое устройство работает следующим образом: при перемещении деталей 1 и 2 навстречу друг другу перемещаются размещенные на них соосно цилиндр 3 и стакан 4, при этом цилиндр 3 входит внутрь стакана 4.

Из-за условия L>a+R до соприкосновения штока 10 с шариками 6 они успевают войти вовнутрь стакана 4, что не позволяет им перемещаться в радиальном направлении, при этом шток 10, войдя в продольное отверстие 7, упирается в ограниченные в перемещении шарики 6 и отжимается в осевом направлении, сжимая пружину 11 и перемещая ручку 12 в прорези 13 гайки 14 до тех пор, пока шарики 6 не достигнут оси проточки 9, позволяющей шарикам перемещаться в радиальном направлении на величину, достаточную для того, чтобы шток 10 проскочил между шариками 6 и запер замковое устройство. Для разблокировки предлагаемого замкового устройства необходимо переместить ручку 12, жестко закрепленную на штоке 10, в осевом направлении на расстояние, обеспечивающее разблокировку шариков 6.

Ручка 12 может быть соединена известными способами с цилиндрами, отпираемыми различными ключами.

Данная конструкция позволяет надежно и быстро запереть детали 1 и 2 и очень просто их отпереть при простоте и надежности конструкции.

Признак “цилиндр имеет продольное отверстие, диаметром большим, чем dш, но меньшим, чем 2R” обеспечивает свободное перемещение штока 10 внутри продольного отверстия 7 и невозможность выхода шариков 6 из поперечного отверстия 5.

Признак “a>R” обеспечивает надежность запирания шариков 6 штоком 10, т.к. при этом условии шток 10 ограничен в поперечном перемещении в продольном отверстии 7 как на передней, так и на задней кромке поперечного отверстия 5.

Признак “L>R+a” обеспечивает возможность быстрого запирания предлагаемого устройства, т.к. только при этом условии шток 10 при запирании может упереться в шарики 6, после чего может отжаться пружиной 11 до тех пор, пока шарики 6 не войдут в проточку 9.

Признак “Дmax=4R+dш , при этом допуск Дmах как отверстия и поля допусков суммы размеров 4R+dш как вала должны обеспечивать посадку с гарантированным зазором” обеспечивает возможность штоку 10 проскочить между шариками 6.

Источники информации

1. Патент РФ № 2076195, кл. 6 Е 05 В 63/00.

2. Патент РФ № 2124105, кл. 6 Е 05 В 67/20 (прототип).

Формула изобретения

Быстрозапираемое замковое устройство, содержащее два корпуса, каждый из которых закреплен на одной из запираемых деталей, в одном из которых размещена пара шариков с возможностью их перемещения запорным элементом, в другом имеется проточка, в которую при этом перемещении помещаются шарики, в результате чего происходит блокировка корпусов и запирание деталей, отличающееся тем, что корпуса представляют собой стакан и входящий в него цилиндр, стакан имеет на внутренней цилиндрической поверхности проточку в форме сегмента радиусом, равным радиусу R шарика с допуском, обеспечивающим посадку с гарантированным зазором, проточка имеет максимальный диаметр Дmax, ее поперечная ось размещена на расстоянии L от свободного края цилиндрической поверхности стакана в отверстии, выполненном в торцевой плоскости стакана, по оси размещен подпружиненный снаружи шток диаметром dш , выступающий на расстояние “а” от поперечной оси проточки, цилиндр имеет поперечное отверстие диаметром 2R с допуском, обеспечивающим посадку с гарантированным зазором, и продольное осевое отверстие диаметром, большим dш и меньшим 2R, внутри поперечного отверстия размещены два шарика, ограниченные тонкостенным сепаратором, расположенным на цилиндре и имеющим внешний диаметр меньший, чем внутренний диаметр стакана, но больший, чем 4R, при этом должны соблюдаться условия L>R+a; a>R; Дmax=4R+d щ, при этом допуск размера Дmax как отверстия и поля допусков суммы размеров (4R+dш) как вала должны обеспечивать посадку с гарантированным зазором.

РИСУНКИ



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и приборостроению и представляет собой механическое средство фиксации изделий

Изобретение относится к машиностроению, конкретно к быстроразъемным устройствам защелкивающего действия

Изобретение относится к области машино- и приборостроения и представляет собой механическое средство фиксации изделий

Изобретение относится к машиностроению и может быть применено в конструкциях, требующих частого и быстрого разъема

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для соединения деталей, требующих частой и быстрой сборки и разборки

Изобретение относится к автомобилестроению, а более конкретно к устройствам для крепления кузовов транспортных средств к грузонесущей подвеске конвейера в процессе сборки автомобиля

Изобретение относится к космической технике и может быть использовано, например, для стягивания стыков космических конструкций

Изобретение относится к крепежным устройствам, используемым преимущественно на грузовых кораблях и станциях для быстрого демонтажа и монтажа съемного и доставляемого оборудования

Изобретение относится к электрооборудованию транспортных средств

Изобретение относится к области запирающих устройств и касается устройства блокировки дверного замка с сигнализатором, содержащего нажимную кнопку, расположенную в направляющей гильзе, тягу, соединенную с кнопкой одним концом, а другим концом воздействующую на запорный механизм блокировки дверного замка запертой двери, направляющая гильза установлена на нижней балке оконного проема двери транспортного средства, при этом снаружи расположены внешние части гильзы и кнопки, а тяга, запорный механизм блокировки и дверной замок установлены внутри полости двери

Изобретение относится к области скобяных изделий и касается запорного устройства, содержащего опору, несущую одноплечий рычаг-рукоятку с фиксатором в виде защелки и закрепленную на этом рычаге поворотную тягу, противоположный конец которой несет регулируемый и фиксируемый винтовой парой заходный элемент взаимодействия тяги с упором, смонтированным также на опоре

Изобретение относится к области охранных систем и касается замка для транспортного средства, содержащего корпус, в котором с возможностью возвратно-поступательного движения расположен ползун, один конец которого выполнен с узлом закрепления выведенного наружу корпуса основного троса, заключенного в гибкую оболочку, электродвигатель, вал которого через муфту связан с ведущей шестерней привода вращения ходового винта, смонтированного в полости ползуна для перемещения последнего при вращении этого винта, а также дополнительный трос, связанный с ползуном и выведенный наружу корпуса для ручного перемещения ползуна для втягивании основного троса, шток, закрепленный на свободном конце основного троса, и кронштейн с ответной частью для приема штока

Изобретение относится к области скобяных изделий и касается запорного устройства, содержащего корпус с центральным отверстием, средство крепления корпуса к крышке запираемого объекта, установленный в центральном отверстии корпуса с возможностью поворота стержень с запорным элементом, и выполненное за одно целое со стержнем средство для его поворота и ключ для взаимодействия со средством поворота

Изобретение относится к области скобяных изделий и касается замка с сигнализацией открытого состояния, содержащего расположенные в корпусе вильчатый плоский поворотный засов с выступом, выключатель с приводным штоком, установленным с возможностью перемещения внутрь выключателя, и расположенный между приводным штоком и выступом засова промежуточный пружинный элемент, выполненный в виде пластины, первый конец которой, образуя пружинный сегмент кольца, закреплен на выключателе

Изобретение относится к замочным изделиям и касается моторедуктора центрального замка автомобиля, содержащего размещенные в корпусе электродвигатель, зубчатую передачу, винт, гайку и тягу, при этом моторедуктор снабжен направляющей - фиксатором винта, выполненным в виде подпружиненного ступенчатого якоря электромагнита, с возможностью электропитания одновременно с электродвигателем, а винт выполнен составным, состоящим из винтового стержня, имеющего как минимум один продольный паз и сферическую головку, и втулки - тяги с расточкой и несколькими радиальными пазами, образующими полость с возможностью двустороннего контакта со сферической головкой

Изобретение относится к скобяным изделиям и касается запорного устройства для соединения охватывающей и охватываемой деталей, включающего совмещаемые канавки, выполненные на обращенных одна к другой поверхностях деталей по всему периметру охвата или его части, фиксирующий элемент, размещенный в одной из канавок с возможностью скольжения вдоль нее и возможностью частичного выдвижения во вторую канавку, причем по крайней мере один конец фиксирующего элемента соединен с механизмом для передачи тянущего и толкающего усилия на фиксирующий элемент, при этом в одной из канавок выполнена сквозная прорезь, механизм для передачи усилий расположен с противоположной от фиксирующего элемента стороны прорези и жестко соединен с фиксирующим элементом по крайней мере одним стержнем, проходящим через прорезь

Изобретение относится к скобяным изделиям и касается устройства для блокировки замка автомобильной двери, содержащего корпус, внутри которого расположен запорный узел, установленный с возможностью продольного перемещения внутри корпуса и состоящий из цилиндра с фиксатором, расположенным в полости толкателя, цилиндр и толкатель установлены с возможностью взаимного и совместного перемещения, а подпружиненный фиксатор с конусообразной боковой поверхностью расположен в пазу цилиндра, при этом фиксатор установлен с возможностью перемещения в направлении корпуса, в корпусе выполнена выемка для вхождения фиксатора, цилиндр с одной стороны связан с тягой блокиратора замка автомобильной двери, а с другой - имеет направляющий стержень с ограничителем, размещенный внутри толкателя, в полости толкателя выполнен внутренний выступ, ограничивающий движение цилиндра и взаимодействующий с одной стороны с ограничителем направляющего стержня, а с другой стороны - с торцевой поверхностью цилиндра, толкатель установлен с возможностью взаимодействия с одной стороны - с фиксатором по его конусообразной боковой поверхности, а с другой - связан с электрическим приводным устройством системы центрального запирания автомобиля

Изобретение относится к авиационной технике, а именно к оборудованию пассажирских кабин самолетов, и может быть использовано для фиксации элементов, которые соединяются или навешиваются в транспортных средствах, например облицовочных панелей в пассажирской кабине самолета
Наверх