Способ разрушения ледяного или грунтового покрова

Изобретение относится к взрывным работам и может быть использовано для разрушения сплошности ледяного или грунтового покрова и формирования в них канала, например, для ликвидации ледяного затора. Способ разрушения ледового или грунтового покрова включает размещение на летательном аппарате парашютных систем (ПС) с боеприпасами, их доставку в заданное место, сброс и подрыв боеприпасов. В качестве боеприпасов используют собранные в укладки удлиненные гибкие заряды ВВ с инициирующими устройствами с заданным временем задержки, соединенные одним концом с проникателями, а другим концом с парашютами. После сброса ПС разворачивают гибкие заряды ВВ в прямолинейное положение проникателями вниз, отделяют их от ПС и производят дистанционное взведение инициирующих устройств. Технический результат: повышение эффективности разрушения ледяного или грунтового покрова. 10 ил.

 

Изобретение относится к взрывным работам и может быть использовано для разрушения сплошности ледяного или грунтового покрова и формирования в них канала, например, для ликвидации ледяного затора.

Известен способ разрушения ледяного покрова, включающий установку под лед в одном месте нескольких зарядов взрывчатого вещества и поочередный их подрыв с интервалом времени, равным периоду распространения изгибно-гравитационных волн (см. патент РФ № 2037140, МПК 6 F 42 D 1/00, 7/00, 1/055, опубл. 09.06.95, Бюл. № 16).

Недостатком этого способа является сложность, опасность и низкая производительность установки под лед зарядов взрывчатого вещества, например, в условиях образования заторов на реках.

Известен способ разрушения ледяного покрова, включающий размещение на летательном аппарате парашютных систем (ПС) с контейнерами с боеприпасами в индивидуальных пусковых трубах, их доставку и сброс в заданное место, разворот пусковых труб относительно узлов их крепления к контейнеру, залповый запуск на заданном расстоянии ото льда и подрыв боеприпасов (см. заявку РФ № 93016414, МПК 6 F 42 D 7/00, Е 02 В 15/02, опубл. 29.03.93).

Данный способ выбран в качестве прототипа.

Недостаток этого способа - низкая доля взрывчатого вещества (10-20%) в загружаемом на борт летательного аппарата оборудовании (контейнер, пусковые трубы, корпус боеприпаса, метательные заряды, система их запуска и т.д.), предназначенном для разрушения ледяного или грунтового покрова, и, соответственно, низкая эффективность. К снижению эффективности приводит также подрыв боеприпаса на поверхности ледяного или грунтового покрова.

Задачей предлагаемого изобретения является увеличение доли взрывчатого вещества (ВВ) в загружаемом на борт летательного аппарата оборудовании, предназначенном для разрушения ледяного или грунтового покрова, и заглубление ВВ в ледяной или грунтовый покров до подрыва.

Технический результат: повышение эффективности разрушения ледяного или грунтового покрова.

Поставленная задача решается тем, что по способу разрушения ледяного или грунтового покрова, включающему размещение на летательном аппарате связанных с парашютными системами (ПС) контейнеров с боеприпасами, доставку их в заданное место, сброс, разворот боеприпасов относительно узлов их крепления к контейнерам, отделение боеприпасов от контейнеров и подрыв боеприпасов, в качестве боеприпасов используют собранные в укладку удлиненные гибкие заряды ВВ с инициирующими устройствами с заданным временем задержки, каждый из которых одним концом соединяют с проникателями, а другим - со стабилизирующим парашютом, связанным в свою очередь разрывной связью с контейнером, при этом после сброса ПС на заданной высоте гибкие заряды ВВ разворачивают в прямолинейное положение проникателями вниз, одновременно разрывают их связи с контейнерами, производят дистанционное взведение инициирующих устройств и раскрытие стабилизирующих парашютов каждого из боеприпасов, при достижении боеприпасами ледяного или грунтового покрова осуществляют внедрение проникателя в этот покров и подрыв боеприпасов с помощью инициирующих устройств с заданной временной задержкой.

От прототипа заявляемый способ отличается тем, в качестве боеприпасов используют собранные в укладку удлиненные гибкие заряды ВВ с инициирующими устройствами с заданным временем задержки, каждый из которых одним концом соединяют с проникателями, а другим - со стабилизирующим парашютом, связанным в свою очередь разрывной связью с контейнером, при этом после сброса ПС на заданной высоте гибкие заряды ВВ разворачивают в прямолинейное положение проникателями вниз, одновременно разрывают их связи с контейнерами, производят дистанционное взведение инициирующих устройств и раскрытие стабилизирующих парашютов каждого из боеприпасов, при достижении боеприпасами ледяного или грунтового покрова осуществляют внедрение проникателя в этот покров и подрыв боеприпасов с помощью инициирующих устройств с заданной временной задержкой.

Размещение на летательном аппарате связанных с парашютными системами контейнеров с боеприпасами, доставка их в заданное место, сброс, разворот боеприпасов относительно узлов их крепления к контейнерам, отделение боеприпасов от контейнеров и подрыв боеприпасов обеспечивает разрушение ледового или грунтового покрова.

Использование в качестве боеприпасов собранных в укладку удлиненных гибких зарядов ВВ с инициирующими устройствами с заданным временем задержки, каждый из которых одним концом соединяют с проникателями, а другим - со стабилизирующим парашютом, связанным в свою очередь разрывной связью с контейнером, позволяет увеличить в 2-6 раз долю взрывчатого вещества от загружаемого на борт летательного аппарата оборудования, предназначенного для разрушения ледяного или грунтового покрова, что, соответственно, повышает эффективность способа.

Развертывание после сброса ПС на заданной высоте гибких зарядов ВВ в прямолинейное положение проникателями вниз, одновременный разрыв их связи с контейнерами и раскрытие стабилизирующих парашютов каждого из боеприпасов позволяет набрать скорость, обеспечивающую при достижении боеприпасами ледяного или грунтового покрова внедрение проникателя с гибким зарядом ВВ в этот покров на оптимальную глубину, при подрыве заряда на которой с помощью инициирующего устройства с заданной временной задержкой достигаются максимальные разрушения ледяного или грунтового покрова.

Дистанционное взведение инициирующих устройств гибких зарядов ВВ обеспечивает безопасность летательного аппарата.

Изобретение поясняется чертежами.

На фиг.1 и 2 изображены общий вид сбоку и сверху размещения ПС с боеприпасами в летательном аппарате;

на фиг.3 изображен общий вид боеприпаса;

на фиг.4; 5 и 6 изображены виды ПС с размещенными и закрепленными в ней боеприпасами;

на фиг.7; 8; 9 и 10 изображены этапы процесса спуска ПС и боеприпасов.

Подготовка проведения операции по разрушению ледяного или грунтового покрова выполняется в следующем порядке.

Вначале на летательном аппарате 1 (см. фиг.1 и 2) размещают ПС 2 с боеприпасами 3 (см. фиг.3). В качестве боеприпасов 3 используют удлиненные гибкие заряды ВВ 4 с инициирующими устройствами 5 с заданным временем задержки, соединенные одним концом с проникателями 6, а другим концом со стабилизирующими парашютами 7. Боеприпасы 3 (см. фиг.4-6) по одному или группами (в данном примере по три) собраны в укладки в контейнерах 8 парашютных систем и закреплены группой лент 9, соединенных распадающимися замками 10. Контейнеры 8 изготовлены с открытым верхним торцом. Замки 10 выполнены с возможностью их раскрытия на заданной высоте, в данном примере, с помощью звеньев 11 по команде временного замка 12. Контейнер 8 второй группой лент 13 и стренгой 14 соединен с парашютом 15 с возможностью расположения укладки боеприпаса 3 над открытым торцом контейнера при раскрытии парашюта 15. Стабилизирующие парашюты 7 боеприпасов соединены разрывной связью 16 с контейнером 8 (см. фиг.8).

После прибытия летательного аппарата 1 в заданное место производится последовательный сброс ПС 2 (в данном примере с высоты ~2000 м). При раскрытии парашютов 15 контейнеры 8 разворачиваются открытым торцом вниз (см. фиг.7-10). По команде временного замка 12 с помощью звеньев 11 замки 10 раскрываются и освобождают ленты 9 крепления боеприпасов. Далее гибкие заряды ВВ 4 разворачиваются в прямолинейное положение проникателями 5 вниз. После чего одновременно разрываются связи 16 и боеприпасы 3 отделяются от ПС 2. В этот момент происходит дистанционное взведение с заданной временной задержкой инициирующих устройств 5 и раскрытие стабилизирующих парашютов 7 каждого из боеприпасов.

Расхождение боеприпасов, сбрасываемых на одной ПС, на требуемое расстояние происходит за счет разной площади их стабилизирующих парашютов, в данном примере, отличающихся на ~20% (Sп1=0,2 м2; Sп2=0,25 м2; Sп3=0,30 м2 - при трех боеприпасах с массой удлиненного гибкого заряда ВВ 4 ~200 кг и с массой проникателя 6 ~100 кг на каждом боеприпасе).

В результате расстояние между точками падения боеприпасов одной ПС и крайних боеприпасов соседних ПС составит ~15-20 м (см. фиг.10) - при средней скорости ветра до 5 м/с (в слое атмосферы от поверхности льда до высоты сброса ПС).

При сбросе ПС с высоты 2000 м (над поверхностью ледового затора) скорость встречи боеприпаса с ледовой преградой составляет ~150 м/с.

При движении проникателя 6 во льду образуется каверна диаметром, равным диаметру проникателя. В процессе внедрения происходит торможение проникателя, и гибкий заряд 4 сжимается по длине. При сжатии по длине заряд расширяется на всю полость каверны (до диаметра проникателя), при сохранении средней плотности. Сжатый заряд движется вместе с проникателем как твердое тело, обеспечивая постоянный подпор.

При скорости встречи снаряда с ледовой преградой 150 м/с длина сжатого заряда ~3 м, заглубление центра заряда составляет ~4 м, т.е. заряд входит в каверну полностью (расстояние от торца заряда до ледовой поверхности ~2,5 м).

С заданной временной задержкой с помощью инициирующего устройства 5 производится подрыв боеприпаса 3. В результате подрыва боеприпаса 3 образуется сквозная, до воды, воронка диаметром (в данном примере) 14-20 м. При этом толщина льда может достигать 5-8 м.

При расстоянии между точками падения снарядов 15-20 м в результате сброса 78 боеприпасов с одного самолета Ил-76, например, в ледовом заторе образуется сплошной канал длиной 1000-1600 м.

Следует отметить, что предложенный способ может быть использован для оперативного создания каналов в грунте, например, противопожарных или для задания направления потокам воды при наводнениях.

При массе загруженной ПС 2 ~1000 кг (в данном примере) доля ВВ составляет ~60% от загружаемого на борт летательного аппарата оборудования, предназначенного для разрушения ледяного или грунтового покрова.

Таким образом, предложенный способ по сравнению с прототипом позволяет увеличить в 2-6 раз массу ВВ в загружаемом на борт летательного аппарата оборудовании, предназначенном для разрушения ледяного или грунтового покрова, и, соответственно, эффективность разрушения ледяного или грунтового покрова.

Способ разрушения ледового или грунтового покрова, включающий размещение на летательном аппарате связанных с парашютными системами (ПС) контейнеров с боеприпасами, доставку их в заданное место, сброс, разворот боеприпасов относительно узлов их крепления к контейнерам, отделение боеприпасов от контейнеров и подрыв боеприпасов, отличающийся тем, что в качестве боеприпасов используют собранные в укладку удлиненные гибкие заряды ВВ с инициирующими устройствами с заданным временем задержки, каждый из которых одним концом соединяют с проникателями, а другим - со стабилизирующим парашютом, связанным, в свою очередь, разрывной связью с контейнером, при этом после сброса ПС на заданной высоте гибкие заряды ВВ разворачивают в прямолинейное положение проникателями вниз, одновременно разрывают их связи с контейнерами, производят дистанционное взведение инициирующих устройств и раскрытие стабилизирующих парашютов каждого из боеприпасов, при достижении боеприпасами ледяного или грунтового покрова осуществляют внедрение проникателя в этот покров и подрыв боеприпасов с помощью инициирующих устройств с заданной временной задержкой.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области металлургии, в частности к разделке металлического лома взрывом. .

Изобретение относится к ледотехнике, в частности к проведению работ по разрушению заторов на участках рек. .

Изобретение относится к ледотехнике, в частности к проведению работ по разрушению заторов на участках рек. .

Изобретение относится к ледотехнике, в частности к проведению работ по разрушению заторов на участках рек. .

Изобретение относится к ледотехнике, в частности для проведения взрывных работ с целью разрушения ледяного покрова. .

Изобретение относится к области прикладной газовой динамики и может быть использовано для исследования объектов и конструкций на механическое действие импульсных давлений.

Изобретение относится к взрывным работам, а именно к разрушению ледяного покрова. .

Изобретение относится к взрывным работам, а именно к разрушению ледяного покрова. .

Изобретение относится к взрывным работам по разрушению ледового покрова. .

Изобретение относится к взрывным работам по разрушению ледяного покрова. .

Изобретение относится к ледоразрушающим устройствам, устанавливаемым на опорах мостов через реки и предназначенным для предотвращения заторов перед мостами в периоды ледостава и ледохода.

Изобретение относится к технике проведения работ по ликвидации заторов на участках рек и направлено на предотвращение наводнений, возникающих при заторообразованиях на реках.

Изобретение относится к водному хозяйству и предназначено для разрушения и удаления льда на водоемах и водотоках, в частности, при ликвидации заторов и зажоров на реках.

Изобретение относится к ледоразрушающим устройствам, устанавливаемым на опорах мостов через реки и предназначенным для предотвращения заторов перед мостами в периоды ледостава и ледохода.

Изобретение относится к ледоразрушающим устройствам, устанавливаемым на опорах мостов через реки и предназначенным для предотвращения заторов перед мостами в периоды ледостава и ледохода.

Изобретение относится к ледоразрушающим устройствам, устанавливаемым на опорах мостов через реки и предназначенным для предотвращения заторов перед мостами в периоды ледостава и ледохода.

Изобретение относится к ледоразрушающим устройствам, устанавливаемым на опорах мостов через реки и предназначенным для предотвращения заторов перед мостами в периоды ледостава и ледохода.

Изобретение относится к ледоразрушающим устройствам, устанавливаемым на опорах мостов через реки и предназначенным для предотвращения заторов перед мостами в периоды ледостава и ледохода.

Изобретение относится к ледокольным работам. .

Изобретение относится к области гидротехники и может быть использовано для предотвращения повышения уровня воды в реках при таянии льда. .

Изобретение относится к области ледотехники и касается технологии ледоразрушения посредством применения резонансного способа разрушения ледяного покрова с помощью судна на воздушной подушке
Наверх