Интерметаллидный сплав на основе ниобия

Изобретение относится к области металлургии, а именно к жаропрочным интерметаллидным сплавам на основе Nb-Al для изготовления деталей авиационно-космической техники, работающих при температурах до 1600°С. Предложен интерметаллидный сплав на основе системы Nb-Al, содержащий ниобий, алюминий, вольфрам и тантал, при этом он дополнительно содержит хром, кремний, иттрий, лантан и церий при следующем соотношении компонентов, мас.%: хром 1,0-10,0, алюминий 14,0-20,0, вольфрам 1,0-15,0, тантал 1,0-15,0, кремний 0,1-5,0, иттрий 0,003-0,1, лантан 0,001-0,1, церий 0,003-0,1, ниобий - остальное. Технический результат - повышение жаропрочности и жаростойкости сплава. 2 табл.

 

Изобретение относится к области металлургии, а именно к изысканию жаропрочного интерметаллидного сплава на основе системы Nb-Al для изготовления деталей авиационно-космической техники с рабочими температурами до 1600°С.

Известен ниобиевый сплав по патенту США №5741376 кл. С 22 С 27/02, НКИ: 148-422, 1998 г., содержащий следующий состав, мас.%:

Титан 26,0-34,0

Хром 6,0-10,0

Алюминий 6,0-12,0

Кремний 9,0-18,0

Ниобий - основа

Этот сплав обладает недостаточной прочностью при пониженных температурах.

Наиболее близким аналогом предлагаемого изобретения, выбранным в качестве прототипа, является ниобиевый сплав на основе интерметаллидного соединения Nb3Аl, описанный в патенте Японии 06122935 опубл. 06.05.94 г., кл. С 22 С 27/02 следующего атомарного состава:

Nb1-x-y-zWxTayAlz,

где 0,01≤х≤0,15

0,01≤у≤0,15

0,18≤z≤0,26

а в мас.% состава:

Тантал 1,0-15,0

Вольфрам 1,0-15,0

Алюминий 18,0-26,0

Ниобий - остальное

Известный сплав отличается повышенной прочностью на сжатие при температуре 1600°С по сравнению с бинарными сплавами системы Nb-Аl.

Недостатком известного сплава являются невысокая жаростойкость и жаропрочность при 1400-1600°С.

Технической задачей, решаемой предлагаемым изобретением, является создание сплава с более высокими жаропрочными характеристиками.

Решение поставленной задачи достигается тем, что к известному сплаву, содержащему тантал, вольфрам, алюминий и ниобий, добавлен хром в количестве 1,0-10 мас.%, кремний в количестве 0,1-5,0 мас.%, иттрий и церий каждый в количестве 0,003-0,1 мac.%, лантан в количестве 0,001-0,1 мас.% и уменьшено количественное содержание алюминия до 14,0-20,0 мас%.

Предлагаемый сплав имеет следующее соотношение компонентов, мас.%:

Хром 1,0-10,0

Алюминий 14,0-20,0

Вольфрам 1,0-15,0

Тантал 1,0-15,0

Кремний 0,1-5,0

Иттрий 0,003-0,1

Лантан 0,001-0,1

Церий 0,003-0,1

Ниобий - остальное

Оптимальное сочетание упрочнения твердого раствора с дисперсионным упрочнением и повышением жаростойкости позволяет существенно повысить жаростойкость, жаропрочность и высокотемпературную твердость материала и обеспечить стабильность этих свойств в условиях длительной эксплуатации.

Наличие вольфрама и кремния позволяет значительно снизить скорость окисления и повысить жаропрочность. Введение легирующих элементов ниже минимального содержания не позволяет получить желаемый эффект. Превышение содержания легирующих элементов то сравнению с максимально заявленным значением крайне нежелательно, так как приводит к структурной нестабильности с появлением охрупчивающих интерметаллидных фаз, а также скоплению дефектов по границам зерен, чти в конечном счете снижает жаропрочные и жаростойкие характеристики материала и требует более частой замены штампового инструмента.

Наличие хрома позволяет повысить стойкость к окислению до 1500°С.

Наличие иттрия, лантана и церия позволяет обеспечить низкую окисляемость материала на воздухе при повышенных температурах. Одновременно они являются микролегирующими добавками, повышающими прочностные характеристики.

Предлагаемый сплав получают комбинированным способом, включающим в себя литье и метод порошковой металлургии.

Комбинированный способ получения предлагаемого сплава включает два этапа. Тантал и вольфрам вводят на первом этапе. На первом этапе получают литую заготовку сплава состава Nb - (14-20) мас.% Аl, содержащую 0,003-0,1 мас.% Y, Се, и La 0,001-0,1 мас.% в качестве микролегирующих добавок. Данная заготовка имеет низкую пластичность при комнатной температуре и легко измельчается в порошок. На втором этапе, осуществляемом методом порошковой металлургии, полученный порошок сплава Nb-Аl с микролегирующими добавками смешивается с указанными количествами порошков остальных легирующих элементов - кремния и хрома.

Химический состав выплавленных сплавов и сплава-прототипа представлен в табл.1.

Свойства выплавленных сплавов и сплава-прототипа приведены в табл.2.

Таблица 1.
№ п/пСплавХимические элементы, % масс.
СrАlWТаSiYLaСеNb
1минимум1,014,01,01,00,10,0030,0010,003ocт.
2средний617,010,010,030,0070,0070,007ocт.
3максимум10,020,015,015,05,00,10,10,1ocт.
4прототип 18,010,010,0----ocт.

Таблица 2
№ п/пСплавПрочность σВ1600, МПа
1минимум185,5
2средний190,6
3максимум200,3
4прототип181,5

Таким образом, использование сплава позволяет повысить жаростойкость и жаропрочность предложенного сплава, что необходимо при изготовлении деталей авиационно-космической техники.

Интерметаллидный сплав на основе системы Nb-Al, содержащий ниобий, алюминий, вольфрам и тантал, отличающийся тем, что он дополнительно содержит хром, кремний, иттрий, лантан и церий при следующем соотношении компонентов, мас.%:

Хром 1,0-10,0

Алюминий 14,0-20,0

Вольфрам 1,0-15,0

Тантал 1,0-15,0

Кремний 0,1-5,0

Иттрий 0,003-0,1

Лантан 0,001-0,1

Церий 0,003-0,1

Ниобий Остальное



 

Похожие патенты:
Изобретение относится к получению ниобийсодержащих материалов, используемых для получения специальных сталей. .
Изобретение относится к области металлургии, а именно к производству лигатур тугоплавких металлов, используемых для легирования титановых сплавов, методом алюминотермической плавки.

Изобретение относится к цветной металлургии, в частности к сверхпроводящим соединениям. .

Изобретение относится к цветной металлургии, в частности к сверхпроводящим соединениям. .

Изобретение относится к металлам, в частности к танталу, и изделиям, приготовленным из тантала, а также к способам получения и переработки тантала. .

Изобретение относится к области металлургии, в частности, к сплавам, способам их получения и изделиям, выполненным из них. .

Изобретение относится к области цветной металлургии, а именно к получению азотсодержащих лигатур для легирования титановых сплавов методом алюмотермической плавки.

Изобретение относится к способу получения сплавов, в частности к способу плавки с расходуемым электродом, отличающемуся улучшенными характеристиками плавки и равномерным распределением минимальных количеств испаренного сплавляемого металла по всему деформируемому металлическому продукту.
Изобретение относится к области металлургии и касается составов сплавов на основе ниобия, которые могут быть использованы для изготовления изделий, работающих в условиях механических нагрузок при повышенных температурах
Изобретение относится к области металлургии и касается составов сплава на основе ниобия, которые могут быть использованы для изготовления изделий, работающих в условиях механических нагрузок при повышенных температурах

Изобретение относится к получению ниобиевой проволоки, пригодной для применения в качестве проволочного вывода для ниобиевых, ниобийоксидных или танталовых конденсаторов
Изобретение относится к металлургии и может быть использовано для изготовления изделий, работающих в условиях механических нагрузок при повышенных температурах
Изобретение относится к области цветной металлургии и может быть использовано при производстве сплавов титана
Изобретение относится к области металлургического производства распыляемых металлических мишеней для микроэлектроники, а также к изготовлению интегральных схем и тонкопленочных конденсаторов на основе тантала и его сплавов

Изобретение относится к области металлургии, в частности к жаропрочным дисперсно-упрочненным сплавам на основе ниобия и способам их получения, и может быть использовано для изготовления деталей авиационно-космической техники, работающих при температурах до 1600°С

Изобретение относится к области металлургии, в частности к слоистым материалам, и может быть использовано для изготовления деталей авиационно-космической техники, работающих при высоких температурах
Наверх