Способ определения запаса хода транспортного средства по величине часового расхода топлива двигателя внутреннего сгорания



Владельцы патента RU 2267642:

Костиков Валерий Иванович (RU)
Борисенков Евгений Васильевич (RU)
Савин Анатолий Иванович (RU)
Огнева Елена Георгиевна (RU)
Зубарев Юрий Борисович (RU)
Сытенко Николай Иванович (RU)
Гаврилин Евгений Васильевич (RU)
Агропромышленная корпорация альтернативного земледелия "Русский крестьянин" (RU)
Олейников Владимир Иванович (RU)

Изобретение относится к двигателестроению, в частности к испытаниям двигателей внутреннего сгорания. Изобретение позволяет повысить эффективность использования двигателя внутреннего сгорания транспортного средства за счет повышения точности замера расхода топлива двигателя с учетом конкретных условий эксплуатации транспортного средства и снижения трудоемкости замера результатов измерений и их обработки. Способ определения запаса хода транспортного средства заключается в том, что замеряют величину радиуса rk движителя транспортного средства - ведущего колеса или ведущей звездочки, величину полного веса G транспортного средства. Осуществляют нагрузочным тормозом изменение величины крутящего момента Мд двигателя. Замеряют величины крутящего момента Мд двигателя и чисел оборотов n двигателя, установленных с помощью регулятора двигателя для каждой величины крутящего момента Мд, измеряют расход топлива для каждой величины крутящего момента Мд двигателя и на их основе строят регуляторную характеристику зависимости расхода топлива Gт от величины крутящего момента Мд двигателя. Определяют касательную силу тяги Рк движителя транспортного средства на радиусе rk движителя транспортного средства по выражению Ркд·ηтр·i/rk, где ηтр - коэффициент полезного действия трансмиссии, i - передаточное число трансмиссии. Определяют скорости движения V транспортного средства по выражению V=0,377·rk·n/i, определяют максимальную касательную силу тяги Ркmax, которую создают движители транспортного средства с полным весом G транспортного средства по выражению Ркmaxmax·λ·G, где ϕmax - максимальный коэффициент сцепления движителей транспортного средства с почвой, λ - отношение заданного сцепного веса Gсц и полного веса G транспортного средства. Преобразовывают полученные данные в электрические сигналы. Формируют и направляют сигналы в компьютер и на их основе строят зависимости касательной силы тяги Рк от величины крутящего момента Мд двигателя и зависимости скоростей V движения транспортного средства для различных передач транспортного средства от величины касательной силы тяги Рк. После определения максимальной касательной силы тяги Ркmax для каждой передачи транспортного средства по зависимости скорости V движения транспортного средства от величины касательной силы тяги Рк формируют и направляют сигналы в компьютер для определения соответствующей скорости Vmax1 для максимальной касательной силы тяги Ркmax и для определения из зависимости касательной силы тяги Рк от крутящего момента Мд соответствующей величины крутящего момента Мд1 для максимальной касательной силы тяги Ркmax, после чего по величине крутящего момента Мд1 формируют и направляют сигналы в компьютер для определения по регуляторной характеристике зависимости расхода топлива Gт от величины крутящего момента Мд двигателя, величины часового расхода топлива Gтmax, соответствующего величине максимальной касательной силы тяги Ркmax. Запас хода q100max транспортного средства по максимальному расходу топлива в литрах на 100 км пути для максимальной касательной силы тяги Ркmax и заданной передачи транспортного средства определяют по величине часового расхода топлива Gтmax по выражению q100max=100·Gтmax/γ·Vmax1, где γ - удельный вес топлива. 1 ил.

 

Изобретение относится к области двигателестроения, в частности к испытаниям двигателей внутреннего сгорания.

Известен способ определения запаса хода транспортного средства, заключающийся в том, что определяют расход топлива в литрах на 100 км пройденного пути по экономической характеристике транспортного средства для определенной передачи и различных значений приведенного коэффициента сопротивления дороги (см. Гинцбург Б.Я. Тракторы и автомобили, Москва, ВСХНЗО, 1968, с.37-48).

Недостатком этого способа является то, что определение расхода топлива на 100 км пройденного пути транспортного средства производят без учета условий сцепления движителей транспортного средства - колес или ведущей звездочки с почвой, определяемого касательной силы тяги на радиусе движителей транспортного средства. Кроме того, заявленный способ не учитывает технического состояния конкретного двигателя транспортного средства, что позволяет определить только весьма приблизительную оценочную величину запаса хода транспортного средства.

Известен способ определения расхода топлива двигателя внутреннего сгорания транспортного средства, заключающийся в работе двигателя внутреннего сгорания по внешней характеристике, измерении величины числа оборотов вала двигателя при работе на участках от холостого хода до полной подачи топлива и одновременном замере количества топлива в процессе разгона (см. авторское свидетельство СССР №1302164, МПК G 01 M 15/00, опубл. 07.04.1987).

Недостаток известного способа также заключается в недостаточной точности замера расхода топлива для двигателя транспортного средства, поскольку также не учитываются условия сцепления движителей транспортного средства с почвой и изменения расхода топлива в связи с конкретными условиями работы транспортного средства.

Задачей изобретения является повышение эффективности использования двигателя внутреннего сгорания транспортного средства, что достигается следующим техническим результатом - повышением точности замера расхода топлива двигателя с учетом конкретных условий эксплуатации транспортного средства и снижением трудоемкости замера результатов измерений и их обработки.

Указанный технический результат достигается тем, что способ определения запаса хода транспортного средства по величине часового расхода топлива двигателя внутреннего сгорания заключается в том, что замеряют величину радиуса rk движителя транспортного средства - ведущего колеса или ведущей звездочки, величину полного веса G транспортного средства, осуществляют нагрузочным тормозом изменение величины крутящего момента Мд двигателя, при этом замеряют величины крутящего момента Мд двигателя и чисел оборотов n двигателя, установленных с помощью регулятора двигателя для каждой величины крутящего момента Мд, измеряют расход топлива для каждой величины крутящего момента Мд двигателя и на их основе строят регуляторную характеристику зависимости расхода топлива Gт от величины крутящего момента Мд двигателя, определяют касательную силу тяги Рк движителя транспортного средства на радиусе rk движителя транспортного средства по выражению Ркд·ηтр·i/rk, где ηтр - коэффициент полезного действия трансмиссии, i - передаточное число трансмиссии, определяют скорости движения V транспортного средства по выражению V=0,377·rk·n/i, определяют максимальную касательную силу тяги Ркmax, которую создают движители транспортного средства с полным весом G транспортного средства по выражению Ркmaxmax·λ·G, где ϕmax - максимальный коэффициент сцепления движителей транспортного средства с почвой, λ - отношение заданного сцепного веса Gсц и полного веса G транспортного средства, преобразовывают полученные данные в электрические сигналы, формируют и направляют сигналы в компьютер и на их основе строят зависимости касательной силы тяги Рк от величины крутящего момента Мд двигателя и зависимости скоростей V движения транспортного средства для различных передач транспортного средства от величины касательной силы тяги Рк, причем после определения максимальной касательной силы тяги Ркmax для каждой передачи транспортного средства по зависимости скорости V движения транспортного средства от величины касательной силы тяги Рк формируют и направляют сигналы в компьютер для определения соответствующей скорости Vmax1 для максимальной касательной силы тяги Ркmax и для определения из зависимости касательной силы тяги Рк от крутящего момента Мд соответствующей величины крутящего момента Мд1 для максимальной касательной силы тяги Ркmax, после чего по величине крутящего момента Мд1 формируют и направляют сигналы в компьютер для определения по регуляторной характеристике зависимости расхода топлива Gт от величины крутящего момента Мд двигателя величины часового расхода топлива Gтmax, соответствующего величине максимальной касательной силы тяги Ркmax, при этом запас хода q100max транспортного средства по максимальному расходу топлива в литрах на 100 км пути для максимальной касательной силы тяги Ркmax и заданной передачи транспортного средства определяют по величине часового расхода топлива Gтmax по выражению q100max=100·Gтmax/γ·Vmax1, где γ - удельный вес топлива.

На чертеже приведены графические зависимости, используемые в процессе реализации заявленного способа.

Заявленный способ может быть реализован на известном автоматизированном стенде с программным управлением, позволяющим моделировать работу двигателя на транспортном средстве. Такой стенд, как правило, содержит испытываемый двигатель внутреннего сгорания, динамометр, электрический или гидравлический тормоз, тахогенератор, устройство замера топлива, датчики различных параметров двигателя, компьютер (электронно-вычислительную машину) с устройством преобразования замеренных параметров в электрические сигналы и ввода их в компьютер. Такие стенды широко известны, например, из книги Стефановский Б.С. и др., Испытания двигателей внутреннего сгорания, Москва, Машиностроение, 1972, с.43-49, или из патента СССР №1729303, МПК G 01 M 15/00, опубликованного 23.04.1992, или патента РФ №2053492, МПК G 01 M 15/00, опубликованного 27.01.1996 и могут быть использованы для реализации заявленного способа.

Способ определения запаса хода транспортного средства по величине часового расхода топлива двигателя внутреннего сгорания заключается в том, что замеряют величину радиуса rk движителя транспортного средства - ведущего колеса или ведущей звездочки и замеряют величину полного веса G транспортного средства.

Далее осуществляют нагрузочным тормозом изменение величины крутящего момента Мд двигателя, при этом замеряют величины крутящего момента Мд двигателя и чисел оборотов n двигателя, установленных с помощью регулятора двигателя для каждой величины крутящего момента Мд. При этом измеряют расход топлива для каждой величины крутящего момента Мд двигателя. На основе полученных замеров строят регуляторную характеристику зависимости расхода топлива Gт от величины крутящего момента Мд двигателя (см. зависимость А - Gт=f(Мд) на чертеже).

Определяют касательную силу тяги Рк движителя транспортного средства на радиусе rk движителя транспортного средства по выражению Ркд·ηтр·i/rk, где ηтр - коэффициент полезного действия трансмиссии, i - передаточное число трансмиссии.

Определяют скорости движения V транспортного средства по выражению V=0,377·rk·n/i.

Определяют максимальную касательную силу тяги Ркmax, которую создают движители транспортного средства с полным весом G транспортного средства по выражению Ркmaxmax·λ·G, где ϕmax - максимальный коэффициент сцепления движителей транспортного средства с почвой, λ - отношение заданного сцепного веса Gсц и полного веса G транспортного средства.

При движении колесного транспортного средства по сухой дороге, целине, стерне или сухому дерну величину коэффициента сцепления движителей транспортного средства с почвой ϕmax выбирают из диапазона 0,8...1,0.

При движении гусеничного транспортного средства по сухой дороге, целине, стерне, сухому дерну или лугу влажному величину коэффициента сцепления движителей транспортного средства с почвой ϕmax выбирают из диапазона 1,1...1,2.

Для колесного транспортного средства с одним ведущим мостом отношение λ сцепного веса Gсц и полного веса G транспортного средства составляет λ<1.

Для гусеничного транспортного средства отношение λ сцепного веса Gсц и полного веса G транспортного средства составляет λ=1.

Полученные данные преобразовывают в электрические сигналы, формируют и направляют сигналы в компьютер и на их основе строят зависимости касательной силы тяги Рк от величины крутящего момента Мд двигателя (см. зависимость Б - Рк=f(Мд) на чертеже) и зависимости скоростей V движения транспортного средства для различных передач транспортного средства от величины касательной силы тяги Рк (см. зависимость В - V=f(Мд) на чертеже).

После определения максимальной касательной силы тяги Ркmax для каждой передачи транспортного средства по зависимости скорости V движения транспортного средства от величины касательной силы тяги Рк формируют и направляют сигнал 1 (см. чертеж) в компьютер для определения соответствующей скорости Vmax1 для максимальной касательной силы тяги Ркmax. Для определения из зависимости касательной силы тяги Рк от крутящего момента Мд соответствующей величины крутящего момента Мд1 для максимальной касательной силы тяги Ркmax направляют сигнал 2 в компьютер (см. чертеж).

После чего по величине крутящего момента Мд1 формируют и направляют сигнал 3 (см. чертеж) в компьютер для определения по регуляторной характеристике зависимости расхода топлива Gт от величины крутящего момента Мд двигателя величины часового расхода топлива Gтmax, соответствующего величине максимальной касательной силы тяги Ркmax.

И уже по величине Gтmax формируют и направляют в компьютер сигнал для определения запаса хода q100max транспортного средства по максимальному расходу топлива в литрах на 100 км пути для максимальной касательной силы тяги Ркmax и заданной передачи транспортного средства по выражению q100max=100·Gтmax/γ·Vmax1, где γ - удельный вес топлива.

Таким образом, заявленный способ позволяет повысить точность замера расхода топлива двигателя с учетом конкретных условий эксплуатации транспортного средства и снизить трудоемкость замера результатов измерений и их обработки, обеспечив при этом более точный замер запаса хода транспортного средства по величине часового расхода топлива двигателя внутреннего сгорания.

Способ определения запаса хода транспортного средства по величине часового расхода топлива двигателя внутреннего сгорания, заключающийся в том, что замеряют величину радиуса rk движителя транспортного средства - ведущего колеса или ведущей звездочки, величину полного веса G транспортного средства, осуществляют нагрузочным тормозом изменение величины крутящего момента Мд двигателя, при этом замеряют величины крутящего момента Мд двигателя и чисел оборотов n двигателя, установленных с помощью регулятора двигателя для каждой величины крутящего момента Мд, измеряют расход топлива для каждой величины крутящего момента Мд двигателя и на их основе строят регуляторную характеристику зависимости расхода топлива Gт от величины крутящего момента Мд двигателя, определяют касательную силу тяги Рк движителя транспортного средства на радиусе rk движителя транспортного средства по выражению Ркд·ηтр·i/rk, где ηтр - коэффициент полезного действия трансмиссии, i - передаточное число трансмиссии, определяют скорости движения V транспортного средства по выражению V=0,377·rk·n/i, определяют максимальную касательную силу тяги Ркmax, которую создают движители транспортного средства с полным весом G транспортного средства по выражению Ркmaxmax·λ·G, где ϕmax - максимальный коэффициент сцепления движителей транспортного средства с почвой, λ - отношение заданного сцепного веса Gсц и полного веса G транспортного средства, преобразовывают полученные данные в электрические сигналы, формируют и направляют сигналы в компьютер и на их основе строят зависимости касательной силы тяги Рк от величины крутящего момента Мд двигателя и зависимости скоростей V движения транспортного средства для различных передач транспортного средства от величины касательной силы тяги Рк, причем после определения максимальной касательной силы тяги Ркmax для каждой передачи транспортного средства по зависимости скорости V движения транспортного средства от величины касательной силы тяги Рк формируют и направляют сигналы в компьютер для определения соответствующей скорости Vmax1 для максимальной касательной силы тяги Ркmax и для определения из зависимости касательной силы тяги Рк от крутящего момента Мд соответствующей величины крутящего момента Мд1 для максимальной касательной силы тяги Ркmax, после чего по величине крутящего момента Мд1 формируют и направляют сигналы в компьютер для определения по регуляторной характеристике зависимости расхода топлива Gт от величины крутящего момента Мд двигателя, величины часового расхода топлива Gтmax, соответствующего величине максимальной касательной силы тяги Ркmax, при этом запас хода q100max транспортного средства по максимальному расходу топлива в литрах на 100 км пути для максимальной касательной силы тяги Ркmax и заданной передачи транспортного средства определяют по величине часового расхода топлива Gтmax, по выражению q100max=100·Gтmax/γ·Vmax1, где γ - удельный вес топлива.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к контролю технического состояния силовой установки транспортного средства, преимущественно тепловоза, в которую входят двигатель внутреннего сгорания, главный генератор, вспомогательные агрегаты и топливная система с топливным баком.
Изобретение относится к сельскому хозяйству, в частности к сельскохозяйственному приборостроению. .

Изобретение относится к области технического диагностирования и может быть использовано для определения технического состояния цилиндропоршневой группы двигателя внутреннего сгорания по расходу газов, прорывающихся в картер из камеры сгорания через кольцевые уплотнения поршней.

Изобретение относится к двигателестроению, в частности к испытаниям топлив на стендовых установках для оценки низкотемпературной прокачиваемости топлив для дизелей.

Изобретение относится к устройствам, предназначенным для испытаний прямоточных воздушно-реактивных двигателей (ПВРД). .

Изобретение относится к двигателестроению, в частности к измерительной технике, и может быть использовано при ремонтно-диагностических работах с двигателями внутреннего сгорания.

Изобретение относится к двигателестроению и может быть использовано при производстве двигателей внутреннего сгорания. .

Изобретение относится к двигателестроению, в частности к измерительной технике, и может быть использовано в целях экономии топлива в двигателях автотранспорта судового и железнодорожного транспорта.

Изобретение относится к области эксплуатации машин и может быть использовано при диагностировании ДВС. .

Изобретение относится к области испытаний двигателей внутреннего сгорания (ДВС), поршневых компрессоров, в частности к измерительным устройствам для оценки технического состояния тепловых двигателей, и может быть использовано в конструкции этих устройств, при проведении диагностики ДВС и компрессоров в эксплуатационных условиях.

Изобретение относится к двигателестроению, в частности к измерительной технике, и может быть использовано для испытания и определения технического состояния двигателей внутреннего сгорания (ДВС).

Изобретение относится к двигателестроению, в частности к способам испытания топливной аппаратуры двигателей внутреннего сгорания. .

Изобретение относится к двигателестроению, в частности к контрольно-измерительным стендам, и может быть использовано для регулировки поплавкового механизма карбюратора, проверки герметичности запорной иглы, проверке ее приводного механизма в карбюраторах не имеющих в поплавковой камере смотрового окна и пробки-заглушки с поплавком, смонтированным на крышке карбюратора.

Изобретение относится к двигателестроению, в частности к испытаниям топливной аппаратуры двигателей внутреннего сгорания, в частности муфт опережения впрыскивания топливных насосов дизелей.

Изобретение относится к двигателестроению, в частности к плоскому трубчатому гасителю колебаний давления жидкости в гидролиниях. .

Изобретение относится к двигателестроению, в частности к способам и устройствам для калибровки датчиков давления системы дозирования топлива двигателя внутреннего сгорания.

Изобретение относится к двигателестроению, в частности к области испытаний топливной аппаратуры двигателей внутреннего сгорания. .

Изобретение относится к двигателестроению, в частности к испытательной аппаратуре, а именно к диагностическим установкам, обеспечивающим проверку технического состояния и регулировку топливной аппаратуры автомобильных двигателей.

Изобретение относится к двигателестроению, в частности к техническому диагностированию машин, к топливопроводам высокого давления, к испытательным стендам и приборам диагностирования топливовпрыскивающей аппаратуры двигателей внутреннего сгорания.

Изобретение относится к двигателестроению, в частности к испытаниям топливовпрыскивающей аппаратуры дизелей, и может быть использовано для контроля ее технического состояния.

Изобретение относится к двигателестроению, в частности к испытаниям двигателей внутреннего сгорания
Наверх