Труба из композиционно-волокнистого материала

Изобретение относится к созданию изделий из композиционных материалов, в частности герметичных изделий из армированных материалов, имеющих форму тел вращения, и может быть использовано в различных отраслях техники, например в химической, нефтехимической и авиационной. Техническим результатом изобретения является создание прочных труб, способных противостоять нагрузкам, возникающим при подземной прокладке трубопроводов, и изгибающим нагрузкам, а также повышения внутреннего давления разгерметизации трубы. Труба из композиционно-волокнистого материала содержит слои с армирующим волокнистым материалом, пропитанным связующим и ориентированным в продольном и поперечном направлениях, причем в кольцевом направлении образованы два слоя - наружный и внутренний, наружный слой армирован материалом - жестким материалом, имеющим модуль упругости не менее чем на 30% больше, чем материал, используемый для внутреннего кольцевого и продольного слоев - нежесткий материал, толщина наружного кольцевого слоя составляет 40-150% от толщины внутреннего кольцевого слоя, в качестве жесткого материала применяется базальтовое волокно, а в качестве нежесткого материала - стеклянное волокно. 2. з.п. ф-лы, 1 ил.

 

Изобретение относится к созданию изделий из композиционных материалов, в частности герметичных изделий из армированных материалов, имеющих форму тел вращения, и может быть использовано в различных отраслях техники, например в химической, нефтехимической и авиационной.

Известны многослойные трубы из композиционного материала по патенту 2167357 (опубл. 20.05.2001), в которых конструкционный слой трубы из композиционного материала выполнен из армирующего материала в виде чередующихся монослоев с поперечной и продольной укладкой армирующего материала, пропитанного, например, термореактивным связующим, при этом в продольном направлении армирующий материал уложен зигзагом.

Данная конструкция трубы не решает проблемы повышения несущей способности при действии наружного давления грунта в случае подземной прокладки трубопровода. Подвижки грунта, особенно в поперечном направлении трубы, приводят к ее изгибу, вследствие которого нарушается целостность или герметичность. К недостаткам относится также пониженная прочность композиционного материала на сдвиг, которая отрицательно сказывается, например, при работе трубы на изгиб.

Известна труба из конструкционных материалов по заявке 2001134004, выполненная из армирующих материалов в виде чередующихся монослоев с поперечной и продольной укладкой армирующего материала, пропитанного, например, термореактивным связующим, при этом в продольном направлении армирующий материал уложен зигзагом, вершины каждой петли зигзага зафиксированы прижимными стеклонитями, образуя косослойную продольно-поперечную структуру, при которой продольно и поперечно уложенный армирующий материал образует слоистую структуру, в которой каждый последующий монослой смещен относительно предыдущего в продольном направлении и по окружности, она состоит из внутреннего и наружного конструкционных слоев, разделенных барьерным слоем с повышенным содержанием связующего, причем толщина барьерного слоя составляет 0,5...1 мм, а толщина внутреннего конструкционного слоя равна 25...40% от оставшейся толщины трубы, а барьерный слой образован намоткой низкоплотной тканой или нетканой ленты и намоткой кольцевого ровинга.

Трубы данной конструкции также плохо противостоят наружному давлению грунта, подвижкам в земной коре и изгибающим нагрузкам.

Предлагаемым изобретением решается задача создания прочных труб, способных противостоять нагрузкам, возникающим при подземной прокладке трубопроводов, и изгибающим нагрузкам. Кроме того, предлагаемым изобретением решается задача повышения внутреннего давления разгерметизации трубы.

Для достижения указанного технического результата труба из композиционно-волокнистого материала, содержащая слои с армирующим волокнистым материалом, пропитанным связующим и ориентированным в продольном и поперечном направлениях, причем в кольцевом направлении образованы два слоя - наружный и внутренний, наружный слой армирован материалом - жестким материалом, имеющим модуль упругости не менее чем на 30% больше, чем материал, используемый для внутреннего кольцевого и продольного слоев - нежесткий материал, толщина наружного кольцевого слоя составляет 40-150% от толщины внутреннего кольцевого слоя, в качестве жесткого материала применяется базальтовое волокно, а в качестве нежесткого материала - стеклянное волокно.

Отличительными признаками предлагаемой трубы из композиционно-волокнистых материалов от указанной выше, наиболее близкой к ней является то, что в кольцевом направлении образованы два слоя - наружный и внутренний, причем наружный слой армирован материалом - жестким материалом, имеющим модуль упругости не менее чем на 30% больше, чем материал, используемый для армирования внутреннего кольцевого и продольного слоев нежесткий материал, толщина наружного кольцевого слоя составляет 40-150% от толщины внутреннего кольцевого слоя и в качестве жесткого материала применяется базальтовое волокно, а в качестве нежесткого материала - стеклянное волокно.

Армирование наружного слоя жестким материалом, имеющим модуль упругости не менее чем на 30% больший, чем материал, используемый для армирования внутреннего кольцевого слоя, приводит к тому, что труба при подземной прокладке лучше противостоит наружному давлению грунта, поскольку имеет повышенную жесткость в кольцевом направлении и, следовательно, более высокое критическое давление потери устойчивости. Армирование продольного слоя нежестким материалом позволяет повысить несущую способность трубы при ее изгибе вследствие поперечных подвижек в земной коре, так как при этом увеличивается предельная относительная деформация материала в осевом направлении. Кроме того, за счет сочетания менее жесткого в кольцевом направлении внутреннего слоя и более жесткого наружного слоя в радиальном направлении трубы из композиционно-волокнистых материалов возникают нормальные напряжения сжатия, препятствующие расслоениям материала и повышающим внутреннее давление разгерметизации. Нормальные напряжения сжатия в радиальном направлении приводят к дополнительному эффекту увеличения несущей способности композиционного материала на межслойный сдвиг, благодаря чему повышается несущая способность трубы при изгибающих нагрузках.

Предлагаемая труба из композиционно-волокнистых материалов иллюстрируется чертежом.

Труба из композиционных материалов состоит из внутреннего кольцевого слоя 1, наружного кольцевого слоя 2 и продольного слоя 3. Наружный кольцевой слой армирован жестким материалом, например базальтовым волокном, а внутренний кольцевой и продольный слои армированы нежестким материалом, например стеклянным волокном.

Изобретение поясняется примером.

Труба из композиционных материалов имеет наружный кольцевой слой с армирующим волокнистым жестким материалом, например базальтовым волокном, пропитанным связующим, а внутренний кольцевой и продольный слои армированы волокнистым нежестким материалом, например стеклянным волокном, пропитанным связующим, причем толщина наружного кольцевого слоя составляет 40-150% от толщины внутреннего кольцевого слоя.

Наличие двух видов наполнителей в различных слоях трубы из композиционно-волокнистых материалов, а также различие модуля упругости наполнителей не менее чем на 30% и соотношение толщины кольцевого наружного слоя к толщине внутреннего как 40-150% приводит к тому, что трубы данной конструкции имеют более высокую надежность в связи со следующими обстоятельствами:

- они лучше противостоят нагрузкам, возникающим в конструкции при подземной прокладке трубопроводов, таким как наружное давление и подвижки грунта;

- они имеют более высокую герметичность при действии внутреннего давления;

- они имеют повышенную прочность при наличии изгибающих нагрузках.

1. Труба из композиционно-волокнистого материала, содержащая слои с армирующим волокнистым материалом, пропитанным связующим и ориентированным в продольном и поперечном направлениях, отличающаяся тем, что в кольцевом направлении образованы два слоя - наружный и внутренний, причем наружный слой армирован материалом - жестким материалом, имеющим модуль упругости не менее чем на 30% больше, чем материал, используемый для армирования внутреннего кольцевого слоя и продольного слоя - нежесткого материала.

2. Труба из композиционно-волокнистого материала по п.1, отличающаяся тем, что толщина наружного кольцевого слоя составляет 40-150% от толщины внутреннего кольцевого слоя.

3. Труба из композиционно-волокнистого материала, отличающаяся тем, что в качестве жесткого материала применяется базальтовое волокно, а в качестве нежесткого материала - стеклянное волокно.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области химии полимеров, а именно к покрытию из полиолефина для стальных труб с высокой динамической стойкостью на излом у покрытия стальных труб во время монтажа и в ходе эксплуатации.

Изобретение относится к строительству трубопроводного транспорта и используется при производстве секций трубопроводов водоснабжения и подачи по ним теплоносителя.

Изобретение относится к области производства труб, а именно многослойных спирально-шовных труб, и может быть использовано при изготовлении трубопроводов для транспортирования жидких и газообразных веществ, в том числе агрессивных.

Изобретение относится к строительству и используется при сооружении полимерных трубопроводов. .
Изобретение относится к мультимодальной полимерной композиции, предназначенной для изготовления труб и к изготовленным из нее трубам. .

Изобретение относится к созданию изделий из композиционных материалов, имеющих форму тел вращения, и может быть использовано при производстве корпусов и отсеков летательных аппаратов, применяемых в ракетной и авиационной технике.

Изобретение относится к области транспортирования жидких сред по трубам, в частности к трубам из пластических масс, применяемых в различных отраслях промышленности.

Изобретение относится к области транспортирования жидких сред по трубам, в частности к трубам из пластических масс, применяемых в различных отраслях промышленности.

Изобретение относится к области изделий из композиционно-волокнистого материала. .

Изобретение относится к области химии полимеров, а именно к однослойным или многослойным трубам и компонентам труб из пропиленовых полимеров для трубопроводов с улучшенным сопротивлением быстрому распространению трещин, состоящим из пропиленового гомополимера с индексом течения расплава в диапазоне от 0,05 до 8 г/10 мин при 230°С/2,16 кг или пропиленовых блок-сополимеров, содержащих от 90,0 до 99,9 мас.% звеньев пропилена и от 0,1 до 10,0 мас.% звеньев -олефинов с 2 или 4-18 атомами углерода, с индексом расплава в диапазоне от 0,05 до 8 г/10 мин при 230°С/2,16 кг, или их смесей, где пропиленовыми полимерами или пропиленовыми блок-сополимерами являются пропиленовые полимеры с зародышеобразователями кристаллизации в -форме, где для пропиленовых гомополимеров с зародышеобразователями кристаллизации в -форме или для гомополимерного блока пропиленовых блок-сополимеров с зародышеобразователями кристаллизации в -форме IR 0,97 и для труб из пропиленовых полимеров для трубопроводов, изготовленных из пропиленовых гомополимеров с зародышеобразователями кристаллизации в -форме, наблюдается быстрое распространение трещин, отличающееся критической температурой в диапазоне от -5 до +40°С и критическим давлением 3 бар ниже критической температуры, а для труб из пропиленовых полимеров, изготовленных из пропиленовых блок-сополимеров с зародышеобразователями кристаллизации в -форме наблюдается быстрое распространение трещин, отличающееся критической температурой в диапазоне от -25 до 0°С и критическим давлением 3 бар ниже критической температуры

Изобретение относится к промышленной сети трубопроводов из полиолефинов с улучшенными жесткостью, ударной вязкостью, предназначенной для использования при высокой рабочей температуре, включающей однослойные или многослойные трубы, фитинги, клапаны, камеры и емкости, состоящие из пропиленового гомополимера, а также к способу их изготовления

Изобретение относится к полимерной трубе для горячих текучих сред, таких как горячая вода

Изобретение относится к области труб
Изобретение относится к разработке шлангов с пониженной топливопроницаемостью, предназначенных для подачи топлива по трубопроводам бензиновых двигателей с электронной системой регулирования впрыска топлива, и может быть использовано в производстве резинотехнических изделий для автомобильной промышленности

Изобретение относится к строительству и может быть использовано в качестве силовых конструкций мачт, коммуникационных коллекторов, шахтных и вентиляционных каналов, сливных и дымовых труб, баков, цистерн, контейнеров и т.д

Изобретение относится к трубопроводному транспорту и может быть использовано в гидротранспорте

Изобретение относится к области производства фильтров для водозаборных, водопонизительных и гидрогеологических скважин
Наверх