Битумно-каучуковая мастика

Изобретение относится к строительным материалам и может быть использовано в качестве кровельных материалов, для защиты металлических, бетонных и других оснований, а также для герметизации швов в дорожном строительстве. Сущность: мастика содержит мас.%: битум нефтяной 59,0-80,5; бромбутил каучук или бутадиеновый каучук, или бутилкаучук, или низкомолекулярный полиэтилен 6,0-15,0; рапсовое масло или фракция α-олефинов С2026, или отход производства тримеров и тетрамеров пропилена 8,0-15,0; сера 0,5-1,0; доломитовый порошок или порошок окатышей горно-обогатительных комбинатов 5,0-10,0. Технический результат: повышение качественных характеристик мастики. 2 табл.

 

Изобретение относится к строительным материалам и может быть использовано в качестве кровельных материалов, для защиты металлических, бетонных и других оснований, а также для герметизации швов в дорожном строительстве.

Известна композиция (авт. св. СССР №834049, кл. С 08 L 95/00, опубл. 1981), включающая битум, бутилкаучук, пластификатор и наполнитель. Недостатком композиции является то, что совокупность невысокой прочности и слишком большого удлинения приводит к отрыву композиции из швов покрытий автомобильных дорог. Кроме того, композиция отличается недостаточной морозостойкостью.

Наиболее близкой к предлагаемому изобретению является битумно-каучуковая мастика (авт. свид. СССР №1715757, кл. С 04 В 26/26, С 08 L 95/00, опубл. 1992, прототип), включающая битум, бутадиенметилстирольный каучук, канифоль, наполнитель - известь-пушонку, растворитель - толуол и поливинил-н-бутиловый эфир, серу и тиурам при следующем соотношении компонентов, мас.%:

Битум 17,5-22,5
Бутадиенметилстирольный каучук 7,5-9,5
Канифоль 0,5-2,5
Известь-пушонка 15-20
Поливинил-н-бутиловый эфир 0,5-2,5
Сера 0,25-0,5
Тиурам 0,25-0,5
Толуол Остальное

Известная композиция мастики обладает сравнительно низкими значениями водостойкости, теплостойкости и адгезии к бетонной поверхности.

Задачей изобретения является создание битумно-каучуковой мастики, обладающей более высокими значениями теплостойкости, водостойкости и адгезии к бетонной поверхности.

Поставленная задача решается созданием битумно-каучуковой мастики, включающей битум нефтяной, каучук, наполнитель, растворитель и серу, отличающейся тем, что содержит в качестве наполнителя доломитовый порошок или порошок окатышей горно-обогатительных комбинатов, в качестве растворителя и дополнительно пластификатора - рапсовое масло или фракцию α-олефинов C2026, или отход производства тримеров и тетрамеров пропилена, представляющий собой смесь изомеров олигомеров пропилена С15, в качестве каучука - бромбутил каучук или бутадиеновый каучук, или бутилкаучук, или низкомолекулярный полиэтилен при следующем соотношении компонентов, мас.%:

Битум нефтяной 59,0-80,5
Бромбутил каучук или бутадиеновый
каучук, или бутилкаучук, или
низкомолекулярный полиэтилен 6,0-15,0
Рапсовое масло или фракция α-олефинов
C2026, или отход производства тримеров
и тетрамеров пропилена 8,0-15,0
Сера 0,5-1,0
Доломитовый порошок или порошок
окатышей горно-обогатительных комбинатов 5,0-10,0

В качестве битума нефтяного применяют битумы изоляционные по ГОСТ 9812-74, или строительные по ГОСТ 6617-76, или кровельные по ГОСТ 9548-74.

Фракция α-олефинов С2026 побочный продукт при производстве альфа-олефинов C8-C10, С1012, C12-C18 термокаталитической олигомеризацией этилена, соответствует ТУ 2411-068-05766801-97: температура вспышки - 171°С, самовоспламенения - 250°С.

Масло рапсовое по ГОСТ 8988-77 вырабатывается путем прессования и экстракции семян рапса.

Отход производства тримеров и тетрамеров пропилена - продукт ОАО «Нижнекамскнефтехим» представляет собой смесь изомеров олигомеров пропилена С15.

Бромбутил каучук по ТУ 2294-096-05766801-2000 - продукт ОАО «Нижнекамскнефтехим».

В качестве бутилкаучука применяют бутилкаучук марки БК-2045Т или марки БК-1530 по ГОСТ 2199-78.

Бутадиеновый каучук марки СКБ получают анионной полимеризацией бутадиена, инициированной металлическим натрием. Указанный каучук (продукт Казанского завода синтетического каучука) имеет нерегулярное строение. Содержание 1,4-звеньев в среднем составляет 34%, 1,2-звеньев - 66%. Молекулярный вес достигает 200 тыс. а. е. Температура стеклования составляет - (50°С).

Низкомолекулярный полиэтилен (побочный продукт, отделяемый при сепарации возвратного этилена при высоком давлении 20-60 МПа) - воскообразное, полупрозрачное, гидрофобное вещество белого цвета, обладающее высокой адгезией к различным материалам. Продукт состоит из смеси насыщенных углеводородов, преимущественно нормального строения (температура плавления - 90°С, температура каплепадения 80°С, температура вспышки в открытом тигле - 263°С, молекулярная масса - 1500, температура начала кипения - 330°С.

В качестве серы применяют элементную товарную серу по ГОСТ 126-76.

Применяемый порошок окатышей - побочный продукт в технологическом процессе производства восстановленного горячебрикетированного железа (продукт Лебединского горно-обогатительного комбината. Белгородская область, г. Губкин). Гранулометрический состав окатышей следующий: остаток на сите 0,14 мм - не более 2 мас.%. Состав окатышей, мас.%: FeO - 1,53; Fe3O4 (FeO F2O3) - 4,90; F2О3 - 90,53; SiO2 - 3,30; CaO - 0,11; S - 0,007; Р - 0,006. Остальные 1,117% составляют (по мере убывания): Al2О3, MgO, K2O, Na2O, TiO2.

Доломитовый порошок и порошок окатышей горно-обогатительных комбинатов имеют следующий зерновой состав, мас.%:

0,315 ммне менее 100
0,07 ммне менее 90

Последовательность приготовления мастик следующая: один из вышеперечисленных каучуков в расчетном количестве вводили в один из перечисленных растворителей, оставляли на сутки для набухания, затем перемешивали при 90-100°С до полной однородности. Полученный раствор в расчетном количестве вводили в битум, нагретый до 80°С, перемешивая до однородности, затем туда при той же температуре добавляли серу при перемешивании и на заключительной стадии добавляли расчетное количество порошка доломита или окатышей и перемешивали при 90°С до полной однородности. Составы и свойства приготовленных образцов мастик приведены в табл.1 и 2, соответственно.

Таблица 1

Составы приготовленных мастик
№№ образцаСостав, % мас.
БитумБром-бутил каучукНизкомолекулярный полиэтиленБутилкаучукБутадиеновый каучукФракция α-олефиновРапсовое маслоОтход пр-ва тримеров и тетрамеров пропиленаДоломитовый порошокПорошок окатышейСера
159,015,0-15,010,01,0
265,2-12,0---13,09,00,8
370,0--10,0---118,01,0
474,08,010,0---7,40,6
580,56,0--7,05,50,5
675,56,08,010,00,5
766,015,012,06,01,0
867,011,015,05,01,0

Таблица 2

Свойства мастик
Свойства мастик№№ образцов
12345678прототип
Теплостойкость, °С, ГОСТ 2678-8110012011010510011012012080-90
Гибкость слоя мастики при температуре, °С, ГОСТ 10296-79:
на стержне диаметром 10 мм-25-20-15-20-25-15-25-20-(10-25)
на стержне диаметром 20 мм-35-35-30-35-35-30-30-30-(10-35)
водопоглощение в воде за 24 часа при 20°С, г/м2, ГОСТ 2678-813453643610-14
Адгезия к бетонной поверхности, кг с/см2 ГОСТ 2678-812,73,03,02,52,63,02,53,01,2-2,0
Водонепроницаемость под гидростатическим давлением, кг с/см22,83,03,02,93,02,93,02,81,5-2,5

Битумно-каучуковая мастика для гидроизоляции и герметизации, включающая битум нефтяной, каучук, наполнитель, растворитель и серу, отличающаяся тем, что содержит в качестве наполнителя доломитовый порошок или порошок окатышей горно-обогатительных комбинатов, в качестве растворителя и дополнительно пластификатора рапсовое масло или фракцию α-олефинов С2026, или отход производства тримеров и тетрамеров пропилена, представляющий собой смесь изомеров олигомеров пропилена С15, в качестве каучука бромбутил каучук, или бутадиеновый каучук, или бутилкаучук, или низкомолекулярный полиэтилен при следующем соотношении компонентов, мас.%:

Битум нефтяной 59,0-80,5
Бромбутил каучук, или бутадиеновый
каучук, или бутилкаучук, или
низкомолекулярный полиэтилен6,0-15,0
Рапсовое масло, или фракция α-олефинов
С2026, или отход производства тримеров
и тетрамеров пропилена8,0-15,0
Сера0,5-1,0
Доломитовый порошок или порошок
окатышей горно-обогатительных комбинатов5,0-10,0



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области дорожно-строительных материалов, а именно к способам создания битум-полимерных композиций с высокой адгезией к минеральным материалам асфальтобетонных смесей, повышенной морозостойкостью и сдвигоустойчивостью, которые могут быть использованы в дорожном и аэродромном строительстве.
Изобретение относится к области производства эмульгированных связующих, используемых при дорожном строительстве и ремонте для пропитки щебеночных и гравийных оснований, восстановления верхнего защитного слоя автодорог, обеспыливания грунтовых, щебеночных, асфальтированных дорог и аэродромов, при ямочном ремонте автодорог и закреплении откосов насыпей и водоотводных канав.
Изобретение относится к промышленному строительству и может быть использовано для приклеивания рулонных материалов и гидроизоляции строительных конструкций. .
Изобретение относится к области дорожно-строительных материалов, а именно к способам создания полимерно-битумных композиций с повышенной адгезией к минеральным материалам асфальтобетонных смесей, которые могут быть использованы в дорожном и аэродромном строительстве.
Изобретение относится к технологии стабилизирующих добавок, используемых в асфальтобетонах, а именно при изготовлении покрытия шоссейных дорог на основе щебеночно-мастичных асфальтобетонов.
Изобретение относится к области строительных материалов и может быть использовано при приготовлении асфальтобетонных смесей, для выполнения гидроизоляционных работ, герметизации швов и трещин в дорожных покрытиях автомобильных дорог и мостов.

Изобретение относится к области получения герметизирующих композиций на основе битума нефтяного дорожного и полимера, используемых для гидроизоляции в дорожном строительстве.
Изобретение относится к строительству автомобильных дорог и может быть использовано для устройства верхних слоев дорожных одежд. .
Изобретение относится к вяжущим для дорожного покрытия и может быть использовано в дорожном и аэродромном строительстве, а также в строительстве кровель, гидроизоляций и герметичных швов.
Изобретение относится к способу приготовления дорожно-строительных материалов и конкретно к способу получения серобитумной композиции. .

Изобретение относится к области дорожно-строительных материалов, а именно к способам создания битум-полимерных композиций с высокой адгезией к минеральным материалам асфальтобетонных смесей, повышенной морозостойкостью и сдвигоустойчивостью, которые могут быть использованы в дорожном и аэродромном строительстве.
Изобретение относится к дорожно-строительным материалам, применяемым преимущественно для приготовления холодных складируемых асфальтобетонных смесей, используемых для ремонта дорог в условиях осени и ранней весны, когда дорожные покрытия интенсивно деформируются, а ремонт с применением горячих асфальтобетонных смесей неэффективен.
Изобретение относится к области дорожно-строительных материалов, а именно к способам создания полимерно-битумных композиций с повышенной адгезией к минеральным материалам асфальтобетонных смесей, которые могут быть использованы в дорожном и аэродромном строительстве.

Изобретение относится к способу получения стабилизирующей добавки для щебеночно-мастичной асфальтобетонной смеси. .
Изобретение относится к технологии стабилизирующих добавок, используемых в асфальтобетонах, а именно при изготовлении покрытия шоссейных дорог на основе щебеночно-мастичных асфальтобетонов.
Изобретение относится к строительству автомобильных дорог и может быть использовано для устройства верхних слоев дорожных одежд. .
Изобретение относится к области строительных материалов и может быть использовано при приготовлении асфальтобетонных смесей, для выполнения гидроизоляционных работ, герметизации швов и трещин в дорожных покрытиях автомобильных дорог и мостов.
Изобретение относится к строительству и ремонту автомобильных дорог и может быть использовано для устройства шероховатых слоев дорожных покрытий. .
Изобретение относится к строительству автомобильных дорог и может быть использовано для устройства верхних слоев дорожных одежд во всех климатических зонах. .
Изобретение относится к области дорожного и аэродромного строительства и может быть использовано для устройства оснований дорожных одежд и морозозащитных слоев земляного полотна автомобильных дорог и аэродромов
Наверх