Дорожная смесь

Изобретение относится к области дорожного и аэродромного строительства и может быть использовано для устройства оснований дорожных одежд и морозозащитных слоев земляного полотна автомобильных дорог и аэродромов. Технический результат: повышение водо- и морозостойкости материала, увеличение сроков службы дорожных одежд, повышение экологической безопасности окружающей среды в результате утилизации отходов нефтедобывающей промышленности. Дорожная смесь включает минеральный материал, нефтешлам и битуминозный песчаник, причем она содержит твердый нефтешлам следующего состава, мас.%: асфальтены 1,5-4,0, смолы 4,0-7,0, непредельные углеводороды 6,0-10,0, парафины 20,0-50,0, механические примеси 40,0-60,0, вода 2,0-10,0, в качестве минерального материала - отсевы дробления малопрочного известняка крупностью зерен менее 5 мм, битуминозный песчаник, содержащий 7% природного битума следующего состава, мас.%: смолы - 29,8; асфальтены - 11,6; масла - 57,4; парафины - 1,2, при следующем соотношении компонентов, мас.ч: минеральный материал 25-75, твердый нефтешлам 8-12, битуминозный песчаник 25-75. 1 табл.

 

Изобретение относится к области дорожного и аэродромного строительства и может быть использовано для устройства оснований дорожных одежд и морозозащитных слоев земляного полотна автомобильных дорог и аэродромов.

Известен состав грунтовой смеси для устройства оснований дорожных одежд, включающий, мас.%:

глинистый грунт100
сырая маловязкая нефть5-8
известь3-5

[Безрук В.М., Линцер А.В., Юрченко В.А., Илясов Б.Ф. Применение нефтегрунта в строительстве автомобильных дорог. - М.: Транспорт, 1975, с.23-25].

Материал известного состава недостаточно прочен. Кроме того, использование нефти в дорожном строительстве нецелесообразно.

Прототипом изобретения является грунтобетонная смесь, включающая компоненты, мас.ч:

грунт100
известь4-5
нефтешлам2-4
вода8-16

Грунт является минеральным материалом. Нефтешлам в известном составе представляет собой эмульсию отходов переработки нефти. Он содержит 15-25% воды, 3-6% соединений, близких по составу к нефти, 20-30% сложных по составу органических соединений, 15-25% минеральных веществ, 6-10% механических примесей [Авторское свидетельство СССР №607870, М.Кл. Е 01 С 7/36, Е 02 D 3/12].

Грунтобетонная смесь известного состава имеет недостаточно высокую прочность при сжатии.

Изобретение направлено на повышение водо- и морозостойкости материала, увеличение сроков службы дорожных одежд, повышение экологической безопасности окружающей среды в результате утилизации отходов нефтедобывающей промышленности.

Результат достигается тем, что дорожная смесь, включающая минеральный материал, нефтешлам, битуминозный песчаник, содержит твердый нефтешлам следующего состава, мас.%: асфальтены 1.5-4.0, смолы 4.0-7.0, непредельные углеводороды 6.0-10.0, парафины 20.0-50.0, механические примеси 40.0-60.0, вода 2.0-10.0, в качестве минерального материала - отсевы дробления малопрочного известняка крупностью зерен менее 5 мм, битуминозный песчаник, содержащий 7% природного битума следующего состава, мас.%: смолы - 29.8; асфальтены - 11.6; масла - 57.4; парафины - 1.2, при следующем соотношении компонентов, мас.ч:

указанный минеральный материал25-75
твердый нефтешлам указанного состава8-12
битуминозный песчаник указанного состава25-75

Твердые нефтешламы - многотоннажные отходы нефтедобывающей промышленности. Для приготовления образцов использовали нефтешламы НШУ-1 ЗАО «Татойлгаз» АО «Татнефть».

Битуминозный песчаник Шугуровского месторождения (Республика Татарстан) содержит 7% природного битума. Тип битума в породе относится к мальтам и имеет состав, мас.%: смолы - 29,8; асфальтены - 11,6; масла - 57,4; парафины - 1,2.

В качестве минерального материала использовали отсевы дробления малопрочного известняка крупностью зерен менее 5 мм.

Дорожную смесь готовят следующим образом.

Разогревают до температуры 90-100°С смесь минерального материала и битуминозного песчаника. Затем перемешивают в течение 10-20 секунд с разжиженным при температуре 85-95°С нефтешламом до однородного состояния. Для приготовления смесей пригодно смесительное оборудование асфальтобетонных заводов, грунтосмесительные установки с системой обогрева.

Заявляемая смесь имеет более высокую прочность при сжатии (до 4,2 МПа), низкое водонасыщение (до 0,24%), продолжительные сроки службы вследствие повышенной морозостойкости материала (до 50 циклов замораживания-оттаивания).

Таблица
Состав смеси, мас.ч.Прочность при сжатии в водонасыщенном состоянии, МПаВодонасыщение, %Кол-во циклов замораживания-оттаивания
Минеральный материалБитуминозный песчаникТвердый нефтешлам
257562,800,8050
84,00,3250
104,20,2450
123,80,2450
141,850,2747
505062,751,3338
84,10,5544
104,10,2950
124,00,3050
142,050,3050
752562,051,7840
84,21,1846
103,90,6050
123,80,3850
142,080,3050
Грунтобетонная смесь известного состава1,81,8-

Дорожная смесь, включающая минеральный материал, нефтешлам, битуминозный песчаник, отличающаяся тем, что она содержит твердый нефтешлам следующего состава, мас.%: асфальтены 1,5-4,0, смолы 4,0-7,0, непредельные углеводороды 6,0-10,0, парафины 20,0-50,0, механические примеси 40,0-60,0, вода 2,0-10,0, в качестве минерального материала - отсевы дробления малопрочного известняка крупностью зерен менее 5 мм, битуминозный песчаник, содержащий 7% природного битума следующего состава, мас.%: смолы - 29,8; асфальтены - 11,6; масла - 57,4; парафины - 1,2, при следующем соотношении компонентов, мас.ч.:

Минеральный материал25-75
Твердый нефтешлам8-12
Битуминозный песчаник25-75



 

Похожие патенты:
Изобретение относится к строительным материалам и может быть использовано в качестве кровельных материалов, для защиты металлических, бетонных и других оснований, а также для герметизации швов в дорожном строительстве.
Изобретение относится к способу приготовления дорожно-строительных материалов и конкретно к способу получения серобитумной композиции. .

Изобретение относится к области дорожно-строительных материалов, а именно к способам создания битум-полимерных композиций с высокой адгезией к минеральным материалам асфальтобетонных смесей, повышенной морозостойкостью и сдвигоустойчивостью, которые могут быть использованы в дорожном и аэродромном строительстве.
Изобретение относится к дорожно-строительным материалам, применяемым преимущественно для приготовления холодных складируемых асфальтобетонных смесей, используемых для ремонта дорог в условиях осени и ранней весны, когда дорожные покрытия интенсивно деформируются, а ремонт с применением горячих асфальтобетонных смесей неэффективен.
Изобретение относится к области дорожно-строительных материалов, а именно к способам создания полимерно-битумных композиций с повышенной адгезией к минеральным материалам асфальтобетонных смесей, которые могут быть использованы в дорожном и аэродромном строительстве.

Изобретение относится к способу получения стабилизирующей добавки для щебеночно-мастичной асфальтобетонной смеси. .
Изобретение относится к технологии стабилизирующих добавок, используемых в асфальтобетонах, а именно при изготовлении покрытия шоссейных дорог на основе щебеночно-мастичных асфальтобетонов.
Изобретение относится к строительству автомобильных дорог и может быть использовано для устройства верхних слоев дорожных одежд. .
Изобретение относится к области строительных материалов и может быть использовано при приготовлении асфальтобетонных смесей, для выполнения гидроизоляционных работ, герметизации швов и трещин в дорожных покрытиях автомобильных дорог и мостов.
Изобретение относится к строительству и ремонту автомобильных дорог и может быть использовано для устройства шероховатых слоев дорожных покрытий. .
Изобретение относится к дорожно-строительным материалам для покрытия автомобильных дорог
Изобретение относится к области дорожного строительства и может быть использовано для поверхностной обработки дорожных покрытий, а также при ремонте покрытий
Мастика // 2296111
Изобретение относится к строительным материалам и может быть использовано при изготовлении биостойких строительных материалов и изделий, например мастик, асфальтовых бетонов и растворов

Изобретение относится к области строительных материалов и может быть использовано при производстве гидрофобных минераловатных материалов со связующим
Изобретение относится к строительным материалам, в частности к гидроизоляционным покрытиям, и может быть использовано в качестве гидроизолирующего экрана полигонов захоронения отходов, гидроизоляционного покрытия емкостей строительного назначения, шламовых амбаров, ям и т.д

Изобретение относится к строительству автомобильных дорог и может быть использовано для устройства верхних слоев дорожных покрытий

Изобретение относится к строительству автомобильных дорог и может быть использовано для устройства верхних слоев дорожных одежд во всех климатических зонах
Изобретение относится к технологии производства дорожно-строительных материалов и может быть использовано для приготовления складируемых эмульсионно-минеральных смесей для среднего и ямочного ремонта дорожных покрытий
Изобретение относится к области дорожного строительства, а именно к устройству защитных слоев дорожных покрытий
Изобретение относится к составам асфальтобетонных смесей и может быть использовано для покрытий автомобильных дорог
Наверх