Способ получения серобитумного вяжущего

Изобретение относится к способу приготовления дорожно-строительных материалов и конкретно к способу получения серобитумной композиции. Технический результат: повышение физико-механических показателей вяжущего и, в частности, адгезии, температуры размягчения, морозостойкости. Способ получения серобитумного вяжущего заключается в смешивании компонентов - расплавленного битума и серы при нагревании, при температуре 140-180оС, причем в расплавленный битум предварительно добавляют 1-5 мас.% стирольно-дициклопентадиен-инденовой смолы или алкадиен-стирольно-дициклопентадиен-инденовой смолы и 1-5 мас.% высокомолекулярных углеводородов - альфа-олефинов фракционного состава С2026 с температурой плавления 38-40оС и/или индустриального масла - нефтяного масла с вязкостью 5-50 мм2/с при 50оС и перемешивают в течение 0,5 часа, затем порциями добавляют серу в массовом соотношении с битумом 10-50 : 90-50, соответственно, и перемешивают еще 2 часа. 1 табл.

 

Изобретение относится к способу приготовления дорожно-строительных материалов, конкретно к способу получения серобитумной композиции.

Известен способ получения серобитумного вяжущего путем введения в раствор битума жидкой серы с последующим перемешиванием смеси мешалкой пропеллерного или шнекового типа, см. Методические рекомендации по применению асфальтобетонов с добавкой серы и по технологии строительства из них дорожных покрытий, М.: СоюздорНИИ, 1986, с.9-10.

Недостатком способа являются большие энергозатраты для расплава серы и поддержания ее в жидком виде и постоянном перемешивании смеси компонентов до полного использования серобитумного вяжущего. По такой технологии серобитумное вяжущее необходимо изготовлять непосредственно на асфальтобетонном заводе. Из-за неустойчивости смесь не подлежит хранению или продолжительной транспортировке и должна использоваться сразу же после приготовления.

Наиболее близким аналогом (прототипом) является способ получения серобитумного вяжущего путем дозировки жидкой серы и дорожного битума в соотношении 20:80 и 80:20 при температуре 130-140°С насос-дозаторами в общую трубу, откуда смесь непрерывно подают в камеру аппарата вихревого слоя, где перемешиваемые компоненты подвергаются воздействию ферромагнитных элементов, вращающихся в мощном электромагнитном поле, см. Пат. 2159218 RU, 2000. В качестве ферромагнитных элементов применяют стальные или никелированные стержни L=15-20 мм, d=1,0-1,5 мм.

Недостатком способа является необходимость применения сложного оборудования в виде аппарата вихревого слоя, снабженного ферромагнитными элементами, вращающимися в мощном электромагнитном поле, и невозможность достижения высоких физико-механических показателей вяжущего и, в частности, адгезии, температуры размягчения, морозостойкости (температуры хрупкости) в соответствии с требованиями ГОСТ 22245-90.

Техническая задача решается тем, что в способе получения серобитумного вяжущего, включающего смешивание компонентов - расплавленного битума и серы при нагревании, при температуре 140-180°С, в расплавленный битум предварительно добавляют 1-5 мас.% стирольно-дициклопентадиен-инденовой смолы или алкадиен-стирольно-дициклопентадиен-инденовой смолы и 1-5 мас.% высокомолекулярных углеводородов - альфа-олефинов фракционного состава С2026 с температурой плавления 38-40°С и/или индустриального масла - нефтяного масла с вязкостью 5-50 мм2/с и перемешивают в течении 0,5 часа, затем порциями добавляют серу в массовом соотношении с битумом 10-50:90-50, соответственно, и перемешивают еще 2 часа.

Решение технической задачи позволяет упростить способ получения серобитумного вяжущего путем исключения из процесса приготовления сложного оборудования в виде аппарата вихревого слоя, снабженного ферромагнитными элементами, вращающимися в мощном электромагнитном поле, и повысить морозостойкость и адгезию вяжущего. Полученное вяжущее характеризуется стабильностью при продолжительном хранении и транспортировке и низкой себестоимостью за счет применения в качестве компонентов битума дешевого сырья. Сера является многотоннажным побочным продуктом в нефтяной и газовой промышленности. Альфа-олефины состава С2026 являются многотоннажными побочными продуктами нефтехимического производства. Нефтеполимерные смолы также доступное промышленное сырье, получаемое на базе многотоннажных побочных продуктов нефтехимического производства - фракции пиролиза углеводородов состава С5, С9, C8-C9, С910. Индустриальное масло также доступное промышленное сырье.

Характеристика используемых компонентов

1. Битумы нефтяные дорожные вязкие, ГОСТ 22245-90 - продукты окисления высокосмолистых нефтяных остатков, например, марки БНД 90/130 имел показатели: температура размягчения по кольцу и шару - не ниже 43°С, глубина проникновения иглы, 0,1 мм - 91-130 при 25°С, морозостойкость по Фраасу не выше -17°С, растяжимость не менее 65 при 25°С, сцепление с минеральным наполнителем (адгезия) - по образцу N2 и неокисленный битум, например, марки БНН 80/120 (глубина проникновения иглы, 0,1 мм при 25°С 80, температура размягчения 45°С, температура хрупкости - 4°С, сцепление с мрамором по образцу N2).

2. Сера - желтый или серо-желтый порошок, температура плавления 114°С, температура воспламенения 216°С, плотность 2,0 г/см3, см. кн. Справочник резинщика. Материалы резинового производства. М.: Химия. С.266, 1971 г.

3. В качестве нефтеполимерной смолы можно использовать смолу марки Пиропласт-2 (стирольно-дициклопентадиен-инденовая), см. кн. Ю.В.Думский и др. Химия и технология нефтеполимерных смол. М.: Химия, с.154, 1999. Характеристика смолы: молекулярная масса 450-576, температура размягчения 81,5-95°С, иодное число 36-52,7 г J2/100 г.

4. В качестве нефтеполимерной смолы можно использовать смолу марки СПП (стирольно-дициклопентадиен-инденовая), см. кн. P.M.Лившиц, Л.А.Добровинский. Заменители растительных масел в лакокрасочной промышленности. М.: Химия, С.82, 1987. Характеристика смолы: молекулярная масса 963-1635, температура размягчения 88,8-90°С, иодное число 7,8-35 г J2/100 г.

5. В качестве нефтеполимерной смолы можно использовать смолу марки Сполак (алкадиен-стирольно-дициклопентадиен-инденовая), см. Обзор Т.И.Лонщакова, А.Г.Лиакумович. Нефтеполимерная смола Сполак. М.: НИИТЭхим, вып.2, 32 с., 1994. Характеристика смолы: молекулярная масса 850-1800, температура размягчения 70-95°С, иодное число 100-150 г J2/100 г.

6. В качестве нефтеполимерной смолы можно использовать смолу марки СПИ (стирольно-дициклопентадиен-инденовую), см. кн. P.M.Лившиц, Л.А.Добровинский. Заменители растительных масел в лакокрасочной промышленности. М.: Химия, с.82, 1987 г. Характеристика смолы: молекулярная масса 550-1190, температура размягчения 85-90,8°С, иодное число 17,7-65 г J2/100 г.

7. В качестве альфа-олефинов (линейная структура) использована фракция состава С2026 (ТУ 2411-068-05766801-97). Характеристика фракции: температура плавления 38-40°С, массовая доля углеводородов состава С18 и ниже - не более 5,0%, С2026 - не менее 85,0% (в том числе С20 - (31±8)%, С22 - (25±8)%, С24 - (18±5)%, С26 - (11±5)%, C28 и выше - не более 10,0%. Массовая доля парафинов - не более 5,0%, массовая доля влаги - не более 0,01%.

8. В качестве индустриального масла использовали нефтяные масла вязкости (5-50 мм2/с при 50°С), см. Химическая энциклопедия, т.2, с.463, 1990 г.

Данное изобретение иллюстрируется следующими примерами конкретного выполнения.

Пример 1. В обогреваемый реактор, снабженный мешалкой пропеллерного типа, загружают 500 г расплавленного битума, при температуре 170-180°С добавляют 25 г (5%) нефтеполимерной смолы Пиропласт-2, 25 г (5%) альфа-олефинов и перемешивают в течение 0,5 часа. Затем добавляют порциями 500 г. серы и перемешивают при температуре 170-180°С в течение 2 часов. Получают 1050 г серобитумного вяжущего. Свойства приведены в таблице 1.

Пример 2 осуществляют по примеру 1 при температуре 160-170°С с применением 700 г битума, 14 г (2%) нефтеполимерной смолы СПИ; 21 г (3%) альфа-олефинов и 300 г серы. Получают 1035 г серобитума.

Пример 3 осуществляют по примеру 1 при температуре 150-160°С с применением 800 г битума, 8 г (1%) нефтеполимерной смолы Сполак, 12 г (1,5%) альфа-олефинов и 200 г серы. Получают 1020 г серобитума.

Пример 4 осуществляют по примеру 1 при температуре 140-150°С с применением 900 г битума, 45 г (5%) нефтеполимерной смолы Пиропласт-2, 9 г (1%) альфа-олефинов и 100 г серы. Получают 1054 г серобитума.

Пример 5 осуществляют по примеру 1 с применением 650 г битума, 19,5 г (3%) нефтеполимерной смолы Сполак, 9,75 г (1,5%) альфа-олефинов, 9,75 г (1,5%) индустриального масла и 350 г серы. Получают 1039 г серобитума.

Пример 6 осуществляют по примеру 1 с 375 г битума БНД 90/130, 375 г битума БНН 80/120, 15 г (2%) нефтеполимерной смолы Пиропласт-2, 7,5 г (1%) альфа-олефинов и 250 г серы. Получают 1022,5 г серобитума.

Пример 7 осуществляют по примеру 6 с применением 320 г битума БНД 90/130, 480 г битума БНН 80/120, 24 г (3%) нефтеполимерной смолы СПИ, 24 г (3%) индустриального масла и 200 г серы. Получают 1048 г серобитума.

Пример 8 осуществляют по примеру 6 с применением 225 г битума БНД 90/130, 525 г битума БНН 80/120, 15 г (2%) нефтеполимерной смолы СПП, 11,2 г альфа-олефинов (1,5%) и 250 г серы. Получают 1026,2 г серобитума.

Пример 9 осуществляют по примеру 6 при температуре 150-160°С с применением 180 г битума БНД 90/130, 720 г битума БНН 80/120, 9 г (1%) нефтеполимерной смолы Сполак, 27 г (3%) альфа-олефинов и 100 г серы. Получают 1036 г серобитума.

Физико-механические свойства серобитума
№ примераПоказатели
Глубина проникновения иглы, 0,1 мм, при 25°СТемпература размягчения, °СТемпература хрупкости, °ССцепление с мрамором
112043-23№1
29545-22№1
39045-20№1
49048-20№1
59146-20№1
69044-22№1
79546-19№1
89044-20№1
910046-18№1
1010543-17,5№1
БНД 90/1309545-22№2
БНН 80/12010045-4№2

Исследование свойств серобитумного вяжущего проводили по ГОСТ: глубина проникновения иглы в вяжущее, ГОСТ 11501; температура размягчения по кольцу и шару, ГОСТ 11506; температура хрупкости (морозостойкость), ГОСТ 11507 с добавлением по п.3.2; сцепление с мрамором (адгезия), ГОСТ 11508-74 с изменением №1, 1979 г.

Способ получения серобитумного вяжущего, включающий смешивание компонентов - расплавленного битума и серы при нагревании при температуре 140-180оС, отличающийся тем, что в расплавленный битум предварительно добавляют 1-5 мас.% стирольно-дициклопентадиен-инденовой смолы или алкадиен-стирольно-дициклопентадиен-инденовой смолы и 1-5 мас.% высокомолекулярных углеводородов - альфа-олефинов фракционного состава С2026 с температурой плавления 38-40оС и/или индустриального масла - нефтяного масла с вязкостью 5-50 мм2/с при 50оС и перемешивают в течение 0,5 ч, затем порциями добавляют серу в массовом соотношении с битумом 10-50 : 90-50 соответственно и перемешивают еще 2 ч.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области дорожно-строительных материалов, а именно к способам создания битум-полимерных композиций с высокой адгезией к минеральным материалам асфальтобетонных смесей, повышенной морозостойкостью и сдвигоустойчивостью, которые могут быть использованы в дорожном и аэродромном строительстве.
Изобретение относится к дорожно-строительным материалам, применяемым преимущественно для приготовления холодных складируемых асфальтобетонных смесей, используемых для ремонта дорог в условиях осени и ранней весны, когда дорожные покрытия интенсивно деформируются, а ремонт с применением горячих асфальтобетонных смесей неэффективен.
Изобретение относится к области дорожно-строительных материалов, а именно к способам создания полимерно-битумных композиций с повышенной адгезией к минеральным материалам асфальтобетонных смесей, которые могут быть использованы в дорожном и аэродромном строительстве.

Изобретение относится к способу получения стабилизирующей добавки для щебеночно-мастичной асфальтобетонной смеси. .
Изобретение относится к технологии стабилизирующих добавок, используемых в асфальтобетонах, а именно при изготовлении покрытия шоссейных дорог на основе щебеночно-мастичных асфальтобетонов.
Изобретение относится к строительству автомобильных дорог и может быть использовано для устройства верхних слоев дорожных одежд. .
Изобретение относится к области строительных материалов и может быть использовано при приготовлении асфальтобетонных смесей, для выполнения гидроизоляционных работ, герметизации швов и трещин в дорожных покрытиях автомобильных дорог и мостов.
Изобретение относится к строительству и ремонту автомобильных дорог и может быть использовано для устройства шероховатых слоев дорожных покрытий. .
Изобретение относится к строительству автомобильных дорог и может быть использовано для устройства верхних слоев дорожных одежд во всех климатических зонах. .

Изобретение относится к области дорожно-строительных материалов. .
Изобретение относится к строительным материалам и может быть использовано в качестве кровельных материалов, для защиты металлических, бетонных и других оснований, а также для герметизации швов в дорожном строительстве
Изобретение относится к области дорожного и аэродромного строительства и может быть использовано для устройства оснований дорожных одежд и морозозащитных слоев земляного полотна автомобильных дорог и аэродромов
Изобретение относится к дорожно-строительным материалам для покрытия автомобильных дорог
Изобретение относится к области дорожного строительства и может быть использовано для поверхностной обработки дорожных покрытий, а также при ремонте покрытий
Мастика // 2296111
Изобретение относится к строительным материалам и может быть использовано при изготовлении биостойких строительных материалов и изделий, например мастик, асфальтовых бетонов и растворов

Изобретение относится к области строительных материалов и может быть использовано при производстве гидрофобных минераловатных материалов со связующим
Изобретение относится к строительным материалам, в частности к гидроизоляционным покрытиям, и может быть использовано в качестве гидроизолирующего экрана полигонов захоронения отходов, гидроизоляционного покрытия емкостей строительного назначения, шламовых амбаров, ям и т.д

Изобретение относится к строительству автомобильных дорог и может быть использовано для устройства верхних слоев дорожных покрытий

Изобретение относится к строительству автомобильных дорог и может быть использовано для устройства верхних слоев дорожных одежд во всех климатических зонах
Изобретение относится к технологии производства дорожно-строительных материалов и может быть использовано для приготовления складируемых эмульсионно-минеральных смесей для среднего и ямочного ремонта дорожных покрытий
Наверх