Средство и способ лечения психических расстройств

Изобретение относится к области медицины, а именно к психотерапии. В качестве средства для лечения психических расстройств используют аудиовизуальное произведение, которое включает набор кадров со сценами-символами негативной стратегии поведения, символически передающими переживания пациента, его межличностные отношения и его актуальный межличностный конфликт. Также произведение включает кадры со сценами-символами позитивной стратегии поведения, дающими подсказки выхода из кризисной ситуации. При проведении лечения пациенту предъявляют аудиовизуальное произведение сначала с комплексом символов негативной стратегии поведения: символ прошлого благополучия, символ надвигающегося кризиса, символ кризиса, символ источника страха, символ ресурса для решения проблемы, символ деструктивного использования ресурса, символ личной психофизической катастрофы, а затем с комплексом символов позитивной стратегии поведения: символ прошлого благополучия, символ надвигающегося кризиса, символ кризиса, символ источника страха, символ ресурса для решения проблемы, символ конструктивного использования ресурса, символ благополучного будущего, выхода на новый уровень психофизического комфорта. Заявленное средство и способ лечения с использованием этого средства повышают эффективность психотерапевтического воздействия при лечении психических расстройств, что достигается за счет воздействия, приводящего к восстановлению нарушенного баланса между бессознательным и сознательным уровнями психики пациента и закрепления на бессознательном уровне схемы комплексов символов с устойчивыми связями для конструктивного решения возникших проблем. 2 н. и 3 з.п. ф-лы.

 

Группа изобретений относится к медицине, а именно к психиатрии, может быть использовано для лечения больных различными психическими нарушениями различной этиологии в сочетании с фармакотерапией, самостоятельно или комбинированно с другими видами психотерапевтического воздействия в индивидуальном или групповом режимах, как в стационарной, так и в амбулаторной практике, в медицинских учреждениях широкого профиля (психиатрических стационарах, психоневрологических диспансерах, психотерапевтических кабинетах соматических стационаров и поликлиник).

Группа изобретений может быть использована более широко, в любых областях, где необходимо приобретение конструктивного стереотипа принятия решений - педагогика, менеджмент, реклама.

Известно понятие «терапия искусством» или «арт-терапия». Она развивается в нескольких направлениях. Выделяют /1/ четыре основных направления арт-терапии:

- использование в терапии уже существующих произведений искусства путем их анализа и интерпретации пациентом (пассивная арт-терапия). Здесь привлекаются музыкальные и литературные произведения, произведения живописи;

- побуждение пациентов к самостоятельному творчеству, при этом творческий акт рассматривается как основной лечебный фактор (активная арт-терапия);

- одновременное использование первого и второго принципов;

- акцентирование роли самого психотерапевта, его взаимоотношений с пациентом в процессе обучения творчеству.

К причинам, препятствующим достижению указанного ниже результата, относится отсутствие в арт-терапии специального терапевтического средства для лечения психических расстройств, созданного с учетом уровня психосексуального развития и организации личности.

Известно понятие аудиовизуального произведения, как произведения, состоящего из зафиксированной серии связанных между собой кадров (с сопровождением или без сопровождения их звуком), предназначенного для зрительного и слухового восприятия с помощью соответствующих технических устройств; аудиовизуальные произведения включают кинематографические произведения и все произведения, выраженные средствами, аналогичными кинематографическим (теле- и видеофильмы, диафильмы и слайд-фильмы и тому подобные произведения), независимо от способа их первоначальной или последующей фиксации /2/ (принято за прототип).

Однако автору не известно специальных кино-, теле- и видеопроизведений, применяемых в качестве лечебных средств, в частности при лечении психических расстройств.

Не существует такого понятия, как «лечебное кино», не известны способы создания специальных лечебных видео- либо аудиопроизведений, в частности для лечения психических расстройств, нет методик и правил, основанных на психоаналитических принципах, учитывающих диагноз и личность пациента, выбор аудио- и видеообразов. Нет модели аудиовизуального произведения, с помощью которой можно было бы достичь максимального приближения содержания терапевтического материала к содержанию актуального внутреннего конфликта личности пациента, и, благодаря процессу идентификации пациента с героем и «проживанием» его «личной истории», подвести пациента к разрешению его собственного конфликта.

Известны способы воздействия на людей, в основе которых лежит суггестивное воздействие или гипноз /3/.

В настоящее время выделяют три основные формы гипноза:

- Животный (телесный) гипноз.

Животный гипноз имеет в настоящее время историческое значение.

- Человеческий (душевный) гипноз.

Человеческий гипноз (это форма управления или форма программирования, когда один человек воздействует на другого) используется в медицине. Воздействие в классическом виде производится всегда после введения пациента в состояние транса.

- Общественный гипноз.

На взгляд автора общественный гипноз - это технологии психического воздействия, которые основаны на логическом убеждении. Направлен на коррекцию индивидуальности. Наглядным примером является обучение в детских садах, школах, высших учебных заведениях, лекции, митинги, религиозные обряды, свадьбы, похороны, дни рождения, а также кино, телевидение, радио, газеты, журналы, книги и другие носители информации (кассеты, диски, дискеты и т.д.).

Об общественном гипнозе можно говорить в известной степени условно, так как подразумеваемые технологии используют лишь элементы гипноза без введения человека в транс, например релаксацию, концентрацию, внушение и многократное повторение. Средствами для осуществления общественного гипноза, направленными на создание определенной мотивации действий зрителей, могут являться аудиовизуальные произведения в виде клипов, рекламных роликов, слайд-фильмов, теле- и видеофильмов, воспроизводящих на экране в заданной последовательности кадры с аудио- и видеообразами. Основная цель при этом - провокация на определенный поступок или действие (покупка - в случае рекламы или голосование - в случае выборов).

При осуществлении этих технологий вопросы социальной адаптации и тем более вопросы лечения психических расстройств вообще не ставятся, никакие специальные аудиовизуальные произведения в виде средств для лечения психических расстройств не известны.

Предлагаемое изобретение относится к совершенно новому направлению в психиатрии.

Принимая во внимание утверждение о том, что кино является искусственным сновидением, и, опираясь на психоаналитическую теорию сновидений /4/, автор поставил задачу - создание лечебного фильма-«сновидения» и применение его для лечения психических расстройств. При этом автор определил основную функцию лечебного кино - создание в «бессознательном» зрителя символической схемы, которую он мог бы использовать для конструктивного решения своих проблем.

Единый результат, который может быть получен при осуществлении группы изобретений, заключается в создании аудиовизуального произведения особой конструкции в виде фильмов-«сновидений» (наборов из комплектов кадров) для диалога с «бессознательным» пациента, восстановления нарушенного баланса между «бессознательным» и «сознательным» уровнями психики пациента, создании и закреплении в «бессознательном» зрителя комплексов символов с устойчивыми связями, которые он может использовать как схемы для конструктивного решения повседневных проблем, и повышении, тем самым, эффективности лечения психических расстройств.

Указанный единый результат при осуществлении группы изобретений по объекту-устройству достигается тем, что средство для лечения психических расстройств в виде аудиовизуального произведения для психотерапевтического воздействия, включает набор комплектов кадров: комплект со сценами-символами негативной стратегии поведения, символически передающими переживания пациента, его межличностные отношения и его актуальный межличностный конфликт, в соответствии со следующей последовательностью комплекса символов:

символ прошлого благополучия

символ надвигающегося кризиса

символ кризиса

символ источника страха

символ ресурса для решения проблемы

символ деструктивного использования ресурса

символ личной психофизической катастрофы,

и комплект со сценами-символами позитивной стратегии поведения, дающими подсказки выхода из кризисной ситуации в соответствии со следующей последовательностью комплекса символов:

символ прошлого благополучия

символ надвигающегося кризиса

символ кризиса

символ источника страха

символ ресурса для решения проблемы

символ конструктивного использования ресурса

символ благополучного будущего,

выхода на новый уровень психофизического комфорта.

Кадры со сценами-символами негативной стратегии поведения могут неоднократно повторяться.

Кадры со сценами-символами позитивной стратегии поведения могут неоднократно повторяться.

Набор может включать также комплекты кадров со сценами-символами, содержащими аудио-видеообразы окружения пациента.

Включение в набор комплекта со сценами-символами, зафиксированными в соответствии с последовательностью комплекса символов негативной стратегии поведения образует средство - аудиовизуальное произведение для лечения психических расстройств, дающее схему блокировки деструктивного стереотипа поведения.

Включение в набор комплекта со сценами-символами, зафиксированными в соответствии с последовательностью комплекса символов позитивной стратегии поведения образует средство - аудиовизуальное произведение для лечения психических расстройств, дающее схему выхода из кризисной ситуации.

Неоднократное повторение кадров со сценами-символами негативной или позитивной стратегии поведения позволяет получать наборы с произведениями-средствами для целенаправленного воздействия на пациента и закрепления схем блокировки деструктивного стереотипа поведения либо схем выхода из кризисной ситуации.

Включение в набор комплекта со сценами-символами, содержащими аудио-видеообразы окружения пациента, позволяет зафиксировать в сознании психологические «якоря» из обыденного окружения пациента.

Указанный единый результат при осуществлении группы изобретений по объекту - способу лечения психических расстройств, включающему психотерапевтическое воздействие, достигается тем, что представляют аудиовизуальное произведение с аудио- и видеообразами, выбранными с учетом точек фиксации в психосексуальном развитии, уровня организации личности и на основе жанровых предпочтений пациента, включающее набор комплектов кадров со сценами-символами негативной и позитивной стратегий поведения, при этом сначала представляют комплект кадров с символической передачей переживаний пациента, его межличностных отношений и актуального внутриличностного конфликта в соответствии со следующей последовательностью комплекса символов негативной стратегии поведения:

символ прошлого благополучия

символ надвигающегося кризиса

символ кризиса

символ источника страха

символ ресурса для решения проблемы

символ деструктивного использования ресурса

символ личной психофизической катастрофы,

а затем комплект кадров со сценами-символами, дающими подсказки пациенту для выхода из кризисной ситуации, со следующей последовательностью комплекса символов позитивной стратегии поведения:

символ прошлого благополучия

символ надвигающегося кризиса

символ кризиса

символ источника страха

символ ресурса для решения проблемы

символ конструктивного использования ресурса

символ благополучного будущего,

выхода на новый уровень психофизического комфорта.

Воздействие средством в виде аудиовизуального произведения на основе жанровых предпочтений пациента, с учетом точек фиксации в психосексуальном развитии и уровня организации личности позволяет максимально эффективно подстроиться к пациенту и к его проблемам.

Воздействие средством в виде аудиовизуального произведения, состоящим из комплектов кадров с аудио- и видеообразами в виде ключевых сцен-символов, выбранных по принципу выявления бессознательной символической нагрузки, основанных на психоаналитических принципах и типических символах, характерных для окружающей культуры, позволяет универсально воздействовать на бессознательную сферу психики большинства людей.

Последовательное воздействие на пациента группами кадров: комплектом кадров с комплексом символов негативной стратегии поведения - символической передачей переживаний пациента, его межличностных отношений и актуального внутриличностного конфликта, и комплектом кадров с комплексом символов позитивной стратегии поведения, дающих символические подсказки для выхода из кризиса, позволяет восстановить нарушенный баланс между бессознательным и сознательным уровнями психики пациента, создать и закрепить в бессознательном зрителя комплекс символов с устойчивыми связями, которые он может использовать как схемы для конструктивного решения своих проблем.

Проведенный заявителем анализ уровня техники, включающий поиск по патентным и научно-техническим источникам информации, не выявил источников, содержащих сведения об аналогах заявляемого средства для лечения психических расстройств.

Описание средства для лечения психических расстройств.

Средство в виде аудиовизуального произведения включает в себя набор минимум из двух комплектов кадров: кадры с комплексом символов негативной стратегии поведения и кадры с комплексом символов позитивной стратегии поведения.

При этом каждый символ с определенным набором аудио- и видеообразов представлен не менее чем одной сценой-символом в комплексе символов негативной стратегии поведения и не менее чем одной сценой-символом в комплексе символов позитивной стратегии поведения, минимум в одном кадре - каждая сцена-символ.

При этом символы негативной стратегии поведения размещены в комплекте кадров «негативная стратегия» в соответствии со следующей последовательностью:

Сцена-символ №1 - «негативная стратегия» №1: Символ прошлого благополучия.

Сцена-символ №2 - «негативная стратегия» №2: Символ надвигающегося кризиса.

Сцена-символ №3 - «негативная стратегия» №3: Символ кризиса.

Сцена-символ №4 - «негативная стратегия» №4: Символ источника страха.

Сцена-символ №5 - «негативная стратегия» №5: Символ ресурса для решения проблемы.

Сцена-символ №6 - «негативная стратегия» №6: Символ деструктивного использования ресурса.

Сцена-символ №7 - «негативная стратегия» №7: Символ личной психофизической катастрофы.

А символы позитивной стратегии поведения размещены в комплекте кадров «позитивная стратегия» в соответствии со следующей последовательностью:

Сцена-символ №8 - «позитивная стратегия» №1: Символ прошлого благополучия.

Сцена-символ №9 - «позитивная стратегия» №2: Символ надвигающегося кризиса.

Сцена-символ №10 - «позитивная стратегия» №3: Символ кризиса.

Сцена-символ №11 - «позитивная стратегия на» №4: Символ источника страха.

Сцена-символ №12 - «позитивная стратегия» №5: Символ ресурса для решения проблемы.

Сцена-символ №13 - «позитивная стратегия» №6: Символ конструктивного использования ресурса.

Сцена-символ №14 - «позитивная стратегия» №7: Символ благополучного будущего, выхода на новый уровень психофизического комфорта.

Аудиовизуальное произведение может включать также повторы сцен-символов №1-7 либо сцен-символов №8-14 либо тех и других одновременно в соответствующих наборах. Аудиовизуальное произведение может включать также соответствующие символы «негативная стратегия» и «позитивная стратегия» из других наборов с другими аудиовидеообразами.

В качестве исходного материала используют фильмы П.Джексона по роману Дж. P.P.Толкиена «Властелин колец. Братство кольца», «Властелин колец. Две крепости», «Властелин колец. Возвращение короля» с официальным переводом, а также первые два фильма с шутливым переводом. Всего из ряда названных фильмов оформлено 28 сцен-символов с аудио- и видеообразами. Из них 14 - с символами «негативная стратегия» и 14 - с символами «позитивная стратегия». В данном примере используется 7 сцен-символов «негативная стратегия» и 7 сцен-символов «позитивная стратегия». Остальные использованы в примере №2.

Пример 1.

Первая часть набора - 1-й комплект кадров (1-й фильм-«сновидение») построен по принципу кошмарного сновидения эдипального периода. Его назначение - в блокировке деструктивного поведения. Он содержит кадры с аудиообразами окружения пациента в виде сигналов точного времени и кадры с символами «негативная стратегия» в соответствии со следующей последовательностью комплекса символов негативной стратегии поведения. Аудиообраз в виде сигналов точного времени является психологическим «якорем» из обыденного окружения пациента.

Сцена-символ №1 «негативная стратегия» №1: Комплекс символов прошлого благополучия.

Звучат сигналы точного времени.

Первые несколько сцен напоминают о «беззаботном детстве»: дети бегут по зеленой лужайке, ярко светит солнце, царит атмосфера безмятежности, радости, беззаботности. Главный Герой - мальчик (объект идентификации для зрителя) едет в повозке рядом с Волшебником (символическая фигура Доброго отца), видно, что их связывают теплые отношения. Все дети ожидают чего-то необычного и радостного от приехавшего всемогущего Волшебника, и эти ожидания оправдываются взрывом фейерверка и треском петард. Всеобщее детское ликование.

(Данный отрывок актуализирует у мужчин переживания, связанные с периодом до начала Эдиповой стадии.)

Сцена-символ №2 «негативная стратегия» №2: Комплекс символов надвигающегося кризиса.

Ключевым образом является Кольцо: Из видеоряда понятно, что колец было несколько, часть досталась эльфам, часть гномам, часть людям, но есть одно Главное Кольцо - источник Зла. И это Главное кольцо оказывается в руке у Главного Героя.

(Переплетающиеся темы Тайны, Страха, Непонятного в себе и собственной Исключительности актуализируют переживания, напоминают каждому смотрящему вход в эдипальный конфликт. Эмоциональная сфера в этот период еще не созрела, в ней можно выделить знакомые для ребенка части, напоминающие такие качества, как легкость, возвышенная красота, уверенность в вечности, магические способности, сформированные в первый год жизни на оральной стадии развития (символом являются эльфы); также обстоятельность, скрытность, накопительство, свойственные для анального периода (символом являются гномы); эмоциональная вариабельность с широким диапазоном от подвластности рабским страстям и порокам до верности, силы и независимости (символом являются люди). Тема исключительности в том, что разобраться во всем этом хитросплетении может только Главный Герой, избавиться от кольца невозможно, да и «времени осталось мало»).

Сцена-символ №3 «негативная стратегия» №3: Комплекс символов кризиса.

Формируется мотив не замыкаться на себе, так как это равноценно гибели, а «идти в мир, действовать чем скорее, тем лучше, главное не останавливаться».

В путь Героя провожает всемогущий Волшебник (символ доброго, заботливого отца), попытка Героя переложить на него ответственность, передав кольцо, однозначно отклоняется (эту проблему каждый будет решать сам). Герой лихорадочно собирается, взяв с собой только самое необходимое. По дороге к нему присоединяются друзья (символ внутриличностной разобщенности и надежда на интеграцию). Вместе они впервые переходят границу своих земель (символ ухода из детства).

Сцена-символ №4 «негативная стратегия» №4: Комплекс символов источника страха.

Ночь, непроглядная темнота, холодный враждебный лес (символ взрослой, незнакомой пока жизни). Силуэт страшного Черного мертвого всадника (символ Отца-Кощея, угрожающего смертью-кастрацией), преследующего Главного Героя и его друзей. Бегство и спасение на переправе (символ временной передышки, передышка при этом невротическая, так как вода - символ бессознательного, а переправа - это символ, разделяющий психические сферы на реальность и нереальность). Спрятаться от Черных мертвых всадников невозможно. Герои останавливаются в харчевне, туда же врываются Черные всадники с длинными черными мечами. Они идут по коридорам, причем видны их черные одежды и длинные-длинные мечи (нагнетается ужас). Они входят в комнату с вертикально поднятыми мечами, не торопясь, заносят свои мечи и вонзают их в тела Героев, мирно спящих в своих постельках. Раздается визг разочарования - под одеялами никого нет. Благодаря Страннику (новое образное воплощение агрессивного, но доброго к Герою отца) Герои обманули Черных всадников, но это временная отсрочка. Нужно двигаться дальше.

Сцена-символ №5 «негативная стратегия» №5: Символ ресурса для решения проблемы. Герой с друзьями в полуразрушенной сторожевой башне. С высоты они видят, как с разных сторон к ним приближаются Черные мертвые всадники. Герои выхватывают свои маленькие мечи и готовятся к обороне.

Сцена-символ №6 «негативная стратегия» №6: Комплекс символов деструктивного использования ресурса.

Ночь, стылый ветер спутывает волосы. Непонятно, откуда ждать опасности. И вот появляются фигуры. Черные всадники все ближе и ближе, им нужен Главный Герой. Друзья раскиданы в стороны. Герой один на один с Черным всадником. Он «опустил руки» - бросает свой меч.

Сцена-символ №7 «негативная стратегия» №7: Комплекс символов личной психофизической катастрофы.

Черный всадник пытается отнять у Героя Главное Кольцо, тот не отдает и тут же получает колющий удар, снова и снова. Все меркнет - последнее, что видит Герой, это образ Черного всадника-смерти как результат неправильного поведения.

Вторая часть набора - 2-й комплект кадров (2-й фильм-«сновидение») - «позитивная стратегия».

Сцена-символ №8 «позитивная стратегия» №1: Комплекс символов прошлого благополучия.

Праздник, друзья в повозке у Волшебника среди петард ищут что-нибудь особенное. Находят. Поджигают фитиль, не думая о последствиях. Ввысь взмывает салют. Но это еще не все. Запущенная ракета превращается в Дракона, который, разворачиваясь, летит к Героям. Всеобщая паника и суматоха. Дракон взрывается множеством салютных огней. Все в восторге. Героям в наказание - за всех мыть посуду. (Дракон - аналог Змея Горыныча - символ непобедимой звериной мужской сущности, в данном эпизоде ненастоящий, веселый и смешной).

Сцена-символ №9 «позитивная стратегия» №2: комплекс символов надвигающегося кризиса.

Серое чужое небо, порушенные башни крепости, над стеной проносится настоящий дракон. Герой стремительно падает сквозь кусты, поднимается, разжимает ладонь - на ней кольцо.

Сцена-символ №10 «позитивная стратегия» №3: Комплекс символов кризиса.

Болото, кружит Дракон, на спине которого сидит Черный мертвый всадник. Друзья прячутся. У героя вспышками проносятся воспоминания о схватке с Черным всадником.

Сцена-символ №11 «позитивная стратегия» №4: Комплекс символов источника страха.

Герой хватается за место ранения, кричит от страха и боли. Хочется отдать Кольцо, но друг помогает выстоять. Дракон улетает, нужно идти дальше. Дракон и Черный всадник.

Сцена-символ №12 «позитивная стратегия» №5: Комплекс символов ресурса для решения проблемы.

Странник (образное воплощение агрессивного, но доброго к Герою отца) ведет Героев к сторожевой башне. Смеркается. Догорает закат. Все устали, но Странник начеку. Он раздает Героям мечи. Приближаются Черные всадники к сторожевой башне, окружают Героев, начинается битва. Всадник наносит удар. Герой не бросает свой меч, он бьется до конца и видит образ Странника, который вступает в битву, убивает одного врага и повергает остальных в бегство (символ того, что в личности есть силы, способные противостоять обстоятельствам, главное - не бросать оружия).

Сцена-символ №13 «позитивная стратегия» №6: Комплекс символов конструктивного использования ресурса.

Вид с высоты птичьего полета, серые краски, разрушенный город, над городом летит Дракон, на спине которого сидит Черный всадник. На крепостной стене стоит Герой, он устал, он изможден, он хочет отдать кольцо, чтоб не мучиться. Дракон зависает над ним, тянет к нему свои когтистые лапы, но друг Героя (более сильная часть личности) вовремя помогает ему сохранить кольцо - ускользнуть из лап Дракона. В этот же момент стрела впивается Дракону в грудь и он взмывает в небо.

Сцена-символ №14 «позитивная стратегия» №7: Комплекс символов благополучного будущего, выхода на новый уровень психофизического комфорта.

Герой - в лесной чаще. Вблизи никого. Солнечные блики, зелень. Крупный план - Герой на ладони держит Кольцо, он смотрит вдаль, по щекам текут слезы, это слезы прощания с прошлым. В памяти всплывает образ Волшебника (Добрый отец), который подбадривает и напутствует. Герой уже не стремится избавиться от кольца сию минуту, он понимает, что впереди большой Путь. Он прячет Кольцо в карман и решительно направляется вперед.

Звучат сигналы точного времени.

Пример 2.

В качестве исходного материала для аудиовизуального произведения также используют фильмы П.Джексона по роману Дж. P.P.Толкиена «Властелин колец. Братство кольца», «Властелин колец. Две крепости», «Властелин колец. Возвращение короля» с официальным переводом, а также первые два фильма с шутливым переводом, поэтому для фиксации фильмов-«сновидений» используют наборы кадров, выбранные в соответствии с принадлежностью к символам «негативная стратегия» и «позитивная стратегия». Всего из ряда названных фильмов оформлено 28 наборов. В качестве аудиообраза из обыденного окружения пациента выбрана баллада B.C.Высоцкого в авторском исполнении «Кто-то высмотрел плод...». Баллада B.C.Высоцкого одновременно является психологическим «якорем» в этом произведении. Места совпадения текста баллады и сюжета 3-го комплекта кадров (3-го фильма-«сновидения») обозначены звездочками.

Сцена-символ №15 «негативная стратегия» №1: Комплекс символов прошлого благополучия.

Все напоминает о «беззаботном детстве»: дети бегут по зеленой лужайке, ярко светит солнце, царит атмосфера безмятежности, радости, беззаботности. Главный Герой - мальчик едет в повозке рядом с Волшебником, видно, что их связывают теплые отношения. Все дети ожидают чего-то необычного и радостного от приехавшего всемогущего Волшебника, и эти ожидания оправдываются взрывом фейерверка и треском петард. Всеобщее детское ликование.

Сцена-символ №16 «негативная стратегия» №2: Комплекс символов надвигающегося кризиса.

Ключевым образом является Кольцо: Из видеоряда понятно, что колец было несколько, часть досталась эльфам, часть гномам, часть людям, но есть одно Главное Кольцо - источник Зла. И это Главное кольцо оказывается в руке у Главного Героя.

Сцена-символ №17 «негативная стратегия» №3: Комплекс символов кризиса.

(Формируется мотив не замыкаться на себе, так как это равноценно гибели, а «идти в мир, действовать чем скорее, тем лучше, главное не останавливаться»).

В путь Героя провожает всемогущий Волшебник (символ доброго, заботливого отца), попытка Героя переложить на него ответственность, передав кольцо, однозначно отклоняется - эту проблему каждый должен решать сам. Герой лихорадочно собирается, взяв только самое необходимое. По дороге к нему присоединяются друзья (символ внутриличностной разобщенности и надежда на интеграцию). Вместе они впервые переходят границу своих земель.

Сцена-символ №18 «негативная стратегия» №4: Комплекс символов источника страха.

Ночь, непроглядная темнота, холодный враждебный лес.

(За кадром звучит баллада B.C.Высоцкого. Кто-то высмотрел плод, что не спел, не спел...) (1*).

Силуэт страшного Черного мертвого всадника, преследующего Главного Героя и его друзей. Бегство (2*) и спасение на переправе. Однако спрятаться от Черных мертвых всадников невозможно. Герои останавливаются в харчевне, туда же врываются Черные всадники с длинными черными мечами. Они идут по коридорам, причем видны их черные одежды и длинные-длинные мечи (3*). Они входят в комнату с вертикально поднятыми мечами, не торопясь, заносят свои мечи и вонзают их в тела Героев, мирно спящих в своих постельках (4*). Раздается визг разочарования - под одеялами никого нет (5*). Благодаря Страннику Герои обманули Черных всадников, но это временная отсрочка. Нужно двигаться дальше.

Сцена-символ №19 «негативная стратегия» №5: Символ ресурса для решения проблемы.

Герой с друзьями в полуразрушенной сторожевой башне. С высоты они видят, как с разных сторон к ним приближаются Черные мертвые всадники (6*). Герои выхватывают свои маленькие мечи и готовятся к обороне.

Сцена-символ №20 «негативная стратегия» №6: Комплекс символов деструктивного использования ресурса.

Ночь, стылый ветер спутывает волосы. Непонятно, откуда ждать опасности. И вот появляются фигуры, Черные всадники все ближе и ближе, им нужен Главный Герой. Друзья раскиданы в стороны. Герой один на один с Черным всадником. Он «опустил руки» - бросает свой меч (7*).

Сцена-символ №21 «негативная стратегия» №7: Комплекс символов личной психофизической катастрофы.

Черный всадник пытается отнять у Героя Главное Кольцо, тот не отдает и тут же получает колющий удар, снова и снова. Все меркнет - последнее, что видит Герой, - это образ Черного всадника-смерти как результат неправильного поведения.

Текст баллады:

Кто-то высмотрел плод, что не спел, не спел, (*)

Потрусили за ствол - он упал, упал, (2*)

Вот вам песня о том, кто не спел, не спел,

И что голос имел не узнал, не узнал.

Может были с судьбой нелады, нелады,

И со случаем, плохи дела, дела,

А тугая струна на лады, на лады,

С незаметным изъяном легла, легла.

Он начал робко с ноты «до»,

Но не допел ее, не до...

Не дозвучал его аккорд, аккорд,

И никого не вдохновил,

Собака лаяла, а кот мышей ловил...

Смешно, не правда ли смешно, смешно,

А он шутил, не дошутил,

Не дораспробовал вино и даже не допригубил.

Он пока лишь затеивал спор, спор,

Неуверенно и неспешна, не спеша,

Словно капельки пота из пор, из пор,

Из-под кожи сочилась душа, душа.

Только начал дуэль на ковре, на ковре

Еле-еле едва приступил, приступил.

Лишь чуть-чуть осмотрелся в игре, игре,

И судья еще счет не открыл, не открыл,

Он знать хотел все «от» и «до»,

Но не добрался он не до...

Не до догадки, ни до дна, (3*)

Не докопался до глубин,

И ту, которую одну не долюбил, не долюбил...

Смешно, не правда ли смешно, смешно,

А он спешил, не доспешил,

Осталось недорешено все то, что он не дорешил... (4*)

Ни единою буквой не лгу, не лгу,

Он был чистого слога слуга, слуга,

И писал ей стихи на снегу, на снегу,

К сожалению, тают снега,

Но тогда еще был снегопад, снегопад,

И свобода писать на снегу,

И большие снежинки, играя, он губами ловил на лету. (5*)

Но к ней в серебряном ландо

Он не добрался и не до...

Не добежал бегун-беглец, (6*)

Не долетел, не доскакал,

А звездный знак его Телец

Холодный Млечный Путь лакал.

Смешно, не правда ли смешно, смешно,

Когда секунд недостает,

Недостающее звено и недолет, и недолет.

Смешно, не правда ли смешно, ну вот,

и вам смешно и даже мне. Конь на скаку и птица влет,

По чьей вине...? По чьей вине...? (7*)

4-й комплект кадров (4-й Фильм-«сновидение») с символами «позитивная стратегия».

Сцена-символ №22 «позитивная стратегия» №1: Комплекс символов прошлого благополучия.

Праздник, друзья в повозке у Волшебника среди петард ищут что-нибудь особенное. Находят. Поджигают фитиль, не думая о последствиях. Ввысь взмывает салют. Но это еще не все. Запущенная ракета превращается в Дракона, который, разворачиваясь, летит к Героям. Всеобщая паника и суматоха. Дракон взрывается множеством салютных огней. Все в восторге. Героям в наказание - за всех мыть посуду. (Дракон - аналог Змея Горыныча - символ непобедимой звериной мужской сущности, в данном эпизоде ненастоящий, веселый и смешной).

Сцена-символ №23 «позитивная стратегия» №2: комплекс символов надвигающегося кризиса.

Серое чужое небо, порушенные башни крепости, над стеной проносится настоящий дракон. Герой стремительно падает сквозь кусты, поднимается, разжимает ладонь - на ней Кольцо.

Сцена-символ №24 «позитивная стратегия» №3: Комплекс символов кризиса.

Болото, кружит дракон, на спине которого сидит Черный мертвый всадник. Друзья прячутся. У героя вспышками проносятся воспоминания о схватке с Черным всадником.

Сцена-символ №25 «позитивная стратегия» №4: Комплекс символов источника страха.

Герой хватается за место ранения, кричит от страха и боли. Хочется отдать Кольцо, но друг помогает выстоять. Дракон улетает, нужно идти дальше. Дракон и Черный всадник.

Сцена-символ №26 «позитивная стратегия» №5: Комплекс символов ресурса для решения проблемы.

Странник ведет Героев к сторожевой башне. Смеркается. Догорает закат (*1). Все устали, но Странник начеку. Он раздает Героям мечи (*2). Приближаются Черные всадники к сторожевой башне (*3), окружают Героев, начинается битва (*4). Всадник наносит удар (*5). Герой не бросает свой меч, он бьется до конца и видит образ Странника, который вступает в битву, убивает одного врага и повергает остальных в бегство (символ того, что в личности есть силы, способные противостоять обстоятельствам, главное - не бросать оружия) (*6).

Сцена-символ №27 «позитивная стратегия» №6: Комплекс символов конструктивного использования ресурса.

Вид с высоты птичьего полета, серые краски, разрушенный город, над городом летит дракон, на спине которого сидит Черный всадник. На крепостной стене стоит Герой, он устал, он изможден, он хочет отдать кольцо, чтоб не мучиться. Дракон зависает над ним, тянет к нему свои когтистые лапы (*7), но друг Героя вовремя помогает ему сохранить кольцо - ускользнуть из лап Дракона. В этот же момент стрела впивается Дракону в грудь, и тот взмывает в небо.

Сцена-символ №28 «позитивная стратегия» №7: Комплекс символов благополучного будущего, выхода на новый уровень психофизического комфорта.

Герой в лесной чаще. Вблизи никого. Солнечные блики, зелень. Крупный план - Герой на ладони держит Кольцо, он смотрит вдаль, по щекам текут слезы, это слезы прощания с прошлым. В памяти всплывает образ Волшебника (Добрый отец), который подбадривает и напутствует. Герой уже не стремится избавиться от кольца сию минуту, он понимает, что впереди большой Путь. Он прячет Кольцо в карман и решительно направляется вперед.

В 4-м фильме-«сновидении» с символами «позитивная стратегия» используется баллада B.C.Высоцкого в авторском исполнении «Темнота впереди, подожди...». Баллада является аудиообразом из жизни пациента - это своего рода «якорь»... Места совпадения текста баллады и сюжета фильма-«сновидения» обозначены звездочками. Текст баллады:

Темнота впереди, подожди,

Там закаты стеною багровые, (*1)

Свежий ветер, косые дожди

И дороги, дороги неровные,

Там чужие слова,

Там дурная молва,

Там ненужные встречи случаются (*2),

Там сгорела, пожухла трава,

И следы не читаются в темноте. (*3).

Там проверка на прочность, бои (*4)

И туманы, и ветры с прибоями,

Сердце путает ритмы свои,

И стучит с перебоями. (*5)

Там чужие слова, там дурная молва,

Там ненужные встречи случаются,

Там сгорела, пожухла трава,

И следы не читаются в темноте. (*6)

Там и звуки и краски не те,

Только мне выбирать не приходится.

Очень нужен я там, в темноте,

Ничего, распогодится.

Там чужие слова, там дурная молва,

Там ненужные встречи случаются (*7)

Там сгорела, пожухла трава,

И следы не читаются в темноте.

Осуществление способа лечения психических расстройств.

Способ лечения психических расстройств может осуществляться при проведении кинотерапии с показом различных фильмов, в том числе художественных, выбранных в соответствии с диагнозом пациента. Представление жанровых фильмов и аудиовизуальных произведений, созданных в виде фильмов-«сновидений», а именно в виде наборов комплектов кадров осуществляется индивидуально в соответствии с выбранным психотерапевтическим воздействием, назначенным психиатром. При этом сначала представляют комплект кадров в соответствии со следующей последовательностью комплекса символов негативной стратегии поведения:

символ прошлого благополучия

символ надвигающегося кризиса

символ кризиса

символ источника страха

символ ресурса для решения проблемы

символ деструктивного использования ресурса

символ личной психофизической катастрофы,

а затем комплект кадров со сценами-символами, дающими подсказки пациенту для выхода из кризисной ситуации, со следующей последовательностью комплекса символов позитивной стратегии поведения:

символ прошлого благополучия

символ надвигающегося кризиса

символ кризиса

символ источника страха

символ ресурса для решения проблемы

символ конструктивного использования ресурса

символ благополучного будущего,

выхода на новый уровень психофизического комфорта.

Пример 3.

Пациент Г-ев, 1982 г.р. Военнослужащий по призыву в/ч N.

При призыве жалоб на состояние здоровья не предъявлял, признан годным к военной службе. В армию шел неохотно. Процесс адаптации носил затяжной характер. С первого дня начал тяготиться большими физическими нагрузками, неуставными отношениями. Длительное время терпел, справлялся со служебными обязанностями. После перевода в другую часть адаптироваться не смог. Постепенно, в течение нескольких недель, снизилось настроение, не мог найти друзей, с трудом засыпал, быстро утомлялся при обычных физических нагрузках, понимал, что не справляется, тяжело переживал свою «несостоятельность и неполноценность». Жизнь казалась «пустой и бессмысленной». С начала декабря 2003 г. появились суицидальные мысли. 08.12.2003 г., уединившись на хозяйственном дворе части, нанес три поверхностных самопореза на правом предплечье. Был обнаружен сослуживцем, доставлен в медпункт. В связи с суицидальными высказываниями и действиями направлен для обследования и определения категории годности к военной службе в психиатрическое отделение.

Психический статус при поступлении: сознание ясное, ориентирован в месте, времени, собственной личности правильно. На беседу соглашается сразу. Внешне опрятен. Контакт продуктивный, последовательно сообщает о себе анамнестические сведения. По существу отвечает на поставленные вопросы. Держится настороженно, с трудом сдерживает слезы. Говорит тихим голосом. О причинах суицидальных попыток говорит, что «все надоело, устал, больше не могу». Имеет место негативная оценка настоящего, прошлого и будущего. Свою жизнь характеризует как бессмысленную и бесперспективную. Продуктивной галлюцинаторно-бредовой симптоматики не выявляется. К своему поведению критика формальная. Считает себя «ущербным» по сравнению с солдатами, способными к службе, считает, что служить не сможет, опасается по возвращению в часть ухудшения состояния. Планов на будущее не строит. Суицидальные мысли и намерения отрицает. Интеллект соответствует полученному образованию и жизненному опыту.

Диагноз: АСТЕНО-НЕВРОТИЧЕСКОЕ РАССТРОЙСТВО, ЗАТЯЖНОЙ ТИП ТЕЧЕНИЯ.

Прошел курс кинотерапии, который включал просмотр фильмов-«сновидений», включающих баллады B.C. Высоцкого: пример 2 (набор из комплектов кадров №№3 и 4 + комплект кадров с индивидуальным психологическим «якорем») в сочетании с кинофильмами цикла «Властелин Колец» (три серии) и двумя фильмами этого же цикла с шутливым переводом. В клинической картине - позитивная динамика: исчезли признаки тревоги, эмоциональной подавленности. Настроение ровное. В поведении решительность и гибкость.

Пример 4.

Пациент Р-жов, 1985 г.р. Военнослужащий по призыву в/ч N.

При призыве признан годным к военной службе, направлен в учебную часть по подготовке санинструкторов. В части провел несколько дней. Настойчиво предъявлял разнообразные жалобы на состояние здоровья. Был госпитализирован в хирургическое отделение для обследования. 29.12.03 г., в предвидении выписки в часть, нанес поверхностные самопорезы лезвием безопасной бритвы на обоих предплечьях, шантажировал персонал самоубийством, переведен в психиатрическое отделение госпиталя, где обследовался и лечился с диагнозом: «Расстройство адаптации, кратковременная истеро-невротическая реакция с исходом в выздоровление». Выписан с улучшением. В целях возможной служебной адаптации переведен в другую часть. Адаптироваться не смог. Из служебной характеристики: «характеризуется отрицательно, ... скрытный, необщительный, хитрый, склонный к обману, ... склонен к суициду». 23.02.04 г. нанес поверхностные самопорезы на левом предплечье, при попытке оказать помощь - кричал, угрожал окружающим расправой, шантажировал самоубийством. Направлен в психиатрическое отделение для обследования с целью определения категории годности к военной службе. В отделении весь период обследования находится в наблюдательной палате. С окружающими контакт формальный. От трудотерапии категорически отказывается, шантажирует персонал суицидом. Раздражителен. Чрезвычайно упрям. Настроение колеблется от ровного до незначительно сниженного. Спит, питается достаточно.

Психически при поступлении: сознание ясное, ориентирован полностью. Контакту доступен. На осмотре ведет себя театрально и вызывающе. Чувство дистанции недостаточное. На вопросы отвечает правильно, по существу. Анамнестические сведения излагает в хронологической последовательности. Память на события прошлого, в том числе и на момент нанесения самопорезов, сохранена. Сообщает, что в момент нанесения самопорезов было чувство «внутреннего напряжения, злость, умирать не собирался», но и в армии не желал «терять время». Фон настроения колеблется в зависимости от затрагиваемой темы. Эмоционально несколько лабилен, легко начинает плакать, также легко успокаивается. Установки на дальнейшее прохождение службы отрицательные, шантажирует «немедленным самоубийством». К своему состоянию критика формальная. Нарушений мышления, обманов восприятия не выявляет. Интеллект соответствует полученному образованию и жизненному опыту.

Диагноз: ТРАНЗИТОРНОЕ РАССТРОЙСТВО ЛИЧНОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНО-НЕУСТОЙЧИВОГО ТИПА.

Прошел курс кинотерапии, который включал просмотр трех серий кинофильма из цикла «Властелин Колец» с предварительным показом фильмов-«сновидений»: пример 1 (набор из комплектов кадров №№1 и 2 + комплект кадров с индивидуальным психологическим «якорем»). Параллельно участвовал в психотерапевтической группе. В клинической картине заметное улучшение состояния: активность, оптимистичность, яркость и выразительность эмоций, некоторая эмоциональная неустойчивость.

Пример 5.

Пациент Р-мов, 1985 г.р. Военнослужащий по призыву в/ч N.

При призыве жалоб на состояние здоровья не предъявлял, признан годным к военной службе. Процесс адаптации протекал сложно. Тяготился жестким распорядком дня, необходимостью подчиняться, требования дисциплины расценивал как унижение собственного достоинства. Быстро настроил против себя окружающих, стал подвергаться притеснениям со стороны сослуживцев, особенно сержантов. Отстаивая свои интересы, дрался «не глядя на звания». Со слов освидетельствуемого, его жестоко избивали. В октябре 2003 г., находясь в больнице по месту службы по поводу соматического заболевания, самовольно оставил место лечения, был задержан сотрудниками милиции при попытке совершить кражу из автомобиля. Был прикомандирован в другую часть. На новом месте службы зарекомендовал себя так же отрицательно. Из служебной характеристики: «хитрый, скрытный, склонный к обману, лично недисциплинирован, на критику реагирует спокойно, но мер к устранению недостатков не принимает, склонен к самовольному оставлению части, в строевом отношении не подтянут». В связи с некоррегируемым поведением направлен в психиатрическое отделение. В отделении держится оппозиционно, грубо нарушает распорядок дня и дисциплину, алкоголизируется с гражданскими пациентами, не подчиняется персоналу при трудотерапии. Устроил драку со старшим по палате, пререкается с персоналом отделения. Чрезвычайно упрям. Критики к поведению нет, коррекции не поддается. Спит, питается достаточно.

При поступлении психически: сознание ясное, ориентирован полностью. Контакту доступен. Напряжен, держится настороженно. Выявляет вегетативные реакции в виде гиперемии лица, дистального гипергидроза. Фон настроения постоянно колеблется от несколько повышенного до незначительно пониженного, в зависимости от затрагиваемой темы. Себя характеризует как легко раздражительного, импульсивного «что-нибудь сделаю или наговорю, а потом, иногда, жалею». Психически больным себя не считает. Установки на службу отрицательные, заявляет, что все равно служить в армии не будет. Мотивирует тем, что «ему все надоело». Легкомысленный, безответственный. Мышление аффективного типа со склонностью к застреванию на отрицательно окрашенных переживаниях. Интеллектуальный контроль за эмоциональной деятельностью снижен. К своему поведению и высказываниям критичен формально. Во всех своих проблемах винит окружающих и обстоятельства. Без продуктивной психопатологической симптоматики.

Диагноз: ТРАНЗИТОРНОЕ РАССТРОЙСТВО ЛИЧНОСТИ ИСТЕРИЧЕСКОГО ТИПА.

Прошел курс кинотерапии, который включал просмотр фильмов-«сновидений»: пример 1 (набор из комплектов кадров №№1 и 2 + комплект кадров с индивидуальным психологическим «якорем») в сочетании с кинофильмами цикла «Чужой» (две серии) и «Властелин Колец» (три серии). В клинической картине позитивная динамика: повышение уровня активности, уверенности, появление рационализации как защитного механизма. Значительно снизилась тревожность, беспокойство, эмоциональная подавленность. Дезактуализировались переживание одиночества и беспомощности.

Пример 6.

Пациент Ч-н, 1985 г.р. Военнослужащий по призыву в/ч N.

При призыве жалоб на состояние здоровья не предъявлял, признан годным к военной службе. В армию шел неохотно. Тяготился строго регламентированным распорядком дня, не желал подчиняться. 17.12.02 г., в ответ на меры дисциплинарного воздействия, нанес самопорез на левом предплечье. Консультирован старшим врачом-психиатром УрО ВВ МВД РФ с предварительным диагнозом: «Дезадаптационное состояние личности с акцентуацией характера по истеро-неустойчивому типу». Были даны рекомендации. В период службы с декабря 2002 по май 2003 г. сменил 3 войсковые части и несколько подразделений, адаптироваться не мог. Впоследствии самовольно оставил часть, отсутствовал по ноябрь 2003 г. Задержан, возбуждено уголовное дело. Направлен в психиатрическое отделение для обследования с целью определения категории годности к военной службе. Из характеризующих документов в различные периоды службы: «... к обязанностям относится недобросовестно, требованиями устава руководствуется не всегда, правила воинской вежливости не соблюдает, на замечания реагирует неадекватно, внешне неопрятен, самовольно оставлял часть». В отделении быстро адаптировался. Сошелся с другими пациентами с асоциальными формами поведения. Притесняет ослабленных больных. На замечания реагирует формально. От трудотерапии увиливает. Спит, питается достаточно.

При поступлении психически: сознание ясное, ориентирован всесторонне. В контакт вступает охотно. На вопросы отвечает правильно, по существу. Анамнестические сведения излагает в хронологической последовательности. Память на события прошлого сохранена. Совершенными многочисленными дисциплинарными проступками и правонарушением нисколько не тяготится, занимает внешнеобвинительную позицию. Заявляет, что служить скучно, все раздражает. Старается придать своей личности орел исключительности. В часть возвращаться категорически отказывается, «предпочитает тюрьму». К своему поведению и высказываниям критика отсутствует. Фон настроения в процессе беседы колеблется от ровного до незначительно сниженного. Склонен к самовзвинчиванию. Интеллект соответствует полученному образованию и жизненному опыту. Без продуктивной психопатологической симптоматики.

Диагноз: РАССТРОЙСТВО ЛИЧНОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНО НЕУСТОЙЧИВОГО ТИПА.

Прошел курс кинотерапии, который включал просмотр фильмов-«сновидений» с использованием песен B.C.Высоцкого: пример 2 (набор из комплектов кадров №№3 и 4 + комплект кадров с индивидуальным психологическим «якорем») в сочетании с кинофильмами цикла «Чужой» (две серии) и «Скала» (одна серия), «ДМБ» (три серии). В клинической картине позитивная динамика: выявляется снижение уровня проявлений аффективной неустойчивости, жесткости, «брутальности», враждебности. Уменьшилась ирреальность притязаний.

В результате проведенного лечения у всех пациентов наблюдалась позитивная динамика в клинической картине. Субъективно все отмечали улучшение настроения, исчезновение аутоагрессивных мыслей, появление позитивного настроя на будущее. Объективно исчезли признаки демонстративно-шантажного поведения, уменьшился уровень тревоги, улучшился сон, снизилась раздражительность.

Источники информации

1. Дельфино-Бейли (Defino-Beighley C.).

2. Федеральный закон "Об авторском праве и смежных правах" от 20 июля 2004 г. № 72-Ф3.

3. Мышляев С.Ю. Гипноз. - М.: Медицинская книга. Н. Новгород. Изд-во НГМА, 1999.

4. Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции. - М., 1989.

5. Фрейд З. Толкование сновидений/ Пер. с нем. - Мн.: ООО "Поппури", 2000, с. 246-302.

6. Дудник Д.В. Психоанализ кино. Методические материалы. Уральский гуманитарный институт. Екатеринбург, 1998.

7. Дудник Д.В. "Жанровая психодиагностика в кинотерапии". Сборник "Практическая психология, 2004". Материалы региональной научно-практической конференции. Ежегодник, том 7. Издательство УрГПУ, 2004, с. 99-108.

8. Дудник Д.В. "Психоанализ сказочной символики". Методические матералы. Уральский гуманитарный институт. Екатеринбург, 1999.

9. Дудник Д.В. "Психоанализ символических форм в кино". Методические материалы. Уральский гуманитарный институт. Екатеринбург, 1998.

10. Дудник Д.В. "Кинотерапия - методология и техника". Сборник "Практическая психология, 2004". Материалы региональной научно-практической конференции. Ежегодник, том 7. Издательство УрГПУ, 2004, стр. 86-99.

1. Средство для лечения психических расстройств в виде аудиовизуального произведения для психотерапевтического воздействия, включает набор кадров: кадры со сценами-символами негативной стратегии поведения, символически передающими переживания пациента, его межличностные отношения и его актуальный межличностный конфликт в соответствии со следующей последовательностью комплекса символов: символ прошлого благополучия, символ надвигающегося кризиса, символ кризиса, символ источника страха, символ ресурса для решения проблемы, символ деструктивного использования ресурса, символ личной психофизической катастрофы и кадры со сценами-символами позитивной стратегии поведения, дающими подсказки выхода из кризисной ситуации в соответствии со следующей последовательностью комплекса символов: символ прошлого благополучия, символ надвигающегося кризиса, символ кризиса, символ источника страха, символ ресурса для решения проблемы, символ конструктивного использования ресурса, символ благополучного будущего, выхода на новый уровень психофизического комфорта.

2. Средство по п.1, отличающееся тем, что кадры со сценами-символами негативной стратегии поведения могут неоднократно повторяться.

3. Средство по п.1, отличающееся тем, что кадры со сценами-символами позитивной стратегии поведения могут неоднократно повторяться.

4. Средство по п.1, отличающееся тем, что оно включает также кадры со сценами-символами, содержащими аудиовидеообразы окружения пациента.

5. Способ лечения психических расстройств, включающий психотерапевтическое воздействие, отличающийся тем, что представляют аудиовизуальное произведение с аудио- и видеообразами, выбранными с учетом точек фиксации в психосексуальном развитии, уровнем организации личности и на основе жанровых предпочтений пациента, включающее набор кадров со сценами-символами негативной и позитивной стратегий поведения, при этом сначала представляют кадры с символической передачей переживаний пациента, его межличностных отношений и актуального внутриличностного конфликта в соответствии со следующей последовательностью комплекса символов негативной стратегии поведения: символ надвигающегося кризиса, символ кризиса, символ источника страха, символ ресурса для решения проблемы, символ деструктивного использования ресурса, символ личной психофизической катастрофы, а затем кадры со сценами-символами, дающими подсказки пациенту для выхода из кризисной ситуации, со следующей последовательностью комплекса символов позитивной стратегии поведения: символ прошлого благополучия, символ прошлого благополучия, символ надвигающегося кризиса, символ кризиса, символ источника страха, символ ресурса для решения проблемы, символ конструктивного использования ресурса, символ благополучного будущего, выхода на новый уровень психофизического комфорта.



 

Похожие патенты:
Изобретение относится к медицине, а именно к психоневрологии. .

Изобретение относится к психологии и может быть использовано для выявления психофизиологической обусловленности девиантного поведения и его профилактики. .
Изобретение относится к области практической психологии и может быть использован при преодолении морально осуждаемых привычек. .
Изобретение относится к области медицины и может быть использовано при коррекции психосоматических и психоэмоциональных нарушений. .
Изобретение относится к медицине и может быть использовано для коррекции коммуникативных способностей (КС) у детей первого года жизни с врожденной челюстно-лицевой патологией (ВЧЛП).
Изобретение относится к медицине, а именно к диагностике, и может быть использовано для оценки коммуникативных способностей (КС) у детей первого года жизни с врожденной верхне-челюстной патологией (ВВЧП).
Изобретение относится к области медицинской и педагогической психологии. .
Изобретение относится к психологии и предназначено для коррекции психологического состояния. .
Изобретение относится к медицине и может быть использовано в психотерапии для лечения лиц с заболеваниями, передающимися половым путем при развитии у них депрессивных расстройств.

Изобретение относится к области диагностики и может быть использовано для определения психофизического состояния индивидуума. .

Изобретение относится к области медицины и может быть использовано при коррекции депрессивных состояний
Изобретение относится к медицине и может быть использовано при лечении ожирения
Изобретение относится к медицине и может быть использовано для повышения умственной работоспособности при профилактике йодной недостаточности школьников
Изобретение относится к области медицины, в частности к оздоровительной медицине
Изобретение относится к области медицины, а именно к наркологии, и может быть использовано для лечения больных опийной (героиновой) наркоманией

Изобретение относится к области медицины, а именно к психотерапии, коррекционной и медицинской психологии, и может быть использовано в неврологической клинике при лечении неврозов, посттравматических стрессовых расстройств, в реабилитации

Изобретение относится к медицине, а именно к медицинской психологии, и может быть использовано для диагностики свойств личности при посттравматическом стрессовом расстройстве

Изобретение относится к области медицины, в частности к клинико-психологической диагностике
Изобретение относится к психологии и может быть использовано для повышения коммуникативных способностей
Наверх