Конический роликовый подшипник

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к подшипникам качения. Конический роликовый подшипник содержит наружное кольцо с конической дорожкой качения, внутреннее кольцо с упорным бортиком и конической дорожкой качения с выпуклой образующей, ролики с бомбинированной образующей и одним сферическим торцом. Ролики выполнены цилиндрическими. Углы наклона дорожек качения наружного и внутреннего колец к оси подшипника равны между собой. Образующая дорожки качения наружного кольца выполнена вогнутой с соблюдением условия: 0<|hн|<hр, где hp - величина бомбинирования образующей ролика; |hн| - модуль вогнутости образующей дорожки качения наружного кольца. Технический результат - повышение быстроходности и грузоподъемности путем обеспечения в работающем подшипнике положительного угла перекоса осей роликов относительно диаметральной плоскости подшипника. 5 ил.

 

Настоящее изобретение относится к области машиностроения, в частности к подшипникам качения.

Из каталога-справочника "Подшипники качения" под общей редакцией Л.В.Черневского и Р.В.Коросташевского. - М: Машиностроение, 1997 (стр.164-167) известен стандартный конический роликовый подшипник, предназначенный для восприятия комбинированных нагрузок (радиальных и осевых), состоящий из наружного и внутреннего бортового колец с коническими дорожками качения, конических роликов и сепараторов для их размещения [1].

Для обеспечения чистого качения вдоль оси ролика на всей его длине углы наклона образующих дорожек качения колец и угла конуса образующих ролика связаны зависимостью:

где α, β - углы наклона образующих дорожек качения наружного и внутреннего колец, соответственно;

ϕ - угол наклона образующей ролика к его оси.

При работе известного подшипника под действием внешней нагрузки, приложенной к внутреннему кольцу, возникает сила давления внутреннего кольца на ролик, который в свою очередь воздействует на наружное кольцо силой реакции. Соответственно, нагрузка, приложенная к наружному кольцу, обусловливает реакцию ролика на внутреннее кольцо. Ввиду того, что в стандартном подшипнике ролики выполнены коническими, направление этих реакций и их величины не одинаковы и для их равновесия требуется наличие силы реакции опоры бортика внутреннего кольца. Внешние силы имеют осевую и радиальную составляющие. При вращении ролика его торец упирается в бортик внутреннего кольца и под действием реакции бортика возникают силы трения, которые поворачивают ролик на некоторый угол между его осью и плоскостью, в которой лежит ось подшипника. В результате возникает скольжение ролика по дорожкам качения, которое приводит к возникновению сил трения между ними. При этом осевые составляющие сил трения между роликом и дорожками качения имеют то же направление, что и осевые составляющие внешних сил, тем самым их увеличивая, а такой угол поворота ролика считается отрицательным. За счет возникновения сил трения между торцом ролика и бортом внутреннего кольца, а также между роликом и дорожками качения такой подшипник обладает пониженными быстроходностью и долговечностью.

Конический роликовый подшипник будет обладать пониженным трением и повышенной долговечностью, если в процессе работы ролики под нагрузкой будут поворачиваться на положительный угол. Угол поворота ролика считается положительным, если осевые составляющие сил трения между роликами и дорожками качения колец, возникающие при перекосе ролика, имеют направление, противоположное направлению осевых составляющих внешних сил, действующих на подшипник, то есть уменьшают их действие.

С целью частичного устранения данного недостатка стандартного конического подшипника за счет уменьшения трения между роликом и дорожками качения колец известен конический подшипник по патенту США №4065191, в котором "разгрузка" зон нагружения между роликами и элементами колец осуществляется за счет управления внутренними силами трения путем создания в работающем подшипнике положительного угла перекоса осей роликов относительно диаметральной плоскости подшипника [2].

Известный конический роликовый подшипник содержит наружное кольцо с конической дорожкой качения, внутреннее кольцо с конической дорожкой качения и упорным бортом, конические ролики. На одной из дорожек качения имеются "средства поворота" для придания ролику положительного угла поворота.

Недостаток этого решения состоит в конструктивной и технологической сложности исполнения "средств поворота" для обеспечения положительного угла перекоса осей роликов, а именно:

- нормирование шероховатостей контактирующих поверхностей;

- наличие специальных углублений и зон их расположения на дорожках качения наружного и внутреннего колец;

- исполнение дорожки качения одного из колец в виде цилиндрической поверхности приводит к противоположному эффекту: реакция на упорный бортик кольца с цилиндрической дорожкой качения повышается относительно подшипника стандартного исполнения в несколько раз.

Кроме того, в данной конструкции подшипника присутствуют силы трения между торцом ролика и бортом внутреннего кольца, которые поворачивают ролик на отрицательный угол и увеличивают внешнюю осевую нагрузку.

Технической задачей, на решение которой направлено предлагаемое изобретение, является создание конструкции конического роликового подшипника повышенной быстроходности и грузоподъемности путем обеспечения в работающем подшипнике положительного угла перекоса осей роликов относительно диаметральной плоскости подшипника.

Указанная задача решается тем, что в коническом роликовом подшипнике, содержащем наружное кольцо с конической дорожкой качения, внутреннее кольцо с опорным бортиком и конической дорожкой качения с выпуклой образующей, ролики с бомбинированной образующей и одним сферическим торцом, согласно изобретению ролики выполнены цилиндрическими, углы наклона дорожек качения наружного и внутреннего колец к оси подшипника равны между собой, а образующая дорожки качения наружного кольца выполнена вогнутой с соблюдением условия:

где hp - величина бомбинирования образующей ролика;

|hн| - модуль вогнутости образующей дорожки качения наружного кольца.

Изобретение поясняется фигурами.

На фиг.1 представлен осевой разрез конического роликового подшипника;

на фиг.2 - форма образующих ролика и дорожек качения наружного и внутреннего колец;

на фиг.3 - вид сверху на ролик и внутреннее кольцо при снятом наружном кольце;

на фиг.4 - эпюра скольжения и контактных напряжений между дорожками качения наружного кольца и роликом;

на фиг.5 - эпюра скольжения и контактных напряжений между дорожками качения внутреннего кольца и роликом.

Конический роликовый подшипник содержит наружное кольцо 1 с дорожкой качения 2, наклоненной к оси О-О подшипника под углом α, внутреннее кольцо 3 с дорожкой качения 4, наклоненной к оси О-О подшипника под углом β=α и опорным бортиком 5, цилиндрические ролики 6 длиной l со сферическим торцом 7.

Образующая 8 ролика 6 выполнена бомбинированной на величину

где δк - упругая контактная деформация наиболее нагруженного ролика 6 усилием Q, определяемая теоретической и экспериментальной зависимостью:

Образующая 9 дорожки качения 2 наружного кольца 1 выполнена вогнутой на величину - hн, причем

Образующая 10 дорожки качения 4 внутреннего кольца 3 выполнена выпуклой на величину hв, причем

Работает подшипник следующим образом. Приложенная к наружному кольцу 1 нагрузка Р1 с осевой составляющей P и радиальной составляющей P1R передается на ролик 6 перпендикулярно его образующей 8 в виде результирующей реакции N1 ролика 6. Соответственно, нагрузки, приложенные к внутреннему кольцу 3: комбинированная нагрузка Р2, осевая составляющая Р2A и радиальная составляющая Р2R обусловливают реакцию N2 ролика 6. Так как ролик 6 цилиндрический, а углы наклона образующих 9, 10 дорожек качения 2, 4 колец 1, 3 соответственно к оси O-O подшипника одинаковы, то реакции N1 и N2 ролика 6 направлены по одной линии навстречу друг другу и уравновешиваются без возникновения осевой составляющей на ролик 6. Следовательно, контакт торца 7 ролика 6 с бортиком 5 кольца 3 не воспринимает внешней осевой нагрузки и борт 5 кольца 3 выполняет роль только направления роликов 6.

Таким образом, цилиндрическая форма ролика 6 в сочетании с параллельными дорожками качения 2, 4 колец 1, 3 соответственно исключает поворот ролика 6 за счет сил трения между его торцом 7 и бортом 5 кольца 3. Однако при этом принцип чистого качения соблюдается только в среднем сечении А-В ролика 6.

Линии чистого качения представлены на фиг.1 прямыми: 11 - для наружного кольца 1, 12 - для внутреннего кольца 3 (именно вдоль этих линий расположены образующие дорожек качения колец и роликов в стандартных конических роликовых подшипниках). Поэтому окружные скорости колец 1, 3 справа от среднего сечения А-В ролика 6 опережают круговую скорость ролика 6, а слева отстают от ролика 6 и в случае прямолинейных или бомбинированных образующих 8, 9, 10 ролика 6 и дорожек качения 2, 4 соответственно ролик 6 приобретал бы неустойчивое положение и мог поворачиваться как на положительный угол поворота, так и на отрицательный.

В предлагаемом подшипнике форма образующей 8 ролика 6 бомбинированная, а образующая 9 дорожки качения 2 наружного кольца 1 - вогнутая, причем |hн|<hp. Такое сочетание контактирующих поверхностей обеспечивает прямоугольную равномерную форму распределения напряжений вдоль оси O1-O1 ролика 6. Сочетание бомбинированных контактирующих поверхностей образующей 8 ролика 6 и образующей 10 дорожки качения 4 внутреннего кольца 3 обеспечивает эллиптический характер распределения контактных напряжений с длиной l оси O1-O1 эллипса, не превышающей длину l ролика 6.

Для демонстрации того, каким образом в подшипнике по изобретению ролики 6 приобретают положительный угол поворота, наблюдателю следует представить ось O1-O1 ролика 6 неподвижной, а кольца 1 и 3 вращающимися в противоположных направлениях: внутреннее кольцо 3 - на наблюдателя, а наружное кольцо 1 - от него. Этот прием в механике принято называть обращенным движением.

При таких условиях скорость V1 (не показана) дорожки качения 2 наружного кольца 1 у правого торца ролика 6 выше, чем скорость Vp ролика 6. Возникающая при этом скорость скольжения Vc1 создает тангенциальную силу трения f1, которая поворачивает ролик 6 против часовой стрелки относительно середины L ролика 6. У левого торца ролика 6 дорожка 2 кольца 1 имеет меньшую скорость V1' (не показана), чем скорость Vp ролика 6, и возникающая тангенциальная сила трения f1', направленная противоположно силе f1, также поворачивает ролик 6 против часовой стрелки. То есть относительно середины L ролика 6 создается момент M1 пары сил f1-f1' с плечом 0,5l, поворачивающий ролик 6 против часовой стрелки.

При этом окружная скорость Vp ролика 6 раскладывается на тангенциальную VрТ и осевую VpA, которая, в свою очередь, создает силы трения f2s между роликом 6 и дорожкой качения 4 внутреннего кольца 3, направленную вправо, и f1s - между роликом 6 и дорожкой качения 2 наружного кольца 1, направленную влево, то есть противоположно внешним осевым силам Р2A и P1a, действующим на каждое кольцо 2, 1. Такой угол поворота ролика - положительный.

При этих же условиях скорость V2 (не показана) дорожки качения 4 внутреннего кольца 3 на правом торце ролика 6 превышает скорость Vp ролика 6 и возникающая при этом скорость скольжения Vc2 создает тангенциальную силу трения f2, которая пытается повернуть ролик 6 по часовой стрелке. На левом торце ролика 6 дорожка 4 внутреннего кольца 3 отстает от ролика 6 и возникающая тангенциальная сила трения f2' противоположного направления пытается повернуть ролик 6 также по часовой стрелке. Совместное действие пары сил f2-f2' создает относительно середины L ролика 6 момент М2, поворачивающий ролик 6 по часовой стрелке.

Так как контактные напряжения между роликом 6 и внутренним кольцом 3 распределяются по эллипсу и точки приложения равнодействующих f2 и f2' давления внутреннего кольца 3 на правую и левую половины ролика 6 удалены от малой оси O22 эллипса на расстояние 0,2 длины большой оси O1-O1 эллипса, приближенной к длине l ролика 6 (следует из математики), то плечо момента M2 пар сил f2-f2' будет составлять 0,4l. Отсюда следует, что момент M1 пар сил f1-f1' от наружного кольца 1 больше момента М2 пар сил f2-f2' от внутреннего кольца 3, в результате чего ролик 6 будет поворачиваться только против часовой стрелки, получая положительный угол перекоса.

Таким образом создана упрощенная по сравнению с прототипом конструкция конического роликового подшипника с гарантированным положительным углом поворота роликов в процессе работы, что обеспечивает повышение быстроходности и долговечности подшипника, у которого исключены силы трения между бортом внутреннего кольца и торцами роликов, что также приводит к повышению быстроходности и долговечности подшипника.

Источники информации

1. Подшипники качения: Справочник-каталог / Л.В.Черневский, Р.В.Коросташевский, Б.А.Яхин и др. Под общ. ред. Л.В.Черневского и Р.В.Коросташевского. - М: Машиностроение, 1997.

2. Патент США US 4065191, F 16 C 19/00, F 16 C 33/00, опубл. 1976 г.

Конический роликовый подшипник, содержащий наружное кольцо с конической дорожкой качения, внутреннее кольцо с упорным бортиком и конической дорожкой качения с выпуклой образующей, ролики с бомбинированной образующей и одним сферическим торцом, отличающийся тем, что ролики выполнены цилиндрическими, а углы наклона дорожек качения наружного и внутреннего колец к оси подшипника равны между собой, при этом образующая дорожки качения наружного кольца выполнена вогнутой с соблюдением условия

0<|hн|<hр,

где hp - величина бомбинирования образующей ролика;

|hн| - модуль вогнутости образующей дорожки качения наружного кольца.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области машиностроения и приборостроения и может быть применено во всех отраслях промышленности. .

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к подшипникам качения. .

Изобретение относится к машиностроению, в частности к подшипникам качения. .

Изобретение относится к машиностроению, в частности к конструкциям узлов межвального подшипника, например двухвального газотурбинного двигателя. .

Изобретение относится к машиностроению н может быть использовано в высокооборотных опорах качения высокоточных приборов. .

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к подшипникам качения

Изобретение относится к подшипникам качения и, главным образом, к подшипникам, используемым в области авиационной техники

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к подшипникам роликовым

Изобретение относится к машиностроению, в частности к линейным направляющим

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к подшипникам качения

Изобретение относится к области машиностроения. Роликовый подшипник качения содержит наружное кольцо (1), снабженное цилиндрической дорожкой качения с буртиками (4) с обеих сторон дорожки качения, внутреннее кольцо (2), снабженное цилиндрической дорожкой качения с буртиком (5) с одной стороны дорожки качения, тела качения в виде цилиндрических роликов (3) и сепаратор для разделения роликов (3). Концы роликов (3) имеют сферическую форму с радиусом сферы, равным радиусу ролика (3). Дорожки качения колец (1, 2) имеют профиль, сопрягаемый с профилем роликов (3). Дорожка качения внутреннего кольца (2) дополнительно снабжена выступом (6), выполненным на противоположной от буртика (5) стороне и также сопрягаемым с профилем роликов (3). Высота выступа (6) определяется возможностью сборки подшипника, например, за счет нагрева наружного кольца (1). Технический результат: повышение допустимой нагрузки в осевом направлении, воспринимаемой подшипником. 1 ил.

Изобретение относится к области машиностроения. Подшипник качения содержит внутреннее кольцо (2), снабженное цилиндрической дорожкой качения с буртиками (4) с обеих сторон дорожки качения, наружное кольцо (1), снабженное цилиндрической дорожкой качения с буртиком (5) с одной стороны дорожки качения, тела качения в виде цилиндрических роликов (3) и сепаратор для разделения роликов. Концы роликов (3) имеют сферическую форму с радиусом сферы, равным радиусу ролика (3). Дорожки качения колец (1, 2) имеют профиль, сопрягаемый с профилем роликов (3). Дорожка качения кольца (1) дополнительно снабжена выступом (6), выполненным на противоположной от буртика (5) стороне и также сопрягаемым с профилем роликов (3), причем высота выступа (6) определяется возможностью сборки подшипника, например, за счет нагрева кольца (1). Технический результат: повышение допустимой нагрузки в осевом направлении, воспринимаемой подшипником. 1 ил.

Изобретение относится к области машиностроения. Роликовый подшипник качения содержит наружное (1) и внутреннее (2) кольца с цилиндрическими дорожками качения, имеющими буртики, тела качения в виде роликов (3), сепаратор для разделения роликов (3). Концы роликов (3) имеют сферическую форму с радиусом сферы, равным радиусу ролика (3). Буртики (4) выполнены по одному на противоположных сторонах дорожек качения относительно вертикальной оси подшипника, причем профиль дорожек качения выполнен сопрягаемым с профилем роликов (3). Каждая дорожка качения дополнительно снабжена выступом (5), выполненным на противоположной от буртика (4) стороне и также сопрягаемым с профилем роликов (3). Высота выступа (5) выбрана исходя из возможности сборки подшипника, в частности, за счет нагрева наружного кольца (1). Технический результат - снижение момента трения, возникающего при работе подшипника, а также повышение нагрузочной способности подшипника в осевом направлении. 1 ил.

Изобретения относятся к области машиностроения, в частности к подшипникам качения. Роликовый подшипник качения содержит наружное (1) и внутреннее (2) кольца, снабженные цилиндрическими дорожками качения с буртиками (3) с обеих сторон дорожек качения, тела качения в виде цилиндрических роликов (4), имеющих сферическую форму на концах, сепаратор для разделения тел качения, сопряжения дорожек качения с буртиками (3) выполненные в виде участков криволинейных поверхностей с одинаковыми радиусами, равными радиусу сферы торцев роликов (4). Наружное кольцо (1) по первому варианту выполнено разрезным по вертикальной оси симметрии подшипника. По второму варианту внутреннее кольцо (2) выполнено разрезным по вертикальной оси симметрии подшипника. Технический результат: повышение грузоподъемности подшипника в радиальном и осевом направлениях. 2 н.п. ф-лы, 2 ил.
Наверх