Рулевое устройство для маломерного судна

Изобретение относится к судостроению и может быть использовано на маломерных судах преимущественно с вельботной кормой. Рулевое устройство для маломерного судна содержит перо руля, коробку руля, румпель, удлинитель румпеля, верхнюю петлю, нижнюю петлю. Перо руля закреплено к нижней части коробки руля с возможностью поворота вокруг оси, перпендикулярной плоскости пера руля. Верхняя петля и нижняя петля закреплены на передней части коробки руля. Ходовой конец румпеля шарнирно соединен с задним концом удлинителя румпеля. Устройство дополнительно содержит переднюю петлю, заднюю петлю и ось. Передняя петля и задняя петля закреплены на верхней поверхности коробки руля. Ось закреплена в отверстиях передней петли и задней петли. Коренной конец румпеля расположен между передней петлей и задней петлей, а ось пропущена через отверстие в коренном конце румпеля. Достигается расширение области применения. 4 ил.

 

Изобретение относится к судостроению и может быть использовано на маломерных судах преимущественно с вельботной кормой.

Известны рулевые весла, используемые с древнейших времен, например, на древнеегипетских [1], финикийских [2] судах, дракарах викингов [3], запорожских чайках [4]. Их недостатки заключаются в низкой эффективности и надежности, неудобстве использования, больших массогабаритных характеристиках.

Известен активный руль [5], содержащий поворотную насадку и перо руля. В насадке расположен гребной винт. Недостаток известного устройства заключается в том, что оно может работать с требуемой эффективностью только при работающем гребном винте.

Известно подруливающее устройство [6], формирующее поток воды, направленный перпендикулярно диаметральной плоскости судна. Недостаток известного устройства заключается в узкой области применения: из-за большой стоимости и высокой сложности конструкции его применение нецелесообразно на маломерных судах.

Известен снабженный баллером шлюпочный руль [7], верхний конец баллера руля снабжен горизонтальным отверстием, ось которого размещена в плоскости руля. В это отверстие вставляется румпель. Недостаток известного руля заключается в узкой области применения: его можно использовать только на маломерных судах с транцевой кормой, на маломерных судах с вельботной кормой (вельботная корма имеет форму, сходную с формой носовой оконечности) необходимо иметь длинный румпель, в результате чего кормовое пространство используется неэффективно, при этом рулевой вынужден сидеть боком или вполоборота к курсу маломерного судна, что представляет ряд неудобств.

Наиболее близким по технической сущности к заявляемому устройству является описанное в [8] рулевое устройство, содержащее перо руля, коробку руля, румпель, удлинитель румпеля, верхнюю петлю и нижнюю петлю. Перо руля закреплено к нижней части коробки руля с возможностью поворота вокруг оси, перпендикулярной плоскости пера руля. На верхней части коробки руля закреплен задний конец румпеля, румпель закреплен в плоскости пера руля, а к передней части румпеля шарнирно закреплен удлинитель румпеля. Верхняя петля и нижняя петля закреплены к передней части коробки руля, с их помощью рулевое устройство крепится к корме судна. Недостатком известного рулевого устройства является низкие потребительские свойства за счет узкой области применения: его невозможно использовать на маломерных судах с вельботной кормой.

Задачей изобретения является повышение потребительских свойств за счет расширения области применения путем обеспечения возможности использования на маломерных судах с вельботной кормой.

Решение поставленной задачи обеспечивается тем, что в известное устройство, содержащее перо руля, коробку руля, румпель, удлинитель румпеля, верхнюю петлю, нижнюю петлю, перо руля закреплено к нижней части коробки руля с возможностью поворота вокруг оси, перпендикулярной плоскости пера руля, верхняя петля и нижняя петля закреплены на передней части коробки руля, ходовой конец румпеля шарнирно соединен с задним концом удлинителя румпеля, внесены следующие усовершенствования: оно дополнительно содержит переднюю петлю, заднюю петлю и ось, передняя петля и задняя петля закреплены на верхней поверхности коробки руля, ось закреплена в отверстиях передней петли и задней петли, коренной конец румпеля расположен между передней петлей и задней петлей, а ось пропущена через отверстие в коренном конце румпеля.

Такое построение рулевого устройства для маломерного судна позволяет перекладывать удлинитель румпеля из одной руки рулевого в другую руку без перемещения рулевого, что позволяет использовать заявленное устройство на маломерных судах с вельботной кормой, в результате чего расширяется его область применения. Расширение области применения приводит к повышению потребительских свойств.

Сущность изобретения поясняется описанием варианта конструктивного выполнения заявленного устройства и прилагаемыми чертежами, на которых:

- на фиг.1 приведен вид сверху заявленного рулевого устройства для маломерного судна:

- на фиг.2 приведен вид сбоку заявленного рулевого устройства для маломерного судна и поясняющий процесс перекладывания переднего конца удлинителя румпеля из одной руки рулевого в другую руку,

- на фиг.3 приведен чертеж в аксонометрии узла соединения коренного конца румпеля с рулевой коробкой,

- на фиг.4 приведен чертеж в аксонометрии варианта шарнирного соединения ходового конца румпеля с задним концом удлинителя румпеля.

Рулевое устройство для маломерного судна содержит перо руля 1, коробку руля 2, румпель 3, удлинитель 4 румпеля 3, верхнюю петлю 5, нижнюю петлю 6, перо руля 1 закреплено к нижней части коробки руля 2 с возможностью поворота вокруг шпильки 7, ось которой перпендикулярна плоскости пера руля 1, верхняя петля 5 и нижняя петля 6 закреплены на передней части коробки руля 2, ходовой конец 8 румпеля 3 шарнирно соединен с задним концом 9 удлинителя 4 румпеля 3. Оно также содержит переднюю петлю 10, заднюю петлю 11 и ось 12, передняя петля 10 и задняя петля 11 закреплены на верхней поверхности коробки руля 2, ось 12 закреплена в отверстиях передней петли 10 и задней петли 11, коренной конец 13 румпеля 3 расположен между передней петлей 10 и задней петлей 11, а ось 12 пропущена через отверстие в коренном конце 13 румпеля 3. К ахтерштевню 14 закреплены первая петля 15 и вторая петля 16. Рулевая ось 17 проходит через отверстия в верхней петле 5, первой петле 15, второй петле 16 и нижней петле 6. Поворот рулевого устройства вправо-влево осуществляется вокруг рулевой оси 17. Коренной конец сорлиня 18 закреплен к верхней части пера руля 1, ходовой конец сорлиня 18 закреплен узлом на утке 19. Выбирая или потравливая сорлинь 18, можно регулировать угол поворота пера руля 1 вокруг шпильки 7. На фиг.1 и 2 приняты также обозначения: 20 - кормовая банка, 21 - кормовой планширь, 22 - рулевой, 23 - уровень воды, стрелки 24 показывают направление движения удлинителя 4 румпеля 3. На фиг.3 стрелка 25 показывает направление движения румпеля 3 при его перемещении с правого борта на левый борт. Шарнирное соединение ходового конца 8 румпеля 3 с задним концом 9 удлинителя 4 румпеля 3 содержит горизонтальную ось 26, вертикальную ось 27 и держатель 28 П-образной формы. Горизонтальная ось 26 закреплена в держателе 28 П-образной формы и пропущена через отверстие в заднем конце 9 удлинителя 4 румпеля 3. Верхний конец вертикальной оси 27 закреплен к держателю 28 П-образной формы. Вертикальная ось 27 пропущена через отверстие в ходовом конце 8 румпеля 3. Нижняя часть вертикальной оси 27 снабжена фиксатором, предотвращающим ее выход из отверстия в ходовом конце 8 румпеля 3. Стрелками 29 показано направление перемещения вперед-назад удлинителя 4 румпеля 3 при управлении маломерным судном, стрелками 30 показано направление перемещение ходового конца 8 румпеля 3 при управлении маломерным судном, а круговыми стрелками 31 показано направление поворота держателя 28 П-образной формы относительно ходового конца 8 румпеля 3.

Рулевое устройство для маломерного судна работает следующим образом. Рулевой 22, сидя на банке 20, держит в руке удлинитель 4 румпеля 3. Можно также положить удлинитель 4 румпеля 3 на кормовой планширь 21 и придерживать его рукой. Передвигая удлинитель 4 румпеля 3 вперед или назад (как показано стрелками 24), можно управлять курсом маломерного судна. Рулевой должен запомнить простое мнемоническое правило: «Правая рука вперед - поворот направо, левая рука вперед - поворот налево». Соответственно, если правая рука рулевого 22 передвигает удлинитель 4 румпеля 3 назад, то маломерное судно меняет курс влево, если левая рука рулевого 22 передвигает удлинитель 4 румпеля 3 назад, то маломерное судно меняет курс вправо. При необходимости сменить руку, удерживающую удлинитель 4 румпеля 3, надо поднять удлинитель 4 румпеля 3 над головой, как показано на фиг.2, и переложить передний конец удлинителя 4 румпеля 3 из одной руки в другую руку. При этом румпель 3 поворачивается вокруг оси 12 (как показано стрелкой 25) и переходит на другой борт.

Источники информации

1. Древнеегипетское судно, http://parus.hobby.ru/coll/coll56.html. 22.06. 2006.

2. Финикийское судно, http://windgammers.narod.ru/Hertegi/Fin-voen-kor 001.jpg. 22.06.2006.

3. Дракар, http://windgammers.narod.ru/Hertegi/Drakar001.jpg. 22.06.2006.

4. Запорожская чайка, http://www.randewy.ru/gal/99g.gif. 22.06.2006.

5. Маковский А.Г., Немзер А.И. Рулевой комплекс судна. Патент РФ на изобретение №2081787, приоритет 27.06.1995, публ. 20.06.1997, МПК6 В63Н 26/08.

6. Соловьев А.П., Турышев Б.И. Водометное подруливающее устройство. Патент РФ на изобретение №2248915, приоритет 27.11.2003, публ. 27.03.2005, МПК7 В63Н 35/46.

7. Шлюпка, http://alvi.front.ru/slovar/sh/sh3.htm. 22.06.2006.

8. Курбатов Д.А. 15 проектов судов для любительской постройки. Справочник. Изд. 3-е. Л.: Судостроение, 1985. С.375-378.

Рулевое устройство для маломерного судна, содержащее перо руля, коробку руля, румпель, удлинитель румпеля, верхнюю петлю, нижнюю петлю, перо руля закреплено к нижней части коробки руля с возможностью поворота вокруг оси, перпендикулярной плоскости пера руля, верхняя петля и нижняя петля закреплены на передней части коробки руля, ходовой конец румпеля шарнирно соединен с задним концом удлинителя румпеля, отличающееся тем, что оно дополнительно содержит переднюю петлю, заднюю петлю и ось, передняя петля и задняя петля закреплены на верхней поверхности коробки руля, ось закреплена в отверстиях передней петли и задней петли, коренной конец румпеля расположен между передней петлей и задней петлей, а ось пропущена через отверстие в коренном конце румпеля.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области судостроения, в частности к конструкции рулевых устройств с подъемными перьями рулей для малогабаритных судов различного назначения.

Изобретение относится к судостроению и касается создания подводных крыльев и крыльевых рулей. .

Изобретение относится к судовой технике и касается конструирования судовых рулевых устройств. .

Изобретение относится к судостроению, в частности к рулевым устройствам двухвального судна. .

Изобретение относится к судостроению, в частности к рулевым устройствам парусных судов. .

Изобретение относится к устройствам управления объектом при движении его в аморфной среде, в частности к рулевым устройствам. .

Изобретение относится к судостроению, в частности к рулевым устройствам судов. .

Изобретение относится к водному транспорту и касается конструирования судов, применимых на неосвоенных транспортом реках. .

Изобретение относится к судостроению, предназначено для конструирования волногасящих устройств полуглиссирующих судов и может быть использовано в судоходстве по малым рекам.

Изобретение относится к судостроению и может быть использовано при создании судовых движительно-рулевых комплексов
Изобретение относится к области судостроения, а именно к конструкциям рулевых устройств судов. Судовое рулевое устройство содержит профилированное перо руля и закрылок. Перо руля состоит из основной части, которая закреплена на баллере. Баллер установлен в вертикальной и продольной плоскости судна и снабжен приводом поворота закрылка. Закрылок расположен позади основной части по ходу судна и сообщен с нею посредством шарнира с вертикальной осью поворота. Баллер жестко скреплен с основной частью пера руля. Привод поворота закрылка содержит поворотный вал. Ось поворота поворотного вала размещена в одной вертикальной продольной плоскости судна с осью поворота баллера. Конец поворотного вала снабжен втулкой, ось которой перпендикулярна оси поворота поворотного вала, через которую пропущен с возможностью возвратно-поступательного движения шток. Конец штока снабжен отгибом и жестко скреплен с закрылком. Достигается повышение эффективности управления судном. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к области судостроения, в частности, к конструкциям рулевых устройств судов. Судовое рулевое устройство содержит перо руля, которое состоит из основной части и поворотной части и снабжено приводом поворота его частей. Основная часть жестко закреплена на баллере, который установлен в вертикальной продольной плоскости судна. Поворотная часть сообщена с основной частью посредством шарнира с вертикальной осью поворота и расположена впереди основной части по ходу судна. Привод поворота содержит пару жестких параллельных тяг, которые расположены симметрично относительно продольной оси основной части. Концы тяг закреплены на ахтерштевне в вертикальной плоскости баллера, которая перпендикулярна диаметральной плоскости судна, и на поворотной части пера руля в вертикальной плоскости шарнира, перпендикулярной диаметральной плоскости судна. Тяги закреплены с возможностью их поворота в горизонтальной плоскости. Достигается повышение эффективности управления судном. 4 ил.

Изобретение относится к области судостроения, в частности к реверсивно-рулевым устройствам судов с водометными движителями. Реверсивно-рулевое устройство водометного движителя включает в себя два вертикальных синхронных руля, которые расположены за соплом. Рули установлены по боковым краям обечайки сопла и снабжены закрылками. В нижних торцах рулей и закрылок имеются наклонные гидродинамические шайбы со стороны диаметральной плоскости водометного движителя. На нижней части сопла установлен козырек в виде продолжения сопла в корму. Рули закреплены в верхней части с помощью баллеров к коробчатой раме, которая выполняет роль верхнего свода реверсивно-рулевого устройства. В нижней части рули закреплены к соплу с помощью обухов. Рули с закрылками могут отклоняться от системы управления синхронно влево и вправо или в противоположные стороны. Коробчатая рама закреплена на верхней части сопла с помощью книц, которые являются носовой стенкой реверсивно-рулевого устройства. Достигается упрощение конструкции и повышение надежности работы реверсивно-рулевого устройства, повышение эффективности и удобства управления судном. 2 з.п. ф-лы, 9 ил.

Изобретение относится к области судостроения, в частности к конструкциям рулевых устройств судов. Судовое рулевое устройство содержит поворотную носовую часть, профилированное перо руля, которое состоит из основной части и кормовой части, и баллер. Баллер снабжен приводом поворота кормовой части. Поворотная носовая часть расположена впереди основной части по ходу судна и сообщена с ней посредством шарнира с вертикальной осью поворота. Привод поворота носовой части состоит из минимум двух горизонтальных связей. Основная часть пера руля снабжена полостью, один из концов каждой связи жестко закреплен на торцевой поверхности соответственно кормовой и носовой частей, а свободные концы пропущены в полость основной части пера руля через сквозные отверстия. Свободный конец одной из связей снабжен вертикальным выступом, который выполнен с возможностью сопряжения со сквозным отверстием свободного конца другой горизонтальной связи, для чего связи расположены с зазором относительно друг друга в вертикальной плоскости и нахлестом их свободных концов в горизонтальной плоскости. Площадь поперечного сечения вертикального выступа меньше площади сквозного отверстия. Достигается повышение эффективности управления судном. 2 з.п. ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к области судостроения и касается конструкции кормовой оконечности судна ледового плавания. Предложено рулевое устройство судна ледового плавания c защитной рамой вокруг винто-рулевого комплекса, образованной ахтерштевнем с ледорезным выступом позади пера руля, связанным вертикальной стойкой с соответствующим концом пятки, скрепленной с килем. Ось поворота пера руля размещена со стороны ледорезного выступа. Перо руля дополнительно содержит поворотную носовую часть, расположенную впереди основной части по ходу судна. Вертикальная стойка сообщена с основной частью пера руля посредством шарнира, вертикальная ось поворота которого совмещена с осью поворота основной части пера руля. Привод поворота носовой части состоит из горизонтальных элементов частей пера руля и вертикальной стойки. Элементы частей пера руля выполнены с возможностью совместного поворота относительно соответствующих вертикальных осей. Технический результат заключается в повышении управляемости судна ледового плавания при обеспечении надежной защиты винто-рулевого комплекса при движении во льдах. 3 ил.

Изобретение относится к судостроению, а именно к управлению судами с помощью рулевых устройств. Рулевое устройство содержит водоходный канал, неподвижный насадок круглого поперечного сечения с помещенным внутри него гребным винтом, балансирными рулями, рулевую коробку с вертикальными боковыми стенками и горизонтальными перемычками. Баллеры соединены с перьями балансирных рулей, которые содержат нижние шарниры рулей. Шарниры закреплены на корпусе судна. Неподвижный насадок жестко соединен с рулевой коробкой посредством водоходного канала внутреннего переменного сечения, плавно переходящего от круга насадка до прямоугольника в начале рулевой коробки, а перья всех балансирных рулей выполнены с одинаковыми площадями и установлены на одинаковых расстояниях друг от друга. Рулевая коробка состоит из передней и жестко соединенной с ней посредством верхней и нижней горизонтальных пластин задней части. Вертикальные боковые стенки обеих частей коробок выполнены одинаковой высоты, а горизонтальные перемычки передней части коробки выполнены короче горизонтальных перемычек задней части коробки. Верхняя и нижняя горизонтальные пластины выполнены в виде одинаковых равнобоких трапеций. Нижние шарниры рулей установлены на нижней горизонтальной пластине коробки. Румпели жестко закреплены на баллерах, установлены на одинаковых углах относительно плоскостей симметрии перьев и выполнены одинаковой длины, а длины жестких тяг выполнены равными расстояниям между соседними нижними шарнирами. Достигается снижение потребной мощности рулевой машины. 3 ил.

Изобретение относится к судостроению, а именно к судовым устройствам управления и разворота судна. Судовой активный вращающийся руль состоит из двух параллельных и симметричных относительно вращающегося баллера перьев руля. Перья руля находятся в одной плоскости с баллером и соединены в единое целое с ним двумя (сверху и снизу) продольными связями, которые осуществляют управление судном посредством оборотного вращения активного руля как при работе движителя (движителей) судна, так и в отсутствие хода судна. Достигается простота конструкции активного руля, уменьшение лобового сопротивления и улучшение поворотливости судна. 3 ил.

Изобретение относится к судостроению и может быть использовано на маломерных судах преимущественно с вельботной кормой

Наверх