Система регулирования теплового состояния двигателя внутреннего сгорания

Изобретение относится к устройствам облегчения пуска двигателей внутреннего сгорания в условиях низких температур окружающей среды. Система регулирования теплового состояния двигателя внутреннего сгорания содержит вентилятор, гидромуфту привода рабочих колес и вентилятора, регулятор температуры и стабилизатор давления, подаваемого в гидромуфту масла. На ступице одного из рабочих колес вентилятора закреплена металлическая вставка с возможностью взаимодействия с электромагнитом, закрепленным на корпусе вентилятора и соединенным через электромагнитное реле с биметаллическим тепловым реле, установленным на головке цилиндра. Изобретение обеспечивает повышение теплового состояния двигателя при работе на режимах малых нагрузок и холостого хода, и облегчения пуска путем регулирования работы вентилятора. 1 ил.

 

Изобретение относится к машиностроению, в частности к двигателестроению, а именно к устройствам для облегчения пуска двигателей внутреннего сгорания (ДВС) в условиях низких температур окружающей среды и повышения их экономичности при работе на режимах малых нагрузок и холостого хода и в процессе пуска.

Известна система облегчения пуска ДВС, содержащая элементы системы охлаждения и смазочной системы ДВС, тепловой аккумулятор, соединенный с рубашкой охлаждения ДВС, гидротеплоаккумулятор, установленный рядом с ДВС и соединенный с его смазочной системой. При этом входные и выходные патрубки теплового аккумулятора и гидротеплоаккумулятора снабжены электромагнитными клапанами, а система выполнена с блоком управления, связанным с вышеуказанными электромагнитными клапанами [патент RU № 2200872, F02N 17/00, F01M 5/02].

Недостатком данной системы является сложность конструкции, а также ненадежность управления электромагнитными клапанами в условиях низких температур.

Известно устройство для предпускового разогрева и регулирования температуры ДВС, которое снабжено силовой турбиной с редуктором, электромагнитным клапаном, подсоединенным к питающему патрубку, вентилятором с приводом от силовой турбины, приводимой в работу отработавшими газами ДВС, управление которой осуществляется электромагнитным клапаном, соединенным с датчиком температуры [патент RU № 2217608, F01P 7/14, F01M 5/02].

Недостатком устройства является значительная продолжительность времени предпускового разогрева.

Известно устройство автоматического регулирования работы вентилятора системы охлаждения ДВС, содержащее вентилятор, гидромуфту переменного наполнения, турбинное лопаточное колесо которой связано с рабочим колесом вентилятора, а насосное лопаточное колесо с коленчатым валом двигателя и регулятора, подключенного к трубопроводу, подающему рабочую жидкость в гидромуфту. При этом лопатки турбинного колеса выполнены с тангенциальным наклоном в сторону, противоположную вращению колеса, лопатки насосного колеса с тангенциальным наклоном в сторону вращения колеса, а регулятор имеет байпасное отверстие для постоянной подачи минимального количества рабочей жидкости в гидромуфту [патент RU №2037058, F01P 7/04].

Недостатком данного устройства является сложность конструкции.

Известна система регулирования теплового состояния дизеля Д-37Е, содержащая узел вентилятора, объединенного с гидромуфтой переменного наполнения, датчик температуры головки цилиндра и соединяющие их маслопроводы [Поспелов Д.Р. Конструкция двигателей внутреннего сгорания с воздушным охлаждением. М.: Машиностроение, 1973. Стр.186-188].

Недостатком данной системы является то, что не удается полностью опорожнить гидромуфту от масла. Вследствие этого, а также вследствие сил аэродинамического трения, действующих на газы, заполняющие рабочее пространство гидромуфты, турбинное колесо даже при малых частотах вращения коленчатого вала (например, холостой ход двигателя) и при отсутствии нагрузки находится во вращении, приводя в движение вентилятор. Это обуславливает излишний теплосъем и мешает поддержанию нормального теплового состояния дизеля.

В качестве прототипа выбрана система охлаждения дизеля 8ДВТ-330, содержащая вентилятор с двумя рабочими колесами, гидромуфту, регулятор температуры и стабилизатор давления масла [Дизель 8ДВТ-330. Техническое описание и инструкция по эксплуатации 44-11ТО. /Под ред. Меньшенина Г.Г. - М.: Машиностроение, 1986. Стр.29-35].

Недостатком данной системы является то, что не удается полностью опорожнить гидромуфту от масла и исключить силы аэродинамического трения. Это приводит к тому, что на режимах малых нагрузок и холостого хода, а также в процессе пуска двигателя из-за наличия в гидромуфте небольшого количества масла (при полностью опорожненной муфте - из-за сил аэродинамического сопротивления газовоздушной среды, заполняющей внутренний объем гидромуфты) в ней возникают упомянутые вязкостные явления, вследствие которых турбинное колесо гидромуфты, а следовательно, и колесо вентилятора вращаются. Это приводит к нецелесообразному охлаждению ДВС, росту механических потерь, а следовательно, к снижению экономичности. Названное обстоятельство также осложняет запуск холодного дизеля.

В основу изобретения положена техническая задача, заключающаяся в повышении теплового состояния ДВС при работе на режимах малых нагрузок, холостого хода и облегчении пуска путем регулирования работы вентилятора.

Указанная задача решается тем, что в системе регулирования теплового состояния ДВС, содержащей вентилятор, гидромуфту привода рабочих колес вентилятора, регулятор температуры и стабилизатор давления, подаваемого в гидромуфту масла, согласно изобретению на ступице одного из рабочих колес вентилятора закреплена металлическая вставка с возможностью взаимодействия с электромагнитом, закрепленным на корпусе вентилятора и соединенным через электромагнитное реле с биметаллическим тепловым реле, установленным на головке цилиндра.

Техническим результатом предложенного изобретения является полная блокировка вентилятора при работе на режимах малых нагрузок и холостого хода, а также в процессе пуска.

Технический результат достигается тем, что в систему охлаждения включена система регулирования теплового состояния ДВС с автоматической блокировкой вентилятора в условиях работы на режимах малых нагрузок и холостого хода, а также в процессе пуска.

Данное техническое решение позволяет улучшить тепловое состояние ДВС при работе на режимах малых нагрузок и холостого хода и значительно сократить время разогрева холодного ДВС в процессе пуска в условиях низких температур окружающей среды.

Сущность изобретения поясняется чертежом, где дана схема регулирования теплового состояния ДВС.

Предлагаемая система содержит вентилятор 1, гидромуфту 2 привода рабочих колес 3 и 4 вентилятора 1, регулятор температуры 5 и стабилизатор давления 6 подаваемого в гидромуфту 2 масла. На ступице одного из рабочих колес 3 вентилятора 1 закреплена металлическая вставка 7 с возможностью взаимодействия с электромагнитом 8, закрепленным на корпусе 9 вентилятора 1 и соединенным через электромагнитное реле 10 с биметаллическим тепловым реле 11, установленным на головке цилиндра 12.

Система содержит также маслопровод 13 от регулятора температуры 5 к гидромуфте 2.

Система регулирования теплового состояния ДВС работает следующим образом. При работе ДВС вхолостую и на малых нагрузках, когда детали и масло имеют относительно невысокую температуру, доступ масла к гидромуфте 2 закрыт. Насосное колесо гидромуфты 2 вращается. Вследствие сил аэродинамического трения приходит во вращение и турбинное колесо. Аналогичная картина имеет место и при пуске ДВС, так как идеального опорожнения гидромуфты 2 реализовать не удается. Это обстоятельство обуславливает рост механических потерь в ДВС, снижает его экономические показатели, не позволяет оптимизировать тепловое состояние ДВС. При недостаточно высокой температуре ДВС биметаллическое тепловое реле 11 включено. При этом электрическая цепь замкнута электромагнитным реле 10 и идет подача напряжения на электромагнит 8, который, в свою очередь, воздействуя на металлическую вставку 7, блокирует рабочие колеса 3 и 4 вентилятора 1. Детали ДВС, не обдуваемые воздухом, быстро прогреваются. При повышении температуры головки цилиндра 12 происходит отключение биметаллического теплового реле 11, а следовательно, и размыкание электрической цепи электромагнитным реле 10. Подача напряжения на электромагнит 8 прекращается, и он отключается, давая возможность рабочим колесам 3 и 4 вентилятора 1 свободно вращаться. При дальнейшем нагревании головки цилиндра 12 в месте установки регулятора температуры 5 до +(115±3)°С жидкость, расширяясь, передвигает клапан регулятора температуры 5, обеспечивая определенную подачу масла во внутреннюю полость гидромуфты 2. По мере заполнения гидромуфты 2 маслом насосное колесо, вращаясь, начинает увлекать за собой турбинное колесо, жестко связанное с рабочими колесами 3 и 4 вентилятора 1. Охлаждающий воздух поступает в подкапотное пространство.

По мере повышения температуры ДВС увеличивается подача масла через регулятор температуры 5 и степень заполнения гидромуфты 2, частота вращения рабочих колес 3 и 4 вентилятора 1 и количество воздуха, поступающего на охлаждение ДВС до тех пор, пока температура ДВС в месте установки регулятора температуры 5 не станет постоянной. При снижении нагрузки или скоростного режима температура головки ДВС снижается, и процесс регулирования количества подаваемого охлаждающего воздуха соответственно протекает в обратном направлении.

При снижении температуры ДВС до допустимого предела включается биметаллическое тепловое реле 11. При этом происходит замыкание электрической цепи электромагнитным реле 10 и осуществляется подача напряжения на электромагнит 8, который, в свою очередь, воздействуя на металлическую вставку 7, блокирует рабочие колеса 3 и 4 вентилятора 1. Это позволяет избежать нецелесообразного охлаждения ДВС, роста механических потерь и снижения экономичности при работе ДВС на режимах малых нагрузок и холостого хода.

Применение данной конструкции системы регулирования теплового состояния ДВС дает наибольший эффект на ДВС с воздушной системой охлаждения.

Система регулирования теплового состояния двигателя внутреннего сгорания, содержащая вентилятор, гидромуфту привода рабочих колес вентилятора, регулятор температуры и стабилизатор давления подаваемого в гидромуфту масла, отличающаяся тем, что на ступице одного из рабочих колес вентилятора закреплена металлическая вставка с возможностью взаимодействия с электромагнитом, закрепленным на корпусе вентилятора и соединенным через электромагнитное реле с биметаллическим тепловым реле, установленным на головке цилиндра.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области транспортного двигателестроения, в частности к системам охлаждения. .

Изобретение относится к машиностроению, а именно к системам охлаждения силовых установок (двигателей и трансмиссий) тяжелых транспортных машин. .

Изобретение относится к машиностроению, а именно к конструкциям устройств автоматического регулирования работы вентилятора системы охлаждения двигателей внутреннего сгорания.

Изобретение относится к машиностроению . .

Изобретение относится к системам жидкостного охлаждения двигателей и позволяет повысить экономичность. .

Изобретение относится к силовой установке с приводным двигателем, с системой охлаждения для охлаждения приводного двигателя, включающей в себя контур теплоносителя, охлаждающее устройство и согласованный с охлаждающим устройством вентилятор; вентилятор находится с приводным двигателем в приводном соединении, отличающейся тем, что между приводным двигателем и вентилятором установлена управляемая или регулируемая муфта; причем муфта образована в виде гидродинамической муфты, включающей в себя первичное колесо и вторичное колесо, которые между собой образуют заполняемую рабочим средством рабочую камеру; причем с муфтой согласована система подачи рабочего средства; при этом предусмотрены средства для оказания влияния на передаточное отношение гидродинамической муфты

Изобретение относится к нагнетателям воздуха для автотранспортных средств

Изобретение относится к устройству и способу управления приводом вентилятора охладителя наддувочного воздуха, поступающего в двигатель внутреннего сгорания. Устройство управления имеет регулирующее устройство для управления приводом вентилятора, в котором регулирующее устройство выполнено с возможностью упреждающего регулирования привода вентилятора в зависимости от параметров двигателя, и/или окружающей температуры, и/или плотности окружающего воздуха. Техническим результатом является снижение шума привода вентилятора и уменьшение потребления энергии. 2 н. и 9 з.п. ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к охладителям надувочного воздуха для двигателей внутреннего сгорания. Представлен способ снижения коррозии охладителя наддувочного воздуха и предотвращения пропусков зажигания из-за образования конденсата. При образовании конденсата в охладителе наддувочного воздуха выполняют регулировку вентилятора охлаждения двигателя транспортного средства, перемещая область образования конденсата в другое место в охладителе наддувочного воздуха. Работой вентилятора также можно управлять в зависимости от рабочих условий транспортного средства и погодных условий, способствующих образованию конденсата. Изобретение обеспечивает улучшение охлаждения двигателя и оптимизацию потребления топлива. 4 н. и 19 з.п. ф-лы, 9 ил.

Изобретение относится к регулированию температуры энергетической установки транспортного средства. Автоматическая микропроцессорная система регулирования температуры энергетической установки транспортного средства включает в себя охлаждающее устройство, насос охлаждающей жидкости, вентилятор, плавно управляемый электропривод вентилятора, микропроцессорный контроллер, датчик температуры энергетической, датчик мощности энергетической установки, датчик температуры наружного охлаждающего воздуха, датчик частоты вращения вала энергетической установки, датчик частоты вращения вала вентилятора, сравнивающие устройства, устройство коррекции коэффициента передачи регулятора температуры. Плавно управляемый электропривод вентилятора выполнен на основе инвертора с блоком управления, неуправляемого выпрямителя и двух асинхронных двигателя с фазными роторами. Система регулирования температуры энергетической установки содержит автоматическую микропроцессорную систему регулирования напряжения синхронного генератора. Технический результат изобретения заключается в повышении надежности системы регулирования температуры энергетической установки транспортного средства. 1 табл., 9 ил.

Изобретение относится к регулированию температуры энергетической установки транспортного средства. Автоматическая микропроцессорная система регулирования температуры энергетической установки транспортного средства включает в себя охлаждающее устройство, насос охлаждающей жидкости, вентилятор, плавно управляемый электропривод вентилятора, микропроцессорный контроллер, датчик температуры энергетической, датчик мощности энергетической установки, датчик температуры наружного охлаждающего воздуха, датчик частоты вращения вала энергетической установки, датчик частоты вращения вала вентилятора, сравнивающие устройства, устройство коррекции коэффициента передачи регулятора температуры. Плавно управляемый электропривод вентилятора выполнен на основе инвертора с блоком управления, неуправляемого выпрямителя и двух асинхронных двигателя с фазными роторами. Система регулирования температуры энергетической установки содержит автоматическую микропроцессорную систему регулирования напряжения синхронного генератора. Технический результат изобретения заключается в повышении надежности системы регулирования температуры энергетической установки транспортного средства. 1 табл., 9 ил.

Изобретение может быть использовано в сельскохозяйственных рабочих машинах. Сельскохозяйственная рабочая машина (1) содержит приводной двигатель (5) и радиатор охлаждения (9). Радиатор охлаждения (9) содержит вентилятор (10) с изменяемым числом (n4) оборотов. Рабочая машина имеет трансмиссию (11) для вентилятора (10), содержащую входной вал (12), выходной вал (14) и вариатор (15). Выходной вал (14) приводит в действие вентилятор (10). Входной вал (12) расположен поперечно выходному валу (14) и соединен с приводным двигателем (5). Вариатор (15) расположен между входным валом (12) и выходным валом (14). Технический результат заключается в повышении удобства монтажа привода для вентилятора, пригодного для поперечно расположенного приводного двигателя. 14 з.п. ф-лы, 3 ил.

Изобретение может быть использовано в сельскохозяйственных рабочих машинах. Сельскохозяйственная рабочая машина (1) содержит приводной двигатель (5) и радиатор охлаждения (9). Радиатор охлаждения (9) содержит вентилятор (10) с изменяемым числом (n4) оборотов. Рабочая машина имеет трансмиссию (11) для вентилятора (10), содержащую входной вал (12), выходной вал (14) и вариатор (15). Выходной вал (14) приводит в действие вентилятор (10). Входной вал (12) расположен поперечно выходному валу (14) и соединен с приводным двигателем (5). Вариатор (15) расположен между входным валом (12) и выходным валом (14). Технический результат заключается в повышении удобства монтажа привода для вентилятора, пригодного для поперечно расположенного приводного двигателя. 14 з.п. ф-лы, 3 ил.
Наверх