Привод вентилятора жидкостной системы охлаждения

 

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИК (51) 4 F 01 Р 7/04 i °

V

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н АВТОРСКОМ У СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

r1o делАм лзОБРетений и ОтнРытий (21) 3778243/25-06 (22) 06.08.84 (46) 07.05.86. Бюл. Р 17 (71) Белорусский ордена Трудового

Красного Знамени политехнический институт (72) Б.Е.Железко, В.С.Корвин - Кучинский и Е.M.Ðåéçèí (53) 621.43.713(088.8) (56) Заявка Великобритании ii 1565815, кл. F 01 P 5/04, опублик. 1980.

Акцептованная заявка ФРГ Ф 2728901, кл. F 01 P 7/04, опублик. 1980. (54)(57) 1. ПРИВОД ВЕНТИЛЯТОРА ЖИДКОСТНОЙ СИСТЕМЫ ОХЛАЖДЕНИЯ двигателя внутреннего сгорания, содержащий электромагнитную муфту, регулятор температуры охлаждающей жидкости, снабженный. датчиком температуры, установленным на выходе из рубашки охлаждения двигателя, и соединенный

„„SU„„ I229 93 А1 своим входом с электромагнитной муф-. той, отличающийся тем, что, с целью повышения эффективности охлаждения путем улучшения согласования температуры охлаждающей жидкости с режимом работы двигателя, он дополнительно содержит реле времени и электронный демпфер с двумя входами, .а регулятор снабжен дополнительным выходом, причем первый вход демпфера и вход реле времени подключены к дополнительному выходу регулятора, выход реле времени подключен к второму входу демпфера, а выход демпфера сообщен с электромагнитной муфтой.

2. Привод по п.i, о т л и ч а юшийся тем, что электронный демпфер выполнен в виде последовательно соединенных элемента задержки, элек- С трического ключа, реле и пускового резистора.

1229393

Регулятор 4 подключен,к электро35 магниту 2 своим первым выходом 9, а вторым выходом 10 — к реле 5 времени и первому входу 11 электронного демпфера 6. Ко второму входу 12 электронного демпфера 6 подключено реле 4

5 времени, а выход демпфера 6 подключен к электромагниту 2.

Система охлаждения двигателя 1 содержит соединительные трубопроводы

13, водяной насос 14, теплообменник

15, крыльчатку 16 вентилятора, жестко соединенную с электромагнитной муфтой.

Электронный демпфер 6 может быть выполнен, например, в виде последовательно соединенных элементов 17 задержки, электрического ключа 18 с транзистором Т,, реле 19 и пускового

1 резистора 20,.а также контактов К„, т

К,, К,, К д и К . С помощью потенциометра 21, включенного в схему электронного демпфера 6, можно изменять время демпфирования.

Изобретение относится к машиностроению,.в частности к двигателям внутреннего сгорания и может быть использовано в Системе охпаждения двигателя для регулирования потока охлаждения.

Цель изобретения — повьш ение эффективнос и охлаждения двигателя путем улучшения согласования температуры охлаждающей жидкости с режимом 10 работы двигателя.

На фиг.1 показана система охлаждения двигателя, общий вид; на фиг.2 пример выполнения электронного, демпфера, 15

Привод вентилятора жидкостной системы охлаждения двигателя 1 внутреннего сгорания содержит электромагнитную муфту с электромагнитом 2 и якорем 3, регупятор 4 температуры 20 охлаждающей жидкости, реле 5 времени и электронный демпфер 6. Регулятор 4 температуры охлаждающей жидкости снабжен датчиком 7 температуры, установленным на выходе из рубашки ох- 25 лаждения двигателя .1, и задатчиком

8 температуры.

Якорь 3 электромагнитной муфты кинематически связан с коленчатым валом двигателя 1. 30

Регулятор 4 связан с датчиком 7 температуры непосредственно и через. задатчик 8 температуры.

Привод вентилятора работает следующим образом.

В исходном состоянии датчик 7, выполненный на транзисторе, закрыт, регулятор 4 не работает, электронный демпфер 6 отключен от бортовой сети автомобиля, фрикционные поверхности электромагнита 2 и якоря 3 разъединены, крыльчатка 16 вентилятора не вращается и через теплообменник 15 воздух не поступает.

При повышении температуры охлаждающей жидкости до определенного уровня, устанавливаемого задатчиком 8 температуры, датчик 7 температуры выдает сигнал на регулятор 4.. Регулятор 4 через свой второй выход 10 подает сигнал на демпфер 6, а последний производит включение электромагнитной муфты.

Одновременно сигнал с второго.выхода 10 регулятора 4 поступает на реле 5 времени, ограничивающего время работы демпфера 6. Включение демпфе— ром 6 электромагнитной муфты приводит к неплотному прижатию электромагнита

2 к якорю 3, что вызывает скольжение фрикционных поверхностей и плавный набор частоты вращения крыльчатки 16 вентилятора. По истечении определенного времени, которое устанавливается реле 5 времени, электронный демпфер 6 отключается. Фрикционные поверхности плотно сжимаются, происходит полная подача воздуха через теплообменник 15. Демпфирующие свойства у электромагнитной муфты появляются при наличии электронного устройства вследствие использования зависимости электромагнитных сил от величины тока, проходящего через катушку электромагнита.

При снижении температуры охлаждающей жидкости до определенного предела датчик 7 температуры, минуя задатчик времени, выдает сигнал регулятору 4 на отключение электромагнитной муфты.

Регулятор через свой первый выход приводит всю систему в исходное состояние, а именно: контакты К (фиг.2)

1 размыкаются,.обесточивая обмотку

Ф электромагнитной муфты. Контакты К

1 размыкаются, а контакты К замыкаются.

При этом прс изводится зарядка элемента 17 задержки.

Электронный демпфер работает следующим образом.

1229393

Составитель С.Захаров

Техред М.Ходанич Корректор И.Муска

Редактор Н.Данкулич

Заказ 2429/30 Тираж 500 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, г.ужгород, ул.Проектная, 4

При срабатывании регулятора 4 на включение электромагнитной муфты конI такты К, (фиг.2) размыкаются, а контакты К, замыкаются. В результате

2 этого сигнал с элемента 17 задержки поступает на вход ключа 18, т.е. на базу транзистора Т, включая при этом потенциометр 21, который является задатчиком времени. Транзистор Т, открывается и подает питание на обмотку ре-10 ле 19. Реле срабатывает и своими контактами K размыкает основную цепь питания электромагнитной муфты, в результате чего регулятор теряет с ней непосредственную связь. Контакты 15

К включают в цепь питания электро1 магнитной муфты резистор 20. В результате ток в цепи муфты при срабатывании регулятора некоторое время имеет величину, меньшую номинально 20 и определенную величиной сопротивле-ния резистора 20. Вследствие этого ,электромагнитная сила муфты становится меньше, якорь втягивается с меньшей силой, фрикционные диски проскальзывают. Величина пиковой нагрузки на механизм привода вентилятора в момент включения муфты, т.е. при соединении фрикционных дисков (якоря и кольца), значительно снизится.

Время работы электронного демпфера определяется потенциометром 21, который является реле времени. По истечении заданного времени поступление сигнала с элемента задержки прекращается, транзистор Т, закрывается, обесточивая обмотку реле 19.

В результате этого контакты К разомкнутся, отключая резистор 20, а

I контак ы К замкнутся, включая в работу основную цепь питания электромагнитной муфты. Но скачка нагрузки на механизм привода вентилятора уже не будет, так как крыльчатка 16 вентилятора к этому времени вращается с частотой, синхронной частоте вращения якоря 3, имеющего кинетическую связь с коленчатым валом двигателя 1.

Привод вентилятора жидкостной системы охлаждения Привод вентилятора жидкостной системы охлаждения Привод вентилятора жидкостной системы охлаждения 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению, а именно к системам охлаждения силовых установок (двигателей и трансмиссий) тяжелых транспортных машин

Изобретение относится к области транспортного двигателестроения, в частности к системам охлаждения

Изобретение относится к устройствам облегчения пуска двигателей внутреннего сгорания в условиях низких температур окружающей среды

Изобретение относится к силовой установке с приводным двигателем, с системой охлаждения для охлаждения приводного двигателя, включающей в себя контур теплоносителя, охлаждающее устройство и согласованный с охлаждающим устройством вентилятор; вентилятор находится с приводным двигателем в приводном соединении, отличающейся тем, что между приводным двигателем и вентилятором установлена управляемая или регулируемая муфта; причем муфта образована в виде гидродинамической муфты, включающей в себя первичное колесо и вторичное колесо, которые между собой образуют заполняемую рабочим средством рабочую камеру; причем с муфтой согласована система подачи рабочего средства; при этом предусмотрены средства для оказания влияния на передаточное отношение гидродинамической муфты

Изобретение относится к нагнетателям воздуха для автотранспортных средств

Изобретение относится к машиностроению, а именно к конструкциям устройств автоматического регулирования работы вентилятора системы охлаждения двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к системам жидкостного охлаждения двигателей и позволяет повысить экономичность

Изобретение относится к машиностроению
Наверх