Зажигательный элемент авиабомбы

Изобретение относится к осколочно-фугасно-зажигательным авиабомбам, в которых зажигательный эффект достигается за счет комплектации их зажигательными вкладными элементами. Зажигательный элемент авиабомбы содержит корпус цилиндрической формы из сгораемого материала и зажигательный состав, размещенный в полости корпуса, который по наружной боковой поверхности облицован кожухом из сгораемого материала с температурой кипения, превышающей температуру кипения материала корпуса. Позволяет упростить конструкцию, снизить габаритно-массовые характеристики зажигательного элемента и повысить эффективность его действия. 4 з.п. ф-лы, 1 ил.

 

Предлагаемое изобретение относится к области военной техники, а именно к авиационным бомбовым средствам поражения, а более конкретно к осколочно-фугасно-зажигательным авиабомбам, в которых зажигательный эффект достигается за счет комплектации их зажигательными вкладными элементами.

Из литературных данных (А.А.Шидловский «Основы пиротехники», издательство «Машиностроение», 1964 г.) известно, что эффективность зажигательного элемента характеризуется следующими показателями:

- количеством тепла, выделяемого при горении;

- температурой горения;

- характером шлаков, образовавшихся после горения;

- воспламеняемостью и скоростью горения зажигательного состава и корпуса.

Зажигательный элемент авиабомбы, как правило, состоит из корпуса, выполненного из сгораемого материала, например сплава «электрон», состоящего на 88÷98% из магния и 0,5÷10% из алюминия, и зажигательного состава, изготовленного на основе термитов и размещенного в полости корпуса.

Известен зажигательный элемент пиротехнической головки усиленного зажигательного и поражающего действия (патент Франции №02707387 от 09.07.1993 г.).

Зажигательный элемент содержит пиротехнический состав для металлотермического нагрева и куски металла. Инициирование пиротехнического состава происходит до срабатывания взрывчатого состава, что позволяет обеспечить нагрев кусков металла до высокой температуры перед их разбрасыванием при взрыве. Зажигательные элементы помещены в теплоизолированные отсеки, равномерно распределенные вокруг продольной оси с угловым интервалом и ограниченные в наружном направлении корпусом головки.

К недостаткам данного технического решения следует отнести:

- низкую эффективность зажигательного действия, так как куски металла зажигательного элемента при срабатывании заряда взрывчатого вещества будут дробиться на мелкие частицы, которые не смогут воспламенить трудновозгораемые материалы (например, сырая древесина, дизельное топливо);

- незначительные радиус и время зажигательного действия;

- сложность конструкции авиабомбы, так как зажигательный элемент требует размещения его в теплоизолированном отсеке.

Известен зажигательный элемент авиабомбы по патенту США №2586801 от 26.02.1952 г. - прототип.

Зажигательный элемент выполнен в виде корпуса из воспламеняющегося материала, например магния, и зажигательной смеси, размещенной в полости корпуса, концевые части которого содержат воспламенитель и навеску взрывчатого вещества и снабжены крышками, в боковой и торцевой поверхностях которых выполнены отверстия. Взрывчатое вещество, размещенное вдоль продольной оси зажигательного элемента, заключено в легковоспламеняющуюся оболочку и имеет форму цилиндра, один конец которого взаимодействует с воспламенительным составом, а другой - находится в полости крышки на уровне торцевого отверстия.

К недостаткам данного технического решения следует отнести:

- воспламенение зажигательного состава осуществляется с двух торцев, что требует увеличения габаритов (высоты) зажигательного элемента для обеспечения требуемого подвода тепла для воспламенения корпуса, что, в конечном итоге, приводит к значительному снижению зажигательного эффекта авиабомбы из-за уменьшения количества зажигательных элементов, размещаемых в заданном объеме;

- сложность конструкции (наличие крышек с отверстиями по боковым поверхностям и торцам, заряда взрывчатого вещества);

- возможность разбрызгивания расплавленного материала корпуса при автономном полете зажигательного элемента (после выброса его из авиабомбы), что приведет к значительному снижению зажигательного действия у цели;

- растекание шлаков после окончания горения на отдельные быстро остывающие фрагменты, что значительно снижает воспламенительную и проплавляющую способность зажигательного элемента.

Задачей предлагаемого изобретения является повышение эффективности действия зажигательного элемента авиабомбы.

Технический результат состоит в повышении воспламенительной и проплавляющей способности, в упрощении конструкции и снижении габаритно-массовых характеристик зажигательного элемента авиабомбы.

Технический результат достигается тем, что зажигательный элемент авиабомбы содержит корпус цилиндрической формы из сгораемого материала и зажигательный состав, размещенный в полости корпуса, при этом корпус по наружной боковой поверхности облицован кожухом из сгораемого материала с температурой кипения, превышающей температуру кипения материала корпуса.

В качестве сгораемого материала корпуса зажигательного элемента может применяться сплав «электрон», состоящий на 88÷98% из магния и на 0,5÷10% из алюминия, который обеспечивает прочность зажигательного элемента и, в то же время, сам является зажигательным веществом. Горение сплава «электрон» осуществляется за счет кислорода воздуха. Для зажжения сплава «электрон» применяют пиротехнические составы на основе термитов. При горении сплава «электрон» образуется небольшое, но ослепительно яркое пламя с большим тепловым излучением. Возможно использование сплава МА2-1М по ГОСТ 19441-74.

В качестве материала кожуха возможно использование алюминиевого сплава АД0 по ГОСТ 21488-76, отношение температур кипения сплавов АД0 и МА2-1М находится в пределах 1,6-1,8, а отношение температур плавления - в пределах 1,01-1,02.

Возможно применение других сгораемых материалов, при этом оптимальное отношение температур кипения материалов кожуха и корпуса должно находится в пределах 1,6-1,8.

Повышение воспламенительной и проплавляющей способностей зажигательного элемента обеспечивается за счет увеличения, при заданных габаритах, общего времени горения, которое достигается за счет уменьшения поверхности корпуса, контактирующей с кислородом воздуха (корпус с наружной боковой поверхности облицован кожухом), что приводит к снижению скорости горения корпуса, а следовательно, к повышению времени горения зажигательного элемента. Кроме того, кожух выполняет функцию теплозащиты корпуса, так как при автономном полете зажигательного элемента кожух с одной стороны охлаждается потоком набегающего воздуха, а с другой стороны нагревается горящими зажигательным составом и материалом корпуса, при этом теплоотдача горящих зажигательного состава и материала корпуса значительно больше теплопотерь в воздушный поток, что обеспечивает плавление и зажжение материала кожуха.

Экспериментально установлено, что при сгорании материала со сравнительно низкой температурой кипения образуются легкотекучие шлаки, которые имеют возможность распадаться на отдельные фрагменты и быстро остывать, при этом, чем выше температура кипения материала, тем меньше текучесть шлаков при его сгорании.

Повышение проплавляющей способности зажигательного элемента достигается за счет облицовки наружной боковой поверхности корпуса кожухом из сгораемого материала с температурой кипения, превышающей температуру кипения материала корпуса, что исключает разбрызгивание расплавленного материала корпуса и обеспечивает компактную форму шлаков без разделения их на отдельные фрагменты, а следовательно, позволяет концентрировать тепловое воздействие шлаков на меньшей площади при большем времени воздействия.

Так как кожух выполнен из материала с более высокой температурой кипения по сравнению с температурой кипения материала корпуса, препятствует разбрызгиванию расплавленного интенсивно горящего материала корпуса и обеспечивает сохранение компактной формы корпуса как в процессе горения, так и после сгорания корпуса, то это приводит к увеличению как времени горения, так и к более продолжительному сохранению тепла, а следовательно, и к повышению воспламенительной и проплавляющей способности зажигательного элемента.

При этом отношение температуры кипения материала кожуха к температуре кипения материала корпуса зажигательного элемента может составлять 1,6÷1,8.

Уменьшение данного соотношения может привести к частичному разбрызгиванию материала корпуса.

Увеличение данного соотношения может привести к отсутствию зажжения материала кожуха, вследствие этого эффект зажигательного элемента может существенно снижаться из-за потерь тепла на нагревание и плавление кожуха.

Упрощение конструкции и снижение габаритно-массовых характеристик зажигательного элемента авиабомбы достигается за счет исключения из его конструкции донных крышек с боковыми и торцевыми отверстиями, заряда взрывчатого вещества для воспламенения зажигательного состава, герметизирующих оболочек, воспламенения зажигательного состава с одного торца, что позволило значительно увеличить количество зажигательных элементов, размещаемых в заданном объеме авиабомбы, и, тем самым, повысить ее зажигательное действие.

Отношение массы облицованного кожухом корпуса к массе зажигательного состава может составлять 0,8÷1,1.

Экспериментально установлено, что в случае уменьшения данного соотношения возможно снижение общего времени горения зажигательного элемента, так как зажигательный состав быстро расплавляет и сжигает облицованный кожухом корпус, и зажигательный состав не успевает поджечь его.

Увеличение данного соотношения может привести к отсутствию воспламенения корпуса из-за недостаточной теплоотдачи зажигательного состава.

Отношение толщины стенки кожуха к толщине стенки корпуса в месте расположения зажигательного состава может составлять 0,11÷0,13.

Уменьшение данного соотношения может привести к частичному разбрызгиванию материала корпуса, а также распаду шлаков на отдельные фрагменты, что может привести к снижению поджигающей и проплавляющей способности зажигательного элемента.

Увеличение данного соотношения может привести к отсутствию расплавления и зажжения материала кожуха, что может существенно снизить эффективность зажигательного элемента.

На чертеже показан зажигательный элемент авиабомбы.

Зажигательный элемент авиабомбы состоит из кожуха 1, корпуса 2, зажигательного состава 3.

До выброса из авиабомбы на зажигательный элемент подается тепловой импульс, от воздействия которого происходит зажжение зажигательного состава 3. После этого производится выброс зажигательного элемента из авиабомбы. Зажигательный состав горит в течение 25÷30 секунд. За это время материал корпуса 2 и корпуса 1 зажигательного элемента расплавляется и воспламеняется. При попадании горящего зажигательного элемента в цель за счет поджигающего и проплавляющего эффектов она загорается.

1. Зажигательный элемент авиабомбы, содержащий корпус цилиндрической формы из сгораемого материала и зажигательный состав, размещенный в полости корпуса, отличающийся тем, что корпус по наружной боковой поверхности облицован кожухом из сгораемого материала с температурой кипения, превышающей температуру кипения материала корпуса.

2. Зажигательный элемент авиабомбы по п.1, отличающийся тем, что отношение температур кипения материалов кожуха и корпуса составляет 1,6...1,8.

3. Зажигательный элемент авиабомбы по п.1 или 2, отличающийся тем, что отношение масс облицованного кожухом корпуса и зажигательного состава составляет 0,8...1,1.

4. Зажигательный элемент авиабомбы по п.1 или 2, отличающийся тем, что отношение толщин стенок кожуха и корпуса в месте размещения зажигательного состава составляет 0,11...0,13.

5. Зажигательный элемент авиабомбы по п.3, отличающийся тем, что отношение толщин стенок кожуха и корпуса в месте размещения зажигательного состава составляет 0,11...0,13.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к бронебойно-зажигательным пулям, использующимся в конструкции патрона для авиационного артиллерийского оружия калибра 12,7 мм. .

Изобретение относится к оборудованию для уничтожения аварийных выбросов вредных газообразных и горючих веществ на предприятиях нефтехимии и переработки нефти и газа, однако может быть использовано также для поджигания выбросов газа и нефти при авариях на скважинах и трубопроводах их месторождений, в том числе для поджигания на этих объектах технологических сбросов.

Изобретение относится к боеприпасам, используемым для стрельбы из крупнокалиберных пулеметов и предназначенным для поражения легкобронированной техники, двигатели которой работают на жидких тяжелых топливах.

Патрон // 2254550
Изобретение относится к патронам для ручных гранатометов и промышленных метательных устройств. .

Пуля // 2239776
Изобретение относится к пулям, используемым в снайперских патронах для поражения легкобронированной боевой и вспомогательной техники и целей, размещенных за укрытием.

Изобретение относится к пулям, используемым в патронах стрелкового оружия для корректировки огня и поражения легкобронированной боевой и вспомогательной техники противника.

Изобретение относится к пулям, используемым в патронах стрелкового оружия для стрельбы из крупнокалиберных пулеметов по небронированным воздушным целям и наземной военной технике, двигатели которой работают на жидком топливе.

Изобретение относится к области ракетного вооружения. .

Изобретение относится к области военной техники, а именно к ракетам, и может быть использовано при разработке вращающихся ракет, в том числе реактивных снарядов реактивных систем залпового огня.

Изобретение относится к военной технике, а именно к ракетам, и может быть использовано при разработке вращающихся ракет, в том числе реактивных снарядов реактивных систем залпового огня.

Изобретение относится к боеприпасам

Изобретение относится к реактивным снарядам систем залпового огня

Изобретение относится к боеприпасам для охотничьих и спортивных гладкоствольных ружей

Изобретение относится к боеприпасам, в частности к боевому отсеку для жидкотекучего наполнителя снаряда. Боевой отсек для жидкотекучего наполнителя содержит корпус-бак, переднее и заднее донья и устройство разбрасывания наполнителя. Устройство разбрасывания наполнителя установлено вдоль продольной оси внутренней оболочки корпуса-бака. Внутренняя оболочка выполнена в виде цилиндрического тела вращения и снабжена в передней части конической расширяющейся юбкой с углом полураствора 5°…20°, обращенной большим основанием к передней части корпуса-бака и длиной 0,5…2,0 меньшего диаметра внутренней оболочки. Переднее дно выполнено в виде кольца, вогнутого внутрь корпуса-бака. Радиус кривизны вогнутой поверхности в плоскости, проходящей через продольную ось корпуса-бака, составляет 0,2…0,4 максимального диаметра переднего дна. Внутренняя оболочка соединена с передним дном, а передняя часть устройства разбрасывания наполнителя выступает за пределы переднего дна. Достигается повышение эффективности поражения цели. 1 ил.

Изобретение относится к области боеприпасов и ракетной техники, в частности к контейнерам бакового типа боевых частей ракет и боеприпасов. Контейнер бакового типа боевой части содержит обтекатель, тонкостенный корпус-бак, переднее и заднее донья, устройство для разброса и воспламенения наполнителя. Между обтекателем и передним дном выполнена буферная полость, в которой размещены компенсаторы массы контейнера. Обтекатель контейнера выполнен в виде упрочненного плоского дна со скругленными краями, скрепленными с оболочкой контейнера посредством резьбового соединения. Переднее дно контейнера выполнено в виде конического отражателя. Угол раствора отражателя составляет 120-140°. Корпус-бак снабжен центрирующим утолщением, размещенным на расстоянии 3,6-3,8 калибра от обтекателя. Устройство разброса и воспламенения наполнителя расположено вдоль продольной оси контейнера и смещено внутрь буферной полости на 0,010-0,015 его длины и скреплено с крестообразной опорой. Достигается повышение эффективности действия ракеты или боеприпаса с таким контейнером. 1 ил.

Изобретение относится к области ракетной техники. Технический результат - повышение надежности работы устройства. Реактивный снаряд содержит головную часть и твердотопливный ракетный двигатель. Этот двигатель включает корпус, дно, заряд твердого топлива с манжетами и блок стабилизаторов с косо поставленными аэродинамическими лопастями. Снаряд отличается тем, что наружная поверхность манжеты в области дна выполнена в виде усеченного конуса. На внутренней поверхности дна в области конического участка манжеты выполнена кольцевая коническая проточка с углом конуса, равным 0,8…1,2 угла конуса конического участка донной манжеты. Расстояние между коническим участком донной манжеты и кольцевой конической проточкой составляет (0,003…0,01) D. Длины конических участков манжеты и кольцевой конической проточки дна составляют не менее 0,1D, где D - калибр реактивного снаряда. 1 ил.

Изобретение относится к торпедам. Облегченная миниатюрная торпеда (12) содержит контактный и крепежный узел (22), который выполнен с возможностью удержания торпеды (12) по отношению к корпусу корабля в ответ на контакт с этим корпусом корабля, камеру (24), функционально соединенную с контактным и крепежным узлом (22) и содержащую по меньшей мере один воспламеняющийся элемент (132), который выполнен с возможностью перемещения в камере (24), и приводной механизм (128), который выполнен с возможностью перемещения указанного по меньшей мере одного воспламеняющегося элемента (132) из камеры (24) по направлению к корпусу корабля в ответ на прикрепление указанного устройства контактным и крепежным узлом (22) к корпусу корабля, и узел (74) зажигания, соединенный с контактным и крепежным узлом (22) и выполненный с возможностью зажигания указанного по меньшей мере одного воспламеняющегося элемента (132) по мере перемещения указанного по меньшей мере одного воспламеняющегося элемента (132) по направлению к корпусу корабля. Торпеда (12) выполнена с размером и весом, которые обеспечивают возможность ее перемещения и выпуска с беспилотного летательного аппарата. 2 н. и 13 з.п. ф-лы, 15 ил.
Наверх