Способ нарезания зубчатых колес с модифицированной формой зубьев

Способ заключается в том, что заготовку устанавливают и закрепляют на рабочей оправке, наклоняют резцовые головки к начальной прямой под одинаковым углом. При этом режущие кромки резцов образуют в среднем сечении зубчатого венца обрабатываемого колеса исходный контур производящей рейки со стандартным углом профиля. Затем сообщают заготовке вращательное движение с одновременной подачей обката и вырезают впадину зубчатого венца с последующим делением заготовки на зуб и реверсированием ее обката для возврата в исходное положение. Для расширения технологических и эксплуатационных возможностей нарезаемых зубчатых колес резцовые головки наклоняют под углом наклона их осей 20°-55° для обеспечения гиперболического характера линии зуба. 2 ил.

 

Предлагаемое изобретение относится к области обработки резанием и может быть использовано в производстве зубчатых колес.

Известен способ получения бочкообразных зубьев цилиндрических колес шлифованием двумя тарельчатыми кругами на станках фирмы MAAG (см. брошюру Когана Г.И. Отделка зубчатых колес. М.-Л.: Машгиз, 1962, с.59, 62).

Бочкообразность достигается поднутрением рабочей плоскости кругов на угол . Вследствие отсутствия их продольной подачи величина бочкообразности получается переменной по высоте зубьев. Однако эта переменность столь незначительна, что практически не оказывает влияния на качество зацепления.

Основным недостатком данного способа зубообработки цилиндрических колес является его низкая производительность и отсутствие возможности управления величиной бочкообразности.

Наиболее близким по технической сущности (прототипом) является способ зубонарезания конических прямозубых колес двумя наклонно расположенными резцовыми головками (см. книгу Калашникова С.Н., Калашникова А.С. Зубчатые колеса и их изготовление. М.: Машиностроение, 1983. - с.206, рис.120).

Зубообработку данным способом осуществляют по методу обката заготовки, установленной и закрепленной на оправке шпинделя зуборезного станка, двумя спаренными резцовыми головками, оси которых симметрично наклонены к начальной прямой под углом 20°. Наклонное положение резцовых головок при круговом их смещении в пределах половины окружного шага расположения резцов позволяет резцам одной головки входить в межрезцовый промежуток другой головки.

При синхронном вращении резцовых головок заготовку перемещают в тангенциальном направлении при согласованных вращательном и поступательном движениях, в результате чего вырезается одна впадина в заготовке, и далее следует ее поворот на один зуб и реверсирование движений обката для формирования следующей впадины и возврата ее в исходное положение.

Продольная (бочкообразная) модификация зубьев обеспечивается за счет выполнения резцов дисковых резцовых головок с поднутрением режущих кромок. В процессе резания резцы образуют коническую поверхность, благодаря чему снимают металл на концах зуба больше, чем в середине. Величина бочкообразности определяется углом поднутрения режущих кромок.

Основным недостатком этого способа нарезания продольно модифицированных зубьев конических колес является ограничение величины бочкообразности из-за возникающих погрешностей профиля зубьев в связи с нарушением условия формообразования эвольвентного профиля. Такое ограничение значительно сужает технологические и эксплуатационные возможности зубчатых колес.

Задачей предлагаемого изобретения является расширение технологических и эксплуатационных возможностей зубчатых колес с модифицированной формой зубьев, позволяющих осуществить их сопряжение с колесами, нарезанными различными способами, даже с зубчатыми венцами с вогнутой формой зубьев, нарезанными дисковыми резцовыми головками без продольной их подачи вдоль оси обрабатываемого колеса.

Решение поставленной задачи обеспечивается в способе нарезания зубчатых колес с модифицированной формой зубьев, при котором заготовку устанавливают и закрепляют на рабочей оправке, наклоняют резцовые головки к начальной прямой под одинаковым углом, при этом режущие кромки резцов образуют в среднем сечении зубчатого венца обрабатываемого колеса исходный контур производящей рейки со стандартным углом профиля, затем сообщают заготовке вращательное движение с одновременной подачей обката и вырезают впадину зубчатого венца с последующим делением заготовки на зуб и реверсированием ее обката для возврата в исходное положение, причем резцовые головки наклоняют под углом наклона их осей 20°-55° для обеспечения гиперболического характера линии зуба.

Сущность предлагаемого изобретения поясняется чертежами, где на фиг.1 представлена схема взаимного расположения заготовки относительно инструмента; на фиг.2 - установка заготовки в осевой плоскости резцовых головок.

Для осуществления предложенного способа используется режущий инструмент, представляющий собой две спаренные между собой резцовые головки 1, установленные на наклонно расположенных инструментальных оправках 2. Середина обрабатываемого венца совмещена с осевой плоскостью резцовых головок 1.

Режущие кромки резцов образуют в среднем сечении зубчатого венца обрабатываемого колеса исходный контур производящей рейки со стандартным углом профиля. Такая установка заготовки при отсутствии продольной подачи вдоль ее оси обеспечивает симметричное расположение выпуклых боковых поверхностей нарезаемых зубьев. Резцы обеих головок поочередно профилируют разноименные стороны одной и той же впадины обрабатываемой заготовки.

Способ нарезания зубчатых колес с модифицированной формой зубьев осуществляется следующим образом. Заготовку консольно устанавливают на рабочей оправке шпинделя зубообрабатывающего станка и закрепляют. После включения вращательного движения резцовых головок осуществляют подачу заготовки в тангенциальном направлении при согласованных поступательном и вращательном движениях для реализации ее обката. В результате вырезается одна впадина зубчатого венца, после чего следует поворот заготовки на один круговой шаг, а движения обката реверсируются для формирования следующей впадины, и заготовка возвращается в исходное положение. Далее цикл движений заготовки повторяется до тех пор, пока не будут нарезаны все зубья зубчатого колеса. Такое периодическое z-кратное обкатывание заготовки осуществляется вдоль начальной прямой MN, к которой оси правой и левой головок наклонены под одинаковым углом .

При вращении резцовых головок режущие кромки резцов описывают в пространстве конические поверхности, за счет чего зубья обрабатываемого колеса выполняются с выпуклой продольной модификацией. Поскольку одинаковые траектории движения резцов правой и левой головок имеют различные направления, то и продольная модификация разноименных боковых поверхностей нарезаемых зубьев будет идентичной.

Необходимым условием решения поставленной задачи является выбор угла γ наклона осей резцовых головок в диапазоне формирования гиперболического характера линии зуба, гарантирующем наилучшие возможности обеспечения правильного сопряжения боковых рабочих поверхностей зубьев колес цилиндрической передачи.

Это подтверждается следующим анализом характера линии зуба при различных значениях предложенного диапазона угла γ.

При меньшем значении угла, <20°, имеем линию зуба в виде прямой. При другом, большем значении угла, >55°, изменяется характер линии зуба от параболического к эллиптическому, что нарушает правильность сопряжения таких зубчатых поверхностей с зубьями колес, нарезанных в пределах диапазона наклона осей резцовых головок. И только при любом значении угла в предложенном диапазоне характер линии зуба (в виде гиперболы) остается неизменным, что гарантирует широкие технологические и эксплуатационные возможности правильного сопряжения таких зубьев.

Такой анализ характера линии зуба подтверждает правильность выбора диапазона угла наклона осей резцовых головок.

Предлагаемый способ нарезания зубчатых колес с продольно модифицированной формой зубьев позволяет значительно расширить технологические и эксплуатационные возможности таких колес путем исключения всех негативных моментов, связанных с вероятностью появления кромочного контакта, особенно при зацеплении цилиндрических колес с прямыми зубьями, вследствие различных перекосов осей валов, на которых монтируются зубчатые передачи, а также перекосов самих зубчатых колес, установленных на этих валах.

В настоящее время для избежания указанных перекосов преднамеренно идут на завышение требований к точностным параметрам как валов, так и самих зубчатых колес, что связано с определенными дополнительными затратами средств и времени.

Наряду с этим предлагаемый способ нарезания зубчатых колес с модифицированной формой зубьев может быть эффективно использован для реализации зубчатых передач, в которых сопрягаются зубья с бочкообразной и вогнутой формой рабочих поверхностей. Это открывает перспективы управления таким важным параметром качества зацепления зубчатых колес, как пятно контакта при сопряжении боковых поверхностей зубьев, оказывающим существенное влияние на шумовую характеристику работы зубчатой передачи.

Способ нарезания зубчатых колес с модифицированной формой зубьев, при котором заготовку устанавливают и закрепляют на рабочей оправке, наклоняют резцовые головки к начальной прямой под одинаковым углом, при этом режущие кромки резцов образуют в среднем сечении зубчатого венца обрабатываемого колеса исходный контур производящей рейки со стандартным углом профиля, затем сообщают заготовке вращательное движение с одновременной подачей обката и вырезают впадину зубчатого венца с последующим делением заготовки на зуб и реверсированием ее обката для возврата в исходное положение, отличающийся тем, что резцовые головки наклоняют под углом наклона их осей 20-55° для обеспечения гиперболического характера линии зуба.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области машиностроения, зуборезному инструменту для обработки гиперболоидных зубчатых колес методом копирования с периодическим делением.

Изобретение относится к тяжелому и среднему машиностроению, буровой технике, нарезанию зубьев фрезой на боковой поверхности режущего инструмента, относящегося к высокомодульным системам с большим окружным торцовым шагом типа райбера или фрезера.

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано при производстве конических зубчатых колес на станке ЧПУ, предназначенном для обработки цилиндрических зубчатых колес методом обкатки.

Изобретение относится к машиностроению , в частности к черновой обработке зубчатых колес среднего модуля. .

Изобретение относится к станкостроению , в частности к производству зубчатых колес. .

Изобретение относится к машиностроению , в частности к обработке зубчатых изделий . .

Изобретение относится к области обработки металлов резанием, в частности к технологии чистовой обработки зубьев цилиндрических косозубых колес внутреннего зацепления

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к нарезанию цилиндрических зубчатых колес с эвольвентным профилем с помощью дискового лезвийного инструмента на станках с ЧПУ

Изобретение относится к обрабатывающей головке для металлообрабатывающих машин, предпочтительно зуборезных или зубошлифовальных станков согласно ограничительной части пункта 1 формулы изобретения

Изобретение относится к области обработки резанием и может быть использовано в производстве зубчатых колес. Заготовку устанавливают и закрепляют на рабочей оправке. Резцовые головки наклоняют к начальной прямой под одинаковым углом, при котором режущие кромки резцов образуют в среднем сечении зубчатого венца обрабатываемого колеса исходный контур производящей рейки со стандартным углом профиля. Затем сообщают заготовке вращательное движение с одновременной подачей обката. Далее вырезают впадину зубчатого венца с последующим делением заготовки на зуб и реверсированием ее обката для возврата в исходное положение. Для образования эллиптического характера линии зуба оси резцовых головок наклоняют под углом в пределах от 55° до 90°. В результате обеспечивается расширение технологических и эксплуатационных возможностей зубчатых колес с криволинейной формой зубьев. 2 ил.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при фрезеровании затылков зубьев долбяка с прямыми и косыми зубьями. Станок содержит электродвигатель, смонтированные на станине подвижный стол, несущий заготовку изделия, инструментальную стойку, несущую подвижную каретку с фрезерным суппортом, на котором установлен инструментальный шпиндель, и управляемый генератор пачек импульсов для осуществления установочных перемещений и настройки на снимаемый припуск и размер. На ходовой винт радиальной подачи инструментальной стойки установлен высокомоментный двигатель, выполненный со встроенным импульсным датчиком обратной связи. Инструментальная стойка выполнена с линейным импульсным датчиком, обеспечивающим посредством управляемого делителя частоты заданное соотношение величин вертикального и радиального перемещения фрезерного суппорта. Повышается точность обработки зубчатых колес за счет увеличения жесткости привода, обеспеченной простой модернизацией универсального зубофрезерного станка. 2 ил.

Изобретение относится к области обработки материалов резанием и предназначено для нарезания глобоидных червяков. Станок содержит смонтированный на станине подвижный стол для установки заготовки, инструментальную стойку с подвижной кареткой, на которой смонтирована шпиндельная бабка для установки инструментального шпинделя и электроприводы. К задней стойке подвижного стола закреплен корпусом гидроцилиндр, шток которого закреплен к опорной стойке станины. С гидроцилиндром связан трубопроводом золотниковый гидрораспределитель, щуп которого установлен с возможностью перемещения по копиру с обеспечением постоянного контакта. Копир установлен на станине с возможностью вертикального перемещения и связан со шпиндельной бабкой. Горизонтальное перемещение копира обеспечено винтовой парой по горизонтальным направляющим суппорта. Обеспечивается высокое качество зубообработки, упрощается конструкция станка. 1 ил.

Способ включает нарезание методом обкатки конических шестерен с использованием одиночной вращающейся дисковой фрезы (36), в которых часть способа нарезания методом обкатки по существу включает в себя уменьшение (38) угла (40) обкатки заготовки во время обкатки. Достигается уменьшение или исключение режущего воздействия на заднюю сторону (42) фрезы. 12 з.п. ф-лы, 8 ил.
Наверх