Шнекоцентробежный насос

Изобретение относится к насосостроению и может быть использовано преимущественно в турбонасосных агрегатах ЖРД. Шнекоцентробежный насос содержит корпус и установленные на валу шнек и крыльчатку. Между шнеком и крыльчаткой выполнена магнитная муфта, а между валом и шнеком установлены два магнитных подшипника. Шнек выполнен с втулкой, входящей в ступицу крыльчатки с возможностью осевого перемещения, и подпружинен в сторону, противоположную входу. Пружина установлена внутри ступицы крыльчатки и упирается с одной стороны в торец ступицы, а с другой во фланец шнека. Ступица крыльчатки закреплена на валу посредством фланца, в котором проделаны сквозные отверстия. Изобретение направлено на улучшение кавитационных свойств насоса. 2 з.п. ф-лы, 1 ил.

 

Изобретение относится к насосостроению и может быть использовано преимущественно в турбонасосных агрегатах жидкостных ракетных двигателей ЖРД.

Известен шнекоцентробежный насос, содержащий разъемный корпус, центробежные рабочие колеса (крыльчатки), шнек, вал и опорные узлы в виде подшипников скольжения и качения (RU 2094660 С1, 27.10.1997). Однако известный насос не предназначен для системы топливопитания ЖРД.

Наиболее близким к изобретению является шнекоцентробежный насос, содержащий корпус, крыльчатку и шнек, установленные на валу (RU 2106534 С1, 10.03.1998). В известном насосе шнек повышает кавитационные свойства насоса, т.к. он обладает лучшими кавитационными свойствами, чем центробежная крыльчатка, но он механически связан с рабочим колесом насоса и имеет с ним одинаковую угловую скорость вращения. Это не позволяет эксплуатировать насос на очень больших оборотах, например 40…100 тыс. об/мин, поэтому такие насосы не применимы в ракетной технике.

Задачей изобретения является улучшение кавитационных свойств насоса.

Технический результат достигается за счет того, что в шнекоцентробежном насосе, содержащем корпус и установленные на валу шнек и крыльчатку, согласно изобретению между шнеком и крыльчаткой выполнена магнитная муфта, а между валом и шнеком установлены два магнитных подшипника, при этом шнек выполнен с втулкой, входящей в ступицу крыльчатки с возможностью осевого перемещения, и подпружинен в сторону, противоположную входу. Пружина может быть установлена внутри ступицы крыльчатки с упором с одной стороны в торец ступицы, а с другой во фланец шнека. Ступица крыльчатки может быть закреплена на валу посредством фланца, в котором проделаны сквозные отверстия.

Сущность изобретения поясняется чертежом, на котором схематично изображен шнекоцентробежный насос, продольный разрез.

Шнекоцентробежный насос содержит установленные на валу 1 крыльчатку 2 со ступицей 3, шнек 4 с втулкой 5, образующие ротор, который установлен консольно на подшипнике 6 внутри корпуса 7. Корпус 7 содержит входной патрубок 8 и выходной патрубок 9. Между крыльчаткой 2 и шнеком 4 (между их торцами) выполнена магнитная муфта 10, которая содержит ведущие магниты 11 на торце крыльчатки 2 и ведомые магниты 12 на торце шнека 4. Шнек 4 установлен на валу 1 на двух магнитных подшипниках 13. Магнитный подшипник 13 содержит магниты 14 вала 1 и магниты 15 шнека 4, обращенные друг к другу одноименными магнитными полюсами. Шнек 4 подпружинен со стороны, противоположной входу и магнитной муфте 10, пружиной 16. Внутри входного патрубка 8 выполнена полость «А». За шнеком 4 по потоку жидкости образована полость «Б». Внутри выходного патрубка выполнена полость «В».

Пружина 16 упирается одним торцом в ступицу 3, а другим во фланец 17, закрепленный на втулке 5 при помощи винтов 18. Ступица 3 крепится к силовому фланцу 19 болтами 20. Крыльчатка 2 имеет уплотнение 21. При проектировании насоса следует выполнить расчеты шнека 4 таким образом, чтобы обеспечить на расчетном режиме проскальзывание шнека 4 относительно вала 1 до 5…10%, что позволит обеспечить его окружную скорость вращения в 10…20 раз меньше, чем скорость вращения крыльчатки 2. Это значительно улучшит кавитационные свойства насоса, например, при частоте вращения вала 100000 об/мин можно получить скорость вращения шнека 4 порядка 5000…10000 об/мин, т.е. предельную по кавитационным свойствам шнека 4 скорость. При этом на одной ступени центробежного насоса будет получено максимально возможное повышение давления при минимальном весе и габаритах насоса, что имеет решающее значение для ракетных двигателей.

Регулирование работы шнека 4 происходит автоматически. При увеличении давления в полости «Б» до уровня, достаточного, чтобы на входе в крыльчатку 2 не происходила кавитация, шнек 4 под действием осевого усилия передвигается в сторону входа насоса, сжимая пружину 16. При этом зазор δ между ведомыми и ведущими магнитами 12, 11 магнитной муфты 10 увеличивается, магнитная связь между ними ослабевает, и частота вращения шнека 4 снижается, что благоприятно с точки зрения предотвращения кавитации на входе в шнек 4. При этом шнек 4 будет вращаться со скоростью в 5…10 раз меньшей, чем крыльчатка 2.

Применение изобретения позволяет:

1. Значительно улучшить кавитационные свойства насоса за счет уменьшения скорости вращения шнека, применения консольной схемы и размещения пружины внутри ступицы.

2. Предотвратить срыв потока перекачиваемого компонента в насосе вследствие кавитации на его входе.

3. Создать насос с минимальным весом и габаритами при большом напоре и производительности, что имеет первостепенное значение в ракетной технике.

4. Обеспечить автоматическое регулирование кавитационных свойств насоса.

1. Шнекоцентробежный насос, содержащий корпус и установленные на валу шнек и крыльчатку, отличающийся тем, что между шнеком и крыльчаткой выполнена магнитная муфта, а между валом и шнеком установлены два магнитных подшипника, при этом шнек выполнен с втулкой, входящей в ступицу крыльчатки с возможностью осевого перемещения, и подпружинен в сторону, противоположную входу.

2. Шнекоцентробежный насос по п.1, отличающийся тем, что пружина установлена внутри ступицы крыльчатки и упирается с одной стороны в торец ступицы, а с другой - во фланец шнека.

3. Шнекоцентробежный насос по п.1 или 2, отличающийся тем, что ступица крыльчатки закреплена на валу посредством фланца, в котором проделаны сквозные отверстия.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к насосостроению и может быть использовано преимущественно в турбонасосных агрегатах ЖРД. .

Изобретение относится к гидромашиностроению, касается усовершенствования турбонасосных агрегатов и может быть использовано в космической технике, авиационной промышленности и других отраслях, где применяются центробежные насосы, преимущественно перекачивающие криогенные жидкости, например сжиженный природный газ (СПГ).

Изобретение относится к области насосостроения. .

Изобретение относится к насосным агрегатам для подачи топлива в силовую установку летательного аппарата. .

Изобретение относится к области насосостроения и предназначено для использования в насосах для перекачивания жидкости, например нефти из безнапорных емкостей сбора утечек.

Изобретение относится к насосостроению и может быть использовано преимущественно в турбонасосных агрегатах ЖРД. .

Изобретение относится к многоступенчатому центробежному насосу с предвключенным бустерным насосом, каждый из которых имеет собственный приводной электродвигатель (ЭД).

Изобретение относится к насосостроению, касается конструкции шнекоцентробежных насосов и может быть использовано, в частности, в пожаротушении. .

Изобретение относится к машиностроению. .

Изобретение относится к устройствам обеспечения плавучести на воде секционированных транспортных средств, выполненных с возможностью транспортировки различных грузов по суше и воде и служит для откачки воды из отсеков корпуса, в том числе в аварийных ситуациях.

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к оборудованию для сервисного обслуживания гидравлических забойных двигателей (ГЗД), и предназначено для закрепления и раскрепления резьбовых соединений ГЗД, извлечения ротора из статора двигательной секции ГЗД, вала из корпуса шпинделя ГЗД, монтажа ротора в статор и вала в корпус шпинделя ГЗД.

Изобретение относится к гидромашиностроению, касается усовершенствования турбонасосных агрегатов и может быть использовано в космической технике, авиационной промышленности и других отраслях, где применяются центробежные насосы, преимущественно перекачивающие криогенные жидкости, например сжиженный природный газ (СПГ).

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к турбокопрессорам, применяемым, например, для наддува двигателей внутреннего сгорания, в частности к подшипниковым узлам.

Изобретение относится к вертикальным центробежным насосам, создающим подпор перед магистральными насосами, для транспортировки нефти. .

Изобретение относится к центробежным насосам, предназначенным для перекачивания жидкости с абразивными включениями, например нефти, и имеющим гидростатические подшипники (ГП), смазываемые перекачиваемой жидкостью.

Изобретение относится к области компрессоростроения и может быть использовано, в частности, при создании компрессоров для транспорта природного газа. .

Изобретение относится к насосам, используемым для добычи нефти и других жидкостей из скважин. .

Изобретение относится к гидромашиностроению, в частности к погружным центробежным электронасосным агрегатам для добычи нефти из скважин. .

Изобретение относится к центробежным насосам, используемым преимущественно в малогабаритных нефтяных скважинах. .

Изобретение относится к насосам в виде ручного инструмента со съемным приводом. .
Наверх