Способ адаптации организма учащихся к высоким психоэмоциональным и физическим нагрузкам (метод лилии семашко)

Изобретение относится к медицине, а именно к лечебной физкультуре. Определяют состояние опорно-двигательного аппарата учащегося-пациента проведением фототестирования с использованием фотографирования в четырех ракурсах: «стоя, вид сбоку», «стоя, вид сзади», «наклон вперед, руки назад» и «наклон вперед, руки вперед». Затем выполняют обработку изображений контрольных позиций пациента с последующим вычислением индивидуальных отклонений параметров опорно-двигательного аппарата пациента. Далее пациент выполняет ежедневно в течение 5-15 минут за 60-90 учебных дней под контролем консультанта оригинальный восстановительно-развивающий комплекс. После выполнения комплекса упражнений проводят контрольное фототестирование пациента с использованием его фотографирования цифровым фотоаппаратом в четырех ракурсах: «стоя, вид сбоку», «стоя, вид сзади», «наклон вперед, руки назад» и «наклон вперед, руки вперед», по результатам которого определяют степень достижения адаптации организма учащихся к высоким психоэмоциональным и физическим нагрузкам и в случае недостаточного восстановления пациентом своей индивидуальной анатомической нормы положения тела в пространстве - правильной осанки пациент продолжает занятия до следующего фототестирования. Способ позволяет освободить пациента от мышечного напряжения, увеличить пластичность мышц и подвижность суставов, укрепить мышечный корсет, повысить выносливость и увеличить работоспособность пациента без вреда для здоровья. 6 з.п. ф-лы, 8 ил.

 

Изобретение относится к области медицины, а именно к восстановительной медицине и лечебной физкультуре, к способу адаптации организма учащихся к высоким психоэмоциональным и физическим нагрузкам, и может быть использовано в общеобразовательных учреждениях различного уровня, а также производственных коллективах различного ранга и профессиональной направленности.

В настоящее время фиксируется большое число учащихся, имеющих нарушения в работе опорно-двигательного аппарата, нервной и сердечно-сосудистой систем, расстройства психоэмоциональной сферы и многие другие нарушения состояния здоровья, которые сопутствуют нарушениям опорно-двигательного аппарата человека. При современном положении состояния здоровья учащихся всех возрастных групп требуется определенный универсальный восстановительно-развивающий и адаптирующий к высоким психофизическим нагрузкам способ, который можно внедрять в учебный процесс образовательных учреждений различного ранга, а также производственных коллективов различного ранга и профессиональной направленности.

Известен способ оздоровления организма (дыхательно-двигательные комплексы упражнений телесно-ориентированной психологической школы Куприянова П.Ю.), включающий выполнение комплекса физических упражнений с формированием мотивационного компонента в совершаемом процессе (см. патент РФ №2290159, МПК А61Н 1/00, 2006 г.).

Однако известный способ при своем использовании имеет следующие недостатки:

- не устраняет главной причины разбалансированного состояния организма пациента, т.е. не восстанавливает индивидуальную анатомическую норму положения тела пациента в пространстве,

- не позволяет добиться улучшения психофизической адаптации организма пациента к высоким психоэмоциональным и физическим нагрузкам,

- не обеспечивает необходимое освобождение от мышечного напряжения и не позволяет получить беспрепятственную рефлекторную деятельность всего организма пациента,

- не восстанавливает индивидуальную анатомическую норму положения тела пациента в пространстве,

- не позволяет увеличить пластичность мышц пациента и подвижность его суставов,

- не обеспечивает достаточное укрепление мышечного корсета пациента, способного удерживать индивидуальное анатомически правильное положение тела в пространстве,

- не обеспечивает получение возможности рациональной жизнедеятельности пациента без излишних мышечных напряжений,

- не обеспечивает повышение возможности саморегуляции пациентом своего дыхания, пульса и артериального давления,

- не обеспечивает необходимое повышение выносливости пациента, т.к. способ рассчитан для выполнения здоровыми пациентами.

В основу изобретения положена задача создания способа адаптации организма учащихся к высоким психоэмоциональным и физическим нагрузкам.

Техническим результатом при использовании предложенного способа адаптации организма учащихся к высоким психоэмоциональным и физическим нагрузкам является восстановление индивидуальной анатомической нормы положения тела пациента в пространстве, улучшение психофизической адаптации организма пациента к высоким психоэмоциональным и физическим нагрузкам с освобождением от мышечного напряжения и получением беспрепятственной рефлекторной деятельности всего организма пациента, увеличение пластичности мышц пациента и подвижности его суставов, укрепление мышечного корсета пациента, получение возможности рациональной жизнедеятельности пациента без излишних мышечных напряжений, повышение возможности саморегуляции пациентом своего дыхания, пульса и артериального давления, а также повышение выносливости пациента и увеличение работоспособности без вреда для здоровья при перераспределении энергетических ресурсов организма.

Технический результат при осуществлении изобретения достигается тем, что предложен способ адаптации организма учащихся к высоким психоэмоциональным и физическим нагрузкам, включающий выполнение комплекса физических упражнений с формированием мотивационного компонента в совершаемом процессе, при этом определяют состояние опорно-двигательного аппарата учащегося-пациента проведением фототестирования с использованием фотографирования цифровым фотоаппаратом в четырех ракурсах: «стоя, вид сбоку», «стоя, вид сзади», «наклон вперед, руки назад» и «наклон вперед, руки вперед», затем переносят полученные цифровые или оцифрованные фотографические изображения контрольных позиций пациента в компьютер с последующим выполнением компьютерной обработки цифровых фотографий, выполняют в процессе компьютерной обработки цифровых фотографий на цифровом кадре фототестирования на экране монитора компьютера размещение реперных точек и линий с последующим компьютерным вычислением и записью их числовых параметров, определяют по каждому ракурсу индивидуальные отклонения параметров опорно-двигательного аппарата пациента от его относительной индивидуальной анатомической нормы, при этом по ракурсу «стоя, вид сбоку» с использованием реперных линий горизонталь макушки, горизонталь опоры, вертикаль бедра, вертикаль головы (проведенная через мочку уха), вертикаль опоры и модуль ракурса проводят компьютерное вычисление смещения вертикали головы относительно вертикали опоры, смещения вертикали бедра относительно вертикали опоры и рост (горизонталь макушки - горизонталь опоры), по ракурсу «стоя, вид сзади» с использованием реперных линий горизонталь макушки, горизонталь опоры, вертикаль головы, вертикаль опоры, линия ушей (проведенная через мочки ушей), линии плеч, линии бедер и модуль ракурса проводят компьютерное вычисление смещения вертикали головы относительно вертикали опоры, наклон головы (угол между линией ушей и горизонталью), угол между линией плеч и горизонталью, угол между линией бедер и горизонталью и рост (вертикальное расстояние между горизонталью макушки и горизонталью опоры), по ракурсу «наклон вперед, руки назад» с использованием реперных линий горизонталь, вертикаль, линия спины (касательная к позвоночнику в крестцовой части) и линии ног (от линии бедра до линии опоры) проводят компьютерное вычисление угла между линией спины и горизонталью, угла между линией ног и вертикалью, а также угла между линией ног и линией спины, по ракурсу «наклон вперед, руки вперед» с использованием реперных линий горизонталь, вертикаль, линия спины (касательная к позвоночнику в крестцовой части), линии ног (от линии бедра до линии опоры) и линии рук (от линии плеча до запястья) проводят компьютерное вычисление угла между линией спины и горизонталью, угла между линией ног и вертикалью, угла между линией ног и линией спины, а также угла между линией рук и горизонталью, далее пациент выполняет ежедневно в течение 5-15 минут за 60-90 учебных дней под контролем консультанта восстановительно-развивающий комплекс упражнений, при этом при выполнении первого упражнения пациент легко покачивает головой в разных направлениях с амплитудой 2-7 градусов относительно позвоночника, выстроенного с ощущением вертикального расположения до появления ощущения легкости баланса тонуса своих мышц, удерживающих голову в вертикальном положении, и легкого натяжения трапециевидных мышц в области их прикрепления к позвоночнику, затем в положении стоя или сидя без изменения вертикального положения тела пациент выполняет наклоны головы с большей амплитудой в разных направлениях «крестом» с возвращением в исходное положение в последовательности вперед, в центр, вправо, в центр, назад, в центр, влево и в центр в количестве 4-6 раз в медленном темпе, при этом каждое движение пациент выполняет за 4 секунды непрерывно или с паузами до 4 секунд в центральном положении или в максимально удаленном от центра положении, причем наклон головы вперед пациент выполняет под собственным ее весом со свободными мышцами шеи, наклон головы в стороны пациент выполняет, склоняя голову ухом к плечу, не меняя положения плеча, наклон головы назад пациент выполняет поднятием подбородка вверх без закидывания головы назад, без изменения положения шеи и с легким вытягиванием передних шейных мышц, затем в положении стоя или сидя без изменения вертикального положения тела пациент выполняет плавные круговые движения головы в обе стороны по точкам траектории: «ухо к плечу», «нос вниз», «ухо к плечу», «подбородок вверх» и «центр» в медленном темпе от одной позиции к другой за 4 секунды в количестве 4-6 раз и затем после усвоения за 2 секунды в количестве 4-6 раз, затем в положении стоя без изменения вертикального положения тела пациент выполняет опускание корпуса вперед вниз под воздействием силы тяжести корпуса начиная с опускания головы с последующим округлением шейного и грудного отделов позвоночника до горизонтального расположения головы и копчика на одной линии, при этом руки пациента свободно свисают вниз, а в последней трети опускания корпуса вниз пациент немного сгибает колени при сохранении неизменного положения таза, а возвращение в исходное положение пациент выполняет в обратной последовательности с постепенным выпрямлением коленей в фазе вертикального выстраивания грудного отдела позвоночника, при этом каждое перемещение корпуса пациент выполняет в медленном темпе за 8 секунд в количестве 8-10 раз, затем в положении стоя без изменения вертикального положения тела пациент выполняет в количестве 4-6 раз медленные наклоны корпуса «в сторону - вниз» с удержанием головы и корпуса в процессе движения в одной плоскости при неизменном положении таза, при этом голова пациента начинает свое движение «в сторону - вниз» «ухо к плечу» первой, а возвращается пациентом в исходное вертикальное положение последней, затем в положении стоя без изменения вертикального положения тела пациент поднимает прямые руки с обращенными вперед ладонями с раскрытыми и напряженными пальцами через стороны вверх за 4-8 секунд при свободном диафрагмальном вдохе и активизации трапециевидных мышц и опускает вниз за 4-8 секунд при свободном диафрагмальном выдохе, при этом подъем и опускание рук пациент выполняет в количестве 6-8 раз, затем в положении стоя из исходного вертикального положения тела пациент выполняет наклоны корпуса вместе с неизменно находящимися вдоль корпуса руками «вперед - вниз», сохраняя неизменной линию головы, шеи и спины до образования угла 90 градусов в тазобедренных суставах, с последующим медленным возвращением в исходное вертикальное положение, причем при достаточном развитии мышц пояса верхних конечностей пациент в положении наклона переводит руки горизонтально через стороны вперед так, чтобы его голова была расположена между вытянутыми руками с обращенными друг к другу ладонями, а возвращает руки в исходное положение по той же горизонтальной траектории, причем пациент выполняет в быстром темпе за 4 секунды каждое из этих движений: наклон, перевод рук вперед, возвращение рук к корпусу и возвращение корпуса в исходное положение в количестве 4-16 раз, затем пациент расслабляет мышцы ног, рук и тела легкими потряхивающими движениями и далее пациент в положении стоя выполняет при неизменном положении тела и сохранении свободным положения головы комплекс координационных упражнений, при выполнении первого из которых пациент симметрично изменяет положение рук на 4 счета: один - вытягивает руки в стороны ладонями вниз, два - руки ладонями к груди на расстоянии 10 см от нее без изменения линии плеча, три - локти опускает вниз, руки ладонями к плечам примерно на 10 см от них, четыре - руки параллельно вверх ладонями вперед, с последующим повторением упражнения до момента четкого, правильного, осознанного выполнения и понимания упражнения пациентом, затем пациент выполняет предыдущее упражнение, начиная движение с правой или левой руки, со сдвигом на один, два или три счета, с повторением упражнения в обратном порядке, затем пациент выполняет резкое за 1 секунду сжатие пальцев рук в кулаки и резкое их выпрямление 8 повторений при каждом положении рук вниз, вперед, вверх и в стороны и пациент повторяет упражнение в количестве 3 раз, затем пациент в положении стоя или сидя при параллельной позиции ног на два счета поочередно энергично вытягивает руку вверх ладонью к себе, растягивая межреберные мышцы со стороны вытянутой руки и отклоняя голову в сторону от вытянутой руки, при этом другую руку пациент сгибает, опуская локоть вниз, ладонью к плечевому суставу, затем пациент в положении стоя, продолжая выполнять предыдущие движения руками, мягко за одну секунду переступает с ноги на ногу от кончиков пальцев ноги до пятки, при этом пациент поочередно сгибает колено вперед в направлении пальцев ног с плавным переходом бедер в сторону согнутого колена, затем пациент в положении стоя одновременно энергично вытягивает руку вверх ладонью к себе и переступает с ноги на ногу от кончиков пальцев ноги до пятки, совмещая два предыдущих упражнения, причем при вытягивании вверх правой руки пациент наступает на правую ногу, а при вытягивании левой руки - наступает на левую ногу, затем в положении сидя или стоя пациент быстро асимметрично встряхивает кистями рук, меняя направления встряхивания, а после выполнения самомассажа рук вверх от кончиков пальцев в количестве 2-3 раз пациент быстро встряхивает кистями рук вниз в течение 30-35 секунд и свободно отпускает их, а после выполнения комплекса упражнений проводят контрольное фототестирование пациента с использованием его фотографирования цифровым фотоаппаратом в четырех ракурсах: «стоя, вид сбоку», «стоя, вид сзади», «наклон вперед, руки назад» и «наклон вперед, руки вперед», по результатам которого определяют степень достижения адаптации организма учащихся к высоким психоэмоциональным и физическим нагрузкам и в случае недостаточного восстановления пациентом своей индивидуальной анатомической нормы положения тела в пространстве - правильной осанки пациент продолжает занятия до следующего фототестирования. При этом при выполнении компьютерного вычисления индивидуальных отклонений параметров опорно-двигательного аппарата пациента за модуль ракурса принимают постоянный для данного пациента биометрический параметр, равный расстоянию от шиловидного отростка руки до венечного отростка локтевой кости. При этом пациент выполняет комплекс упражнений с закрытыми или открытыми глазами из исходного положения стоя, при этом руки пациента спокойно опущены вниз ладонями к себе, а стопы его ног расположены параллельно в проекции тазобедренных суставов. При этом пациент выполняет комплекс упражнений с закрытыми или открытыми глазами из исходного положения сидя и «готовности встать», положение таза пациента находится впереди его седалищных костей, стопы ног расположены на полу параллельно в проекции тазобедренных суставов, а руки могут быть на коленях или вдоль тела. При этом пациент при поднимании прямых рук через стороны вверх поднимается на полупальцы ног, вытягивает колени при сохранении анатомически правильного положения головы и таза, а после опускания рук вниз выполняет сжатие на 5-7 секунд кистей рук в кулаки, затем раскрывает пальцы и вытягивает их с напряжением вниз с последующим их расслаблением. При этом пациент выполняет в положении стоя наклоны своего корпуса вниз вместе с поднятыми вверх руками, являющимися продолжением линии корпуса, при этом количество наклонов вниз выбрано от 2 до 8, а время фиксации корпуса пациента в положении наклона на этапе формирования мышечного корсета при достаточной силе мышц составляет 32 секунды при свободном естественном дыхании. При этом после приобретения в процессе обучения навыка осознанного выполнения координационных упражнений пациент дополнительно выполняет движения руками в обратном порядке с изменением нумерации опорных точек.

Способ адаптации организма учащихся к высоким психоэмоциональным и физическим нагрузкам осуществляют следующим образом.

Определяют для учащегося-пациента состояние его опорно-двигательного аппарата проведением фототестирования с использованием фотографирования цифровым фотоаппаратом в четырех ракурсах: «стоя, вид сбоку», «стоя, вид сзади», «наклон вперед, руки назад» и «наклон вперед, руки вперед». Затем переносят полученные цифровые или оцифрованные фотографические изображения контрольных позиций пациента в компьютер и выполняют с использованием компьютерной программы обработку цифровых фотографий, при этом выполняют в процессе компьютерной программной обработки цифровых фотографий на цифровом кадре фототестирования на экране монитора компьютера размещения реперных точек и линий с последующим компьютерным вычислением и записью их числовых параметров. По каждому ракурсу определяют индивидуальные отклонения параметров опорно-двигательного аппарата учащегося от индивидуальной анатомической нормы. Для этого по ракурсу «стоя, вид сбоку» с использованием реперных линий горизонталь макушки, горизонталь опоры, вертикаль бедра, вертикаль головы (проведенная через мочку уха), вертикаль опоры и модуль ракурса проводят компьютерное вычисление смещения вертикали головы относительно вертикали опоры, смещение вертикали бедра относительно вертикали опоры и рост (горизонталь макушки - горизонталь опоры). При этом при выполнении компьютерного вычисления индивидуальных отклонений параметров опорно-двигательного аппарата пациента за модуль ракурса принимают постоянный для данного пациента биометрический параметр, равный расстоянию от шиловидного отростка руки пациента до венечного отростка локтевой кости. Затем по ракурсу «стоя, вид сзади» с использованием реперных линий горизонталь макушки, горизонталь опоры, вертикаль головы, вертикаль опоры, линия ушей (проведенная через мочки ушей), линии плеч, линии бедер и модуль ракурса проводят компьютерное вычисление смещения вертикали головы относительно вертикали опоры, наклон головы (угол между линией ушей и горизонтом), угол между линией плеч и горизонтом, угол между линией бедер и горизонтом и рост (горизонталь макушки - горизонталь опоры). Затем по ракурсу «наклон вперед, руки назад» с использованием реперных линий горизонталь, вертикаль, линия спины (касательная к позвоночнику в крестцовой части) и линии ног (от линии бедра до линии опоры) проводят компьютерное вычисление угла между линией спины и горизонтом, угла между линией ног и вертикалью, а также угла между линией ног и линией спины. Затем по ракурсу «наклон вперед, руки вперед» с использованием реперных линий горизонталь, вертикаль, линия спины (касательная к позвоночнику в крестцовой части), линии ног (от линии бедра до линии опоры) и линии рук (от линии плеча до запястья) проводят компьютерное вычисление угла между линией спины и горизонтом, угла между линией ног и вертикалью, угла между линией ног и линией спины, а также угла между линией рук и горизонтом.

Далее пациент выполняет ежедневно в течение 5-15 минут за 60-90 учебных дней под контролем консультанта восстановительно-развивающий комплекс упражнений.

При этом пациент выполняет комплекс упражнений с закрытыми или открытыми глазами в положении стоя, руки пациента спокойно опущены вниз ладонями к себе, а стопы его ног расположены параллельно в проекции тазобедренных суставов. При этом пациент выполняет комплекс упражнений с закрытыми или открытыми глазами в положении сидя и «готовности встать», положение таза пациента находится впереди его седалищных костей, стопы ног расположены на полу, а руки могут быть на коленях или вдоль тела.

При выполнении первого упражнения комплекса пациент легко покачивает головой в разных направлениях с амплитудой 2-7 градусов относительно позвоночника, выстроенного с ощущением вертикального расположения до появления ощущения легкости баланса тонуса своих мышц, удерживающих голову в вертикальном положении, и легкого натяжения трапециевидных мышц в области их прикрепления к позвоночнику. Затем в положении стоя или сидя без изменения вертикального положения тела пациент выполняет наклоны головы с большей амплитудой в разных направлениях «крестом» с возвращением в исходное положение в последовательности вперед, в центр, вправо, в центр, назад, в центр, влево и в центр в количестве 4-6 раз в медленном темпе. При этом каждое движение пациент выполняет за 4 секунды непрерывно или с паузами до 4 секунд в центральном положении или в максимально удаленном от центра положении. Наклон головы вперед пациент выполняет под собственным ее весом со свободными мышцами шеи. Наклон головы в стороны пациент выполняет, склоняя голову ухом к плечу, не меняя положения плеча. Наклон головы назад пациент выполняет поднятием подбородка вверх без закидывания головы назад, без изменения положения шеи и с легким вытягиванием передних шейных мышц.

Затем в положении стоя или сидя без изменения вертикального положения тела пациент выполняет плавные круговые движения головы в обе стороны по точкам траектории: «ухо к плечу», «нос вниз», «ухо к плечу», «подбородок вверх» и «центр» в медленном темпе от одной позиции к другой за 4 секунды в количестве 4-6 раз и затем после усвоения за 2 секунды в количестве 4-6 раз.

Затем в положении стоя без изменения вертикального положения тела пациент выполняет опускание корпуса вперед вниз под воздействием силы тяжести корпуса, начиная с опускания головы с последующим округлением шейного и грудного отделов позвоночника до горизонтального расположения головы и копчика на одной линии, при этом руки пациента свободно свисают вниз, а в последней трети опускания корпуса вниз пациент немного сгибает колени при сохранении неизменным положения таза. Возвращение в исходное положение пациент выполняет в обратной последовательности с постепенным выпрямлением коленей в фазе вертикального выстраивания грудного отдела позвоночника. Каждое перемещение корпуса пациент выполняет в медленном темпе за 8 секунд в количестве 8-10 раз.

Затем в положении стоя без изменения вертикального положения тела пациент выполняет в количестве 4-6 раз медленные наклоны корпуса «в сторону - вниз» с удержанием головы и корпуса в процессе движения в одной плоскости при неизменном положении таза. Голова пациента начинает свое движение «в сторону - вниз» «ухо к плечу» первой, а возвращается пациентом в исходное вертикальное положение последней.

Затем в положении стоя без изменения вертикального положения тела пациент поднимает прямые руки с обращенными вперед ладонями с раскрытыми и напряженными пальцами через стороны вверх за 4-8 секунд при свободном диафрагмальном вдохе и активизации трапециевидных мышц и опускает вниз за 4-8 секунд при свободном диафрагмальном выдохе, при этом подъем и опускание рук пациент выполняет в количестве 6-8 раз. При этом пациент при поднимании прямых рук через стороны вверх поднимается на полупальцы ног, вытягивает колени при сохранении анатомически правильного положения головы и таза, а после опускания рук вниз выполняет сжатие на 5-7 секунд кистей рук в кулаки, затем раскрывает пальцы и вытягивает с напряжением вниз с последующим их расслаблением.

Затем в положении стоя из исходного вертикального положения тела пациент выполняет наклоны корпуса вместе с неизменно находящимися вдоль корпуса руками «вперед - вниз», сохраняя неизменной линию головы, шеи и спины до образования угла 90 градусов в тазобедренных суставах с последующим медленным возвращением в исходное вертикальное положение. При достаточном развитии мышц пояса верхних конечностей пациент в положении наклона переводит руки горизонтально через стороны вперед так, чтобы голова была расположена между вытянутыми руками с обращенными друг к другу ладонями, а возвращает руки в исходное положение по той же горизонтальной траектории, причем пациент выполняет в быстром темпе за 4 секунды каждое из этих движений: наклон, перевод рук вперед, возвращение рук к корпусу и возвращение корпуса в исходное положение в количестве 4-16 раз. Кроме того, пациент выполняет в положении стоя наклоны своего корпуса вниз вместе с поднятыми вверх руками, являющимися продолжением линии корпуса, при этом количество таких наклонов вниз выбрано от 2 до 8, а время фиксации корпуса пациента в положении наклона на этапе формирования мышечного корсета составляет при достаточной силе мышц 32 секунды при свободном естественном дыхании.

Затем пациент расслабляет мышцы ног, рук и тела легкими потряхивающими движениями.

Далее пациент в положении стоя выполняет при неизменном положении тела и сохранении свободным положения головы комплекс координационных упражнений.

При выполнении первого упражнения комплекса пациент симметрично изменяет положение рук на 4 счета: один - вытягивает руки в стороны ладонями вниз, два - руки ладонями к груди на расстоянии примерно 10 см от нее без изменения линии плеча, три - локти опускает вниз, руки ладонями к плечам на примерно 10 см от них, четыре - руки параллельно вверх ладонями вперед. При этом после приобретения в процессе обучения навыка осознанного выполнения координационных упражнений пациент дополнительно выполняет движения руками в обратном порядке с изменением нумерации опорных точек.

Пациент выполняет комплекс координационных упражнений с последующим их повторением до момента четкого, правильного и осознанного выполнения и правильного понимания упражнения пациентом.

Затем пациент выполняет предыдущее упражнение комплекса, начиная движение с правой или левой руки, со сдвигом на один, два или три счета, с повторением упражнения в обратном порядке.

Затем пациент выполняет резкое за 1 секунду сжатие пальцев рук в кулаки и резкое их выпрямление в количестве 8 повторений при каждом положении рук вниз, вперед, вверх и в стороны. При этом пациент повторяет это упражнение в количестве 3 раз.

Затем пациент в положении стоя или сидя при параллельной позиции ног на два счета поочередно энергично вытягивает руку вверх ладонью к себе, растягивая межреберные мышцы со стороны вытянутой руки и отклоняя голову в сторону от вытянутой руки. При этом другую руку пациент сгибает, опуская локоть вниз, ладонью к плечевому суставу.

Затем пациент в положении стоя, продолжая выполнять предыдущие движения руками, мягко за одну секунду дополнительно переступает с ноги на ногу от кончиков пальцев ноги до пятки. При этом пациент поочередно сгибает колено вперед в направлении пальцев ног с плавным переходом бедер в сторону согнутого колена.

Затем пациент в положении стоя одновременно энергично вытягивает руку вверх ладонью к себе и переступает с ноги на ногу от кончиков пальцев ноги до пятки, совмещая два предыдущих упражнения, причем при вытягивании вверх правой руки пациент наступает на правую ногу, а при вытягивании левой руки - наступает на левую ногу.

Затем в положении сидя или стоя пациент быстро асимметрично встряхивает кистями рук, меняя направления встряхивания, а после выполнения самомассажа рук вверх от кончиков пальцев в количестве 2-3 раз пациент быстро встряхивает кистями рук вниз в течение 30-35 секунд и свободно отпускает их.

После выполнения комплекса упражнений проводят контрольное фототестирование пациента с использованием его фотографирования цифровым фотоаппаратом в четырех ракурсах: «стоя, вид сбоку», «стоя, вид сзади», «наклон вперед, руки назад» и «наклон вперед, руки вперед», по результатам которого определяют степень достижения адаптации организма учащихся к высоким психоэмоциональным и физическим нагрузкам. В случае недостаточного восстановления пациентом своей индивидуальной анатомической нормы положения тела в пространстве (правильной осанки) пациент продолжает занятия до следующего фототестирования.

Экспериментальные исследования предложенного способа адаптации организма учащихся к высоким психоэмоциональным и физическим нагрузкам показали его высокую эффективность. Было установлено, что предложенный способ позволяет достичь восстановления индивидуальной анатомической нормы положения тела пациента в пространстве, улучшить психофизическую адаптацию организма пациента к высоким психоэмоциональным и физическим нагрузкам с освобождением от мышечного напряжения и получением беспрепятственной рефлекторной деятельности всего организма пациента. Одновременно установлено, что способ позволяет добиться увеличения пластичности мышц пациента и подвижности его суставов, укрепления мышечного корсета пациента, получения возможности рациональной жизнедеятельности пациента без излишних мышечных напряжений. Кроме того, повышена возможность саморегуляции пациентом своего дыхания, пульса и артериального давления, а также повышена выносливость пациента и увеличена работоспособность без вреда для здоровья при перераспределении энергетических ресурсов организма.

Сущность предложенного способа адаптации организма учащихся к высоким психоэмоциональным и физическим нагрузкам поясняется примером осуществления, этапы фототестирования которого проиллюстрированы на фиг.1-8.

Пример. У учащейся М., 10 лет, протестировано состояние ее опорно-двигательного аппарата. Для этого провели фототестирование с использованием фотографирования учащейся-пациентки цифровым фотоаппаратом в четырех ракурсах: «стоя, вид сбоку» (фиг.1), «стоя, вид сзади» (фиг.2), «наклон вперед, руки назад» (фиг.3) и «наклон вперед, руки вперед» (фиг.4). Затем перенесли полученные цифровые или оцифрованные фотографические изображения контрольных позиций пациентки в компьютер и выполнили с использованием компьютерной программы обработку цифровых фотографий. В процессе компьютерной программной обработки цифровых фотографий на цифровом кадре фототестирования на экране монитора компьютера выполнили размещение реперных точек и линий с последующим компьютерным вычислением и записью их числовых параметров. По каждому ракурсу определили индивидуальные отклонения параметров опорно-двигательного аппарата пациентки от ее относительной индивидуальной анатомической нормы.

По ракурсу «стоя, вид сбоку» (фиг.1) с использованием реперных линий горизонталь макушки 1, горизонталь опоры 2«А», вертикаль бедра 3, вертикаль головы 4 (проведенная через мочку уха), вертикаль опоры 5 и модуль ракурса (на фиг.1 не показан) провели компьютерное вычисление смещения вертикали головы 4 относительно вертикали опоры 2, смещения вертикали бедра 3 относительно вертикали опоры 5 и определение роста (горизонталь макушки 1 - горизонталь опоры 2«А»).

Затем по ракурсу «стоя, вид сзади» (фиг.2) с использованием реперных линий горизонталь макушки 1, горизонталь опоры 2«А», вертикаль головы 4, вертикаль опоры 5, линия ушей 6 (проведенная через мочки ушей), линии плеч 7, линии бедер 8 и модуль ракурса (на фиг.2 не показан) провели компьютерное вычисление смещения вертикали головы 4 относительно вертикали опоры 5, наклона головы (угол между линией ушей 6 и горизонталью опоры 2«А», угла между линией плеч 7 и горизонталью опоры 2«А», угла между линией бедер 8 и горизонталью опоры 2«А» и определение роста (горизонталь макушки 1 - горизонталь опоры 2«А»).

Затем по ракурсу «наклон вперед, руки назад» (фиг.3) с использованием реперных линий горизонталь 2«Б», вертикаль 5, линия спины 9 (касательная к позвоночнику в крестцовой части) и линии ног 10 (от линии бедра до линии опоры) провели компьютерное вычисление угла между линией спины 9 и горизонталью 2«Б», угла между линией ног 10 и вертикалью 5, а также угла между линией ног 10 и линией спины 9.

Затем по ракурсу «наклон вперед, руки вперед» (фиг.4) с использованием реперных линий горизонталь 2«Б», вертикаль 5, линия спины 9 (касательная к позвоночнику в крестцовой части), линии ног 10 (от линии бедра до линии опоры) и линии рук 11 (от линии плеча до запястья) провели компьютерное вычисление угла между линией спины 9 и горизонталью 2«Б», угла между линией ног 10 и вертикалью 5, угла между линией ног 10 и линией спины 9, а также угла между линией рук 11 и горизонталью 2«Б».

Пациентка выполнила под контролем консультанта восстановительно-развивающий комплекс упражнений ежедневно в течение 5-15 минут за 60-90 учебных дней во время учебного процесса в школе и затем в домашних условиях.

При этом пациентка выполнила упражнения комплекса с закрытыми или открытыми глазами из исходного положения стоя, руки пациентки спокойно опущены вниз ладонями к себе, а стопы ее ног располагались параллельно в проекции тазобедренных суставов. При этом пациентка выполнила упражнения комплекса с закрытыми или открытыми глазами из исходного положения сидя и «готовности встать», положение таза пациентки находилось впереди его седалищных костей, а стопы ее ног располагались параллельно в проекции тазобедренных суставов, а руки могли быть на коленях или вдоль тела.

При выполнении первого упражнения комплекса пациентка легко покачивала головой в разных направлениях с амплитудой 2-7 градусов относительно позвоночника, выстроенного с ощущением вертикального расположения до появления ощущения легкости баланса тонуса своих мышц, удерживающих голову в вертикальном положении, и легкого натяжения трапециевидных мышц в области их прикрепления к позвоночнику. Затем в положении стоя или сидя без изменения вертикального положения тела пациентка выполнила наклоны головы с большей амплитудой в разных направлениях «крестом» с возвращением в исходное положение в последовательности вперед, в центр, вправо, в центр, назад, в центр, влево и в центр в количестве 4-6 раз в медленном темпе. При этом каждое движение пациентка выполнила за 4 секунды непрерывно или с паузами до 4 секунд в центральном положении или в максимально удаленном от центра положении. Наклон головы вперед пациентка выполнила под собственным ее весом со свободными мышцами шеи. Наклон головы в стороны пациентка выполнила, склоняя голову ухом к плечу, не меняя положения плеча. Наклон головы назад пациентка выполнила поднятием подбородка вверх без закидывания головы назад, без изменения положения шеи и с легким вытягиванием передних шейных мышц.

Затем в положении стоя или сидя без изменения вертикального положения тела пациентка выполнила плавные круговые движения головы в обе стороны по точкам траектории: «ухо к плечу», «нос вниз», «ухо к плечу», «подбородок вверх» и «центр» в медленном темпе от одной позиции к другой за 4 секунды в количестве 4-6 раз и затем после усвоения за 2 секунды в количестве 4-6 раз.

Затем в положении стоя без изменения вертикального положения тела пациентка выполнила опускание корпуса вперед вниз под воздействием силы тяжести корпуса, начиная с опускания головы и с последующим округлением шейного и грудного отделов позвоночника до горизонтального расположения головы и копчика на одной линии, при этом руки пациентки свободно свисают вниз, а в последней трети опускания корпуса вниз пациентка немного сгибает колени при сохранении неизменным положения таза. Возвращение в исходное положение пациентка выполнила в обратной последовательности с постепенным выпрямлением коленей в фазе вертикального выстраивания грудного отдела позвоночника. Каждое перемещение корпуса пациентка выполнила в медленном темпе за 8 секунд в количестве 8-10 раз.

Затем в положении стоя без изменения вертикального положения тела пациентка выполнила в количестве 4-6 раз медленные наклоны корпуса «в сторону - вниз» с удержанием головы и корпуса в процессе движения в одной плоскости при неизменном положении таза. Голова пациентки начинала свое движение «в сторону - вниз» «ухо к плечу» первой, а возвращается пациенткой в исходное вертикальное положение последней.

Затем в положении стоя без изменения вертикального положения тела пациентка поднимала прямые руки с обращенными вперед ладонями с раскрытыми и напряженными пальцами через стороны вверх за 4-8 секунд при свободном диафрагмальном вдохе и активизации трапециевидных мышц и опускала вниз за 4-8 секунд при свободном диафрагмальном выдохе, при этом подъем и опускание рук пациентка выполнила в количестве 6-8 раз. При этом пациентка при поднимании прямых рук через стороны вверх поднималась на полупальцы ног, вытягивала колени при сохранении анатомически правильного положения головы и таза, а после опускания рук вниз выполнила сжатие на 5-7 секунд кистей рук в кулаки, затем раскрывала пальцы и вытягивала их с напряжением вниз с последующим расслаблением.

Затем в положении стоя из исходного вертикального положения тела пациентка выполнила наклоны корпуса вместе с неизменно находящимися вдоль корпуса руками «вперед-вниз», при этом сохранила неизменной линию головы, шеи и спины до образования угла 90 градусов в тазобедренных суставах с последующим медленным возвращением в исходное вертикальное положение. При достаточном развитии мышц пояса верхних конечностей пациентка в положении наклона перевела руки горизонтально через стороны вперед так, чтобы голова была расположена между вытянутыми руками с обращенными друг к другу ладонями, а возвращала руки в исходное положение по той же горизонтальной траектории, причем пациентка выполнила в быстром темпе за 4 секунды каждое из этих движений: наклон, перевод рук вперед, возвращение рук к корпусу и возвращение корпуса в исходное положение в количестве 4-16 раз. Кроме того, пациентка выполнила в положении стоя наклоны корпуса вниз вместе с поднятыми вверх руками, являющимися продолжением линии корпуса, при этом количество таких наклонов вниз выполнено в разные дни от 2 до 8, а время фиксации корпуса пациентки в положении наклона на этапе формирования мышечного корсета составляет при достаточной силе мышц 32 секунды при свободном естественном ее дыхании.

Затем пациентка расслабляла мышцы ног, рук и тела легкими потряхивающими движениями.

Далее пациентка в исходном положении стоя выполнила при неизменном положении тела и сохранении свободным положения головы комплекс координационных упражнений.

При выполнении первого упражнения комплекса пациентка симметрично изменила положение рук на 4 счета: один - вытягивала руки в стороны ладонями вниз, два - руки ладонями к груди на расстоянии 10 см от нее без изменения линии плеча, три - локти опустила вниз, руки ладонями к плечам примерно на 10 см от них, четыре - руки параллельно вверх ладонями вперед. При этом после приобретения в процессе обучения навыка осознанного выполнения координационных упражнений пациентка дополнительно выполнила движения руками в обратном порядке с изменением нумерации опорных точек.

Пациентка выполнила координационные упражнения с последующим их повторением до момента четкого, правильного, осознанного выполнения и понимания упражнения.

Затем пациентка выполнила предыдущее упражнение комплекса, начиная движение с правой или левой руки, со сдвигом на один, два или три счета, с повторением упражнения в обратном порядке.

Затем пациентка выполнила резкое за 1 секунду сжатие пальцев рук в кулаки и резкое их выпрямление в количестве 8 повторений при каждом положении рук вниз, вперед, вверх и в стороны. При этом пациентка повторила это упражнение в количестве 3 раз.

Затем пациентка в положении стоя или сидя при параллельной позиции ног на два счета поочередно энергично вытягивала руку вверх ладонью к себе, растягивая при этом межреберные мышцы со стороны вытянутой руки и отклоняя голову в сторону от вытянутой руки. При этом другую руку пациентка сгибала, опуская локоть вниз, ладонью к плечевому суставу.

Затем пациентка в положении стоя, продолжая выполнять предыдущие движения руками, мягко за одну секунду дополнительно переступала с ноги на ногу от кончиков пальцев ноги до пятки. При этом пациентка поочередно сгибала колено вперед в направлении пальцев ног с плавным переходом бедер в сторону согнутого колена.

Затем пациентка в положении стоя одновременно энергично вытягивала руку вверх ладонью к себе и переступала с ноги на ногу от кончиков пальцев ноги до пятки, совмещая два предыдущих упражнения, причем при вытягивании вверх правой руки пациентка наступала на правую ногу, а при вытягивании левой руки - наступала на левую ногу.

Затем в положении сидя или стоя пациентка быстро асимметрично встряхивала кистями рук, меняя направления встряхивания, а после того как выполнила самомассаж рук вверх от кончиков пальцев в количестве 2-3 раз, пациентка быстро встряхивала кистями рук вниз в течение 30-35 секунд и свободно отпускала их.

После выполнения пациенткой комплекса упражнений провели ее контрольное фототестирование с использованием ее фотографирования цифровым фотоаппаратом в четырех ракурсах: «стоя, вид сбоку» (фиг.5), «стоя, вид сзади» (фиг.6), «наклон вперед, руки назад» (фиг.7) и «наклон вперед, руки вперед» (фиг.8), по результатам которого определили степень достижения адаптации организма пациентки к высоким психоэмоциональным и физическим нагрузкам. В случае недостаточного восстановления пациенткой своей индивидуальной анатомической нормы положения тела в пространстве (правильной осанки) пациентка должна была бы продолжать занятия до следующего фототестирования, но этого в данном случае не потребовалось.

Предложенный способ с высокой эффективностью был успешно апробирован на 287 пациентах.

1. Способ адаптации организма учащихся к высоким психоэмоциональным и физическим нагрузкам, включающий выполнение комплекса физических упражнений с формированием мотивационного компонента в совершаемом процессе, отличающийся тем, что определяют состояние опорно-двигательного аппарата учащегося-пациента проведением фототестирования с использованием фотографирования в четырех ракурсах: «стоя, вид сбоку», «стоя, вид сзади», «наклон вперед, руки назад» и «наклон вперед, руки вперед», затем выполняют обработку изображений контрольных позиций пациента с последующим вычислением индивидуальных отклонений параметров опорно-двигательного аппарата пациента, затем пациент выполняет ежедневно в течение 5-15 мин за 60-90 учебных дней под контролем консультанта восстановительно-развивающий комплекс упражнений, при этом при выполнении первого упражнения пациент легко покачивает головой в разных направлениях с амплитудой 2-7° относительно позвоночника, в вертикальном расположении, затем в положении стоя или сидя без изменения вертикального положения тела пациент выполняет наклоны головы с большей амплитудой в разных направлениях «крестом» с возвращением в исходное положение в последовательности вперед, в центр, вправо, в центр, назад, в центр, влево и в центр в количестве 4-6 раз в медленном темпе, при этом каждое движение пациент выполняет за 4 с непрерывно или с паузами до 4 с в центральном положении или в максимально удаленном от центра положении, причем наклон головы вперед пациент выполняет под собственным ее весом со свободными мышцами шеи, наклон головы в стороны пациент выполняет, склоняя голову ухом к плечу, не меняя положения плеча, наклон головы назад пациент выполняет поднятием подбородка вверх без закидывания головы назад, без изменения положения шеи и с легким вытягиванием передних шейных мышц, затем в положении стоя или сидя без изменения вертикального положения тела пациент выполняет плавные круговые движения головы в обе стороны по точкам траектории: «ухо к плечу», «нос вниз», «ухо к плечу», «подбородок вверх» и «центр» в медленном темпе от одной позиции к другой за 4 с в количестве 4-6 раз и затем после усваивания упражнения - за 2 с в количестве 4-6 раз, затем в положении стоя без изменения вертикального положения тела пациент выполняет опускание корпуса вперед вниз под воздействием силы тяжести корпуса, начиная с опускания головы с последующим округлением шейного и грудного отделов позвоночника до горизонтального расположения головы и копчика на одной линии, при этом руки пациента свободно свисают вниз, а в последней трети опускания корпуса вниз пациент немного сгибает колени при сохранении неизменного положения таза, а возвращение в исходное положение пациент выполняет в обратной последовательности с постепенным выпрямлением коленей, при этом каждое перемещение корпуса пациент выполняет в медленном темпе за 8 с в количестве 8-10 раз, затем в положении стоя без изменения вертикального положения тела пациент выполняет в количестве 4-6 раз медленные наклоны корпуса «в сторону - вниз» с удержанием головы и корпуса в процессе движения в одной плоскости при неизменном положении таза, при этом голова пациента начинает свое движение «в сторону вниз» «ухо к плечу» первой, а возвращается пациентом в исходное вертикальное положение последней, затем в положении стоя без изменения вертикального положения тела пациент поднимает прямые руки с обращенными вперед ладонями с раскрытыми и напряженными пальцами через стороны вверх за 4-8 с при свободном диафрагмальном вдохе и активизации трапециевидных мышц и опускает вниз за 4-8 с при свободном диафрагмальном выдохе, при этом подъем и опускание рук пациент выполняет в количестве 6-8 раз, затем в положении стоя из исходного вертикального положения тела пациент выполняет наклоны корпуса вместе с неизменно находящимися вдоль корпуса руками «вперед вниз», сохраняя неизменной линию головы, шеи и спины до образования угла 90° в тазобедренных суставах, с последующим медленным возвращением в исходное вертикальное положение, причем при достаточном развитии мышц пояса верхних конечностей пациент в положении наклона переводит руки горизонтально через стороны вперед так, чтобы голова была расположена между вытянутыми руками с обращенными друг к другу ладонями, а возвращает руки в исходное положение по той же горизонтальной траектории, причем пациент выполняет в быстром темпе за 4 с каждое из этих движений: наклон, перевод рук вперед, возвращение рук к корпусу и возвращение корпуса в исходное положение в количестве 4-16 раз, затем пациент расслабляет мышцы ног, рук и тела легкими потряхивающими движениями и далее пациент в положении стоя выполняет при неизменном положении тела и сохранении свободным положения головы комплекс координационных упражнений, при выполнении первого из которых пациент симметрично изменяет положение рук на 4 счета: один - вытягивает руки в стороны ладонями вниз, два - руки ладонями к груди на расстоянии 10 см от нее без изменения линии плеча, три - локти опускает вниз, руки ладонями к плечам примерно на 10 см от них, четыре - руки параллельно вверх ладонями вперед, с последующим повторением упражнения до момента четкого, правильного, осознанного выполнения и понимания упражнения пациентом, затем пациент выполняет предыдущее упражнение, начиная движение с правой или левой руки, со сдвигом на один, два или три счета, с повторением упражнения в обратном порядке, затем пациент выполняет резкое за 1 с сжатие пальцев рук в кулаки и резкое их выпрямление 8 повторений при каждом положении рук вниз, вперед, вверх и в стороны и пациент повторяет упражнение в количестве 3 раз, затем пациент в положении стоя или сидя при параллельной позиции ног на два счета поочередно энергично вытягивает руку вверх ладонью к себе, растягивая межреберные мышцы со стороны вытянутой руки и отклоняя голову в сторону от вытянутой руки, при этом другую руку пациент сгибает, опуская локоть вниз, ладонью к плечевому суставу, затем пациент в положении стоя, продолжая выполнять предыдущие движения руками, мягко за одну секунду переступает с ноги на ногу от кончиков пальцев ноги до пятки, при этом пациент поочередно сгибает колено вперед в направлении пальцев ног с плавным переходом бедер в сторону согнутого колена, затем пациент в положении стоя одновременно энергично вытягивает руку вверх ладонью к себе и переступает с ноги на ногу от кончиков пальцев ноги до пятки, совмещая два предыдущих упражнения, причем при вытягивании вверх правой руки пациент наступает на правую ногу, а при вытягивании левой руки наступает на левую ногу, затем в положении сидя или стоя пациент быстро асимметрично встряхивает кистями рук, меняя направления встряхивания, а после выполнения самомассажа рук вверх от кончиков пальцев в количестве 2-3 раз пациент быстро встряхивает кистями рук вниз в течение 30-35 с и свободно отпускает их, а после выполнения комплекса упражнений проводят контрольное фототестирование пациента с использованием его фотографирования цифровым фотоаппаратом в четырех ракурсах: «стоя, вид сбоку», «стоя, вид сзади», «наклон вперед, руки назад» и «наклон вперед, руки вперед», по результатам которого определяют степень достижения адаптации организма учащихся к высоким психоэмоциональным и физическим нагрузкам и, в случае недостаточного восстановления пациентом своей индивидуальной анатомической нормы положения тела в пространстве - правильной осанки, пациент продолжает занятия до следующего фототестирования.

2. Способ по п.1, отличающийся тем, что пациент выполняет комплекс упражнений с закрытыми или открытыми глазами из исходного положения стоя, при этом руки пациента спокойно опущены вниз ладонями к себе, а стопы его ног расположены параллельно в проекции тазобедренных суставов.

3. Способ по п.1, отличающийся тем, что пациент выполняет комплекс упражнений с закрытыми или открытыми глазами из исходного положения сидя, стопы ног расположены на полу параллельно в проекции тазобедренных суставов, а руки могут быть на коленях или вдоль тела.

4. Способ по п.1, отличающийся тем, что пациент при поднимании прямых рук через стороны вверх поднимается на полупальцы ног, вытягивает колени при сохранении анатомически правильного положения головы и таза, а после опускания рук вниз выполняет сжатие на 5-7 с кистей рук в кулаки, затем раскрывает пальцы и вытягивает их с напряжением вниз с последующим их расслаблением.

5. Способ по п.1, отличающийся тем, что пациент выполняет в положении стоя наклоны корпуса вниз вместе с поднятыми вверх руками, являющимися продолжением линии корпуса, при этом количество наклонов вниз выбрано от 2 до 8, а время фиксации корпуса пациента в положении наклона на этапе формирования мышечного корсета при достаточной силе мышц составляет 32 с при свободном естественном дыхании.

6. Способ по п.1, отличающийся тем, что после приобретения в процессе обучения навыка осознанного выполнения координационных упражнений пациент дополнительно выполняет движения руками в обратном порядке с изменением нумерации опорных точек.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области оздоровления, обучения и воспитания, а именно: взаимозависимого физического и интеллектуального развития, а также оздоровления и реабилитации человека путем дозированной физической нагрузки, сопровождающейся выполнением интеллектуальных заданий.

Изобретение относится к медицине, а именно к вертебрологии, к устройствам для лечения заболеваний позвоночника: остеохондроза, болей вертеброгенного характера, а также при нарушениях осанки.

Изобретение относится к медицине, а именно к вертебрологии, к устройствам для лечения заболеваний позвоночника: остеохондроза, болей вертеброгенного характера, а также при нарушениях осанки.

Изобретение относится к медицине, а именно к устройствам для проведения механотерапии при лечении и профилактике заболеваний позвоночника. .
Изобретение относится к медицине, а именно к спортивной медицине. .

Изобретение относится к области медицины и может быть использовано для реабилитации детей с болезнями нервной системы. .

Изобретение относится к области медицины, в частности к ортопедии и травматологии. .
Изобретение относится к области медицины, а именно к неврологии. .

Изобретение относится к области медицины, более конкретно к средствам для вибрационного воздействия на связки, мышцы, соединительную ткань брюшной полости, паренхиматозные органы, диафрагму, в частности к массажерам для проведения массажа органов брюшной полости, а также для массажа других органов и всего тела.

Изобретение относится к медицинской технике и может быть использовано в лечебно-оздоровительных целях при профилактике остеохондроза и заболеваний органов малого таза

Изобретение относится к приспособлению для ходьбы, используемому с приводной бегущей дорожкой

Изобретение относится к области медицины и может быть использовано в физиотерапии

Изобретение относится к лечебной физкультуре и может быть использовано в реабилитационных центрах и в учреждениях, занимающихся профилактикой здоровья населения
Изобретение относится к медицине, а именно к лечебной физической культуре и спортивной медицине

Изобретение относится к области медицины, а именно медицинской косметологии

Изобретение относится к медицинской технике, а именно к устройствам для физиотерапии, массажа с помощью валиков, шаров без применения лекарств или хирургического вмешательства
Изобретение относится к медицине, а именно к педиатрии, неврологии, физиотерапии
Наверх