Дорожная конструкция

Изобретение относится к дорожным конструкциям. Технический результат: эффективное осушение дренирующего слоя дорожной одежды в период оттаивания конструкции на вогнутых участках продольного профиля с нулевым уклоном в вершине кривой на проектной линии земляного полотна и ограниченном встречными уклонами не менее двух промилле, а также повышение эффективности осушения и предохранение от деформаций и разрушений земляного полотна и дорожной одежды. Дорожная конструкция, включающая покрытие, основание, дренирующий слой, земляное полотно, односкатный поперечный перехватывающий дренаж, устраиваемый в вершине вогнутой вертикальной кривой, размещенной на проектной линии земляного полотна, содержащий перфорированную дренажную трубу с выпусками на откосы земляного полотна и фильтрующий крупнозернистый материал, размещенный в пределах дренирующего слоя и ниже его на ширину основания. В качестве дренирующего слоя на участке осушения использован материал с коэффициентом фильтрации, превышающим величину коэффициента фильтрации материала на подходах к этому участку, предпочтительно не менее 10 м/сут, а расстояние от вершины кривой до границ участков эффективного осушения определяется произведением радиусов кривых на граничные уклоны. 3 ил.

 

Изобретение относится к конструкциям для защиты грунтовых оснований дорожных одежд от переувлажнения и может быть использовано для эффективного осушения дренирующего слоя дорожной одежды в период оттаивания конструкции на участках вогнутой вертикальной кривой, вершина которой размещена на проектной линии продольного профиля дороги, а участки ограничены встречными уклонами не менее двух промилле.

Известна дорожная конструкция, включающая покрытие, основание, дренирующий слой, земляное полотно и поперечный перехватывающий дренаж, содержащий перфорированную дренажную трубу с односкатным уклоном, трубчатыми выпусками на откосы земляного полотна и фильтрующий материал, размещенный ниже дренирующего слоя на ширину основания (Анисимов П.В. Автомобильные дороги: Методологическая концепция и теоретические основы проектирования и строительства. - Брянск: Грани, 1995. - 132 с. - С.85-87).

Недостатком такой конструкции является то, что процесс осушения дренирующего слоя в зоне вершины вертикальной кривой замедляется вследствие нулевого уклона у вершины и минимальных величин продольных уклонов на некотором расстоянии от вершины, зависящем от радиуса вертикальной кривой и граничного уклона.

Цель изобретения - повышение эффективности осушения дренирующего слоя дорожной одежды в период оттаивания конструкции на вогнутых участках продольного профиля с нулевым уклоном в вершине кривой на проектной линии земляного полотна и ограниченном встречными уклонами не менее двух промилле.

Достигается это тем, что дорожная конструкция включает покрытие, основание, дренирующий слой, земляное полотно, односкатный поперечный перехватывающий дренаж, содержащий перфорированную дренажную трубу с выпусками на откосы земляного полотна и фильтрующий крупнозернистый материал, размещенный в пределах дренирующего слоя и ниже его на ширину основания, при этом в качестве дренирующего слоя на участке осушения использован материал с коэффициентом фильтрации, превышающим величину коэффициента фильтрации материала на подходах к этому участку, предпочтительно не менее 10 м/сут, а расстояние от вершины кривой до границ участков эффективного осушения определяется произведением радиусов кривых на граничные уклоны.

В весенний период дорожная одежда и земляное полотно под ней оттаивают быстрее, чем обочины, при этом под дорожной одеждой образуется вогнутый мерзлый донник. Вода из земляного полотна, с поверхности покрытия и обочин поступает в дренирующий слой и перемещается с верховой стороны в пониженные участки по направлению продольного уклона, так как дренирующий слой или дренажные трубчатые выпуски под обочинами имеют отрицательную температуру и не способны отводить воду.

Для устройства дренирующего слоя применяют пески с низкими значениями коэффициента фильтрации (менее 10 м/сут). На вогнутых участках с нулевым уклоном в вершине вертикальной кривой и на подходах с небольшими уклонами фильтрация воды замедляется вследствие понижения гидравлического (пьезометрического) уклона водного потока и, как следствие, снижаются скорости фильтрации и расход воды. Время достижения водным потоком перехватывающего дренажа возрастает, а вогнутый участок вертикальной кривой с малыми уклонами находится длительное время в переувлажненном состоянии, что отрицательно сказывается на прочности земляного полотна, а следовательно, и дорожной одежды. При этом поры материала дренирующего слоя могут быть полностью заполнены водой, что недопустимо при динамических воздействиях на одежду колес автотранспорта.

«По боковым кюветам и нагорным канавам вода стекает со скоростью, зависящей от их продольного уклона, поперечного профиля канавы, глубины потока и степени шероховатости стенок канавы. При скорости течения, меньшей 0,4-0,5 м/с, канава засоряется, и в ней возникает застой воды. Поэтому не допускается уклон водоотводных канав менее 2‰» (Бабков В.Ф., Андреев О.В. Проектирование автомобильных дорог. Ч.1: Учебник для вузов. - Изд. 2-е, перераб. и доп. - М.: Транспорт, 1987. - 368 с. - С.143).

В дренирующем слое дорожной одежды скорость фильтрации воды значительно меньше, но продольный уклон, равный 2‰, также обеспечивает фильтрацию воды в дренирующем слое и его осушение. Однако при меньших величинах уклонов фильтрация воды замедляется и вогнутый участок вертикальной кривой длительное время находится в переувлажненном состоянии.

На фигуре 1 представлен поперечный разрез дорожной конструкции; на фигуре 2 - продольный разрез участка на вогнутой кривой; на фигуре 3 - фрагмент вогнутой кривой.

Дорожная конструкция включает покрытие 1, основание 2, дренирующий слой 3, земляное полотно 4, односкатный поперечный перехватывающий дренаж, содержащий перфорированную трубу 5 с выпусками 6 на откосы 8 земляного полотна 4, и фильтрующий крупнозернистый материал 7, размещенный в пределах дренирующего слоя и ниже его на ширину основания. Труба 5 укладывается на подготовленное основание 9, а на стенки и дно траншеи для дренажа уложен пластико-тканевый материал 10, предохраняющий земляное полотно от переувлажнения. На участке вогнутой кривой, ограниченном встречными уклонами не менее двух промилле, в качестве дренирующего слоя применен материал 11 с повышенной величиной коэффициента фильтрации по сравнению с материалом дренирующего слоя 3 на остальных участках предпочтительно не менее 10 м/сут.

Перфорированная дренажная труба 5 диаметром 20-50 см может быть изготовлена из традиционных материалов, в том числе с использованием полимеров.

Работает дорожная конструкция следующим образом. Вода, поступающая в дренирующий слой 3 и 11, когда обочины находятся в промерзшем состоянии, перемещается по дренирующему слою с верховой стороны в направлении уклона (спуска), перехватывается односкатным поперечным дренажом и выводится на откос земляного полотна в низовую сторону местности.

Промывка заиленных труб 5 осуществляется струей воды под давлением при помощи поливомоечной машины до наступления отрицательных температур воздуха. На зимний период отверстия трубчатых выпусков 6 дренажной трубы 5 закрываются, а весной открываются.

Применение двухсторонних трубчатых выпусков дрены на откосы земляного полотна обеспечивает эффективную конвекцию теплого воздуха в дренажной трубе в период весеннего оттаивания дорожной конструкции. В результате конвекции положительную температуру приобретает и дренажная труба, и дренирующий материал вокруг трубы, что способствует более раннему включению ее в работу и осушению дренирующего слоя одежды.

Длина участков вогнутой кривой, ограниченных уклонами не менее двух промилле, до вершины кривой (ВК) при i=0 l1=R1·i1; l2=R2·i2 (фиг.3) и общая длина l=R1·i1+R2·i2. Здесь R1 и R2 - радиусы вертикальной кривой (м); i1 и i2 - заданные минимальные величины граничных уклонов, но не менее двух промилле.

Если участки подходов к вершине кривой имеют одинаковый радиус и равные заданные уклоны, то l=2R·i. Чем больше радиус кривой R и граничный уклон i, тем больше длина участка, который предохраняется (защищается) от притока воды с верховых сторон дорожной конструкции. Например, при i=2‰ (0,002) и R=10000 м 1=40 м; при i=5‰ (0,005) и R=10000 м 1=100 м. В первом случае материал для дренирующего слоя с повышенной величиной коэффициента фильтрации Кф укладывается на расстоянии не менее 20 м от вершины кривой (ВК) в обе стороны, а во втором - на расстоянии не менее 50 м.

Таким образом, вода из дренирующего слоя 3 поступает в дренирующий материал 11 с большей величиной коэффициента фильтрации (Кф), при этом увеличивается скорость фильтрации и расход воды, а следовательно, и ускоряется его осушение.

Использование предложенной дорожной конструкции на вогнутых участках продольного профиля с расположением вершины кривой на проектной линии позволяет повысить эффективность осушения дренирующего слоя дорожной одежды на участке, ограниченном встречными продольными уклонами не менее двух промилле, и предохранить от деформаций и разрушений земляное полотно и дорожную одежду от воздействий колесных нагрузок автотранспорта и возможных знакопеременных температур, встречающихся при оттаивании земляного полотна.

Дорожная конструкция, включающая покрытие, основание, дренирующий слой, земляное полотно, односкатный поперечный перехватывающий дренаж, устраиваемый в вершине вогнутой вертикальной кривой, размещенной на проектной линии земляного полотна, содержащий перфорированную дренажную трубу с выпусками на откосы земляного полотна и фильтрующий крупнозернистый материал, размещенный в пределах дренирующего слоя и ниже его на ширину основания, отличающаяся тем, что в качестве дренирующего слоя на участке осушения использован материал с коэффициентом фильтрации, превышающим величину коэффициента фильтрации материала на подходах к этому участку, предпочтительно не менее 10 м/сут, а расстояние от вершины кривой до границ участков эффективного осушения определяется произведением радиусов кривых на граничные уклоны.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области строительства и может быть использовано при возведении нефтегазовых и транспортных сооружений на мерзлых грунтах как в летнее, так и в зимнее время года.

Изобретение относится к подготовке строительства сооружений на неустойчивых грунтах. .

Изобретение относится к возведению земляных сооружений для железных и автомобильных дорог, сооружаемых на основании из просадочных пород глубиной порядка 30 м. .

Изобретение относится к строительству дорог, аэродромов из пылеватых грунтов и может быть использовано в северных регионах, характеризующихся наличием грунтов с глубоким сезонным промерзанием или вечномерзлых грунтов, высоких уровней грунтовых вод, выполнением дорожностроительных работ преимущественно в летние периоды года.

Изобретение относится к дорожному строительству и может быть использовано при строительстве местных дорог и площадок. .

Изобретение относится к области строительства и может быть использовано для усиления слабого основания, повышения прочности и несущей способности и земляного полотна.

Изобретение относится к области строительства и может быть использовано при сооружении насыпей автомобильных и железных дорог, устройстве обваловки трубопроводов, а также при строительстве других сооружений в зоне вечномерзлых грунтов и близких к ней территорий, а также при сооружении временных дорог в сложных условиях (незакрепленные пески, обводненные участки, сложенные глинистыми или органогенными грунтами и т.д.).

Изобретение относится к использованию отработавших автопокрышек в строительстве, например, для формирования фундаментов малоэтажных зданий, в том числе сейсмостойких, изготовления дорожных оснований, эксплуатируемых в сложных условиях, в частности в болотистой местности, при строительстве противоселевых сооружений.

Изобретение относится к дорожному строительству. .

Изобретение относится к конструкциям для защиты грунтовых оснований дорожных одежд от переувлажнения
Изобретение относится к области строительства дорог и оснований и может быть использовано при возведении нефтегазовых и транспортных сооружений на мерзлых грунтах, как в летнее, так и в зимнее время года

Изобретение относится к области строительства дорог и оснований и может быть использовано при возведении нефтегазовых и транспортных сооружений на мерзлых фунтах как в летнее, так и в зимнее время года
Изобретение относится к области строительства дорог и оснований и может быть использовано при возведении нефтегазовых и транспортных сооружений на мерзлых грунтах (в районах с широким распространением высокольдистых тонкодисперсных грунтов) как в летнее, так и в зимнее время года

Изобретение относится к области строительства и может быть использовано при возведении транспортных сооружений на мерзлых грунтах как в летнее, так и в зимнее время года

Изобретение относится к области быстрой прокладки дороги и может быть использовано при строительстве, ремонте и обслуживании любых объектов на слабых переувлажненных грунтах, преимущественно на болотах
Изобретение относится к строительству в зонах распространения сезоннопромерзающих и многолетнемерзлых пород грунтовых сооружений (технологических площадок, дамб, дорог, взлетно-посадочных полос и других объектов) на обводненных, сильно деформируемых основаниях

Изобретение относится к области дорожного строительства и может быть использовано при реконструкции земляного полотна с целью борьбы с просадкой дорожного основания и морозным пучением проблемных участков дороги без остановки движения автотранспорта. Дренажная система включает дренажные трубы повышенной прочности, установленные со сливным уклоном в земляном полотне. Дренажные трубы размещены внутри тела земляного полотна с использованием метода горизонтально-направленного бурения. Концевые участки труб выступают за пределы откосов земляного полотна и соединены между собой в замкнутую систему, выход которой выполнен с возможностью подключения компрессорного оборудования. Участки дренажных труб, размещенные в теле полотна, выполнены равномерно перфорированными. Изобретение позволяет улучшить дренирующие свойства системы и несущую способность дорожного основания путем увеличения зоны осушения, осуществления возможности регулирования процесса осушения, а также армирования земляного полотна. 2 ил.

Изобретение относится к строительству автомобильных дорог. К сваям 2 прикреплены железобетонные плиты 3, установленные на грунте земельного полотна 1. Между плитами 2 на грунте земельного полотна 1 расположен слой песка 4. На слое песка 4 расположен слой щебня. Между укрепительными полосами 6 на щебне 5 расположен асфальтобетонный слой 7. Весной плиты 3 не дают воде размывать песок 4 из-под щебня 5. Автомобильная дорога долгое время будет находиться в хорошем состоянии. Автомобильной дороге предложенной конструкции долгое время ремонт не требуется. Это уменьшает затраты на ее эксплуатацию. 2 ил.

Изобретение относится к дорожным конструкциям для повышения эффективности осушения грунтовых оснований дорожных одежд под дренирующим слоем в пределах дорожной одежды и обочин земляного полотна и может быть использовано для сохранения стабильной прочности в периоды переувлажнения путем увеличения поперечного уклона поверхности грунтового основания преимущественно до 70‰ (промилле) по сравнению с известным уклоном. Технический результат: обеспечение стабильной прочности и долговечности дорожной конструкции в периоды переувлажнения путем сокращения пути фильтрации воды в дренирующем слое и времени увлажнения грунтового основания. Дорожная конструкция, размещенная на земляном полотне, имеющем проектный продольный уклон и поперечный уклон от 10 промилле до 50 промилле (от 10‰ до 50‰), включает дренирующий слой, основание и покрытие. При этом при продольных уклонах земляного полотна свыше 10‰ поперечный уклон грунтового основания дорожной одежды увеличен от более 50‰ до 70‰. 2 ил.
Наверх