Самоходный подводно-надводный спасательный комплекс

Изобретение относится к области эвакуации людей, техники и других объектов из зон затопления. Комплекс содержит подготовленный для движения под водой тягач, оснащенный трубой-лазом. На тягаче шарнирно закреплен понтон с возможностью перемещения вокруг продольной оси трубы-лаза. Тягач соединен съемным буксиром с самоходным плавающим транспортером, способным передвигаться по суше и воде. На тягаче закреплена лестница, управляемая изнутри тягача с возможностью ее соединения с трубой-лазом, внутри которой предусматривается размещение людей и материальных средств. Повышается безопасность и производительность работ при эвакуации людей, техники и материальных средств из зон затоплений. 2 з.п. ф-лы, 2 ил.

 

Изобретение относится к области эвакуации людей, техники и других объектов, точнее к их эвакуации из зон затоплений и разрушений.

Известно устройство для эвакуации людей из зон затоплений, содержащее вертолет и лебедку со спасательным поясом. Недостатками этого устройства являются их низкая производительность, опасность и высокая стоимость.

Известно также устройство для эвакуации машин из воды, содержащее тягач с буксирным тросом, лодку и транспортер с промежуточным тросом (см. "Руководство по преодолению водных преград танками, БМП и БТР (РПВП-84)". - М.: Воениздат, 1984, с.98-99).

Недостатками этого устройства являются низкая надежность и производительность эвакуационных работ из затопленных населенных пунктов и промышленных объектов. Тягач не оборудован для выполнения спасательных работ, а лодка и транспортер не могут подойти к зданиям и сооружениям из-за различной глубины затопления местности и препятствий, которыми являются затопленные машины, насаждения и постройки.

Известно также устройство для осуществления способа подготовки машины к эвакуации из воды, содержащее тягач, оборудованный для движения под водой, с тросом, тяговой лебедкой и трубой-лазом, на трубе-лазе тягача шарнирно закреплен понтон с площадкой, удерживаемый тросом, между понтоном и трубой-лазом шарнирно закреплен трап, на понтоне закреплена веревка, другой конец которой соединен с концом троса тягача (см. патент RU №2250838, B60D 1/38, B62D 55/00 за 2003 г.) - прототип.

Недостатком этого устройства является малая производительность и недостаточная безопасность эвакуации людей из зон затоплений.

Цель изобретения - повышение безопасности и производительности эвакуации людей, техники и материальных средств из зон затоплений.

Технический результат изобретения состоит в том, что в известном устройстве для эвакуации из воды, содержащем тягач с трубой-лазом и буксирным тросом, на тягаче шарнирно закреплен понтон, тягач соединен буксиром с самоходным плавающим транспортером, на тягаче закреплена лестница, управляемая изнутри тягача и соединенная с трубой-лазом.

Заявленное устройство поясняется чертежами: фиг.1 - исходное положение комплекса; фиг.2 - рабочее положение комплекса.

На фиг.1-2 обозначены: 1 - тягач; 2 - труба-лаз; 3, 8, 22 - шарнир; 4, 6 - скоба; 5, 11 - поручень; 7 - кольцо; 9 - понтон; 10 - кронштейн; 12 - трап; 13 - прибор наблюдения; 14, 19 - веревка; 15 - бульдозерный отвал; 16 - буфер; 17 - лестница; 18 - полотнище; 20 - буксирное устройство; 21 - буксир; 23 - плавающий транспортер; 24 - буксирный трос; 25 - веревка.

Работа устройства происходит следующим образом.

В исходном положении на тягаче 1 закреплена труба-лаз 2, с которой шарнирно соединен понтон 9. Шарнир 3 предназначен для установки трубы-лаза в транспортное положение. На скобе 4 трубы-лаза закреплен кронштейн 10 с кольцом 7, пропущенный между скобой 6 и трубой. Кольцо 7 предназначено для перемещения кронштейна по скобе 4 вокруг продольной оси трубы. Снаружи и внутри трубы-лаза закреплены скобы для перемещения людей, а внутри трубы-лаза и корпуса тягача - места для размещения объектов эвакуации. Верхняя часть понтона соединена веревкой 14 с трубой. На тягаче закреплен бульдозерный отвал 15, управляемый изнутри тягача. На отвале закреплены съемные буфер 16 и лестница 17. Полотнище 18 и веревка 19 уложены внутри трубы. Буксирное устройство 20 тягача шарнирно соединено буксиром 21 с самоходным плавающим транспортером 23 с возможностью его передвижения по суше и отсоединения от тягача. Буксирный трос 24 размещен на тягаче и соединен с ним концом троса, а другой конец троса соединен веревкой 25 с понтоном 9.

Бульдозерный отвал поднят до поворота верхней части лестницы к трубе-лазу. Одни концы полотнища и веревки соединены с лестницей, а другие - с трубой-лазом. Кронштейн с трапом и понтоном закреплены на задней стенке трубы-лаза параллельно ее продольной оси. Подпружиненный поручень 11 закреплен на понтоне.

Устройство работает следующим образом.

Для эвакуации осуществляют движение тягача 1, подготовленного для движения под водой с трубой-лазом 2, понтоном 9, буфером 16, лестницей 17 и транспортером 23, к затопленному объекту. Для управления передвижением тягача под водой используют прибор наблюдения 13 или команды члена экипажа с трубы-лаза. При повышении уровня воды транспортер начинает передвигаться на плаву. Бульдозерным отвалом 15, управляемым изнутри тягача, и буфером 16 при движении проделывают проход в препятствиях на суше и в воде. После проделывания проходов транспортер может быть отсоединен от тягача для самостоятельного выполнения спасательных работ.

Эвакуацию людей, материальных средств и машин из затопленных сооружений и участков производят несколькими вариантами.

В первом варианте эвакуацию людей и материальных средств проводят подачей к затопленному сооружению лестницы, размещением на ней спасаемого, поворотом лестницы к трубе-лазу и перемещением спасаемого внутрь трубы-лаза и тягача. Эвакуацию машин и другой техники производят выталкиванием их из воды отвалом с буфером.

Во втором варианте эвакуацию людей и материальных средств производят подачей к затопленному сооружению лестницы с полотнищем и веревкой, перемещением по ним спасаемых людей и материальных средств к трубе-лазу и внутрь тягача.

В третьем варианте освобождают жесткое крепление понтона к трубе-лазу, понтон всплывает и раскрывается с трапом, поручень 11 и веревка 14 раскрываются. Людей и материальные средства перемещают на трубу-лаз, а затем по трапу и понтону - на транспортер, который может быть соединен с тягачом или отсоединен от тягача.

В четвертом варианте от тягача отсоединяют транспортер. Для эвакуации людей и материальных средств перемещением кольца по скобе 4 устанавливают кронштейн с понтоном на боковой стенке трубы-лаза в зависимости от направления течения воды и освобождают жесткое крепление понтона к трубе-лазу. Понтон всплывает и раскрывается с трапом, поручень 11 и веревка 14 раскрываются. Если затопленный объект подготовлен для эвакуации из воды, веревкой 25 поднимают на понтон конец буксирного троса тягача, веревкой поднимают на понтон конец буксирного троса эвакуируемой машины, соединяют эти тросы и эвакуируют машину.

Применение устройства позволяет повысить безопасность и производительность эвакуации людей, техники и материальных средств из зон затоплений.

1. Самоходный подводно-надводный спасательный комплекс, содержащий тягач, подготовленный для движения под водой с трубой-лазом, выполненной с возможностью размещения внутри людей и материальных средств, на тягаче закреплена лестница, управляемая изнутри тягача, и шарнирно закреплен понтон, отличающийся тем, что тягач шарнирно соединен съемным буксиром с самоходным плавающим транспортером, способным передвигаться по суше и воде, лестница выполнена с возможностью соединения с трубой-лазом.

2. Самоходный подводно-надводный спасательный комплекс по п.1, отличающийся тем, что понтон выполнен с возможностью перемещения вокруг продольной оси трубы-лаза.

3. Самоходный подводно-надводный спасательный комплекс по п.1, отличающийся тем, что на тягаче закреплен управляемый изнутри бульдозерный отвал, на котором закреплены съемные буфер и лестница.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, в частности к гусеничным движителям транспортных средств. .

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, в частности к гусеничным движителям транспортных средств. .

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, в частности к гусеничным транспортным средствам. .

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к гусеничным движителям транспортных средств. .

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к гусеничным движителям. .

Изобретение относится к области техники, используемой для прокладки в снегу дорожек, лыжни и приспособленной для поездок одного - двух человек и перевозки мелких грузов.

Изобретение относится к трансмиссиям транспортных средств-амфибий. .

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, в частности к плавающим гусеничным машинам. .

Изобретение относится к плавсредствам, обеспечивающим придание мореходных качеств танкам и новых мореходных качеств плавающим бронемашинам с целью расширения их функциональных возможностей.

Изобретение относится к амфибиям с возможностью перемещения по снегу или воде, снабженным средствами управления съемными ходовыми элементами. .

Изобретение относится к области машиностроения и предназначено для перевозки людей, технологических суперблоков и грузов по бездорожью. .

Изобретение относится к водному транспорту и может быть использовано на колесных или гусеничных амфибиях. .

Изобретение относится к автомобилестроению и касается конструирования земноводных автомобилей. .

Изобретение относится к строительству и автомобилестроению. .
Изобретение относится к военной технике. .
Изобретение относится к области транспортных средств, способных передвигаться по суше и воде
Наверх