Смазочное устройство зубчатой передачи

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для смазывания жидкими смазочными материалами открытых тихоходных зубчатых передач с крупномодульными зубчатыми колесами (1, 2) большого диаметра, расположенных вертикально, друг над другом. Смазочное устройство содержит масляную ванну с погруженным в нее специальным смазочным колесом (5). На обоих торцах каждого зубчатого колеса по окружности впадин зубьев укреплены кольцевые Г-образные желоба (8-11). Одни стороны желобов перпендикулярны торцам зубьев, а другие - параллельны торцам зубьев, образуют с ними зазоры к вершинам зубьев и короче длин зубьев. Желоба верхнего колеса (2) входят с зазором в желоба нижнего колеса (1). На выходе из зоны зацепления колес в желобах верхнего колеса расположен неподвижно относительно вращающегося колеса П-образный маслосъемный скребок, ориентированный радиально относительно колеса и охватывающий зубчатый венец. Участок скребка, направленный в сторону от центра колеса, ориентирован относительно нижнего колеса с возможностью стекания снимаемого скребком смазочного материала на венец и в желоба нижнего колеса. Изобретение позволяет оптимизировать процессы смазывания зубчатых передач. 3 ил.

 

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для смазывания жидкими смазочными материалами открытых тихоходных зубчатых передач с крупномодульными колесами большого диаметра, расположенных вертикально, друг над другом.

Известно смазочное устройство зубчатой передачи, включающее масляную ванну, в которую погружено нижнее зубчатое колесо передачи, передающее жидкий смазочный материал посредством своих зубьев на вышерасположенные колеса (см., например, Гузенков П.Г. Детали машин: учебник для ВУЗов. 4-е изд., испр., М., Высшая школа, 1986, 359 с, ил., стр.214).

Недостаток данного смазочного устройства состоит в том, что смазочный материал, вытесненный из зоны зацепления колес, попадает обратно в масляную ванну, стекая по торцевым поверхностям колес. Это приводит к нерациональному расходу смазочного материала, большая часть которого покрывает ступицы колес, в случае колес большого диаметра - порядка нескольких метров - количество смазочного материала, покрывающего нетрущиеся части зубчатых колес, во много раз превышает количество смазочного материала, непосредственно участвующего в процессе трения при работе передачи, что требует уже изначально предусматривать использование излишнего количества смазочного материала. При этом смазочный материал загрязняет нетрущиеся поверхности колес и загрязняется сам под воздействием окружающей среды. Контактирование смазочного материала на большой поверхности с атмосферным воздухом и солнечным светом приводит к его быстрому старению и ухудшению режимов его смазывающего действия на трущиеся поверхности.

В качестве прототипа взято смазочное устройство зубчатой передачи, включающее масляную ванну, в которую погружено специальное смазочное колесо, передающее жидкий смазочный материал посредством своих зубьев наверх в зону зацепления с нижним зубчатым колесом, которое, в свою очередь, передает его в зону зацепления с другим зубчатым колесом (см. Дунаев П.Ф., Леликов О.П. Конструирование узлов и деталей машин: учебное пособие для машиностроительных специальностей ВУЗов. 4-е изд., перераб. и доп. М., Высшая школа, 1985, 416 с, ил., стр.149).

Недостатки прототипа - те же, что и у аналога.

Изобретением решается задача оптимизации процессов смазывания зубчатых передач.

Для этого смазочное устройство содержит масляную ванну с погруженным в нее специальным смазочным колесом, причем на обоих торцах каждого зубчатого колеса по окружности впадин зубьев укреплены кольцевые Г-образные желоба, одни стороны которых перпендикулярны торцам зубьев, а другие параллельны торцам зубьев, образуют с ними зазоры, обращены к вершинам зубьев и короче длины зубьев; желоба верхнего колеса входят с зазором в желоба нижнего колеса; на выходе из зоны зацепления колес в желобах верхнего колеса расположен неподвижно относительно вращающегося колеса П-образный маслосъемный скребок, ориентированный радиально относительно колеса, охватывающий зубчатый венец; участок скребка, направленный в сторону от центра колеса, ориентирован относительно нижнего колеса с возможностью стекания снимаемого скребком смазочного материала на венец и в желоба нижнего колеса.

Смазочное устройство зубчатой передачи из зубчатых колес 1 и 2 с зубьями 3 и 4 состоит из специального смазочного колеса 5, погруженного в жидкий смазочный материал 6 ванны 7. На торцах колес укреплены по окружности впадины зубьев кольцевые Г-образные желоба: на колесе 1 - желоба 8 и 9, на колесе 2 - желоба 10 и 11. Желоба верхнего колеса 2 входят с зазором в желоба нижнего колеса 1. На выходе из зацепления в желобах 10 и 11 верхнего колеса 2, с охватом его зубчатого венца 4 установлен неподвижно относительно вращающегося колеса П-образный маслосъемный скребок 12.

Работает данное смазочное устройство следующим образом. При вращении зубчатых колес 1 и 2 посредством специального смазочного колеса 5 жидкий смазочный материал подается на нижнее зубчатое колесо 1, а им - в зону зацепления с верхним колесом 2. Вытесненный в зоне зацепления колес 1 и 2 смазочный материал вытесняется в желоба 8 и 9 нижнего колеса. Смазочный материал стекает по ним, не загрязняя торцевых поверхностей колес 1 и 2, обратно в ванну. Наличие скребка оптимизирует процесс возврата.

По сравнению с прототипом данная конструкция смазочного устройства предотвращает растекание смазочного материала на торцевые поверхности зубьев, не загрязняет их, снижается потребное количество смазочного материала, уменьшается степень его загрязнения, увеличивается срок службы, улучшаются условия смазывания трущихся поверхностей колес, повышается их износостойкость и долговечность.

Смазочное устройство зубчатой передачи, преимущественно тихоходной открытой с крупномодульными зубчатыми колесами большого диаметра, смазываемыми жидкими смазочными материалами, расположенными вертикально друг над другом, содержащее масляную ванну с погруженным в нее специальным смазочным колесом, отличающееся тем, что на обоих торцах каждого зубчатого колеса по окружности впадин зубьев укреплены кольцевые Г-образные желоба, одни стороны которых перпендикулярны торцам зубьев, а другие параллельны торцам зубьев, образуют с ними зазоры, обращены к вершинам зубьев и короче длин зубьев, причем желоба верхнего колеса входят с зазором в желоба нижнего колеса, на выходе из зоны зацепления колес в желобах верхнего колеса расположен неподвижно относительно вращающегося колеса П-образный маслосъемный скребок, ориентированный радиально относительно колеса, охватывающий зубчатый венец, участок скребка, направленный в сторону от центра колеса, ориентирован относительно нижнего колеса с возможностью стекания снимаемого скребком смазочного материала на венец и в желоба нижнего колеса.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению, а именно к деталям машин, и может быть использовано в крупномодульных открытых зубчатых передачах, смазываемых консистентными смазочными материалами.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для смазывания зубчатых передач, смазываемых жидкими смазочными материалами. .

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для смазывания открытых зубчатых передач, смазываемых периодически консистентными смазочными материалами.

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, в частности к элементу трансмиссии транспортного средства. .

Изобретение относится к смазке трансмиссии. .

Изобретение относится к смазочным системам замкнутого типа самообеспечения и может найти применение для смазывания высоконагруженных зубчатых передач и их подшипниковых опор, используемых в энергетическом, шахтном оборудовании, в приводах морских и речных судов, в редукторах и т.д.

Изобретение относится к распределительной коробке для автомобилей. .

Изобретение относится к элементу трансмиссии моторизованного транспортного средства, в частности к узлу механической адаптации. .

Изобретение относится к коробкам передач для транспортного средства, в частности для мощного промышленного или сельскохозяйственного транспортного средства. .

Изобретение относится к гиперболоидным зубчатым передачам спироидного типа с ротапринтной смазкой зацепления и может быть использовано в тех областях техники, где применение для смазки жидких масел и пластичных смазочных материалов крайне нежелательно или недопустимо, например в пищевой, химической, текстильной, космической и вакуумной технике, а также в условиях сверхвысоких и сверхнизких температур.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для смазывания жидкими смазочными материалами открытых тихоходных зубчатых передач с крупномодульными зубчатыми колесами большого диаметра, расположенными горизонтально

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для повышения износостойкости зубчатых колес

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к устройствам для смазывания зубчатых передач жидким смазочным материалом

Изобретение относится к коробке передач, в частности к смазке высоконагруженных зубчатых колес коробки передач

Изобретение относится к машиностроению, в частности к открытым зубчатым передачам, преимущественно шевронным с разрывным шевроном, смазываемым пластичными смазочными материалами

Изобретение относится к коробке передач с теплообменником в транспортных средствах

Изобретение относится к устройству смазки для коробки передач

Изобретение относится к роторно-линейным приводам и может быть использовано в приводах управления полетом летательных аппаратов

Изобретение относится к области редукторостроения, а именно к редукторам, применяемым в различного рода энергетических установках
Изобретение относится к системе смазки трансмиссии
Наверх