Коробка передач для транспортного средства

Изобретение относится к коробкам передач для транспортного средства, в частности для мощного промышленного или сельскохозяйственного транспортного средства. Коробка (10) передач выполнена с возможностью, по меньшей мере, частичной смазки смазочным средством (24) из поддона и содержит, по меньшей мере, две секции (20, 22). Каждая секция (20, 22) содержит часть кожуха, причем части кожуха двух секций (20, 22) граничат между собой и образуют часть поддона для смазочного средства. В частности, в нормальном рабочем режиме может эксплуатироваться обычно либо одна, либо другая секция (20, 22). Для того чтобы, по меньшей мере, в большинстве рабочих состояний машины уменьшить потери при расплескивании в коробке (10) передач, причем предусмотренное для коробки (10) передач конструктивное пространство не должно быть существенно увеличено, предложено, что между двумя секциями (20, 22) коробки передач предусмотрено разделительное средство, с помощью которого две секции (20, 22), по меньшей мере, частично могут быть отделены друг от друга, за счет чего смазочное средство (24) может быть удержано в части кожуха коробки передач, секция (20, 22) которой в данном рабочем состоянии не эксплуатируется или эксплуатируется с меньшей частотой вращения. 8 з.п. ф-лы, 8 ил.

 

Настоящее изобретение относится к коробке передач для транспортного средства. Предпочтительно этим транспортным средством является промышленное или сельскохозяйственное мощное транспортное средство. Коробка передач выполнена с возможностью, по меньшей мере, частичной смазки смазочным средством из поддона. Коробка передач содержит, по меньшей мере, две секции. Каждая секция содержит часть кожуха, причем части кожуха двух секций граничат между собой и образуют часть поддона для смазочного средства. В частности, в нормальном рабочем режиме может эксплуатироваться обычно либо одна, либо другая секция.

Коробки передач описанного выше рода давно известны из уровня техники. Так, например, используемые для тракторов коробки передач этого же заявителя содержат несколько секций, которые непосредственно граничат между собой и образуют поддон для смазочного средства. Под секцией коробки передач в смысле настоящего изобретения следует понимать, в частности, функциональную секцию коробки передач, например секцию дифференциала или секцию коробки отбора мощности. Под частью кожуха коробки передач в смысле настоящего изобретения следует понимать, в частности, часть всего кожуха, которая размещает в себе секцию коробки передач. Одна часть кожуха коробки передач необязательно должна быть выполнена с возможностью демонтажа с другой частью кожуха, или соответственно, из двух или более частей, части кожуха коробки передач могут состоять также из одного единого кожуха. В качестве смазочного средства при этом применяют обычно трансмиссионное масло. В пространственно отделенной от секций коробки передач дополнительной секции, содержащей, например, переключаемую под нагрузкой коробку передач, установлен воздушный насос. В режиме движения транспортного средства работающий тогда воздушный насос вызывает то, что находящееся в дополнительной секции коробки передач смазочное средство подается в секции коробки передач - конкретно в дифференциал и коробку отбора мощности - по соответственно предусмотренному каналу для смазочного средства.

В результате этого возникает повышенный уровень смазочного средства в зоне отбора мощности коробки и секции дифференциала кинематической цепи, т.е. в других секциях коробки передач, что, в частности, при высокой скорости движения ведет к повышенной потере смазочного средства от расплескивания в секции дифференциала коробки передач. Это негативным образом снижает кпд коробки передач прежде всего при высоких скоростях движения.

Можно было бы предусмотреть дополнительную часть кожуха, в которую можно было бы подавать смазочное средство, например при высоких скоростях движения транспортного средства, как это предложено, например, в DE 1801917. Подача смазочного средства в дополнительную часть кожуха достигается согласно DE 1801917 за счет того, что предусмотрена погруженная в масляный поддон коническая шестерня, отбрасывающая в касательном направлении вверх смазочное средство, которое после отражения от верхней стенки кожуха попадает в эту дополнительную часть кожуха. Эта дополнительная часть кожуха требует, однако, дополнительного конструктивного пространства, которое не всегда бывает в распоряжении.

В основе настоящего изобретения лежит поэтому задача создания и усовершенствования коробки передач описанного выше рода, посредством которой можно было бы устранить названные проблемы. В частности, по меньшей мере, в большинстве рабочих состояний транспортного средства должны быть снижены потери от расплескивания смазочного средства, причем предусмотренное для коробки передач конструктивное пространство не должно быть существенно увеличено.

Эта задача решается согласно изобретению посредством признаков п.1 формулы. Другие предпочтительные выполнения и усовершенствования изобретения приведены в зависимых пунктах.

Согласно изобретению коробка передач описанного выше рода отличается тем, что между двумя ее секциями предусмотрено разделительное средство, с помощью которого две секции коробки передач, по меньшей мере, частично могут быть отделены друг от друга. За счет этого смазочное средство может быть удержано в той части кожуха коробки передач, секция которой в данном рабочем состоянии не эксплуатируется или эксплуатируется с меньшей частотой вращения.

Согласно изобретению прежде было установлено, что дополнительной части кожуха в качестве накопительного резервуара для смазочного средства не требуется, поскольку за счет разделительного средства может быть использована в качестве накопительного резервуара для смазочного средства та секция коробки передач, которая в данном рабочем состоянии транспортного средства не эксплуатируется или эксплуатируется лишь незначительно. За счет этого уровень смазочного средства в секции коробки передач, которая в данном рабочем состоянии транспортного средства эксплуатируется с высокой частотой вращения, может быть уменьшен или понижен, в результате чего особенно предпочтительным образом могут быть весьма значительно уменьшены потери от расплескивания смазочного средства, по меньшей мере, в отношении этой секции коробки передач. Поскольку не предусмотрено никакой дополнительной части кожуха в качестве накопительного резервуара, конструктивное пространство для коробки передач согласно изобретению не приходится увеличивать. При этом смазочное средство из секции коробки передач, эксплуатируемой с высокой частотой вращения, может, например, посредством погруженной в масляный поддон конической шестерни отбрасываться в направлении и/или через разделительное средство к другой секции коробки передач. Соответственно в этом примере опосредованной подачи смазочного средства не предусмотрено никакого дополнительного насоса или аналогичных средств для подачи смазочного средства непосредственно и/или активно из одной секции коробки передач в другую. За счет разделительного средства происходит отделение поверхностей двух секций коробки передач. Благодаря этому прежде всего предпочтительным образом можно заметно уменьшить количество сохраняемого в поддоне смазочного средства с учетом желаемого снижения его уровня в одной из обеих секций коробки передач.

В одном предпочтительном варианте выполнения разделительное средство содержит перегородку. Эта перегородка предусмотрена между двумя секциями коробки передач и проходит предпочтительно от дна части кожуха вверх, однако не до верхней внутренней стенки части кожуха. За счет этого две секции коробки передач воздушно соединены между собой через оставшийся зазор или оставшееся отверстие. Через оставшийся зазор или оставшееся отверстие смазочное средство с помощью погруженной в поддон со смазочным средством, вращающейся при работе конической шестерни может отбрасываться соответственно в другую секцию коробки передач.

Совершенно особенно предпочтительно перегородка проходит от дна коробки передач, по меньшей мере, до высоты расположенного в одной из частей кожуха первичного или вторичного вала. Конкретно одна секция коробки передач может быть выполнена в виде дифференциала, а другая - в виде коробки отбора мощности. В этом случае предусмотрено, что перегородка проходит от дна коробки передач приблизительно до высоты приводного вала ВОМ. При необходимости перегородка может быть выполнена также еще выше, а именно, в частности, тогда, когда используемые для смазочного средства объемы двух секций коробки передач существенно отличаются. В этом случае должно быть возможным, чтобы за счет выполненной более высокой перегородки секция коробки передач меньшего пространственного объема могла задерживать большее количество смазочного средства, обычно размещаемое в секции коробки передач большего объема. В случае, если перегородка своим верхним концом проходит за приводной вал ВОМ, в перегородке может быть предусмотрено отверстие для приводного вала ВОМ.

При необходимости перегородка может содержать уплотнительное средство, с помощью которого она может быть герметизирована от первичного или вторичного вала коробки передач, а именно тогда, когда верхний край перегородки лежит выше первичного или вторичного вала. За счет этого можно уменьшить или избежать возможного нежелательного обратного течения смазочного средства через промежуток между соответствующим валом коробки передач и перегородкой.

В одном совершенно особенно предпочтительном варианте разделительное средство выполнено с возможностью герметизации от части кожуха дополнительными уплотнительными средствами. Так, например, разделительное средство может быть образовано уже имеющимся в коробке передач подшипниковым щитом, при необходимости в сочетании с одной или несколькими дополнительными стеновыми листовыми деталями, который поддерживает передние места установки подшипников коробки отбора мощности. Герметизация подшипникового щита или стеновой листовой детали от нижних и боковых стенок коробки передач может осуществляться, например, с помощью упругих полос пружинной стали, причем полоса или полосы пружинной стали закреплены, с одной стороны на подшипниковом щите или на стеновых листовых деталях, а с другой стороны прилегают к предусмотренному на стенке кожуха коробки передач скошенному участку. Вместо полос пружинной стали могут быть использованы также уплотнительные элементы из резины или пластика. За счет этого не достигается, правда, герметичное отделение двух секций коробки передач друг от друга, однако это и необязательно, поскольку доля смазочного средства, попадающая через возможные неплотности другого уплотнительного средства из одной секции коробки передач в другую, пренебрежимо мала по сравнению с долей смазочного средства, подаваемой, например, вращающейся конической шестерней из одной секции коробки передач в другую. Совершенно особенно предпочтительным образом за счет пружинящих полос могут быть снижены требования к производственным допускам отливок или листовых деталей, что обеспечивает рентабельное изготовление коробки передач согласно изобретению.

Совершенно особенно предпочтительно разделительное средство выполнено с возможностью удержания в одной из частей кожуха более половины обычно находящегося в двух секциях коробки передач смазочного средства. В частности, может быть предусмотрено, что разделительное средство образовано не только плоской перегородкой, но и за счет соответствующего выполнения проходит в часть секции коробки передач, которая не занята деталями коробки передач. В этом отношении разделительное средство может разделять внутренний объем двух граничащих между собой секций коробки передач в другой геометрической форме, нежели это могло бы быть задано, например, кожухами соответствующих секций коробки передач. Предпочтительно разделительное средство выполнено с возможностью удержания в одной из двух секций примерно от половины до 2/3 объема обычно находящегося в двух секциях коробки передач смазочного средства.

В принципе, часть смазочного средства из работающей с высокой частотой вращения секции коробки передач может подаваться в другую секцию с помощью насосов для смазочных средств, воздушных насосов или аналогичных узлов, так сказать, активно. За счет этого можно было бы реализовать, например, регулирование уровня смазочного средства. Предпочтительно, однако, предусмотреть эти узлы в коробке передач, что приводит к дополнительным расходам в изготовлении. Поэтому в части кожуха коробки передач особенно предпочтительно предусмотрено, по меньшей мере, одно направляющее средство, с помощью которого смазочное средство, отбрасываемое расположенной в одной части кожуха коробки передач вращающейся деталью, например конической шестерней, может быть направлено в другую часть кожуха. Согласно этому предпочтительному варианту выполнения, смазочное средство из одной секции коробки передач попадает в другую за счет центробежного действия вращающейся детали. Направляющие средства могут улучшить или оптимизировать транспортирующее действие. В качестве направляющего средства может быть предусмотрен дефлектор, который закреплен вблизи дна коробки передач, например на кожухе, и который, по меньшей мере, частично расположен концентрично вращающейся передаточной детали. Дополнительное направляющее средство может быть образовано дугообразно выполненным дефлектором, который расположен на верхней стенке кожуха коробки передач и отражает или направляет струю жидкого смазочного средства, идущую под углом снизу из одной секции коробки передач, под заданным углом в другую секцию.

В одном совершенно особенно предпочтительном варианте выполнения предусмотрено возвратное средство, с помощью которого смазочное средство может быть возвращено из одной части кожуха коробки передач в другую. В простейшем случае возвратное средство расположено на разделительном средстве, в частности в близкой ко дну зоне, и выполнено предпочтительно в виде сквозного отверстия. Диаметр сквозного отверстия рассчитан так, что обратный поток смазочного средства из секции коробки передач с более высоким уровнем смазочного средства течет не слишком медленно, так что в эксплуатируемой с высокой частотой вращения секции коробки передач всегда имеется достаточное количество смазочного средства, благодаря чему эти компоненты коробки передач достаточно смазаны, и одновременно в любых рабочих условиях обеспечено надежное всасывание смазочного средства насосом для этого средства из поддона со смазочным средством. С другой стороны, обратный поток смазочного средства из секции коробки передач с более высоким уровнем смазочного средства не должен течь слишком быстро, так что потери при расплескивании в эксплуатируемой с высокой частотой вращения секции коробки передач возрастают не слишком сильно. В качестве возвратного средства возможен был бы также выполненный в коробке передач канал для смазочного средства, в котором смазочное средство, в определенных условиях также с помощью соответствующего насоса, могло бы транспортироваться в другую секцию коробки передач.

Благодаря этому возможно динамическое регулирование уровня смазочного средства или соответственно, масла, которое работает при подходящем выполнении и расчете разделительного и возвратного средств как бы с самоуправлением.

Как уже сказано, конкретно одна секция коробки передач может содержать дифференциал, а другая - коробку отбора мощности, как это бывает, например, у коробок передач сельскохозяйственных машин того же заявителя. При высоких скоростях движения дифференциал эксплуатируется с высокой частотой вращения, так что смазочное средство отбрасывается из него в коробку отбора мощности. В случае уменьшения скорости движения и подключения ВОМ дифференциал эксплуатируется с меньшей частотой вращения, а коробка отбора мощности - с большей частотой вращения. В этом случае находящееся в коробке отбора мощности масло отбрасывается в дифференциал. В обоих случаях возвратное средство обеспечивает, чтобы заданное, при определенных условиях небольшое количество могло течь из одной секции коробки передач обратно в другую. В результате реализуется динамическое регулирование уровня смазочного средства, имеющее преимущество, в частности, тогда, когда сельскохозяйственная машина движется с высокой скоростью, например 50 км/ч. В этом случае смазочное средство отбрасывается из дифференциала в коробку отбора мощности, так что здесь почти не возникает потерь от расплескивания, а в кинематической цепи мощностью около 4 кВт можно избежать потерь мощности. В случае, если сельскохозяйственная машина работает в режиме отбора мощности, скорость движения составляет обычно всего несколько км/ч, так что у эксплуатируемого с низкой частотой вращения дифференциала почти не возникает потерь при расплескивании. Эксплуатируемая с высокой частотой вращения коробка отбора мощности отбрасывает, напротив, смазочное средство в дифференциал, так что в коробке отбора мощности почти не возникает потерь при расплескивании. В случае режима отбора мощности при высокой скорости движения машины могут возникнуть потери при расплескивании, которых у традиционных коробок передач этого рода нельзя, однако, избежать без дополнительных конструктивных мер. С помощью измерительной техники доказано, что режим отбора мощности при скорости движения 50 км/ч имеет с коробкой передач согласно изобретению объясняемую потерями при расплескивании теряемую мощность, по сравнению с которой теряемая мощность в дифференциале заметно снижается, так что благодаря коробке передач согласно изобретению, совершенно особенно предпочтительным образом в итоге отмечается снижение теряемой мощности.

Существуют различные возможности выполнения и усовершенствования предпочтительным образом сущности настоящего изобретения. Для этого, с одной стороны, следует сослаться на зависимые от п.1 пункты, а, с другой стороны, - на нижеследующее пояснение предпочтительных примеров осуществления изобретения с помощью чертежа. В сочетании с пояснением предпочтительных примеров осуществления изобретения с помощью чертежа поясняются также предпочтительные, в целом, варианты и усовершенствования сущности. На чертежах схематично изображают:

- фиг.1: вид сбоку первого примера выполнения коробки передач согласно изобретению в первом рабочем состоянии транспортного средства;

- фиг.2: вид сбоку примера выполнения из фиг.1 во втором рабочем состоянии транспортного средства;

- фиг.3: увеличенный вид сбоку двух секций коробки передач в примере выполнения согласно изобретению по фиг.1 и 2 во втором рабочем состоянии транспортного средства;

- фиг.4: вид сбоку двух секций коробки передач по фиг.3 в третьем рабочем состоянии транспортного средства;

- фиг.5: вид сбоку двух секций коробки передач по фиг.3 в четвертом рабочем состоянии транспортного средства;

- фиг.6: вид сверху двух секций коробки передач по фиг.3;

- фиг.7: в перспективе отдельные компоненты двух секций коробки передач по фиг.3;

- фиг.8: разрез части разделительного средства, герметизированного уплотнительным средством от внутренней стороны кожуха коробки передач.

Одинаковые или аналогичные детали обозначены одинаковыми ссылочными позициями. На фиг.1 изображена коробка 10 передач транспортного средства, не показанного на фиг.1-8. Коробка 10 передач находится в рабочем состоянии, при котором ДВС 12 транспортного средства отключен. Коробка 10 передач включает в себя первичный вал 14, связанный с ДВС 12 карданным валом 16. Коробка 10 передач включает в себя главную часть 18, в которой расположена раздаточная коробка (не показана) транспортного средства. К кожуху главной части 18 примыкает первая секция 20 коробки передач, в которой расположен дифференциал. Вторая секция 22 коробки передач размещает в себе коробку отбора мощности транспортного средства.

Как в главной части 18, так и в двух секциях 20, 22 находится смазочное средство 24. В отключенном состоянии ДВС 12 уровень смазочного средства в коробке 10 передач выровнен (фиг.1). Это достигается за счет расположенного в зоне дна коробки 10 передач соединительного канала 26, который соединяет воздухонепроницаемо отделенную от двух секций 20, 22 главную часть 18 с двумя секциями 20, 22.

На фиг.2 коробка 10 передач изображена в состоянии, в котором ДВС 12 включен. В соответствии с этим через карданный вал 16 приводится первичный вал 14. За счет этого приводится воздушный насос 28, который гонит воздух из двух секций 20, 22 в главную часть 18. В результате в главной части 18 создается избыточное давление, которое вытесняет смазочное средство 24 через соединительный канал 26 в две секции 20, 22. Соответственно уровень смазочного средства в главной части 18 почти полностью падает, а в двух секциях 20, 22 уровень смазочного средства в соответствии с объемными условиями заметно повышается. Насос 30 всасывает смазочное средство 24 через всасывающий канал 32 и непрерывно транспортирует смазочное средство 24 через подающий смазочное средство канал 34 к деталям коробки передач в главной части 18 (не показаны). Следовательно, в главной части 18 почти не возникает потерь от расплескивания.

На фиг.3 в увеличенном виде сбоку изображены две секции 20, 22 коробки передач, причем уровень смазочного средства в них, по существу, соответствует уровню по фиг.2. Первичный вал 36 вращает расположенную в секции 20 коническую шестерню 38 дифференциала в показанном на фиг.3 рабочем состоянии с меньшей частотой вращения. Коническая шестерня 38 дифференциала при показанном на фиг.3 уровне смазочного средства почти наполовину погружена в смазочное средство 24, что само по себе при ее высокой частоте вращения привело бы к большим потерям при расплескивании. Коническая шестерня 38 дифференциала отбрасывает некоторое количество смазочного средства 24 в касательном направлении под углом вверх, что обозначено стрелкой 40.

На фиг.4 изображены две секции 20, 22 коробки передач в рабочем состоянии транспортного средства, в котором коническая шестерня 38 дифференциала вращается с повышенной частотой вращения. Коническая шестерня 38 дифференциала отбрасывает намного больше смазочного средства 24 в касательном направлении под углом вверх, что обозначено стрелкой 40. Отброшенное вверх смазочное средство 24 отражается от верхней стенки кожуха и направляется в секцию 22. В соответствии с этими возникающими в секции 20 потерями при расплескивании в этом рабочем состоянии машины можно пренебречь. Это достигается за счет того, что согласно изобретению предусмотрено разделительное средство 42, расположенное между секциями 20, 22. С помощью разделительного средства 42 обе секции 20, 22 могут быть, тем самым, частично отделены друг от друга, в результате чего смазочное средство 24 в части 44 кожуха секции 22 может удерживаться тогда, когда расположенная в части 46 кожуха коническая шестерня 38 дифференциала в секции 20 вращается с высокой частотой вращения.

На фиг.5 изображены две секции 20, 22 коробки передач в другом рабочем состоянии машины. В этом рабочем состоянии коническая шестерня 38 дифференциала вращается с малой частотой вращения, другими словами, скорость движения машины составляет менее примерно 15 км/ч. Расположенная в части 44 кожуха коробка отбора мощности вращается, напротив, с высокой частотой вращения, так что смазочное средство 24 отбрасывается из секции 22 в секцию 20, а именно, по тому же принципу за счет погружения установленного с возможностью вращения зубчатого колеса, которое отбрасывает смазочное средство 24 сначала под углом вверх к верхней стенке кожуха коробки 10 передач, где оно отражается в секцию 20. Следовательно, потерями при расплескивании в этом рабочем состоянии машины в секции 22 можно пренебречь, причем потери при расплескивании в дифференциале, если они вообще есть, лежат в узком диапазоне. Хотя погруженные в смазочное средство 24 зубчатые колеса сами по себе отбрасывали бы часть смазочного средства 24 вертикально вверх и, следовательно, не подавали бы смазочное средство 24 в секцию 20, смазочное средство 24, тем не менее, направляется под углом в направлении секции 20, поскольку в режиме отбора мощности активируется охлаждение смазочным средством (не показано) для муфты 48 ВОМ, и протекающее через муфту 48 ВОМ смазочное средство 24 имеет горизонтальную составляющую в направлении секции 20 (стрелки 49 на фиг.7). В результате из-за наложения вертикального, обозначенного стрелкой 51 направления, и горизонтального направления отбрасывания смазочного средства, в целом, возникает проходящая под углом вверх составляющая движения смазочного средства. Подающее действие по стрелке 51 происходит не от вращающегося вправо на фиг.7 зубчатого колеса, с которым соединен барабан муфты 48 ВОМ, поскольку это колесо не проходит вниз в поддон со смазочным средством. Напротив, подающее действие происходит от находящегося в зацеплении с этим колесом зубчатого колеса (не показано), расположенного коаксиально выходному валу 70 ВОМ.

На фиг.6 изображен вид сверху двух секций 20, 22 коробки передач. При этом видно, что разделительное средство 42 проходит в зоне 50 секции 20. За счет этого увеличивается объем, имеющийся в распоряжении в секции 22 для удержания смазочного средства 24. Это видно также на фиг.7, причем здесь лишь схематично в перспективе изображены коническая шестерня 38 дифференциала секции 20 и отдельные детали коробки отбора мощности секции 22. На фиг.6 и 7 изображен подшипниковый щит 52 секции 22, выполненный в виде отливки, поддерживающей передние места установки подшипников коробки отбора мощности. На этом подшипниковом щите 52 установлено и, тем самым, привинчено к нему разделительное средство 42.

На разделительном средстве 42 крепежным средством 56, например заклепками, закреплена полоса 54 пружинной стали (фиг.8). Разделительное средство 42, в свою очередь, закреплено на подшипниковом щите 52 винтом 58. В этом состоянии полоса 54 пружинной стали прижата к выполненному на стенке кожуха косому ребру 60. За счет этого секции 20, 22 могут быть герметично отделены друг от друга для смазочного средства 24, причем предпочтительным образом могут быть компенсированы обусловленные производством, более или менее сильные деформации отливок или листовых деталей, к которым прилегают полосы 54 пружинной стали.

На фиг.3-5 видно, что разделительное средство 42 проходит от дна коробки 10 передач над приводным валом 62 для коробки отбора мощности. При этом приводной вал 62 для коробки отбора мощности может проходить сквозь разделительное средство 42, причем следовало бы предусмотреть уплотнительное средство, которое обладало бы сопоставимым с подшипником 64 действием и которым следовало бы тогда герметизировать приводной вал 62 от разделительного средства 42. На фиг.7 изображен участок 65, на котором разделительное средство 42 не доходит до приводного вала 62 коробки отбора мощности. В соответствии с этим разделительное средство 42 не должно иметь в этом месте уплотнительного средства.

На фиг.3-7 изображено направляющее средство 66, выполненное в виде дефлектора. Направляющее средство 66 усиливает подающее действие конической шестерни 38 дифференциала, так что при эксплуатации дифференциала с высокой частотой вращения оптимизирована подача смазочного средства 24 в секцию 22.

В близкой ко дну зоне коробки 10 передач в разделительном средстве 42 предусмотрено возвратное средство 68, выполненное конкретно в виде отверстия диаметром около 8 мм. Это видно, например, на фиг.1, 2, 7. Это обеспечивает динамическое регулирование уровня смазочного средства, которое при высокой скорости движения перемещает смазочное средство 24 из секции 20 в секцию 22 и за счет этого заметно снижает потери при расплескивании вращающейся конической шестерни 38 дифференциала, а при малых скоростях движения уровень смазочного средства подвержен несущественному влиянию, поскольку небольшое количество отбрасываемого смазочного средства 24 может без труда течь обратно из секции 22 в секцию 20, что обозначено стрелкой 69 на фиг.2.

В случае, если ВОМ 70 работает, а это обычно бывает только при скоростях движения до 15 км/ч, другое преимущество возникает за счет того, что в результате подающего действия вращающегося шестеренного механизма коробки отбора мощности уровень смазочного средства в секции 22 понижается по сравнению с состоянием, показанным, например, на фиг.1, 3, и этим уменьшаются потери мощности коробки отбора мощности.

Коробка 10 передач согласно изобретению эффективна также в экстремальных режимах работы трактора, в частности в экстремальном наклонном положении, а также при работе с резко уменьшенным заполнением смазочным средством. Это относится также к тем случаям, когда внешние потребители, например рабочие орудия с гидроприводом, отбирают смазочное средство 24 из коробки 10 передач, в результате чего, в целом, уровень смазочного средства понижается.

На основе принципа действия динамического регулирования уровня смазочного средства минимальный уровень смазочного средства в секции 20, необходимый для поддержания смазки и питания различных насосов, не выходит за нижний предел, поскольку при сильном снижении уровня смазочного средства его подача конической шестерней 38 дифференциала резко уменьшается или полностью прекращается.

В заключение следует совершенно особо указать на то, что описанные выше примеры выполнения служат лишь для описания заявленного технического решения, однако не ограничены ими.

1. Коробка передач для транспортного средства, предпочтительно мощного сельскохозяйственного или промышленного транспортного средства, причем коробка (10) передач выполнена с возможностью, по меньшей мере, частичной смазки смазочным средством (24) из поддона для смазочного средства и содержит, по меньшей мере, две секции (20, 22), причем каждая секция (20, 22) содержит часть (44, 46) кожуха, причем части (44, 46) кожуха двух секций (20, 22) граничат между собой и образуют часть поддона для смазочного средства, причем, в частности, в нормальном рабочем режиме может эксплуатироваться обычно либо одна, либо другая секция (20, 22), отличающаяся тем, что между двумя секциями (20, 22) коробки передач предусмотрено разделительное средство (42), с помощью которого две секции (20, 22), по меньшей мере, частично могут быть отделены друг от друга, за счет чего смазочное средство (24) может быть удержано в части (44, 46) кожуха коробки передач, секция (20, 22) которой в данном рабочем состоянии не эксплуатируется или эксплуатируется с меньшей частотой вращения, причем в части (20) кожуха предусмотрено, по меньшей мере, одно направляющее средство (66), с помощью которого смазочное средство (24), отбрасываемое расположенной в части (20) кожуха вращающейся деталью (38) коробки передач, например конической шестерней, может быть направлено в другую часть (22) кожуха.

2. Коробка передач по п.1, отличающаяся тем, что разделительное средство (42) содержит перегородку, которая предпочтительно не доходит до верхней внутренней стенки части (44, 46) кожуха.

3. Коробка передач по п.2, отличающаяся тем, что перегородка проходит от дна коробки (10) передач, по меньшей мере, до высоты расположенного в одной из частей (44, 46) кожуха первичного вала (62) или вторичного вала.

4. Коробка передач по п.3, отличающаяся тем, что перегородка содержит уплотнительное средство, которым перегородка может быть герметизирована от первичного вала (62) или вторичного вала, в случае если перегородка проходит выше первичного вала (62) или вторичного вала.

5. Коробка передач по одному из пп.1-4, отличающаяся тем, что разделительное средство (42) выполнено с возможностью герметизации от части (44, 46) кожуха с помощью дополнительных уплотнительных средств (54), содержащих предпочтительно полосы пружинной стали.

6. Коробка передач по п.1, отличающаяся тем, что разделительное средство (42) выполнено с возможностью удержания в одной из частей (44, 46) кожуха более половины обычно находящегося в двух секциях (20, 22) смазочного средства (24), предпочтительно 1/3-2/3 объема обычно находящегося в двух секциях (20, 22) смазочного средства (24).

7. Коробка передач по п.1, отличающаяся тем, что предусмотрено возвратное средство (68), с помощью которого смазочное средство (24) может быть возвращено из одной части (20) кожуха в другую часть (22) кожуха.

8. Коробка передач по п.7, отличающаяся тем, что возвратное средство (68) расположено на разделительном средстве (42), в частности в близкой ко дну зоне, и выполнено предпочтительно в виде сквозного отверстия.

9. Коробка передач по п.1, отличающаяся тем, что одна секция (20) содержит дифференциал и/или другая секция (22) содержит коробку отбора мощности.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к гиперболоидным зубчатым передачам спироидного типа с ротапринтной смазкой зацепления и может быть использовано в тех областях техники, где применение для смазки жидких масел и пластичных смазочных материалов крайне нежелательно или недопустимо, например в пищевой, химической, текстильной, космической и вакуумной технике, а также в условиях сверхвысоких и сверхнизких температур.

Изобретение относится к машиностроению, в частности к устройствам для подачи текучей среды в роликовых бесступенчатых коробках передач. .

Изобретение относится к области транспортного машиностроения и может быть использовано при конструировании редукторов угловых зубчатых передач ведущих мостов с жесткой подвеской колес, например, автобусов или троллейбусов.

Изобретение относится к области транспортного машиностроения и может быть использовано при конструировании ведущих мостов низкопольных транспортных средств (автобусов или троллейбусов), у которых для обеспечения низкого уровня пола угловая зубчатая передача расположена в колесной нише.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в процессе смазки контактирующих поверхностей деталей машин. .

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в трансмиссиях транспортных средств. .

Сапун // 2262020
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для устранения избыточного давления в резервуарах корпусов редукторов, коробок передач и других механизмов.

Изобретение относится к машиностроению, преимущественно направлено на использование в мобильных машинах, работающих в условиях высокой запыленности окружающей среды, для поддержания атмосферного давления в картере редуктора во время их эксплуатации.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в вертикальных зубчатых редукторах. .

Изобретение относится к транспортному машиностроению, может быть использовано в трансмиссиях транспортных машин и предназначено для улучшения условий смазки. .

Изобретение относится к элементу трансмиссии моторизованного транспортного средства, в частности к узлу механической адаптации

Изобретение относится к распределительной коробке для автомобилей

Изобретение относится к смазочным системам замкнутого типа самообеспечения и может найти применение для смазывания высоконагруженных зубчатых передач и их подшипниковых опор, используемых в энергетическом, шахтном оборудовании, в приводах морских и речных судов, в редукторах и т.д

Изобретение относится к смазке трансмиссии

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, в частности к элементу трансмиссии транспортного средства

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для смазывания открытых зубчатых передач, смазываемых периодически консистентными смазочными материалами

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для смазывания зубчатых передач, смазываемых жидкими смазочными материалами

Изобретение относится к машиностроению, а именно к деталям машин, и может быть использовано в крупномодульных открытых зубчатых передачах, смазываемых консистентными смазочными материалами

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для смазывания жидкими смазочными материалами открытых тихоходных зубчатых передач с крупномодульными зубчатыми колесами (1, 2) большого диаметра, расположенных вертикально, друг над другом

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для смазывания жидкими смазочными материалами открытых тихоходных зубчатых передач с крупномодульными зубчатыми колесами большого диаметра, расположенными горизонтально
Наверх