Способ обучения в условиях реальной земной поверхности операторов противотанковых ракетных комплексов на полевом тренажере

Изобретение относится к военной технике, а именно к способу обучения на полевых тренажерах операторов противотанковых ракетных комплексов (ПТРК). Особенностью данного способа является то, что при обучении в условиях участков земной поверхности с ограниченными для прямого наблюдения дальностями используют уменьшенные контрольные мишени. Расчетные угловые размеры мишеней соответствуют аналогичным размерам реальных целей на соответствующих им реальных дальностях и размещены на максимально допустимой для прямого визуального наблюдения дальности. Поля зрения визирных каналов тренажера изменяют путем одновременного диафрагмирования окуляров каждого из указанных каналов с помощью дополнительно введенных одинаковых оптических, концентрических диафрагм. Техническим результатом изобретения является обеспечение обучения операторов ПТРК с помощью полевого тренажера в любых полевых условиях с исключением влияния непросматриваемых участков местности. 3 з.п. ф-лы, 1 ил.

 

Изобретение относится к военной технике, а именно к способу обучения на полевых тренажерах операторов противотанковых ракетных комплексов (далее ПТРК) основным операциям практической работы в полевых условиях, в том числе обнаружению, опознаванию, слежению за целями в пределах дальности, определенной для данного ПТРК.

Известен способ обучения операторов ПТРК с помощью полевого тренажера, заключающийся в наведении визирного канала оператора на контрольные мишени и проверке качества наведения инструктором через его визирный канал, реализованный в полевом тренажере 9Ф640 при обучении стрельбе из противотанкового ракетного комплекса 9К115 (ПТРК 9К115) с использованием мишеней, размещаемых на миниатюр-полигоне. Размеры мишеней на миниатюр-полигоне уменьшены соответственно видимым угловым размерам реальных целей на действительных дальностях (см. Обучение стрельбе из стрелкового оружия и оружия боевых машин пехоты на учебно-тренировочных средствах, М.: Воениздат, 1981, стр.21-23).

Недостатком миниатюр-полигона является необходимость его использования только в закрытых помещениях, имеющих достаточно большие размеры для обеспечения необходимого удаления тренажера от мишеней миниатюр-полигона. Указанное удаление зависит от кратности увеличения визирного канала оператора тренажера и практически не может быть менее 25 метров.

Другой недостаток миниатюр-полигона заключается в малом возможном времени наблюдения мишени оператором из-за ограничения, связанного с максимально возможной длиной рейки миниатюр-полигона.

Кроме того, движение мишени по рейке миниатюр-полигона осуществляется прямолинейно, без перепадов по вертикали, что не позволяет оператору при обучении или тренировке развивать навыки двухкоординатного сопровождения целей, как это происходит при тренировках на реальной местности по реальным мишеням (целям). Необходимо отметить также, что промышленность не выпускает подобного типа учебно-тренировочных средств и в войсковых учебных заведениях проектируют и изготавливают свои миниатюр-полигоны, что не обеспечивает их надежность и дорого в изготовлении (см. Тренировочные и имитационные средства наземной артиллерии, М.: Воениздат, 1977, стр.23-115). Описанный способ является аналогом предлагаемого изобретения.

Известен также способ обучения операторов ПТРК на открытой местности с помощью полевого тренажера, заключающийся в наведении визирного канала оператора на контрольные мишени и проверке качества наведения инструктором через его визирный канал, реализованный в полевом тренажере 9Ф640, с использованием мишеней, соответствующих по своим габаритам реальным целям на различных дальностях.

Используемые при этом мишени размещаются на специальном войсковом стрельбище (огневом городке или директрисе БМП); машины, движущиеся на танкодроме (автодроме), (см. Обучение стрельбе из стрелкового оружия и оружия боевых машин пехоты на учебно-тренировочных средствах, М.: Воениздат, 1981, стр.21-23).

Описанный способ является прототипом предлагаемого изобретения.

Недостатком известного способа является необходимость использования специально оборудованного полигона с длиной не менее максимальной дальности стрельбы ПТРК (порядка 5 км и более) и оборудованного мишенями с размерами образцов реальной бронетанковой техники, а также громоздким и сложным устройством для их перемещения.

И миниатюр-полигоны, и специальные войсковые стрельбища малочисленны, дефицитны и зачастую находятся на больших расстояниях от мест дислокации мобильных расчетов операторов ПТУР и поэтому являются практически недоступными для использования.

При использовании полевого тренажера не на специальном полигоне, а в условиях реальных участков местности с любыми рельефными характеристиками по месту дислокации подразделения ПТРК часто возникает непреодолимая проблема при необходимости размещения реальной контрольной мишени на требуемой дальности, приходящейся на непросматриваемый отдаленный участок местности (овраг, лощина и т.п.). Контрольная мишень при этом не видна и известный способ (прототип) неприменим вообще.

Задачей предлагаемого изобретения является обеспечение обучения операторов ПТРК с помощью полевого тренажера в любых полевых условиях с исключением влияния непросматриваемых участков местности.

Решение поставленной задачи достигается тем, что в способе обучения в условиях реальной земной поверхности операторов ПТРК на полевом тренажере с фиксированными значениями фокусных расстояний его визирных каналов, заключающемся в контроле инструктором качества наведения в визирном канале оператора на контрольные мишени, при обучении в условиях участков земной поверхности с ограниченными для прямого визуального наблюдения дальностями, используют уменьшенные контрольные мишени, расчетные угловые размеры которых соответствуют аналогичным размерам реальных целей на соответствующих им реальных дальностях, и размещенные на максимально допустимой для прямого визуального наблюдения дальности, при этом поля зрения визирных каналов тренажера изменяют путем одновременного диафрагмирования окуляров каждого из указанных каналов с помощью дополнительно введенных оптических, концентрических диафрагм.

При этом диаметр центрального отверстия диафрагм D определяется по формуле:

,

где L=l1-(l2+l3)

l1 - расстояние от внешней поверхности наружной линзы окуляра каждого визирного канала тренажера до зрачка глаза оператора или инструктора, мм;

l2 - толщина диафрагмы, мм;

l3 - расстояние от внешней поверхности наружной линзы окуляра каждого визирного канала тренажера до внутренней поверхности его диафрагмы, мм;

α° - приведенный угол поля зрения каждого визирного канала тренажера;

α°=α°1 К,

где α°1 - угол поля зрения каждого визирного канала тренажера, град.;

K - увеличение каждого визирного канала тренажера, крат,

а геометрические размеры контрольных мишеней уменьшают исходя из зависимости:

α°к=α' К,

где α°к - размеры реальной цели (длина, ширина, высота) в угловых величинах, град.;

,

где H - размеры реальной цели (длина, ширина, высота), м;

B - линейный размер меньшего катета прямоугольного треугольника, образованного большим катетом с линейным размером, равным дальности до мишени в тысячах метров, и гипотенузой с углом между ними, равным 3,6 мин, м;

1 т.д. (тысячная дистанции) в угловых величинах =3,6 мин.

Уменьшенные контрольные мишени размещают на носителе, в качестве которого используют любое имеющееся в наличии транспортное средство, передвигающееся по заданной инструктором траектории.

При этом предлагается при обучении операторов различных ПТРК, в том числе и обеспечивающих увеличенную, более 5000 м, дальность полета ракеты и имеющих в своем составе пусковые установки (ПУ) с изменяемыми кратностью увеличения и полем зрения их оптических прицельных устройств, при обучении на полевом тренажере с фиксированными фокусными расстояниями визирных каналов оператора и инструктора, дополнительно изменять поля зрения каналов оператора и инструктора путем их диафрагмирования обратно пропорционально дальности до используемой мишени.

Благодаря этому обеспечивается необходимое поле зрения наблюдаемой мишени при обучении операторов ПТРК, работающих на ПУ с любыми кратностью и полем зрения их прицельных устройств.

Предложенный способ поясняется графическим материалом, где на чертеже представлены:

1 - глаз оператора;

2 - окуляр;

3 - корпус визира оператора;

4 - диафрагма;

5 - уменьшенная контрольная мишень;

6 - реальная мишень;

α1 - угол зрения для реальной мишени;

α2 - угол зрения для уменьшенной мишени.

Из состава упомянутого полевого тренажера схематически изображен канал оператора, снабженный дополнительной диафрагмой 4 при его наведении на отдаленную (L) реальную мишень 6 и соответствующую ей уменьшенную контрольную мишень 5 на уменьшенной дальности (1). Аналогичной диафрагмой снабжается и полностью идентичный первому визирный канал инструктора.

Благодаря диафрагмам оператор и инструктор наблюдают в свои визирные каналы расположенную на малом расстоянии от указанного тренажера уменьшенную контрольную мишень с угловым размером α2 и воспринимают ее в статическом и динамическом состояниях как реальную цель на реальном удалении, видимую с угловым размером α1, при неизменном фокусном расстоянии визирных каналов оператора и инструктора полевого тренажера в отличие от визирного канала оператора ПУ, у которого фокусное расстояние изменяется в зависимости от дальности до контрольной мишени. При этом выигрыш по допустимому уменьшению расстояния от ПУ до контрольной уменьшенной мишени составляет практически до 3…5 раз.

Из описания способа обучения и применяемых при этом средств обучения следует, что с его использованием:

- возможно без использования реальных целей, установленных на реальных дальностях, и миниатюр-полигонов проводить без ухудшения качества обучение и тренировку операторов ПТРК на доступном сокращенном расстоянии от полевого тренажера с фиксированным фокусным расстоянием его визирных каналов до уменьшенных мишеней, что позволяет использовать кроме любых войсковых стрельбищ (огневых городков), танкодромов (автодромов) или директрис боевых машин пехоты, также автострады и полевые дороги и практически любые участки земной поверхности в любом районе дислокации подразделения ПТРК;

- применяемые при реализации способа уменьшенные мишени и диафрагмы имеют в десятки раз меньшую стоимость по сравнению с известными способами, требующими изготовления миниатюр-полигонов и использования реальных целей;

- указанные мишени и диафрагмы просты в изготовлении и могут быть изготовлены силами учебных войсковых подразделений.

Кроме того, предлагаемый способ может быть использован при обучении военнослужащих других видов и родов войск, например танкистов, артиллеристов, гранатометчиков и т.д.

1. Способ обучения в условиях реальной земной поверхности операторов противотанковых ракетных комплексов (ПТРК) на полевом тренажере с фиксированными значениями фокусных расстояний его визирных каналов, заключающийся в контроле инструктором качества наведения в визирном канале оператора на контрольные мишени, отличающийся тем, что при обучении в условиях участков земной поверхности с ограниченными для прямого наблюдения дальностями используют уменьшенные контрольные мишени, расчетные угловые размеры которых соответствуют аналогичным размерам реальных целей на соответствующих им реальных дальностях, и размещенные на максимально допустимой для прямого визуального наблюдения дальности, при этом поля зрения визирных каналов тренажера изменяют путем одновременного диафрагмирования окуляров каждого из указанных каналов с помощью дополнительно введенных одинаковых оптических, концентрических диафрагм.

2. Способ по п.1, отличающийся тем, что диаметр центрального отверстия диафрагм D определяют по формуле:
,
где L=l1-(l2+l3),
l1 - расстояние от внешней поверхности наружной линзы окуляра каждого визирного канала тренажера до зрачка глаза оператора или инструктора, мм;
l2 - толщина диафрагмы, мм;
l3 - расстояние от внешней поверхности наружной линзы окуляра каждого визирного канала тренажера до внутренней поверхности его диафрагмы, мм;
α° - приведенный угол поля зрения каждого визирного канала тренажера;
α°=α°1·K,
где α°1 - угол поля зрения каждого визирного канала тренажера, град;
К - увеличение каждого визирного канала тренажера, крат.

3. Способ по п.1, отличающийся тем, что геометрические размеры контрольных мишеней уменьшают, исходя из зависимости:
α°к=α'·К,
где α°к - размеры реальной цели (длина, ширина, высота) в угловых величинах, град;

где Н - размеры реальной цели (длина, ширина, высота), м;
В - линейный размер меньшего катета прямоугольного треугольника, образованного большим катетом, с линейным размером, равным дальности до мишени в тысячах метров, и гипотенузой с углом между ними, равным 3,6 мин, м;
1 т.д. (тысячная дистанции) в угловых величинах =3,6 мин.

4. Способ по п.1, отличающийся тем, что уменьшенные контрольные мишени размещаются на носителе, в качестве которого используют любое имеющееся в наличии транспортное средство.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к средствам обучения стрельбе из стрелкового оружия и гранатометов, в частности к устройствам имитации мишенной обстановки тренажеров. .

Изобретение относится к средствам обучения. .

Изобретение относится к средствам имитации стрельбы и может быть использовано как игрушечное, спортивное или тренировочное оружие. .

Изобретение относится к учебно-тренировочным средствам, предназначенным для обучения стрельбе личного состава подразделений наземной артиллерии. .

Изобретение относится к средствам имитации воздушной обстановки, в частности к стационарным универсальным имитаторам воздушных целей. .

Изобретение относится к средствам для обучения и тренировки в прицеливании и стрельбе. .

Изобретение относится к средствам обучения экипажей бронетанковой техники и вооружения, расчетов артиллерийских орудий и другого вооружения при стрельбе по различным целям.

Изобретение относится к средствам обучения личного состава подразделений наземной артиллерии и предназначено для создания и управления мишенной обстановкой в закрытых помещениях при проведении артиллерийско-стрелковых тренировок на имитационных средствах.

Изобретение относится к средствам обучения стрелка стрельбе по нескольким движущимся целям, например танкам. .
Изобретение относится к спорту и может быть использовано при тренировке скоростной или скорострельной стрельбы

Изобретение относится к средствам обучения и тренировки операторов высокоточного оружия стрельбе управляемыми снарядами и ракетами

Изобретение относится к лазерным учебно-тренировочным средствам и может быть использовано для имитации стрельбы из стрелкового оружия при тактических учениях по целям и для отработки навыков прицеливания
Изобретение относится к способам обучения операторов танкового вооружения стрельбе управляемыми снарядами
Изобретение относится к способам обучения операторов высокоточного оружия стрельбе
Изобретение относится к военной области, в частности к способам обучения операторов танкового вооружения с управляемыми снарядами и ракетами

Изобретение относится к тренажерам для обучения и тренировки операторов переносных зенитных ракетных комплексов

Изобретение относится к средствам для обучения, тренировки и контроля процесса прицеливания. Стрелковый тренажер содержит оружие, формирователь изображения мишени, формирователь изображения прорези прицела, формирователь изображения мушки, установленный на шарнире, проекционное устройство, нижний и верхний поводки, установленные на шарнире, водило, экран, установленный на оружии. Предплечник выполнен в виде съемного соединительного устройства, закрепляемого на предплечье стрелка. Поводки с шарниром установлены на основании тренажера и соединены между собой устройством для измерения углов установки нижнего поводка, с выполненным на нем гибким, упругим элементом и контактным элементом. Последний взаимодействует с предплечьем стрелка через соединительное устройство. Верхний поводок, с установленным на конце водилом, проходит под шарниром формирователя изображения мушки, выполненного в виде двухплечего рычага. Первое плечо рычага взаимодействует с водилом, а на конце второго плеча установлен непрозрачный экран по форме мушки. Техническим результатом изобретения является развитие навыка правильного зрительного восприятия прицельных приспособлений и мишени и точности прицеливания. 3 з.п. ф-лы, 21 ил.

Изобретение относится к техническим средствам обучения и тренировки стрелков-зенитчиков переносных зенитных ракетных комплексов (ПЗРК). Учебно-тренировочный комплект содержит изделие тренировочно-практическое, представляющее собой пусковую трубу, в которой установлен имитатор ракеты; механизм тренировочно-практический, механизм учебный, прибор контроля, источник питания, двигатель стартовый, имитатор двигателя стартового, блок контроля, зарядное устройство и комплект кабелей. Имитатор ракеты имеет ступенчатое осевое отверстие на заднем торце. На передних торцах двигателя стартового и имитатора стартового двигателя осесимметрично закреплены разрезные четырехсекторные держатели гарпунного типа, выполненные из полиамида, с пружинной вставкой из углеродистой закаленной стали. Источник питания включает в себя никель-металлогидридные аккумуляторные батареи, а на зарядном устройстве установлен разъем для подключения кабеля источника питания. Техническим результатом изобретения является повышение эффективности и безопасности учебного процесса. 2 ил.
Изобретение относится к области спортивных высших достижений и может быть использовано при подготовке стрелков преимущественно в биатлоне. Способ обучения стрельбе при переменном ветре осуществляют с использованием компьютерного комплекса. После эталонного прицеливания наводку ствола винтовки и последующую юстировку сбивают. Затем осваивают стрельбу в центр мишени для достижения наибольшей кучности, осуществляют прицеливание с далеким выносом, соответствующим сильному ветру, и в завершение со средним выносом, что соответствует слабому ветру. Оценивают результат выстрела, выявляют ошибки, допущенные в процессе прицеливания и обработки спуска, и наглядно предоставляют об этом информацию стрелку. Обеспечивается освоение в кратчайшие сроки навыков точного прицеливания в зависимости от силы ветра и его направления.
Наверх